Пещерный город Мангуп-Кале
Пещерный город Мангуп-Кале (чаще называют просто «Мангуп») расположен недалеко от сел Залесное и Хаджи-Сала Бахчисарайского района Крыма.
Южные обрывы Баба-Дага со стороны Адым-Чокракской долины
Тропа поднимается вверх по крутому склону
Несколько десятков миллионов лет назад Мангупское плато в результате тектонических и эрозионных процессов отделилось от массива Чардаклы-Баира, входящего во Внутреннюю гряду, обширной сквозной Ходжа-Салинской долиной и образовался сложенный известняками останец, поднимающийся над уровнем моря на 584 метра.
в обрывах чернеют гроты
и снова подъем по каменистой тропе. Внизу раскинулась Адым-Чокракская долина
виднеются вершины гор, за ближней скрывается пещерный монастырь Шулдан, на горизонте виднеется краешек Балаклавы
Мангуп-Кале расположен на плато горы-останца Баба-Даг площадью около 90 гектаров, название которой в переводе с тюркского означает «Отчая гора». Гора Баба-Даг, высота которой достигает 583 метров, представляет собой круто обрывающийся к югу отдельно-стоящий массив, возвышающийся над долинами Ай-Тодорской, Джан-Дере и Каралезской на 250-300 метров. С трех сторон плато ограничено вертикальными обрывами, достигающими на западной стороне высоты 70 метров. С северной стороны гора имеет четыре протяженных выступа, называемых мысами.
и вот тропа подводит к одному из пещерных монастырей Мангупа – Южному
далее следует подъем по оборудованной монахами лестнице
и спуск по вырубленным еще в средневековье каменным ступеням
в гротах виднеются келии монахов, фрески, колокола, надмогильные плиты
далее следует храмовая площадка на террасе
с монастырской террасы открывается волшебный вид на Адым-Чокракскую долину и лежащие за ней горы
Северный склон прорезан тремя глубокими ущельями. Образованные этими ущельями четыре мыса придают Мангупу сходство с четырьмя пальцами гигантской руки или лапы.
Эти мыса вытянуты к северу. Средневековые их названия (вернее дотатарские) неизвестны. Восточный мыс называется Тешкли-Бурун (Дырявый мыс), он весь изрезан пещерами; следующий к западу-Елли, или Элли-Бурун (Ветреный, по другому предположению, Эллинский мыс, т. е. греческий); затем Чуфут-Чоарган Бурун (мыс призыва иудеев) (Происхождение последнего загадочно: оно может быть связано с поселением здесь в XVIII в. караимов.) и, наконец, Чамны-Бурун (Сосновый мыс).
Но спускаемся снова вниз, идем по тропе под обрывами, снова кое-где встречаются пещерные сооружения и гроты
Вскоре тропа приводит к скальной расщелине, в которой оборудована лестница для подъема на плато Баба-Дага
Взобравшись на плато окинем взглядом чудесную картину Горного Крыма раскинувшуюся перед нами
Объездивший полмира турецкий путешественник Эвлия Челеби писал в 1661 г.: «Раскинулась эта скала как плоская равнина, поросшая травой и тюльпанами, а вокруг нее зияют пропасти глубиной в тысячу аршин — настоящие бездны ада!.. Аллах создал эту скалу для того, чтобы она стала крепостью. Если крикнуть в тех долинах, которые раскинулись у основания обрывов, гора гудит полчаса, словно гром, а человека охватывают страх и удивление».
«Что же такое Мангуп? Отчаяние мое. Выезжать из него скорее, ибо нет ничего досаднее, как неудовлетворенное любопытство». Но беги не беги, а каждого, кто хотя бы раз побывал в Мангупе, непреодолимо влечет туда снова.
