Хадж вокруг Токмак-Могилы.День 1.
— Ульяновка. Балка Ожерельная. — Басань. Семеновка. Краткая история. -Река Токмач. — Синяя Гора — Токмак Могила. — Ночные странствования.
Итак, к Вашему вниманию, мое первое в этом году большое велопутешествие с ночевкой. Хотя ночи еще достаточно прохладные, но грядущий туристический слет на дамбе в селе Конские Раздоры Пологовского района сподвиг меня на выход из зоны комфорта.
6 июня 2015 года, субботний день. Я выехал из дому достаточно поздно, где-то в районе в 15-30. К этому времени палящее летнее солнце несколько умерило свой пыл, и можно было безбоязненно начинать маршрут. Бросив взгляд на долину реки Конка я углубился в приазовскую степь.
* Для увеличения фотографий щелкайте на них левой клавишей мышки
Мимо проносятся бесчисленные колосья начинающегося наливаться пшеничного поля.
Вскоре проселочная дорога пересекает трассу Конские Раздоры – Орехов (так называемую Новую трассу) и постепенно спускается в долину реки Ожерельной.
Здесь произрастает небольшой хвойный лес, выделяющий в жаркий день бесподобный аромат, сразу навевающий воспоминания о Чамны – Буруне на Мангупе.
Ниже леска среди луга журчат воды речушки Ожерельной, которая дала одноименное название и балке.
Вдоль ручья белеют домики – это село Ульяновка. Село было основано в год начала Первой мировой войны — 1914. Первыми поселенцами — хуторянами были выходцы из соседнего села Басань.
Проезжаю через село, местное население, как и их далекие предки, активно заготавливает сено для скотины на будущую зиму.
Вскоре достигаю трассы Пологи – Токмак, по которой, старательно объезжая ямы, выезжаю на высокий водораздел между речками Ожерельной и Малой Токмачкой. Впереди показываются первые домики села Басань.
Около дороги в недавнее время был построен православный храм, освященный во имя Успения Пресвятой Богородицы. Где-то в этих местах до революции находился старый храм, уничтоженный в послереволюционный период.
На противоположном берегу реки Малая Токмачка за дамбой – расположено село Тарасовка, которое в прошлом осеняли многочисленные ветряные мельницы, а сегодня привлекает внимание свежевыкрашенный памятник погибшим в годы Великой отечественной войны.
Но мой путь лежит по улице села Басань, которая протянулась на много километров вдоль правого берега реки Малая Токмачка. Резво кручу педали, мимо проносятся старые домики, покрытые красной черепицей, стоящие на высоких холмах над речкой. В начале 20 века в Басани было широко развито производство черепицы, которая использовалась для покрытия домов. Распространение производства было связано с залежами глины, обнаруженными в этих краях. Изучая надписи на сохранившихся черепицах, можно узнать именна хозяев этих производств, так например одни из них были — Онуфриев и Е.Фоменко.
Село имеет давнюю историю, так как оно было основано еще в 1790 году, в период функционирования крепостей Новой Днепровской линии. Первыми его жителями стали выходцы из села из Старая Басань Бобровицкого уезда, что на Черниговщине. Именно тогда, в период «помещичей колонизации», на выделенных помещикам землях селились добровольно пришедшие сюда украинские крестьяне — одни из которых и стали предками современных басаньківців.
Около административного здания высится памятник В.И. Ленину, укрывшийся в тени редких деревьев.
Как напоминание о недавнем прошлом около дороги высится стела с названием почившего колхоза.
Через несколько километров дорога выходит на высокий прибрежный холм, с которого открывается вид на первую цель моего маршрута – Токмак Могилу. Рядом находится дом, владельцы которого каждый день в ясную погоду могут со своего подворья лицезреть на горизонте Синюю Гору – такую себе местную Фудзияму.
