>Алимова балка
Алимова балка.
Сегодняшнее наше путешествие будет посвящено одному из красивых и загадочных мест Юго-Западного Крыма – природной балки левого берега реки Кача, известной под названием Алимова.
Попадаем к балке по дороге расположенной в каньоне реки Качи, прорезающей Внутреннюю гряду Крымских гор.
Эта дорога ведет в села Машино, Верхоречье, Синапное, где находятся остатки средневековых храмов и старых кладбищ.
Дорога проходит мимо Качинского навеса, грота с петроглифами Таш-Аир, пещерного города Качи-Кальен.
Немного дальше расположены еще два пещерных города – Кыз-Кермен и Тепе-Кермен.
В месте наибольшего сближения скал Качинский каньон становиться узким и живописным.
Здесь с севера над дорогой нависают скалы Качи-Кальона,
на юге — за речкой, между горой Кызыл-Бурун (скалы Ступа) и скалами Бурун-Кая, на противоположной от Качи-Кальона стороне долины и находится заросшая лесом расщелина Алимовой балки.
Современные путеводители рекомендуют несколько вариантов переправы через текущую Качу – по мосту в Баштановке, по конструкциям гидропоста, некоторые экстремалы переправляются вброд.
Я выбрал средний вариант – по стволу поваленного дерева, а обратно вернулся по уже упомянутому гидросооружению.
Вид из Алимовой балки на Качи-Кальон.
Справа — Бурун-Кая (он же Кале-Бурун тюрк. мыс-крепость) с исаром и поселением на его кромке, слева (и под ногами) — Кызыл-Бурун.
Из-за Качи-Кальона виднеется макушка Тепе-Кермена.
Название балки, по-видимому, связано с разбойником Алимом. И сама балка получила свое название благодаря легендарному местному Робин Гуду, по имени Алим. Говорят, он скрывался в этой балке, и обнаружить его никто не мог. (Но все таки за грабежи и разбой он был осужден и отправлен на каторгу в 1850 году).
Недалеко от родника находится пещера Алима, в которой он по преданию хранил награбленное добро. Вход в пещеру в настоящее время замурован, в виду того, что в ней часто пропадали люди.
Местные старики рассказывали легенду, будто в пещере поселился дух Алима — крымскотатарского Робин Гуда. И будто бы пройти ущелье спокойно может только честный и смелый человек.
Но пришло время и нам пройтись по балке. Протяженность ее — 3, 2 км, ширина в устье — около 320 м.
Подъем в балку начинается по древней вьючной дороге по правому склону Алимовой балки. Со стороны русла можно видеть остатки средневековых крепид.
Местами, в каменной постели дороги, заметны колеи выбитые колесами повозок.
Эта дорога соединяла деревню Пычки (нынешнюю Баштановку) в долине Качи и поселения долины реки Бельбек.
Также эта дорога служила подъездным путем к укреплению-исару на мысу Бурун-Кая.
После недолгого подъема дорогу перегораживает расколотый на две части большой камень — Язлы-Таш (аналогичный камень у южнобережного поселка Никита упоминал Кеппен), названный так из-за символов вырезанных на его боку (Язлы-Таш — камень с надписями, тюрк или другое название, Тамга-Таш. – «камень с тамгами»). Громадный, расколотый пополам еще в древности каменный блок возлежит практически поперек дороги.
На нем вырезаны древние знаки, «тамги». С глубокой древности до XIX века сюда тайком приходило местное население и поклонялось ему, как очень важному божеству. Об этом писал в конце 19 века В. Кондараки — известный краевед своего времени. Также существует мнение, что Язлы-Таш — упавший менгир.
Изучением наскальных изображений Алимовой балки в 80-х годах прошлого века занимался крымский археолог А.А.Щепинский. О давности этих петроглифов говорит покрывающий их толстый слой лишайника. Лучше всего сохранились знаки на северной части камня. Знаки южной стороны более старые, потому и видны куда хуже. А. Щепинский, изучавший памятники Алимовой балки, насчитал в общей сложности 8 знаков. Все они сконцентрированы на узкой, обращенной к дороге части камня.
Таинственные вырубки – это тамги – родовые или племенные знаки, широко распространенные у тюркских и иранских народов. По мнению Щепинского, камень выполнял функцию придорожного святилища. У некоторых народов долгое время сохранялась традиция наносить свои тамги на камни, стоящие на перекрестках дорог. Это делалось при возвращении из дальнего пути. Подобные знаки встречаются в Причерноморье у скифов и сарматов, в Восточной Европе окончательно оформились, как символы принадлежности или собственности, во время Золотой Орды. Позже сохранились преимущественно у тюркских народов.
В верховьях балки, там где она разделяется на два менее глубоких оврага: Биринджи и Экинджи видна скала Алим-Айдамах-Кая.
Под ней виден грот – это так называемый Алимов навес.