Здесь начинают встречаться следы прежних жителей – следы стен, вырубленные пещеры, фундаменты построек, могильные ямы, вырубленные на краю обрыва
удивляет правильная геометрическая форма вырубок
«Ничто в какой бы то ни было части Европы, не превосходит ужасающей величественности этого места!» восторженно говорил английский путешественник. ХVIII в. Эдуард Кларк. Подобные впечатления на протяжении уже ни одного столетия оставляет у путешественников Мангуп-Кале — наиболее выдающийся памятник из всех «пещерных городов», расположенный на плато одноименной горы Мангуп, на высоте около 600 м над уровнем моря.
в одну из пещер можно спустится по каменным ступеням, представляя себя феодоритом или караимом)))
Но, пожалуй, наиболее своеобразным обозревателем мангупских далей стал командующий немецкой армией генерал Манштейн, устроивший во время Второй мировой войны при штурме Севастополя на плато Мангупа наблюдательный пункт. Впоследствии он вспоминал: «Перед нами открылось незабываемое зрелище. Это был единственный в своем роде случай в современной войне, когда командующий армией видел перед собой все поле сражения». Но задолго до Манштейна это преимущество Мангупа оценили византийские военачальники, наблюдавшие с плато за передвижениями варварских племен.
из-за редких деревьев начинает проглядывать какая-то постройка
но прежде на пути снова возникают вырубленные в камне тарапаны
гробницы
Снова ступени приглашают в загадочную темноту монастыря
внизу скрывается несколько пещерных помещений
и дальше по склону виднеются пещеры разной степени сохранности
Загадочное сооружение постепенно приближается
Лес вырос лишь в самом начале 20 в, до этого на городище и склонах было голо. Подъемного материала нет, что неудивительно: в древности этой дорогой почти не пользовались, была нормальная, но длинная, петляющая, со стороны Алмалык дере (Яблоневого оврага); но она длиной 7 км.
На плато существует грот с родником. Ни в одном из других «пещерных городов» нет второго такого чуда. Обилие воды на изолированном плато высотой около 600 м над уровнем моря объясняется накоплением воды в трещиноватой толще известняков, которое происходит благодаря осадкам и конденсации атмосферной влаги.
Величественный Мангуп прекрасен во все времена года — весной, когда деревья в цвету, а склоны покрываются молодой травой и душистыми полевыми цветами; осенью, когда пестрые краски лиственного леса в сочетании с зеленью хвои образуют великолепную цветовую гамму. В конце лета и погожие дни золотой осени Мангуп привлекает к себе не только любителей природы, старины, но и сборщиков диких плодов и ягод, орехов и грибов. Красив Мангуп и зимой, когда его вершина и склоны покрыты снегом.
и вот они — пленительные руины. Это остатки цитадели мангупских князей.
под стенами виднеется самая известная достопримечательность Мангупской цитадели – туалет
и снова над головой нависают загадочные руины
оконные проемы и арки с узорами
Под восточными обрывами мыса Тешкли-Бурун ведет в город древняя дорога. Поднимаясь все выше и выше, дорога приводит к подножию скалистого выступа мыса и, обогнув его, к главным крепостным воротам.
А если свернуть с дороги налево у того места, где она сворачивает на север вдоль мыса Тешкли-Бурун, и идти вверх к восточному подножию плато, потом — вдоль обрыва на запад, в одной из естественных пещер начинается лестница, вырубленная в скале. Она ведет в верхний грот, из которого можно попасть в пещерную церковь. На ее стенах сохранились остатки фресковой росписи XIV—XV веков. Напротив церкви — пещерные кельи для монахов и хозяйственные помещения монастыря.
оборонительная стена
толщь примыкающей оборонительной стены прорезана аркой ворот
по верху стены
пройдя сквозь ворота и побродив по стене мы попадаем на оконечность мыса Тешкли
здесь находятся следы разнообразных культовых и хозяйственных сооружений
край плато изрыт пещерами
с кромки мыса нас продолжают восхищать головокружительные панорамы
На противоположной стороне виден уже знакомый нам хребет Чардаклык
двигаясь вдоль обрыва снова встречаем вырубленные в камне пещеры
вскоре можно спустится в пещеры Барабан-коба
прелестные пленницы подземелий
Пещерный комплекс на краю Тешкли-Бурун называется Барабан-коба — есть там колонна, полая внутри постучав по которой вы услышите звук, напоминаюшие звук барабана.
