Пещерный город Кыз-Кермен
Сегодня мы с Вами посетим один из так называемых пещерных городов Крыма – Кыз-Кермен.
Он находится в Качинской долине, что в 7 км к юго-востоку от Бахчисарая, недалеко от села Машино. Здесь вдоль правого борта долины реки Кача протянулся ряд гор-останцов с плоскими, столообразными вершинами и обрывистыми склонами.
Пещерный город Кыз-Кермен расположен недалеко от других пещерных городов, Тепе-Кермена и Чуфут-Кале.
Кыз-Кермен расположен на оконечности мыса Кыз-Куле Бурун.
Кыз-Керменское плато похоже на длинный язык с острым кончиком, выдвинутый в сторону Качинской долины. С трёх сторон городище ограничено отвесными обрывами, а с севера соединено с плато перешейком.
Отвесные обрывы, сложенные мшанковыми известняками, достигают высоты 40 м. Ниже них широким конусом расходятся пологие мергелистые склоны.
Между восточными склонами Кыз-Кермена и соседней горой Тепе-Кермен лежит глубокая балка Донузлав-Дере, в которой видны ангары расположенной там воинской части.
С противоположной западной стороны находится балка Кая-Арасы, отделяющая Кыз –Кермен от соседнего пещерного города Качи-Кальона.
Когда-то здесь проходила колёсная дорога, по которой и сейчас можно добраться до Бахчисарая. Эта грунтовая дорога проходит мимо источника Юсуф-Чокрак, который вытекает у подножья горы Бешик-Тау. Много веков назад этим же путем двигались к воротам города груженые поклажей ослики, торговцы со своим товаром, крестьяне, возвращавшиеся с виноградников. С крайней точки мыса Кыз-Куле-Бурун, с юга бывшего города, открывается панорама на долину реки Кача.
По своей планировке Кыз-Кермен является мысовым укреплением длиной свыше 1 км, наибольшая ширина порядка 250 м, площадь поселения составляет более 70 га. В самом узком месте ширина которого составляет всего 130 метров была устроена оборонительная стена.
С западной стороны есть место, где высота обрыва сильно уменьшается и поэтому там были устроены главные ворота города.
До наших дней сохранилась вырубленная в скале старая лестница которая заканчивается углублением для ворот, по ней древние обитатели поднимались на плато.
Немного ниже её — так называемый Большой грот с тремя искусственными резервуарами для воды. В одном из них собирается прозрачная и холодная родниковая вода, сочащаяся из трещины в известняке.
С севера Кыз-Кермен был защищен от нападения стеной. Ранние крепостные стены датируются IV-III вв. Археологи раскопали древний участок стены. Кладка выполненная из правильных известняковых блоков-квадров очень напоминает херсонесскую, и, возможно, возводилась при участии тамошних специалистов.
Позже оборонительная стена была перестроена, возможно первоначально она разрушилась вследствие случившегося землетрясения или военных действий. Эта новая стена была построена в VIII—IX веках на остатках предыдущей. В восточной оконечности стены были устроены уже упомянутые ворота. В стене были построены две полукруглые башни, а с внутренней стороны насыпан вал из земли и камней. Общая толщина получившегося сооружения достигала 6-8 м.
Во время раскопок археологи обнаружили в центре в кладке стены погребение ребенка с горшочком для напутственной пищи. Вероятно, при ремонте участка стены, разрушенного землетрясением, здесь было совершено человеческое жертвоприношение. Поверье, будто души людей, замурованных в крепостных стенах, становятся хранителями близлежащих территорий, было широко распространено в средние века и в восточных, и в европейских странах.
На плато сохранились остатки оборонительной стены, башен, жилых усадеб, ныне представляющие собой кучи камней и грунта.
Дома кыз-керменцев сложены были из бутового камня на глине. Жилища состояли из 2-х, реже из 3-х помещений, как правило, с глинобитными полами, иногда полом служила скала.
