Таинственные граффити храма деревни Шуры

  

——————————————————————————————————————————————————————————–

 

 

——————————————————————————————————————————————————————————–

В 19 веке в стене одного из полузаброшенных средневековых храмов Горного Крыма была обнаружена следующая надпись: “Возобновлен храм Божий архангелов Михаила и Гавриила лета 7102 месяца Апреля”, что в переводе на современное летоисчисление означало 1593 год. Таким образом было установлено местоположение одного из четырех христианских храмов, которым полагалась выдача милостыни согласно жалованной грамоты московского царя Бориса Годунова и царевича Феодора от 1598 года.

 

 

 

В конце 16 века находящееся под вассальной зависимостью от Османской Порты Крымское ханство все еще пребыло на пике своего могущества. Несмотря по неудачную для татар Молодинскую битву 1572 года, когда под Москвой были разбиты объединенные отряды крымских, турецких и ногайских войск под предводительством крымского хана Девлета I Гирея, тем не менее почти каждый год совершались новые набеги на русские земли.

 

И лишь при правлении московского царя Бориса Годунова удалось военным и дипломатическим путями на несколько лет приостановить подобные нашествия, когда в 1598 году был подписан мирный договор между Москвой и Крымским ханством, возглавляемым в то время ханом Газы Вторым Гираем.

 

 

Граффити архангельского храма Шуры

 

Именно тогда и была выписана московским правительством жалованная грамота крымским христианам, согласно которой: “ на три года на храм послать двадцать два рубля с полтиной“. Что бы понять покупную способность в качестве примера можно назвать, что: “на 1 копейку можно было купить либо курицу, либо целый воз огурцов. Хороший плотник зарабатывал 1 копейку в день, а корова, кормилица крестьянской семьи, стоила тогда 80 копеек.”

 

Один из получивший царскую милостыню храм Архангелов Михаила и Гавриила находился в тогдашней деревне Шуры, что расположена на правом берегу долины реки Кача. В ближайшем окружении лежит город Бахчисарай, где в те времена находилась ставка крымского хана. А прибывающие к ханскому двору московские послы размещались согласно некоторых данных первоначально именно в деревне Шуры, и лишь позже перебрались в деревню Биюк-Яшлав.

 

 

 

 

Панорама Качинской долины в районе деревни Шуры (Кудрино)

 

Таким образом становится понятен выбор местоположения пожалованного храма архангелов Михаила и Гавриила, ведь членам русского посольства было удобно добираться до находящегося по соседству храма, да и находящемуся рядом православному духовенству было легче выпросить для себя жалование, чем расположенному на значительном удалении, где-то в глубине гор.

 

Шуры

 

Старая литография Шурю

 

Такая опека со стороны московского правительства над православным духовенством Крыма имела несколько целей. В первую очередь конечно для оказания влияния на местное население, которое будучи жителями Крымского ханства по большей своей части оставались христианами. Кроме того, в ходе вышеупомянутых набегов захватывалось большое количество православных невольников, часть из которых оставалась в Крыму и иной раз даже могли вновь обрести свободу. Вот для духовной поддержки этих верующих и возобновлены некоторые старые христианские храмы, в том числе и в деревне Шуры.

 

 

 

Позже материальная поддержка была продолжена в том числе и для некоторого сдерживания ползучей исламизации населения, особо усилившейся в 17-18 веках под влиянием Турции. Также не исключен вариант и дипломатического воздействия на крымско-татарских влиятельных беев, входивших в состав Дивана, и даже некая шпионская миссия. Так при храме могли собираться сведения о настроениях местного населения, о готовящихся новых набегах, а местоположение Шурынского храма на основной дороге, связывающей Центральный и Предгорный Крым с Южнобережьем (которое входило в состав турецких владений) могло способствовать узнаванию османских намерений.