отсюда открывается вид на балку Джан-Дере
сейчас виден следующий мыс Элли-Бурун, куда мы и направимся
На южном склоне мангупского плато, «под» ним расположен мужской пещерный Благовещенский монастырь. Возник монастырь он на рубеже XIV-XV веков и раньше назывался Южным. Расположен монастырь за пределами оборонительных стен, это дает возможность предположить, что создавался он мирное время, когда бояться было нечего. Обитель находится в труднодоступном месте, ход туда был потаенным. Он и сейчас не очень заметен, и не очень легок.
Общая длина крепостных сооружений Мангуп-Кале составляет 1,5 километра, длина оборонительного контура (с естественными преградами — скалистыми обрывами от 20 до 70 метров) — 6,6 километров. На территории крепости расположены многочисленные родники.
У исследователей Мангупа нет единого мнения о времени его возникновения. Одни считают, что город построен в VI веке и тогда же стал центром юго-западной Таврики, ее главной крепостью. Другие относят его возникновение к X—XI векам и связывают это событие с разрушением укреплений Эски-Кермена хазарами.
Раскопки последнего времени показали, что уже в первые века нашей эры на плато Мангупа в районе мыса Чуфут-Чеарган-Бурун существовало поселение.
следуем по дороге вдоль остатков оборонительной стены
Так еще в бронзовом веке на Мангуп пришли первые обитатели, были здесь и тавры.
По одной из версий на плато Баба-Даг находился крупный город тавров – народа, о котором на данный момент почти ничего не известно. Поскольку прямых доказательств о связи тавров с Мангупом на
данный момент не существует, очень часто буйное воображение побывавших на Мангупе дорисовывает «что-то свое». К подобным порождениям разума относятся, к примеру, разговоры о храме огня на Дырявом мысу (фундамент греческой базилики), языческих жертвоприношениях на краю Дырявого мыса (казематы) и т. п.
еще один взгляд на мыс Тешкли-бурун
С 3 века нашей эры население горы (тогда еще не крепости) все возрастает. Насельцами были готы, которые пришли в Причерноморье именно в это время. Повоевав с Римской империей, готы постепенно сели на землю, окультурились, стали искренно считать себя греками, а уже в конце 4 в скрывались на Мангупе от кочевников-гуннов. Рим в то время почти ничем не мог помочь крымским готам, если бы и хотел.
В V—VI веках возникла небольшая крепость на мысе Тешкли-Бурун. В XI веке началось строительство большого города, занявшего со временем почти всю территорию плато.
Ранний Мангуп (V-VIвв.н.э.) занимал в основном территорию верхнего города, расположенного на мысу Тешкли-Бурун. Доступ в него и в настоящее время преграждают руины цитадели. Затем город расширился, и остальные три западных мыса вошли в территорию нижнего города. Позднее была заселена и часть Кожевенного оврага. Верховья Табана-Дере превратились в ремесленный район.На Сосновом мысу до конца существования города оставался пустырь, своего рода запасная территория, хотя все его расселины и были закрыты стенами. Пустыри, расположенные за пределами оборонительных стен мысов Чуфут-Чоарган и Чамны, в момент опасности тоже использовались: здесь укрывались от врагов жители расположенных вблизи Мангупа селений вместе со своим скотом и движимым имуществом. В мирное время на пустырях этих, вероятно, паслись домашние животные.