Кровля была земляная, иногда черепичная. Во дворе усадьбы располагались сараи для животных, для хранения припасов и воды. На самом краю обрыва находилось хозяйство винодела — видны остатки четырех высеченных в скале виноградодавилен. Еще одна, хорошо сохранившаяся, зачищена в центральной части городища.
Южная часть городища, ныне густо заросшая лесом, оставалась незастроенной. Обширная территория, отделенная от города внутренней стеной, в мирное время служила местом стоянки караванов и рыночной площадью, а в военное — местом загона для скота и укрытия жителей окрестных сел, спасавшихся со своим имуществом от вражеских нападений.
Итак, Кыз-Кермен — место заселенное с достаточно древних времен. Этому способствовало его удачное расположение на перекрестке торговых путей: из Диких степей к Херсонесу и по Качинской долине через перевалы к Алустону. Первыми здесь располагались скифы — на значительном пространстве выявлены следы позднескифского селища, существовавшего, вероятно, в I в. до н.э. — IIIв. н.э. Ниже поселения, рядом с гротом, сохранился комплекс тарапанов (винодавилен).
Другое поселение, более позднего времени, находилось южнее, в пределах участка, отгороженного оборонительной стеной. Оно было основано хазарами. Возникло поселение в 70-80 годах 8 века и просуществовало до конца 9 века. Этот средневековый Кыз-Кермен, очевидно, представлял собой поселение предгородского типа, также продолжившее свое существование на оживленном перекрестке дорог, соединявших Херсонес, Южный берег Крыма, предгорье, степь.
Всё же не став настоящим городом, он прекращает свое существование во второй половине IX века. После учреждения в Крыму Херсонской фемы — военно-административного округа Византийской империи — городище Кыз-Кермен утратило свое прежнее стратегическое значение, поэтому было навсегда покинуто жителями. Тогда же, в 3 км к северу от заброшенного Кыз-Кермена, появляется новое укрепленное поселение — Чуфут-Кале, просуществовавшее с IX до середины XIX века.
В конце концов здесь остался всего один храм, в котором проводились службы вплоть до захвата Крыма турками в 1475м году.
Археологи раскопали 7 усадебных комплексов. Жилища были построены из бутового камня, скреплённого глиной. Одно из них, наиболее крупный, вероятно, принадлежал какому-то местному правителю.
Число обитателей средневекового Кыз-Кермена было незначительным. По оценкам одних специалистов всего лишь около сотни человек, по оценкам других – и того меньше – 60-70 человек.
Как и в других средневековых крымских городах, в Кыз-Кермене интенсивно развивалось виноделие. Комплекс из 4 винодавилен-тарапанов найден в восточной части плато. Поскольку тарапаны располагались вдали от жилых построек, археологи предположили, что это была общественная винодавильня. Индивидуальные тарапаны тоже имелись. По крайней мере, на территории одной из усадеб найден такой частнособственнический тарапан.
Также при раскопках Кыз-Кермена собрана большая коллекция различных изделий (посуда, орудия труда, украшения), рассказывающих о занятиях, повседневной жизни их владельцев. Находки железных крестов, других предметов христианского культа позволяют предположить, что одна из усадеб принадлежала духовному лицу.
Есть на Кыз-Кермене искусственные пещеры (их всего три), обнаружить которые совсем не просто, а посещение их потребует определенной смелости, даже риска. Наиболее интересная пещера расположена внутри восточного обрыва мыса, туда можно спуститься по узким подрубкам для деревянной лесенки, примыкавшей когда-то к плоскости обрыва. Поверхность стен тщательно обработана зубаткой, в южной и западной — вырублены лежанки. На полу у входа выдолблена ямка для очага с сильно закопченным окошком-дымоходом. Внутри северной стены высечены две разновеликие ниши, вероятно, для икон, рядом — миниатюрное углубление для светильника. Меньшая, культовая, часть отделялась до середины высоты помещения деревянной перегородкой, об этом свидетельствуют вертикальные пазы западной и восточной стен. По интерьеру эта пещера напоминает монастырские кельи и, возможно, являлась прибежищем отшельника. спрятавшегося от суетного мира на кромке скалы в прохладной келье в видом на Тепе-Кермен.