 

 

 

Что же касается истории самого храма, то первоначально построен он был скорее всего в первой половине 14 века по указанию правителя княжества Феодоро, в земли которого входило и поселение Шуры. Как и соседний храм в деревне Бия-Сала, этот также располагался на границе Мангупского и Кырк-Оркского княжеств, и служил неким символом, ограничивающим дальнейший доступ татарам. Одним из подтверждающих столь давнюю дату фактом является находка в основании кладки южной стены части вмурованного в неё надгробия с высеченным крестом и надписью, гласящей: “Почила раба божия Калана месяца августа 25 лета 6838“, то есть 1328 года.

 

 

Шуры

 

Несмотря на некоторые спорные возражения, все же можно остановиться на этой дате. После захвата Крыма турками в 1475 году храм постепенно ветшает, и только в 1594 году перестраивается, на этот раз милостынею русских посольств.

 

Дальнейшая судьба храма неразрывно связана с судьбами жителей деревни Шуры – крымскими греками. До момента выселения греков из Крыма в 1778 году храм функционировал и поддерживался помощью Москвы. Но после того как А.В. Суворов вывел в том числе из Шуры 151 -го грека-христианина храм начал постепенно приходить в упадок, хотя первые годы после выселения службы в нем еще продолжались, видимо кому-то удалось избежать участи переселенца.

 

 

Граффити архангельского храма Шуры

 

Но время шло, храм все меньше и меньше посещался прихожанами, пока его единственными посетителями не стала изредка забредающая к нему любопытствующая публика, желающая оставить надпись на постепенно разрушающихся церковных стенах.

 

 

Шуры

 

——————————————————————————————————————————————————————————–

Давайте более внимательно рассмотрим такие надписи и узнаем, что думают о них исследователи крымских древностей.

 

Первой является вышеупомянутая надпись, снятая с могилы и вмонтированная в южную наружную стену храма. Буквы крупные, но неровные, прекрасно сохранились. Но по мнению Бертье-Делагарда надпись “омерзительно писана, часть внизу слева писана как будто другою рукою, буквы мельче”. Эта надпись сообщает в честь каких святых сооружен был Шурский храм, и дату его возобновления. Вот её эстампаж:

 

 

Шуры

 

И перевод: “Возобновлен храм Божий архангелов Михаила и Гавриила лета 7102 (1593 или 1594 от Р.Х.), месяца апреля.”

 

Рядом находится следующая надпись, по которой и датируют период строительства храма.

 

 

Бия-Сала

 

“Почила раба Божия Калана месяца Августа 25, лета 6836″, что соответствует 1328-му году. Вполне возможно, что надгробие было взято с расположенного рядом кладбища и вмонтировано в стену при реконструкции храма.

 

Около входа находится загадочная монограмма, смысл которой до сих пор остается не разгаданным.

 

 

Шуры

 

 

Граффити архангельского храма Шуры

 

Здесь же можно увидеть еще одно подобное изображение, значение которого также таинственно.

 

 

Шуры

 

 

Граффити архангельского храма Шуры

 

Внутри храма в стену над полом вставлен продолговатый четырехугольный камень, весь покрытый греческими письменами. Они были небрежно процарапаны каким-то острым инструментом.

 

 

Шуры

 

По мнению исследователей эти надписи выполнены разными почерками и представляют собой надписи “на память” различных посетителей этой церкви. Те, которые сохранились, датируются 2 половиной 17 – началом 18 веков. Особо выделяется посетитель, дважды отметившийся на камне в 1717 году и оставивший здесь свои инициалы П.П.А.

 

Кроме надписей, стены храма покрыты многочисленными и разнообразными крестами. Так например видели их в конце 19 века:

 

 

Шуры

 

 

Шуры

 

А это их современные фотографии:

 

 

Граффити архангельского храма Шуры

 

 

Граффити архангельского храма Шуры

 

 

Граффити архангельского храма Шуры

 

Прорисовка обнаруженных в храме старинных надписей:

 

 

Граффити архангельского храма Шуры

 

Внутри стены храма покрыты множеством не менее загадочных надписей, ждущих своей расшифровки.