пещерные сооружения на плато
О раннем периоде истории горы Мангуп повествует надпись, найденная совсем недавно в руинах Большой базилики. Эта находка пока не достаточно оценена. На мраморной плите нанесено 23 строки, в которых чествуется некий человек, который, когда страну постигла засуха, прошел через вражеские земли и добыл хлеб для сограждан. Он также за свои деньги организовал посольство к наместникам Мезии Сабину и Элиану, и добился от них исполнения большинства просьб. Видимо, речь шла опять о хлебе, поскольку ниже сказано, что покупать его гражданину пришлось за свои деньги. Как раз, когда он был у наместников, разразилась война с сарматами, и гражданин сообщил римлянам все, что знал об их планах. Вернувшись от римлян, он поехал к варвару Уабию и к «величайшим царям Аорсии», но, видимо, это были варвары, союзные Риму. Декрет датируется I в по РХ, так, «война с сарматами» отождествляется с волнениями 62 г. Считается, что камень был принесен на Мангуп из какого-то полиса, но какого, когда и зачем? По языку вроде бы подходит Ольвия (в Херсонесе говорили на другом диалекте), но что за смысл тащить плиту, чтобы уложить ее в базилику, так издалека? Публикаторы надписи (а она анализировалась два раза) ответа не дали. Есть по крайней мере два варианта: либо надпись все-таки происходит из Херсонеса, и тогда видно, что при строительстве базилики на Мангупе в 6 веке часть стройматериала доставили оттуда, либо надпись была в самом начале поставлена на Мангупе. Можно только фантазировать, какое отношение имел Мангуп к этим событиям. Может, «величайшие цари Аорсии», в частности, Уабий, жили на Мангупе, и пожелали иметь копию почетного декрета в честь гражданина Ольвии, с которым их связывали дружеские отношения? Или сам этот человек был вовсе не из Ольвии, а с Мангупа? Но тогда придется пересмотреть всю раннюю историю Мангупа и дать ответ, почему там нет более внушительных остатков этого времени. Впрочем, мысль о том, что Мангуп основательно обживается не ранее 6 в, которую сегодня активно проводят в многочисленных работах, стоит, вероятно, отбросить. Хотелось бы обратить внимание, что на городище часты находки позднеантичной посуды, найдена также монета императора Феодосия I (379-395 гг), из той самой серии, что, очевидно, чеканилась или в самом Херсонесе, или для него в Константинополе. Это говорит о том, что уже с 4 века как минимум на Мангупе живут люди, включенные в орбиту экономических связей с Херсонесом. Собственно, и Юстиниан не стал бы строить базилику и стены на совершенно необжитом месте.
План Мангупа
следы средневекового храма
Император Юстиниан (517-565 гг) захотел и смог возродить былую мощь Римской империи. Для союзных готов на Мангупе строится крепость. Видимо, это случилось ближе к 565 году, поскольку о Мангупе не говорится в архитектурной энциклопедии “О постройках”, написанной около 550 г. Крепость назвали “Дори” (название Мангуп появилось много позже). Готы должны были прикрывать Херсон, главный византийский город Крыма, с севера, и участвовать в его экономической жизни.
Но уже с конца 7 в Империя слабеет. Херсон лишь формально остается в ее границах. Однако, готы-греки в “стране Дори” хранят верность Херсону, потому что, работая вместе с ним, они могут зарабатывать немалые деньги. Этот период можно считать временем существования в Крыму полунезависимого государства с центром в Херсоне и с такими крепостями по периферии, как Дори.
остатки оборонительной стены
Вторжение хазар в 8 в ненадолго прервало естественный ход жизни. Стали ли хазары занимать Мангуп? С одной стороны, восстание против них 787 года было вызвано именно тем, что они штурмом взяли Дорос, в котором видят Мангуп. С другой, А. Герцен пишет, что в 840 году хазары ремонтировали стены Мангупа, как будто это была их крепость (при этом исследователь ссылается на данные своих раскопок и на письменные источники). Таким образом, хазары могли сначала захватить Мангуп, потом посадить туда покорного феодала. Но, когда феодал стал непокорным, применить против него силу. Как полагают некоторые, именно из языка хазар взялось само слово “Мангуп”, которое, конкурируя с другими именами, с турецкого времени становится единственным названием этого места.
