Пещерный город Эски-Кермен.
Эски?-Керме?н (укр. Ескі-Кермен, крымскотат. Eski Kermen, Эски Кермен) — средневековый город-крепость находящейся в юго-западной части полуострова Крым.
Название переводится с крымскотатарского как «старая крепость».
Он расположен в юго-западной части горного Крыма, в 6 км к югу от села Красный Мак, на плато столовой горы, вытянутой по оси север-юг.
Длина плато 1040 м, наибольшая ширина — 170 м.
С севера плато несколько вытянуто и немного снижается ближе к северу, заканчиваясь заостренным скалистым утесом.
На западе и востоке пещерный город Эски-Кермен ограничивают скалистые обрывы, имеющие высоту порядка 30 метров.
С южной стороны, там, где обрывистые скалы имеют небольшую высоту, по пологому склону, извиваясь, поднимается дорога, которая перед вершиной высечена прямо в скале.
Эта часть плато в древние времена защищалась мощными оборонительными стенами. Вся площадь плато составляет примерно 10 гектаров. Площадь самого пещерного города внутри оборонительных стен равна примерно 8,16 гектаров.
Прокопий Кесарийский, живший в начале шестого века, так описывал эти места: «есть там одна страна на морском побережье по имени Дору, где издавна жили готы, которые, не последовав за шедшими в Италию Теодорихом, но добровольно там оставшись, еще в мое время являются союзниками римлян, они вместе с ними ходят на войну против их (римлян) врагов, когда этого пожелает император.
Числом до трех тысяч, они прекрасные воины, а также деятельные, искусные земледельцы и отличаются наибольшим гостеприимством между всеми людьми.
Самая же область Дору лежит высоко; однако она не дика и не сурова, но приятна и богата наилучшими плодами.
В этой стране император нигде не строил ни города, ни крепости, потому, что тамошние жители не терпели, чтобы их запирали в каких-нибудь стенах, но всего более всегда любили жить в полях».
Во времена Иоанна святого, жившего во второй половине восьмого века, описывается готская страна уже с укрепленными городами-крепостями. Скорее всего, крепость на Эски-Кермене была построена византийцами, как форпост на пути в византийский Херсон. В VI веке на плато была построена базилика, она величественна и обширна по площади, поэтому возможно предположение, что Эски-Кермен являлся первой столицей страны, впоследствии перенесенной на Мангуп.
Из жития св. Иоанна следует, что к его епархии относились торжища Парфенитов и Курасаитов, Дорос и Фулы, страна Тавроскифов и земля Готов, т.е. готская епархия в VIII в. охватывала территории современных Бахчисарайского района и Севастопольского, Ялтинского и Алуштинского горсоветов, имея своими географическими пределами реки Альма и Черная, горные массивы Чатыр-Даг и Демерджи. На данный момент, некоторые исследователи, склоняются к версии, что возможно крепость Дорос, находилась именно здесь, а не на Дырявом мысе Мангуп-Кале. Что и отражено в названии города крымскими татарами: «Старая крепость».
На рубеже VI и VII веков Восточная Римская Империя ослабела, происходит экспансия тюркского каганата. В конце VII века вся юго-западная Таврика попадает в вассальную зависимость от Хазарского каганата. Около 786-787 гг. хазарский каган занял своим гарнизоном главную крепость Готфии Дорос, это вызывает восстание в стране. «Владетель Готфии вместе со старшинами и всем народом восстали, чтобы их страна не подчинялась хазарам».
При поддержке епископа Иоанна, восставшие изгоняют хазарский гарнизон из Дороса, большая часть страны была освобождена. Но среди победителей возникает распря, что приводит их к поражению. Восстание было подавлено очень жестоко, многие участники были казнены. Иоанн, выданный своим же народом, был заточен в крепости Фуллов. Эски-Кермен подвергся страшному разгрому.
Хазары подчинили себе весь юго-западный Крым. Не нуждаясь в крепостях, они разрушили оборонительные сооружения Эски-Кермена. Но жизнь в городе не прекратилась. Оборонительные стены со временем восстанавливают, высекаются новые боевые пещерные сооружения — казематы.
Город продолжал существовать еще на протяжении 500 лет. В двенадцатом веке он входит в состав княжества Феодоро.
