Храм и некрополь при бывшей деревне Ауджикой
.
Двигаясь от села Улу-Сала (современное название Синапное) к плотине Загорского водохранилища, на левом берегу реки Кача можно увидеть на покрытом лесом холме белеющую каменную постройку — это здание старого храма Святого Сергия.
Пересекаем вброд Качу, воды которой зажаты уже упомянутой плотиной, построенной в 70 годы прошлого века, и сейчас не спеша текут по долине, что бы около Севастополя влиться в Черное море.
Но раньше горная река обладала свирепым нравом, чему свидетельствуют многометровые обрывистые берега.
Продолжая движение сходим с грунтовой дороги которая ведет вверх в горы по направлению к бывшей деревни Лака и дальше к Керменчику, пересекаем небольшое поле и по тропинке поднимаемся на холм под названием Бастан-тепе.
Это урочище называется Чингине-малины, и раньше здесь располагались два кладбища — нижнее татарское и верхнее — христианское, которое называли Урум-мезарлык (т.е. греческое кладбище) с остатками храма.
В 19 веке от средневекового храма сохранялись развалины фундамента размерами 9,6 х 3 25 м с полукруглой апсидой. Сохранившееся название в честь Святого Сергия.
В конце того же века, точнее в 1898 году, на собранные местным населением деньги был построен новый храм на остатках предыдущего и освящен в честь Пресвятой Богородицы.
Церковь ориентирована на восток. Пропорции храма сбалансированы по модулю — византийскому футу.
Апсида, полукруглая снаружи и изнутри, далеко выступает за контуры стен.
Тип однокамерного церковного здания, как крайне упрощенный вариант купольной однонефной базилики со сводчатым перекрытием и размером, приведенным к 1/6 100 футов, т.е. к 5 метрам, был доминирующим в народном течении культового зодчества Греции. Таков и этот храм.
Дверной проем в западной стене обрамлен по периметру орнаментом в виде меандра.
Над входом под тимпаном латинский крест на шлемовидном основании, а также греческие надписи.
Надписи есть также в нижней части портала. Одна из них гласит: «Омой прегрешения, не только лицо», на другой — имя «Иоанн Пузакидис». Может быть, это человек, чьими стараниями была перестроена старая церковь.
После войны в храме Божьем устроили казарму. Поэтому храм Пресвятой Богородицы сохранился лучше других церквей Качинской долины.
Целы не только стены и крыша, пол, но и железные прутья на окнах.
От татарского кладбища к нашему времени следов не осталось, а вот на христианском кладбище захоронения производят и сегодня.
От средневековья сохранилось свыше 200 памятников разнообразных форм, одни в виде пробок, другие в виде однорогих прямоугольных плит, некоторые ступенчатые, с изображением разных эмблем — молотка наковальни, двухлезвенного топора, пастушеского посоха и др.
На лицевой стороне одной плиты высечена розетка, а на нею наковальня и молот: в передней части вырублена ниша, справа от нее четырехконечный крест, а слева — квадратное углубление.
На одной из плит, на передней ее части надпись: «Упокоился раб Божий Федор чтец Лета 1577».
Вид на Улу-Сала
и урочище Охотничье
В лесу близ поселения Улу-Сала имелись развалины по крайней мере трех храмов с кладбищами при них. И сейчас можно кое-где наткнуться на современные кресты.
или старинные развалины.
Место где находился поселок Ауджикой
Дальше путь следует по долине реки Кача в направлении к селу Бия-Сала (Верхоречье), где ждет встреча еще с одним средневековым храмом и наиболее впечатляющим старым кладбищем Горного Крыма.
Р.S.
Кое-где видны следы от узкоколейной железной дороги построенной в годы гражданской войны от станции Сирень до Бешуйских копий.
———————————————————————————————————————————————————————————
Использованы материалы:
Н.И. Репников. Материалы к археологической карте Юго-Западного нагорья Крыма.
А.И. Маркевич. Памятники христианства в окрестностях Бахчисарая и Карасубазара.
В. В. Латышев. Новые христианские надписи из Крыма
П.И. Кеппен. Крымский сборник.
———————————————————————————————————————————————————————————