северный пещерный монастырь
Около 10-11 вв жизнь в Дори, как принято считать, внезапно замирает. Причины этого совершенно загадочны, говорят даже о том, что виновато землетрясение. Причиной могли быть и гражданские войны в пределах Херсонского квази-государства. Известно, что в правление императора Феофила Константинополь восстанавливает свою власть над Херсоном. Это не обошлось без насилия. С другой стороны, можно предположить, что вхождение Херсона в орбиту Ромейской империи стабилизировало обстановку, и крепость стала не нужна. Люди предпочитали жить у подножия Мангупа. Стены юстиниановского времени медленно ветшали. В то же время еще в 70-е годы археологи не видели этого «темного» периода Мангупа и, датируя свои находки, свободно помещали их в 11-13 вв. Очевидно, за последние 20 лет резко поменялась шкала датировки керамики, что сразу вызвало специфическую лакуну в истории Мангупа. Шкала может поменяться еще не раз, а значит, коренным образом поменяется и представление об истории Мангупа. Там, где нет письменных источников, приходиться опираться на арехологию, которая только на первый взгляд очень уж объективна.
тропа и грот у родника
Новый поворот приносит 1204 год, когда Константинополь захватывают крестоносцы. Для греческого мира это стало сигналом к консолидации сил. Греки, жившие в горных местностях (мы уже говорили, что это были за “греки”), собираются в кучку и основывают княжество Феодоро, столицей которого и стал покинутый было Мангуп, который его жители называли тогда то “Мангуп”, то “Феодоро”. Когда это случилось, точно не известно, но задолго до того, как о “хане манлопском” Дмитрии впервые говорится в связи с событиями 1363 года (вместе с владетелями Солхата и Кырк-Ора он выступает против литовского князя Ольгерда).
руины дворца князей Феодоро
Эски-Кермен был разорен Ногаем и больше не возрождался. Вероятно, это спровоцировало перенос всей жизни на Мангуп, вместе со столичными функциями. Факт, что Ногай в 1299 то ли не смог взять Мангуп, то ли там нечего было “брать”. Значит, к тому времени город был уже хорошо укреплен. В Мангупе есть надпись от 1362 года о строительстве “Пойки”, в которой видят цитадель Феодоро.
развалины еврейского квартала
Княжество Феодоро не погибло и в 1399 году, когда полчища хана Едигея огнем и мечом прошли снова по этому краю, разрушили и сожгли многие города и селения, в том числе Херсонес.
базилика Святых Константина и Елены
Правда, Мангупское княжество потеряло часть территории, на которой обосновались татары. А генуэзцы захватили некоторые приморские владения, включая район нынешней Балаклавы, где построили крепость Чембало. И все же княжество сохранило свою независимость и еще долго оставалось довольно сильным.
оборонительная башня с вмонтированными в кладку камнями с резьбой
Дошедшие до нас остатки оборонительных сооружений относятся к более позднему времени — к XIV—XV векам. Стены с башнями и полубашнями опоясывали все плато с севера, запада и частично с юга. Их не было только там, где обрыв скалы достигал нескольких десятков метров.
Надписи на камнях, связанные со строительством крепостных стен, а также письменные источники говорят о том, что в ХШ— XV веках город именовался Феодоро. В русских и западноевропейских источниках его называют Мангупом. Владели городом, как предполагают, с XV века князья из армянского рода Гаврасов, видных византийских деятелей, правивших ранее в Трапезунде. Генуэзцы именовали их «господами Феодоро», русские — мангупскими князьями, а княжество — Мангупским. Территория, которую занимало княжество, в западноевропейских документах часто называлась «Готией».
поляна на плато
Время возникновения княжества точно не установлено, но, безусловно, оно существовало до татарского нашествия и было одним из самых больших в юго-западном Крыму.