С X века начинается постепенное разрастание города и рост его значения, с наибольшим расцветом приходящимся на XII и XIII вв, когда количество жителей превысило 2000 человек. В то время здесь уже существует полноценный средневековый город, плато застроено прямоугольными кварталами, разделёнными между собой достаточно широкими улицами, по которым способна проехать повозка, на территории города находился правящий епископ округи, о чём возможно, свидетельствуют остатки кафедры в храме у центральных ворот. Перестраивается и расширяется Базилика предположительно построенная еще в период с конца IV века до начала VIII века, в центральной части плато. Эски-Кермен был крупным центром ремесла и торговли, но основой его экономики являлось сельское хозяйство – виноградарство, огородничество, садоводство. В окрестностях Эски-Кермена найдены остатки оросительной системы, следы террасированных участков с одичавшими виноградными лозами.
Разрушает Эски-Кермен орда татарского темника Ногая. В 1299 году в Кафе убивают его сына, собиравшего налоги, и войска обрушиваются на Крым. На Эски-Кермене устраивают страшный погром, город погибает в пожарище. Жителей убивают, сжигают, продают в рабство. В 1399 году монгольская армия под предводительством темника Золотой Орды Эдигея уничтожила отстроенные укрепления и окончательно разорила город, который после этого уже не восстанавливался. После такого разора городу не суждено было возродиться, жизнь еле теплиться в нем. К пятнадцатому веку население полностью его покидает. Прежде могучий и цветущий город превращается в груду руин, заросших кустарником и лесом.
В окресностях остаётся только небольшое поселение: Черкес-Кермен (с. Крепкое) расположенное между северной оконечностью Эски-Кермена и Кыз-Куле. Оно просуществовало с периода поздней античности и до начала 70-х гг. ХХ-го века.
Эски-Кермен представлял собой первоклассную крепость своего времени. Она полностью отвечала тем требованиям, которые предъявлялись к военным сооружениям подобного типа. В Эски-Кермене сочетаются исключительный рельеф местности с укреплениями, созданными руками человека. Вертикальные обрывы скал исключали возможность применения нападающими стенобитных орудий.
Крутые скалы гор делали невозможным нападение при помощи передвижных башен. Господствующая высота, на которой находилась крепость, позволяла даже из обычного лука простреливать все подступы к ней. Кроме того, защитники имели в своем распоряжении более мощное вооружение того времени, например камнеметы, которые устанавливались на площадках выступов скал. Снаряды для них в виде круглых ядер найдены при археологических раскопках.
И все же основным оружием у защитников крепости были лук, стрелы, праща и крупные округлые камни. Основой обороны крепости были ее боевые стены, наземные башни и характерные только для Эски-Кермена «пещерные казематы».
Крепость могла выдержать длительную оборону, так как на ее территории была решена очень важная проблема водоснабжения, благодаря сооружению осадного колодца и цистерн для сбора воды. Кроме того, обитатели Эски-Кермена на случай длительной осады могли заготовить тысячи центнеров зерна. Для его хранения на многих участках обороны были выдолблены в скалах зерновые ямы, сохранившиеся до наших дней.
Знакомство с Эски-Керменом начинается у начала подъема дороги на плато. Здесь сохранились следы средневекового могильника.
Далее у тропы стоит огромная каменная глыба. Внутри ее вырублен храм под названием «Трех всадников».
Храм имеет два входа. Между входами вдоль стен — высокие скамьи. Освещался храм двумя небольшими окнами.
Справа от юго-восточного входа находится небольшой придел с нишей над маленькой, возможно детской могилой. У северной стены — вторая могила. Эти могилы, видимо, были объектом поклонения. Это подтверждают некоторые детали в устройстве храма: углубления для подсвечников, ниша с крестом над детской могилой. На северной стене, у большой могилы, — единственная фреска, давшая название храму.
Эта фресковая роспись, нанесенная в древности по сырой штукатурке, с изображением трех святых всадников. Имена этих всадников точно не известны, но ученые предполагают, что это святой Федор Стратилат, святой Георгий Победоносец и святой Дмитрий Салунский. Всадники изображены в кирасах, на левом плече каждого щит, в руке копье, а за спиной развивающийся плащ. Средний всадник изображен поражающим змия, у других копья подняты вверх. Конские хвосты завязаны, а сбруя очень дорогая. Один из них с копьем, разящим змея — Георгий Победоносец. На конском крупе другой фигуры можно разглядеть фигуру мальчика, который держится за луку седла. Что это за ребенок, почему он здесь нарисован? Предположений много, но тайна не раскрыта до сих пор.