В центральной части навеса — видна верхняя часть засыпанного грота. Это просторный, длиной не менее 50м и глубиной 15 м скальный навес. Его уютные своды показались привлекательными древним людям.
В начале 50-х годов здесь были произведены раскопки стоянки эпохи каменного века (VII-VI тысячелетие до( н. э.). Археологи обнаружили здесь 4 мезолитических слоя. Выше них была найдена керамика и кремневые изделия эпохи раннего энеолита (конец 4-начало 3 тысячелетия до н.э., ранние кемиобинцы), а также отдельные находки таврского и средневекового времени. Однако, последние столь малочисленны, что не позволяют говорить о постоянном использовании навеса в эти эпохи.
В процессе раскопок было обнаружено большое количество костей одомашненной свиньи. Этот дало ученым основание полагать, что стоянка под Алимовым навесом была одним из центров свиноводства мезолита — каменного века. Все это было примерно в 7-6 тысячелетии до новой эры.
Немного дальше от грота выше по оврагу Биринджи находится родник Нижний Качидже, он же Алим-Коба-Чокрак.
Напротив источника, обрушившиеся части правой стены ущелья образовали живописные обвальные каньоны, колодцы и пещеры.
В 1983-84 годах известный крымский археолог А. Щепинский вместе с группой научных работников и помогавших им школьников из археологического кружка, тщательно обследовал все скальные стенки Алимоваа урочища. В результате этой кропотливой работы было обнаружено несколько интересных памятников, в том числе уникальные древние рисунки, нанесенные охрой. Петроглифы находятся у подножья одного из скальных обрывов, где на сравнительно небольшой площади было обнаружено три группы рисунков.
Все три группы петроглифов, расположены на сравнительно небольшом расстоянии друг от друга и, возможно, являлись частями единого пиктографического комплекса, наподобие панно Таш-Аира.
Разобрать, что было изображено на рисунках первой группы очень сложно. Краска их, хоть и хорошо сохранила свою яркость, во многих местах осыпалась, оставив на скале лишь невразумительные фрагменты. Слева — какая-то криволинейная фигура, не то солярный знак, не то план какой-то постройки, справа — остатки изображения человека. Ясно видны ноги и нижняя часть юбки. Что было изображено выше человека, вообще, непонятно.
Краска рисунков второй группы выцвела настолько, что они едва заметны, но зато у изображений четкие контуры, позволяющие различить всадника на коротконогой, длинноухой лошаденке и нескольких мужчин с невероятно длинными руками и короткими ногами, а может просто одетых в балахоны с рукавами до земли.
Третья группа изображает двух женщин с пышными прическами, исполняющих ритуальный танец. Рядом – странная и довольно схематично изображенная фигура.
Рисунки Алимовой балки имеют много сходного с петроглифами Таш-Аира.
Их возраст около 4 тыс. лет. И те и другие создавались представителями одной культурной общности – кемиобинцами, населявшими крымские земли в конце 3 – начале 2 тысячелетия до н.э.
На мысу над Алимовым навесом находятся остатки укрепления под названием Качи-Дже.
Под ним внизу в овраге в давние времена скала треснула, образовав сквозную щель, и сегодня можно пробраться из Биринджи в Экинджи сквозь камень.
Внутри трещины по стенам взбирается на многометровую высоту старинный вечнозеленый плющ.
Каменные поверхности укрыты мхом и плесенью: черной и зеленой, внизу зеленеют папоротники очень древнего вида.
Если выбраться из балки на плато, то в лесу можно обнаружить таврские погребальные ящики и остатки древней каменной кладки.
Этот комплекс, сейчас насчитывающий меньше десяти погребальных сооружений, расположен на Кызыл-Бурун, непосредственно над источником Качи — дже.
Ящики, изначально представляющие собой четыре вертикальных плиты перекрытые пятой, сохранились плохо.
Немного дальше от таврских ящиков на самом кончике мыса Кызыл-Бурун у западного склона Алимовой балки видны следы средневековых поселений: выемки, углубления.
Кое-где можно видны следы керамики.
Многие маги, чародеи, экстрасенсы, биоэнергетики и прочие приверженцы эзотерических учений говорят, что Алимова балка является сильным энергетическим местом для пополнения духовных сил.
Призрак Алимовой балки
При написании использовались ресурсы сети Интернет.
Также об Алимовой балке можно прочесть на сайте Дороги Новороссии
и сайте Путеводитель по Крыму Татьяны Головиной
———————————————————————————————————————————————————————————
Знакомясь с многочисленными природными и историческими памятниками Крыма стоит выбирать наилучшие места для пополнения своих сил. И как нельзя лучше для этой цели подходит самая середина Южного берега Крыма — прибрежная Алупка. Приглашаю Вас остановиться на отдых в комфортабельных номерах, расположенных у парковой зоны этого живописнейшего места Черноморского побережья.