на окраине Соснового мыса — Чамну-Бурун, откуда открываются потрясающие виды во все стороны
Средневековое княжество Феодоро располагалось на обширной территории — кроме городов и замков, возникших на вершинах соседних «столовых» гор, ему также принадлежало Южное побережье Крыма.
внутренняя оборонительная стена
Его границы на северо-востоке доходили до реки Качи, на западе — до земель Херсонеса, а на юге княжеству до появления генуэзцев, принадлежало, по-видимому, все побережье от Алушты до Балаклавы.
О неприступности горы, на которой расположился город, позаботилась сама природа. Южный склон отвесный, северный — труднодоступный, подняться на плато можно по оврагам, перегороженным мощными стенами с башнями.
Население княжества состояло из огреченных потомков тавров, скифов, сарматов, аланов; были также греки и караимы, армяне и татары, принявшие христианство.
овраг Табана-Дере и караимское кладбище
Занимались в основном полеводством, огородничеством, садоводством, виноградарством и виноделием, скотоводством. Жители прибрежных районов — рыболовством, горожане — ремесленным производством: гончарным, кожевенным и другими.
Ходжи-Сала – вид на мысы Мангупа
озеро с затопленным храмом
современная дорога на месте оборонительной стены в долине
Долгое время считалось, что княжество Феодоро не знало своей монеты. Но в 1998 году московский нумизмат А. Коршенко показал, что разряд крайне редких монет, находимых только на Мангупе, скорее всего, есть валюта этого княжества. Вы не встретите на этих монетах имен князей Феодоро — они подражают греческим, но нумизмат на то и нумизмат, чтобы понять, где его дурят.
В 15-м веке город и княжество переживают расцвет. Письменные источники упоминают о связях княжества с Москвою, Валахией (Молдавией). Это была политическая сила, с которой считались не только генуэзцы, но и татары. Княжество сотрудничает с улусами Орды, потом с Крымским Ханством Гиреев, и воюет с генуэзцами.
История мангупских правителей изучена недостаточно. Первым из наиболее известных князей был Алексей, который именовал себя «господином и владыкою Феодоро и Поморья». Он правил до 1434 года. При нем велось интенсивное крепостное, дворцовое и церковное строительство. Росла внешняя торговля, построили собственный порт Авлиту недалеко от устья реки Черной, впадающей в Северную бухту Севастополя. В 1427 году для его защиты была перестроена крепость Каламита. Скоро Каламитский порт стал главным в юго-западном Крыму. Это чувствительно ударило по торговым интересам генуэзцев и закончилось вооруженным столкновением.
Энергичного князя Алексея, вступившего в открытую борьбу с итальянцами, поддерживал хан Хаджи-Гирей, который, однако, стремился извлечь свои политические выгоды.
В 1433 году Алексей предъявил консулу Кафы Батисте де Фаранри свои претензии на Чембало и, не дождавшись ответа, направил в крепость под видом купцов своих лазутчиков, а затем и войска. Местные рыбаки, недовольные установленными генуэзцами порядками, поддержали мангупские войска. Солдаты генуэзского гарнизона бежали в Кафу (Феодосию). Крепость перешла во владение Мангупского княжества.
Действия князя Алексея вызвали переполох в Генуе. Чтобы восстановить свой престиж и вернуть утраченную крепость, итальянцы отправили к берегам Таврики эскадру из двадцати галер и шести тысяч отборных воинов под командованием Карла Ломеллино.
В июне 1434 года эскадра появилась у Чембало. После недолгой осады генуэзцы ворвались в крепость, истребили ее защитников и многих горожан. Сына князя Алексея и его приближенных, попавших в плен, заковали в кандалы и отправили в Геную. Каламита была сожжена.
После генуэзцы отправились в Кафу по суше и по морю, повсюду чиня разбой. Ломеллино пошел на Солхат (Старый Крым), решив проучить и татар, но был наголову разбит Хаджи-Гиреем и бежал в Кафу. Генуэзцы запросили у татар мира, который и был подписан в Солхате.