Под фреской надпись: «Изсечены и написаны святые мученики Христовы для спасения души и отпущения грехов 67..(год)». По новому исчислению это столетие между 1192 по 1292 годами, время последнего столетия существования города.
Общий тон фрески приглушенно синий. Нимбы всадников яркие, золотисто-охряные. Снизу под ногами коней — зеленое поле. Под фреской — греческая надпись черной краской: «Иссечены и написаны святые мученики Христовы для спасения души и отпущения грехов».
Фреска рассматривается исследователями как памятник в честь сражения, видимо, настолько серьезного, что некоторые его участники были приравнены к святому Георгию — общему покровителю всех защитников Отечества. Всадники справа и слева от него могли быть образами местных героев, считавшихся святыми и погребенными здесь. Возможно, воины-герои прославились в сражении, а затем были причислены к лику святых, и в их честь построили храм Трех всадников. Храм датируется XII — началом XIIIв., когда над Крымом нависла угроза нашествия татар и в связи с этим усилилась религиозная пропаганда идеи защиты Отечества. Тогда же и была нанесена роспись.
Юго-западнее храма находятся главные ворота крепости, пробитые в массиве скалы.
Крепость Эски-Кермен имела четыре входа. Главный вход был с южной стороны через главные ворота города. Три пешеходные тропы вели в город с востока и севера.
Поднимающаяся к главным воротам дорога проходит по восточному ущелью и с юга поднимается тремя маршами, затем ныряет в каменный коридор.
Ею на протяжении нескольких веков пользовались жители этого города.
О ее древности свидетельствуют сохранившиеся до наших дней глубокие колеи, выбитые в монолите скалы транспортом того времени: средняя выбита копытами лошадей, две боковые — колесами.
На третьем марше последовательно размещались двое передовых ворот.
Главные ворота находились в начале улицы, в вырубленном массиве скалы.
Были они двустворчатыми и открывались внутрь. Над ними возвышалась башня, а по бокам вперед выступали боевые площадки с парапетами.
По краю третьего марша и перед главными воротами, огибая выступ скалы, проходила передовая стена (протейхизма).
От башни в обе стороны по краю плато шла основная крепостная стена к казематам.
Только разрушив протейхизму и овладев передовыми воротами, противник мог подойти к главным.
Узкое междустенное пространство — ловушка для незваных гостей. Здесь враг попадал под перекрестный обстрел с надвратной башни, боевых площадок у главной стены. Прорваться через трое ворот под градом стрел и камней, летящих сверху, было крайне сложно.
Также крепость очень хорошо была укреплена по всему плато. Отвесные скалы практически неприступны, а в верховьях расщелин, по которым можно было подняться в город, возвышалась боевая стена. Она опоясывала Эски-Кермен с юго-запада и востока.
В систему обороны входили вылазные калитки, наземные башни и пещерные казематы с бойницами. Вдоль обрывов тянулись оборонительные стены из крупных блоков известняка толщиной в 2 метра и высотой до 3,5 метров. Северный вход в крепость защищал «дозорный комплекс», состоящий из двух пещер, одна из них с амбразурой и бойницами.
Главные ворота находились в начале коридорообразной вырубки в кале. На месте установки ворот сохраняются следы их древнего устройства. Ворота были двустворчатыми, открывались внутрь. Их запирали изнутри деревянными брусьями, концы которых заводились в стены прохода. Нижний входил в восточную стену (квадратное гнездо), верхний — в западную. Брусья заводились в момент осады.
Проход в город за воротами вырублен в толще скалы и составляет начало главной улицы. В западной стене прохода находятся две пещеры. Южная могла служить помещением для привратника, через северную можно было подняться в надвратную башню.
О надвратных постройках судить трудно, так как от них почти ничего не осталось, но по сохранившимся вырубкам в скале, т. н. «постелям», и по уцелевшим к моменту раскопок камням можно составить представление о всем сооружении.
