Крепости Новой Днепровской линии
После падения в 1475 году последнего оплота христианства в Крыму – княжества Феодоро земли Руси на сотни лет оказались под постоянными набегами татар и турок. Для защиты от этой угрозы строились оборонительные сооружения – так называемые «засечные линии». Они представляли собой крепости, которые могли располагаться в труднодоступных местах, на пересечении важных дорог или на открытой местности, но с очень мощными оборонительными сооружениями. Промежутки между этими крепостями (преимущественно лесные массивы) были превращены в многокилометровые завалы деревьев, поваленные ветками в сторону вероятного противника.
Постепенно эти линии с усилением мощи Руси передвигались к югу. Особенно этот процесс активизировался с заселением Слободской Украины – первой половине 18 века. В 1731 -1733 годах строится наиболее мощная так называемая Украинская линия. По планам она должна была представлять собой непроходимый вал, 16 крепостей и 49 редутов на протяжении 285 километров между реками Северский Донец и Орель. Уже в скором времени Украинской линии пришлось принять испытания на прочность в ходе русско-турецкой войны 1735-1739 гг. По ее результатам были сделаны выводы о очень далеком размещении линии от основного театра военных действий – Перекопа и Крыма, да и сами укрепления в ходе войны были прорваны татарами. Таким образом стало ясно, что Украинская линия не способна в силу многих причин обеспечить надежную защиту от врага. Начали появляться различные проекты по защите южных границ и в итоге после многих вариантов в 1770 году началась строится так называемая Новая Днепровская линия.
Последним доводом к подписанию в самом начале 1770 года императрицей Екатериной II указа о сооружении новой линии явился очередной крымско-турецкий набег предыдущего 1769 года.
Мысль о назначении Новой линии Екатерина высказала в следующем повелении от 2
сентября 1770 года Слободскому (Харьковскому) губернатору, Генерал-майору Щербинину*.
«Несмотря на продолжительную войну, которая, как всему свету известно, против желания Моего начата, мысли Мои однако же непрестанно стремятся к благоденствию и утверждению спокойного жития от Бога врученного Мне народа, а потому за нужное Я почла, дабы как Малороссийская так и Слободская губернии навсегда от Европы варваров обеспечена была, учредить линию крепостей от Берды до Днепра».
В том же указе далее: «…как между сею вновь учреждающеюся линиею, Днепром, Калмиусом, Бахмутом и всею прежнею Украинскою линиею земля остается почти не обитаема, будучи однако плодоносна, изобильна реками и разными угодьями, то конечно не долго, а особливо когда ей твердая ограда поставлена будет, без жителей останется; почему и нужно заранее сделать такие учреждения, которые бы послужили к порядочному их селению и выгодностям».
Новая Днепровская линия простиралась почти на 200 километров от Днепра до Азовского моря вдоль речек Конские Воды (Конка) и Берда. По планам планировалось построить семь крепостей: две фланговые, пять батальонных, четыре ротных и укрепленную линию между верховьями рек Конские Воды и Берда, которая должна была состоять из трех ротных крепостей и редутов. Крепости размещались на расстоянии 30 километров одна от другой. Также планировалось соорудить на Конских Водах и Берде дамбы для того, что бы в случае нападения спускать воду и превращать территории между реками в непроходимое препятствие.
Крепости строились из земли, и лишь некоторые внутренние сооружения были каменными. Здесь впервые в России были использованы капонирные фронты, что позволяло вести артиллерийский огонь не только перпендикулярно, но и вдоль стен. Огневая мощи Линии должна была состоять из 1014 пушек и 306 мортир различных калибров.
Но проектирование Линии не прекращалось даже после начала строительства. Вносились изменения в строительство внутренних укрепления ряда крепостей, некоторые были перенесены от первоначального места планирования. Наиболее спорным моментом являлась укрепленная линия между Конскими Водами и Бердой. Для удешевления проекта предлагалась постройка дамб вместо редутов, единственное в чем обе стороны сходились – это постройка блокгауза на Токмак – Могиле (сейчас более известна под названием Синяя гора).
По проекту на флангах размещались батальонные креп ости – Александровская на реке Мокрая Московка (около Днепра) и Петровская на реке Берда (около Азовского моря). В середине укрепленной линии, на реке Малая Токмачка размещалась центральная двухротная Кириловская крепость с нахождением в ней обер-коменданта. Никитская и Григорьевская распологались по течению реки Конские Воды, а Захарьевская и Алексеевская – по Берде. Для усиления обороноспособности Линии, кроме крепостей, планировалось основание поселений (слобод) отставных солдат. Как увидим в дальнейшем, из этих поселений возникли наиболее крупные и значимые села нашего края – Конские Роздоры, Кириловка, Жеребец, Павловка и др.
Возвести укрепленную линию планировалось в течении пяти лет.
Список крепостей Новой Днепровской линии следующий:
1) Александровская, при устье р. Московки, впадающей в Днепр;
2) Никитинская, на р. Конке справа, в 20ти верстах от выхода ее в долину Днепра (Великий Луг, плавни);
3) Григорьевская, близ двух речек Вербовой и Жеребца, впадающих в р. Конку;
4) Кирилловская, – справа, на р. Токмачке, притоке Конки;
5) Алексеевская, – на истоках р. Берды, впадающей в Азовское море;
6) Захарьевская, – на р. Берде слева, против разоренного, неизвестного ретранжамента, с давних пор бывшего;
7) Святого Петра, – Петровская – над Азовским морем, при устье р. Берды.
Проект Днепровской линии был достаточно удивительным и спорным. Он одновременно вобрал в себя все новшества тогдашней фортификационной науки и в тоже время все ошибки и заблуждения которые уже были допущены в функционирующей Украинской линии.
Новая Днепровская линия стала последним сооружением такого типа на территории Украины, ознаменовав окончание целой эпохи по защите ее границ.
Использованы материалы:
«Фортеці Дніпровскої укріпленої лінії: рубіж на південних землях»;
Роман Молдавський «Нова Дніпровська лінія укріплень (1770-1791рр.)»
P.S.
Нашел в интернете интереснейшие материалы омского блогера Александра Беляева о некоторых крепостях Ишимской линии (находится на территории России в Сибири). Очень похожи на крепости Новой Днепровской линии, скорее всего строились одними и теми же инженерами, да и современное плачевное состояние схоже. Можете сделать свой вывод, посмотрев следующие материалы:
Покровская крепость Ишимской линии
Про Николаевскую крепость
Про Лосев редут
Появилась копия «Генеральная карта Днепровской линии, начиная от Днепра до Азовского моря, с показанием строящихся по оной крепостей, равно и с назначиванием расставленных по речкам Конских Вод и Берды из донских казаков пикетов. Сочинена при комиссии Днепровской линии 1776 году мая 29 дня.»
Информация взята с ПАПАКОМА.