Вскоре после этих событий Алексей скончался, и княжеством управляли его сыновья — Алексей, которому генуэзцы вернули свободу, Олубей и Исаак (в русских источниках — Исайко).
Была восстановлена Каламита, процветала торговля, успешно конкурируя с итальянцами. Почти четыре десятилетия их политика оставалась неизменной.
После смерти Алексея -младшего, судя по татарским источникам,княжил его сын Олубей, или Улубей («большой князь). Это было татарское прозвище. До 1475г. все князья Феодоро исповедовали христианство и носили православные имена. Православное имя Олубея до нас не дошло. По-видимому, при нем наметилось сближение Мангупа с татарами.
В 1471г. Олубей умер и правителем Феодоро стал его брат Исаак (по генуэзским документам-Саик, по русским-Исайко). При нем генуэзцы ищут союза с Мангупом, что, несомненно, связано было с турецкой угрозой. Исаак посетил Кафу, где и заключил союз с генуэзцами (итальянцами).
Княжество Феодоро в этот период имело важное политическое значение в Северном Причерноморье. С мангупскими князьями не только считались, но и стремились породниться правители соседних стран. Сваю дочь Исаак выдал замуж за Стефана III, государя Валахии. Московский великий князь Иван III намеревался женить сына на другой дочери Исаака. Предварительные переговоры вел русский посол Н.В. Беклемишев, боярин А.И. Старков должен был посетить Мангуп, передать Исааку подарки, начать переговоры о сватовстве.
Однако весной 1475 года Исаак умер, и власть, видимо, захватил один из сыновей Олубея.
Старший сын Исаака Александр в это время гостил у своей сестры в Молдавии. Узнав о смерти отца, вернулся в Крым с отрядом валахов (молдаван) в 300 человек, который дал ему в помощь Стефан III. Александр высадился в бухте Ласпи и, прибыв в Мангуп, вступил на престол.
Все кончилось для греков в конце мая 1475 года, когда на Южнобережье высадились турки.
Турецкий десант высадился у Кафы, и она пала. Вслед за нею были захвачены и другие генуэзские колонии в Крыму.
Турецкая армия подошла к Мангупу в июле 1475 года. На помощь Мангупу пришли молдаване, готовили отряд венгры, русский князь Иван III собирался помочь – пусть не войсками, так устрашением – женить своего сына на феодоритской княжне, и тем самым припугнуть турок. На Мангуп собрался с визитом посол московского князя А. Старков. Но, видимо, не успел.
Почти шесть месяцев длилась осада, пять раз противник штурмовал крепость, но так и не смог ее взять. Только в декабре то ли голод, то ли военная хитрость противника заставили защитников Мангупа сложить оружие.
Но правда даже когда турки прорвались через внешнюю стену, цитадель еще продолжала сопротивляться, и защитники устроили даже кузницу прямо во дворце, где делали оружие.
О завоевании Мангупа повествует турецкий источник, недавно лишь найденный и опубликованный, созданный в 1476 году. Сочинение блестяще написано: «Паруса наполнились воздухом. С позволения Аллаха двинулись в путь. Поверхность моря залилась светом лучей ислама. 70 тысяч завоевателей-суннитов днем и ночью, ночью и днем продвигались по морю. В один из дней они вошли в порт Кефе». Кафа сдалась сама, а вот Мангуп покоряться не хотел. Впрочем, правитель Мангупа уже выехал навстречу завоевателям, чтобы сдаться, а его противник затворился в крепости и решил дать бой. Царь из стана турок умолял крепость сдать, феодориты в ответ грозились выгнать из Мангупа оставшихся там его родственников. Ахмед паша понял, что крепость штурмом не взять. Он оставил немного людей для осады. Защитники, увидев, что основные силы отступают, сделали вылазку, но сил оставшегося осадного гарнизона хватило, чтобы прорваться в незапертые теперь ворота и занять крепость. В дополнение к этому источнику Челеби сообщает, что турки ходили на крепость семь раз, положив несколько тысяч человек, и главнокомандующего сняли с должности, поскольку он погубил так много солдат.