Любитель древностей путешественник П. Сумароков, посетив Эски-Кермен в начале прошлого века, писал: «При входе к нему просеченное в горе отверстие делает ворота, над ними виден складенный из камней свод…» Сейчас свода нет, но можно предположить, что он составлял единое целое с надвратной башней. На восток и запад от башни отходили основные крепостные стены, толщина которых составляла около 2 метров. Перед стенами, на верху скалистых мысков, выступающих по обеим сторонам въезда в город, были боевые площадки с парапетами, с которых обороняли подступы к главным воротам.
За главными воротами в начале улицы расположены пещеры различного назначения.
Одна из них является первым казематом. Он расположен в выступе скалы, нависающей над дорогой и крепость. В толще скалы вырублена большая пещера. Потолок ее поддерживает массивный опорный столб. С площадки соседней скалы в эту пещеру вела лесенка, с нижней площадки которой через расселину перебрасывались в древности деревянные мостики. Пещера имела два боковых отделения. В стенах каземата шесть отверстий. Три большие окнообразные амбразуры, сейчас сильно разрушенные выветриванием, когда-то имели вид прямоугольных окон, расположенных на уровне пола. У некоторых из этих амбразур еще сохранились следы заплечников, свидетельствующие о том, что они закрывались дощатыми заслонами. Амбразуры эти широки и поставлены низко. Из них можно было стрелять из лука, став на колено.
Но основное их назначение было другое: через них скатывали камни на неприятеля, пытавшегося проникнуть на плато.
Рядом на мыске, с которого к каземату через расщелину вели перекидной мостик и лестница, видны круглые отверстия. Это характерные для раннего Эски-Кермена зерновые ямы, они были возле каждого оборонительного узла.
Запасы зерна создавались заранее, возможно, и окрестными жителями, которые тоже участвовали в обороне города.
Позднее зерновые ямы превратили в хозяйственные пещеры, а над казематом построили церковь.
Второй каземат состоит из четырех соединенных попарно пещерных помещений с амбразурами и бойницами.
Отсюда недалеко до третьего каземата, который тоже защищал подступы к расщелине.
Его оборонительные пещеры, соединявшиеся переходами и лестницами, вырублены в массиве скалы и в отдельных скалах.
В позднее время все помещения были приспособлены для хозяйственных нужд.
Рядом с казематом сохранились остатки крепостной стены, сложенной из крупных блоков тесаного известняка.
Такая стена шириной в два метра опоясывала Эски-Кермен с юго-запада и востока.
Там, где она прикрывала доступ на плато по широким расщелинам или где обрывы были незначительны, стена имела высоту 3 м.
В системе обороны стена составляла единое целое с казематами, над которыми проходили парапеты.
Севернее находился четвертый каземат. Его боевые пещеры, coобщавшиеся между собой, расположены в два яруса. Он контролировал расщелины с севера и подступ к восточному проходу в город, где была калитка. К ней по склону горы вела лестница, остатки ее хорошо заметны. В комплекс обороны каземата входили военно-хозяйственные пещерные помещения, зерновые ямы и цистерны.
У главных ворот — большой пещерный храм с крещальней. Он был высечен в скале одновременно со строительством оборонительных сооружений в VI–VII вв.
Храм имел два входа со стороны коридора главных ворот и окно между ними. Против входа — алтарь.
По полукружию алтарной ниши идет ступенчатая скамья, т. н. синтрон, с епископским креслом посредине. Алтарь отделялся от храма основанием алтарной преграды. В средней ее части — порог «царских врат», а по бокам — пазы для установки частей деревянного иконостаса.
Алтарная часть была расписана фресками, к сожалению, они не сохранились. Наверху в потолке было высечено кольцо для светильника. Рядом с алтарем — ниша, скорее всего для молитвенников. Справа от входа — скамья для прихожан. Слева от алтаря находилась купель или крещальня. Потолок поддерживали четыре колонны.
Алтарь, купель и скамьи — это самая древняя часть храма, позднее храм расширили к северу и к востоку, во внешней стене прорубили дверь, из которой вниз вела деревянная лестница. В полу высечены гробницы.
Храм просторный, один из самых больших храмов того времени.