 

 

Граффити архангельского храма Шуры

 

 

Граффити архангельского храма Шуры

 

 

Граффити архангельского храма Шуры

 

——————————————————————————————————————————————————————————–

Несмотря на свою заброшенность, храм имеет сравнительно хорошую сохранность по сравнению с другими, давно исчезнувшими средневековыми христианскими храмами юго-западного Крыма.

 

 

 

В своей основе он представляет собой ориентированную в восточном направлении одноапсидную базилику со стенами сложенными из сборных тесанных камней на два ската. В настоящее время стены сохранились хорошо, но вот крыша полностью обвалилась.

 

 

Граффити архангельского храма Шуры

 

Вызывают интерес окна, выполненные в форме бойниц. Возможно, что они были устроены архипелажными греками из Балаклавского батальона, которых российское правительство расселяло по небольшим селениям Крыма с целью контроля за местным татарским населением. Подобные формы окон-бойниц можно встретить в Греции, откуда они и были, по-видимому, позаимствованы в Крым.

 

 

Граффити архангельского храма Шуры

 

В те времена каменный храм являлся основным сооружениям селения и в случае внезапного нападения его стены служили последней защитой от неприятеля. Например, можно вспомнить о трагическом Ялтинском бое, когда не желающие сдаваться на милость турок защитники селения приняли свой последний бой в подобном храме.

 

 

Граффити архангельского храма Шуры

 

Также хорошо сохранилась внутренняя часть апсиды, с устроенным в ней окном. Алтарь в бытность храма отделялся деревянным иконостасом, а перед апсидой был устроен престол, от которого до недавна сохранялась гранная колонка, поддерживающая престольную доску.

 

 

 

В северной стене алтаря устроена стрельчатая ниша – “жертвенник”.

 

Граффити архангельского храма Шуры

 

Над входом уцелел фрагмент деревянной балки, служащий перекрытием.

 

 

Граффити архангельского храма Шуры

 

Архангельский храм представляет собой типичное церковное строение, именно такие небольшие храмы возводились в горных селениях Крыма.

 

——————————————————————————————————————————————————————————–

К сожалению, происходит постепенное разрушение этого уникального памятника средневекового Крыма. Так некоторое время назад обрушилась наружная часть апсиды. Вот такой вид у нее был в начале 2012 года, но теперь все это пребывает в развале.

 

 

 

На специализированный форумах в интернете одно время было живое обсуждение данной проблемы, но к сожалению, воз и ныне там. Так что в недалеком будущем есть опасность полностью потерять этот средневековый памятник Горного Крыма.

 

 

Граффити архангельского храма Шуры

 

Однако не будем о грустном, а лучше пройдемся по окружающему храм кладбищу и осмотрим сохранившиеся на нём старинные надгробия.

 

——————————————————————————————————————————————————————————–

Использованы материалы:

Н.Л. Бертье-Делагард “Керменчик (Крымская глушь)”
Н.И. Репников. “Материалы к археологической карте Юго-Западного нагорья Крыма”
А.И. Маркевич. “Памятники христианства в окрестностях Бахчисарая и Карасубазара”
В. В. Латышев. “Новые христианские надписи из Крыма”
Ресурсы Интернет.

——————————————————————————————————————————————————————————–

Если Вам понравился материал этой статьи, то Вы можете помочь блогу Исары Горного Крыма, а мы со своей стороны обещаем новые увлекательные материалы по истории Крыма и Лукоморья.

 

——————————————————————————————————————————————————————————–

1

  • Спасибо, Вадим! Как еще раз там побывал. Правда летом там повеселее.

    Одинокий волк 10.Фев.2012 15:39

Ваш отзыв

Statistical data collected by Statpress SEOlution (blogcraft).