Турки разграбили город, большинство зданий сожгли или разрушили, многих жителей, в том числе и членов семьи князя, увели в плен. Александр был казнен.
В живых остался лишь его малолетний сын, который стал впоследствии в Турции родоначальником знатной, но не влиятельной фамилии.
Османы перестроили крепость, которая в период их правления называлась Мангуп-Кале — крепость Мангуп. Вплоть до 1774 года Мангуп был центром кадылыка (самой мелкой административно-территориальной единицы Османского государства), входившего в состав эялета (провинции) с центром в Кефе (Феодосии).
Оборонительные стены служили теперь новым хозяевам; до XVIIIв. здесь стоял турецкий гарнизон. К названию города турки прибавили слово кале (Мангуп-Кале значит «Мангупская крепость»).
Захватив Мангуп в декабре 1475, турки в самом начале 16 в превращают его в сильную крепость, и оставляют лишь в 1774 году. Правда, после большого пожара 1592 года Мангупская крепость пришла в упадок и уже не восстанавливалась в прежнем величии. Есть мнение, что здесь жил гарнизон солдат-христиан, которые воевали в армии Крымского хана, составляя особый пехотный полк, вооруженный огнестрельным оружием. Правда, в статье Гайворонского нет никаких аргументов, что солдаты жили именно на Мангупе, но автор в это почему-то верит. В 1666 году турецкий путешественник Челеби не видит тут «никаких строений, кроме мечети с каменным куполом, перестроенной из храма, крытого черепицей, а также колодца с крышей», сам замок не в счет. В замке при Челеби хранилось оружие и амуниция. Крепость Челеби нашел всегда закрытой, ключи у коменданта, и — ни одного человека внутри цитадели. За пределами оной люди были; вместе с турецкими солдатами на Мангупе жили греки (для которых работала старинная церковь), и караимы-евреи, потомки хазар. Когда Крым захватила Россия, Мангуп опустел (караимам разрешили выехать, куда они пожелают, что было им прежде запрещено, и они разъехались по империи, а греков переселили в район Азова).
Жизнь в городе постепенно угасала.
Когда турки, потерпев в 1774 году поражение в войне с Россией, ушли с полуострова, крепостью недолго завладели татары. После присоединения Крыма к России (1783) Мангуп покинули последние его обитатели — община караимов. В овраге Табана-Дере сохранились остатки караимского кладбища.
Так прекратил свое существование большой средневековый город Мангуп.
На картах Крыма ХVII-начала ХIX в. в числе немногих крымских городов Мангуп еще значится.
И уже в начале 19 в восторженный путешественник восклицал – “прочь отсюда, ведь нет ничего страшнее, чем неудовлетворенное любопытство”. Действительно, здесь не оставалось уже никого, кто помнил историю города.
Главная легенда Мангупа — Мангупский мальчик. По легенде, при строительстве города либо при его обороне умер юноша – сын правителя Мангупа. Теперь он по традиции бродит по окрестностям и руинам, плачет вдалеке и мстит чужеземцам за свою смерть – поэтому ночью гулять по плато нельзя. В начале тропы, ведущей из села Хаджи-Сала на плато, можно увидеть рельеф того самого мальчика, сделанный в 90х годах ХХ века.
При написании использовались ресурсы сети Интернет.
Также можно прочесть на сайте Пещерные города Крыма пещерный город Мангуп-Кале и сайте Мангупа
———————————————————————————————————————————————————————————
Знакомясь с многочисленными природными и историческими памятниками Крыма стоит выбирать наилучшие места для пополнения своих сил. И как нельзя лучше для этой цели подходит самая середина Южного берега Крыма — прибрежная Алупка. Приглашаю Вас остановиться на отдых в комфортабельных номерах, расположенных у парковой зоны этого живописнейшего места Черноморского побережья.