На южной окраине поселения Кыз-Кермен, внутри восточного обрыва, обнаружена небольшая труднодоступная дозорная пещера.
Под покровом зарослей небольшой усадьбы скрывается напоминающая шахту вертикальная полость глубиной около 2 м. Сверху туда можно проникнуть через узкий люк. Пещера имела хозяйственное назначение и, возможно, использовалась для сбора воды.
Существует не одно объяснение названия Кыз-Кермен (перевод с крымскотатарского — Девичья крепость). ». Ученые полагают, что это искаженное «Коз-Кермен» — дозорная крепость. Руины средневековых укреплений, расположенных на возвышенных местах, воспринимались крымскими татарами как дозорные пункты древних обитателей Крыма. Дозорные (Коз) легко перешли в Девичьи (Кыз), что способствовало рождению романтических легенд.
Одно предание повествует о бросившихся с обрыва пленницах, возможно, монахинях. Другая легенда рассказывает о правительнице города, заколовшей в порыве гнева своего жениха и погибшей от рук сопровождавшей его стражи.
Давно это было… Тогда Кыз-Кермен был хорошо укрепленным торговым городом. Правил им князь, которому во всем помогала удивительной красоты дочь. Однако князь соседнего Тепе-Кермена со своей воинственной дружиной никому не давал покоя, и Кыз-Кермену они непрестанно чинили обиды, разбойничали в окрестных долинах, грабили торговые караваны и во что бы то ни стало хотели покорить жителей города. Поселилась вражда между соседями, а она порождает смерть, горькие слезы, гибнут поля, нет торговли. «Необходим мир, надо растить хлеб и детей, пусть восторжествует любовь», — так думали мудрые старейшины. И решили они поженить дочь князя и наследника замка Тепе-Кермена. Молодые согласились, но перед самой свадьбой затеяли спор: молодой князь потребовал, чтобы невеста пришла в его замок, однако красавица была горда и считала, что вначале князь должен явиться к ней. Что делать? Порешили на том, что через ущелье, разделяющее Кыз-Кермен и Тепе-Кермен, надо соорудить мост. Пусть молодые встретятся его середине, чтобы никому не было обидно. Как решили, так и сделали. Настал день свадьбы. Нарядные и красивые молодые в сопровождении свиты вступили на мост и направились навстречу друг другу. Но что будешь делать! Дойдя до середины моста, девушка, вспомнив старые обиды, выхватила кинжал и убила жениха. От меча дружинника князя погибла и девушка… Вновь разгорелась вражда между соседями. Возведенный ими мост рухнул. Посмотри, огромные камни, из которых его возводили, и сейчас лежат по всему ущелья, разделяющего оба города.
Относительно этнической принадлежности обитателей позднего Кыз-Кермена, единого мнения у ученых нет. Известный исследжователь пещерных городов Ю. М. Могаричев считает, что это были прибывшие в 8 веке в Крым хазары, другие исследователи относят жителей города к смешанному крымскому этносу – потомкам скифов, сарматов, аланов.
Более подробно ознакомиться с пещерным городом можно на сайте Пещерные города Крыма. Кыз-Кермен
При подготовке текста использованы материалы из сети Интернет
———————————————————————————————————————————————————————————
Знакомясь с многочисленными природными и историческими памятниками Крыма стоит выбирать наилучшие места для пополнения своих сил. И как нельзя лучше для этой цели подходит самая середина Южного берега Крыма — прибрежная Алупка. Приглашаю Вас остановиться на отдых в комфортабельных номерах, расположенных у парковой зоны этого живописнейшего места Черноморского побережья.