Село Басань, как и следующее за ним село Семеновка, расположены вдоль русла реки Малая Токмачка, являющейся наиболее полноводным притоком реки Конка. Истоки ее находятся у подножия Синей Горы — Токмак- Могилы. Длина реки составляет 42 километра. Свое название Малая Токмачка получила по названия широкого многотравного урочища Токмак, что в переводе с тюркского означает «лить, налитой». В прошлом реку называли Токмач, и в 1742- 1783 по ней проходила часть границы между Российской империей и Крымским ханством. В настояшее время в районе вышеуказанных сел Малая Токмачка почти на всем своем протяжении заперта в искуственных водоемах – ставках.
Следующее за Басанью село носит название Семеновка. Это село было основано или в 1793, или по другим данным, в 1799 году, близ упраздненной в том же году Кирилловской крепости Днепровской линии.
Первыми поселенцами стали отставные солдаты крепости и переселенцы из села Семеновки что близ Полтавы.
Еще через несколько километров поворачиваю по трассе в центре села Семеновка.
Сбоку от дороги высится свежевыкрашенный памятник с надписью «Жертвам Гражданской войны». Здесь в братской могиле похоронены люди, воевавшие во времена Гражданской, лихие махновские конники и отчаянные красные рубаки. Всех их сравняла могила под памятником.
Центром, откуда возникло современное село Семеновка является Кирилловская крепость — главное укрепление Днепровской линии укреплений.
Остатки Кирилловской крепости представляют собой земляные валы до 3-4 м высотой. С севера на юг через них проходит дорога, по которой я и проезжаю.
Вскоре дорога выводит на мостик который в свою очередь переводит меня на противоположный берег одного из истоков Малой Токмачки.
Русло реки сплошь заросшее камышем, среди которого журчит поток воды.
Проезжаю окраинными сельскими улочками, которые были такими и сто и двести лет назад. ну может лишь без столбов да торчащих антенн.
За околицей села проселочная дорога ведет в направлении соседнего Черниговского района. Вспоминаю, как после первого посещения Токмак — Могилы я бежал по ней, что бы успеть на проходящую маршрутку. Позже по этой дороге начиналось пешеходное путешествие по истоками реки Конка, которое еще ждет своего опубликования.
Проселок выводит на железнодорожный переезд перегона Пологи — Верхний Токмак. За деревьями ближайшей посадки скрыта вершина Токмак — Могилы.
Снова проселок, ведущий прямо к подножию Токмак- Могилы.
Солнце постепенно спускается к горизонту, пробивая своими лучами сквозь листву деревьев и окрашивая окрестный пейзаж в волшебный цвет.
Поле разделено межою, представляющей собой вкопанные железнодорожные бетонные шпалы.
Между ними бегают степные зайцы
Подножие горы. Замечаю наверху около металлического креста, увенчивающего собой вершину, вращающуюся антенну. Первая мысль — на верху пост камуфляжников. Но все равно принимаю решение подниматься. Будь что будет.
Однако поднявшись на Токмак- Могилу понимаю, что мои опасения оказались напрасными. На вершине оказался радиолюбитель, который связывается с такими же радиолюбителями, находящимися в разных частях света, с этой высшей точки Лукоморья.
Рядом, в склон горы вгрызается карьер, грозящий в будущем полностью поглотить этот удивительный горный объект среди бескрайней степи.
Вокруг, на десятки километров, раскинулся Приазовский степной пейзаж, а на горизонте видны отвалы Трудовского карьера, который так же подъедает высшую точку Запорожской области — Бельмак — Могилу.
С вершины видны долины степных рек, которые берут свое начало у Токмак-Могилы в западном направлении — Малая Токмачка, Конка, вернее ее притоки, балка Драгунка и речка Ожерельная, притоки реки Токмачки (которая позже становится Молочной) Сысыкулак и Кайинкулак
Токмак — Могила является одним из выходов Приазовской возвышенности, наряду с аналогичными природными памятниками — заповедником Каменные Могилы (Розовка), Бельмак- Могилой, Зеленой могилой, Зеленой могилой у Елисеевки, Корсак- Могилой, горой Куксунгур, Каменной Могилой под Мелитополем. Более подробная история и легенды о Токмак — Могиле здесь.
