На границе зла и добра. Часть 1. Бесташ — Каменные Могилы.
Посреди бескрайних Лукоморских степей в верховьях реки Каратыш высятся самые настоящие горы.
Здесь на территории Розовского и Володарского районов расположено отделение Украинского государственного степного естественного заповедника, который был основан еще в 1927 году.
Сами горы представляют собой следы вулкана, который извергался в этих краях почти 2 миллиарда лет тому назад и возвышаются на высоту 200 метров над уровнем моря.
Дальше на юг по направлению к берегам Азовского моря периодически возникают каменистые вершины — Бельмак-Могила, Токмак-Могила, Корсак-Могила, Кунсугур-Могила.
Древние историки называли предположительно эти места – Аланские горы.
В прошлых веках как чудо перед глазами утомленных многодневным путешествием по бескрайним степным просторам странников возникали эти вершины.
Оттуда, из глубин прошлого, доносится сохранившееся название скал — «Бесташ», что на тюркском означает «пять гор» или «голова гор».
Возможно, что и каждая из вершин носила свое собственное название, но забылись они в шуме степного ветра, который веками обдувает гранитные нагромождения.
Уже в наше время каждой возвышенности было дано свое название на современный лад.
Так вершины западной гряды носят названия «Лягушка», «Острая», «Медведица с маленьким Медвежонком», «Динозавр».
С восточной стороны высятся «Мышь», «Южная», «Скорбящая Вдова», «Витязь» «Панорама».
Между каменными грядами раскинулась небольшая долина с заповедной степью на которой произрастает масса растений.
У древних народов кочевавших по степи – эти места вызывали священный трепет.
И не зря, так как даже к нашему времени сохранился ряд не разгаданных до конца загадок.
На всех окружающих Беш-таш возвышенностях насыпаны курганы, под которыми находятся захоронения ямных, катакомбных, срубных культур, и несколько более поздних скифских, возможно они соотносятся с Геродотовой землей Герра.
Невдалеке от Бесташа были обнаружены следы древних поселений.
Собранные с окрестных курганов каменные бабы (в большинстве своем половецкие, но есть и скифский каменный истукан) зорко стерегут покой этих мест.
Скифская статуя.
Около одной из каменных баб высится кромлех обнаруженный в одном из исследованных курганов.
С восточной стороны гряду скал омывает речка Каратыш – левый приток приазовской реки Берды.
По версии академика Кудряшова, при состоявшейся 31 мая 1223 года битве на реке Калке, именно здесь, у Каменных Могил, был расположен укрепленный лагерь киевского князя Мстислава (в память об этом событии на территории заповедника воздвигнуты часовня и большой каменный крест с памятной надписью).
В конце двадцатого века на вершине горы «Острая» был обнаружен камень с высеченной загадочной надписью. Камень целиком из розового гранита, поверхность на 80% покрыта различными видами мхов, что особенно усложняет анализ. Основной загадкой является ярко выраженный трезубец с симметричными размерами в центре композиции и венчающий эту надпись древнейший Георгиевский крест – символ-хранитель бессмертного источника жизни.
Много копий поломали ученные стремясь расшифровать эти символы и определить, кем она была нанесена. Видят в ней и запись о том, что здесь находился алтарь бога древних скифов Ареса, и символ бога Посейдона. Детьми Посейдона философ Платон называл атлантов. Вполне возможно, что после гибели Атлантиды часть ее обитателей сумела спастись и поселилась на необжитых, но плодородных Лукоморских землях. Косвенным подтверждением этой гипотезы служит и тот факт, что праславян называли когда-то антами.
Но наиболее реальной представляется версия, факты о которой можно отыскать в трудах историка Я.П. Новицкого, который писал:
«До цихъ могылъ, було часто завертав архырей Гавріилъ въ трыдцятыхъ годахъ. Билля могилъ, кажуть, був колысь татарскый городъ, та запорожци зруйнувалы. Ямы та бугры, де булы татарськи мечети, и теперъ знать»
Скорее всего, надпись выполнена в память о визите церковного иерарха епископа (позднее – архиепископа) Екатеринославский, Херсонский и Таврический Гавриила (Розанов), в сопровождении иеромонаха Иакова (Вечеркова), которые посетили «Бештаские горы» (Каменные Могилы) 11 сентября 1828 года жителями села Темрюк (Старченково). В центре надписи находится стилизованное изображение епископского жезла – знака его духовной власти над паствой.
Еще одна загадка Бешташа — прямые параллельные линии, тянущиеся по вершинам и долам восточной гряды заповедника в близком меридиональному направлении на протяжении около полукилометра и на примерно равном расстоянии друг от друга.
Пока не ясно эти линии имеют природное или все же искусственное происхождение.
С давних пор сохранились глухие легенды, что это в этих местах находится заколдованный прекрасный город, воскресить который можно с помощью цветка папоротника, цветущего только раз в году – на Ивана Купала.
Существует также предание, что великан-циклоп хоронил здесь своих сородичей и завалил их могилы огромными причудливыми валунами.
Видео Бесташа — Каменных Могил