Между тем солнце все ниже склонялось к горизонту, а впереди еще предстоял частично неизведанный путь к дамбе на Мокрой Конке. Возвращаюсь обратно к переезду, где сворачиваю на грунтовку ведущую мимо поселка Заря. Слева высится курган Могила Сивая, за вершину которого цепляется заходящее солнце.
За курганный могильник уводит дорога, ведущая в нужном мне направлении, но она к сожалению, практически сразу заканчивается у ближайшей лесополосы.
Наконец-то нахожу правильный поворот, проезжаю верховья балки Конка и еду по дороге вдоль лесополосы, повторяющей путь средневековой ногайской сакмы.
С высоты безымянного кургана вглядываюсь в верховья реки Конка, здесь воедино сливаются несколько балок — Драгунка, Мокрая Конская и сама Конка, которые и образуют реку Мокрая Конка, к дамбе на которой мне нужно сегодня попасть
Солнце полностью зашло, я быстро еду по дороге, которая спускается в долину Мокрой Конки. По сторонам высятся грозные в ночном сумраке курганы, охраняющие берега реки. Скоро я буду в лагере велосипедистов.
Однако скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, или как говорили в прошлом: Не говори Гоп!, пока не перескочишь. В связи с тем, что я заранее не удосужился узнать точное место лагеря велотуристов, то оказался на противоположном берегу Мокрой Конки. Выехал в село Конские Раздоры ближе к окраине, я свернул в сторону дамбы по наезженной грунтовке, которая к моему сожалению,закончилась на берегу очень каменистого оврага. Дамба была рядом, но спускаться вниз и переходить реку в брод в сумерках, перетягивая груженный велосипед мне показалось плохой идеей, и я потолкал его вверх, по крутому склону, обходя каменистые обрывы. В наступивших сумерках я наконец-то вышел к обрамлявшей овраг лесополосе и решил пересечь ее напрямую. Однако это оказался полноценный лес, заваленный буреломом. Путь почти в полной темноте,занял почти сорок минут, причем пару раз я уже решил было оставаться на ночлег прямо там. Но все таки желание добраться до лагеря оказалось сильнее, и я пробивался сквозь бурелом, обходя растущие деревья и пролазя вместе с велосипедом под упавшими стволами. Ориентировался по небу, между деревьев виднелась более светлая закатная часть, и по кваканью жаб, которые оставались за моей спиной. Но все же в какой-то момент я решил взять фонарик, включить на велосипеде плеер (что бы в темноте найти своего железного коня), и идти искать дорогу. Уже почти прислонив велосипед к дереву, увидел небольшую поляну спереди, и решил все же вытащить вел на нее. Каково же была моя радость, когда эта поляна оказалась просекой, хоть и изрядно заросшей, но тем не менее показавшейся мне просто проспектом, по сравнению с чащей, через которую пришлось пролазить ранее. Через метров сорок я оказался на краю поля с подсолнухами. Правда, дороги не было, но отсутствие бурелома, все время норовящего застрять то в колесе, то в раме, то в педалях вызывало прилив азарта. Пройдя по полю около леса, который постепенно сменился из лиственного (через который мне пришлось пробираться) на еловый, я наконец-то вышел на нормальную дорогу, ведущую вниз к дамбе через реку. Однако прошедшие недавно дожди обнажили камни, и ехать в темноте было рискованно, поэтому просто покатил велосипед вниз. И через пару минут мою заднюю повело. Прокол. До лагеря оставалось где то километр, поэтому я просто потолкал велосипед. Пришел в лагерь ближе к одиннадцати ночи, когда большая часть велотуристов уже спала по палаткам, лишь несколько человек грелись у костров. Смена пробитой камеры, установка палатки и приготовление нехитрого ужина прошло одновременно с общением подошедших пары человек. Однако долго разговаривать было некогда, так как на следующий день предстояло продолжение маршрута и было необходимо набраться сил. Уставший, но довольный я отправился на боковую.
Продолжение следует.