На краю восточного обрыва находиться еще один небольшой пещерный храм Успенья. Он назван по фреске с изображением Успения Божьей Матери на его западной стене. Он имеет некоторые особенности в устройстве: необычное расположение и размеры алтарной части не прямо, а вправо от входа. Алтарь устроен в углу, он очень мал и тесен, имеет форму ниши-абсиды, миниатюрный престол в виде тумбы стоит впритык к стене. В престоле небольшое углубление для мощей. Перед нишей в стене и в полу вырублены пазы и гнезда для деревянного ограждения, возможно иконостаса.
При внимательном рассмотрении деталей устройства храма становится очевидным, что для храма приспособлено помещение, ранее предназначавшееся для иной цели. Вначале здесь была зерновая яма (в потолке просматривается перекрытое каменной плитой отверстие), затем цистерна для воды. Когда боевые стены утратили свое значение и были разобраны, цистерну расширили и сделали здесь винодельню. В западном углу был высечен тарапан для прессования винограда, сок которого стекал в емкости, установленные в большой прямоугольной вырубке. Затем здесь возникает храм. Тарапан небрежно стесали и замаскировали скамьей для прихожан. Выемку в полу засыпали, в правом углу вырубили алтарную нишу.
Датирующим моментом храма является его роспись.
Сохранилась она частично. В алтарной нише — изображение Христа в пурпурном плаще, восседающего на золотисто-желтом троне, и двух фигур в рост: слева — дева Мария, справа — апостол. Роспись северо-восточной части храма (стена рядом с алтарем) почти не сохранилась. На потолке — сцена Крещения и Рождества. Выполнена она по сырому известковому грунту. Композиционным центром является распростертая на ложе фигура Богоматери со сложенными на груди руками. Ее окружают плачущие фигуры. Ангел с мечом преследует нечестивого. Роспись датируется концом XII — началом XIII в. К этому же времени относится и возникновение храма.
Протяженность плато Эски-Кермена более километра. Отличительной чертой всех крупных «пещерных город» является их относительно большая площадь (10–5 га) и характерная планировка: городским кварталам отводилась только часть территории, приблизительно 2/3, около главных ворот города. Вторая часть была лишена построек и отделялась от первой стеной необоронительного характера. В период нашествия кочевых племен в таких городах находило убежище не только население города, но и жители прилегающих селений. В мирное время это внутреннее пространство могло служить рыночной площадью, пастбищем и местом стоянок торговых караванов.
Склоны городища изрезаны пещерами. Их около 400 и относятся они большей частью к XII-XIII вв.
Пещеры служили помещениями для скота, ремесленными мастерскими, давильнями винограда и резервуарами для виноградного сока.
Так же в них располагали храмы и казематы.
Западнее казематов располагались жилые кварталы города.
Как показали археологические раскопки, культурный пласт на Эски-Кермене укладывается в рамки VI–XIII вв. Жилой город почти сплошь был застроен двухэтажными домами, покрытыми черепицей.
Усадьбы эски-керменцев были отделены от улицы высокими каменными заборами. Дома выходили в узкие переулки с неизбежными при скученной застройке тупиками. Здесь раскопаны участки домов последнего периода существования города. Прослеживаются четыре отдельных двора, разделенные улицей, идущей параллельно обрыву, и узким пешеходным переулком. Дома были построены в XII–XII вв. на месте более древних. При этом прежняя планировка не соблюдалась.
Усадьбы невелики: площадью 150–200 кв. м. каждая. Дома были двухэтажными.
Нижний каменный этаж домов с вырубленными в скале подвалами служил для хозяйственных нужд.
Там были кладовые с вырубленными в скале прямоугольными подвалами для припасов. В подвалах стояли пифосы, для их установки на дне подвалов вырубали гнезда.
Подвалы имели деревянное перекрытие.
Жилым был второй этаж, обычно с балконами и лестницей, спускавшейся в тесный дворик, в котором проходила вся жизнь домочадцев. Здесь жители занимались прядением, ткачеством, плотничеством, давили виноград на вино.
Дома строились из камня. Пологие крыши покрывались массивной черепицей. Верхний этаж имел нависающие балконы. Из-за недостатка места внутренние дворики были маленькие и тесные. К домам примыкал навес, имевший хозяйственное значение. Легкие навесы устанавливались над тарапанами.
Находки археологов при раскопках проливают свет на повседневную жизнь горожан, из занятия. Самая частая находка — керамика, простая и поливная, местная и привозная.
Найдено множество обломков черепицы.
Из женских украшений чаще всего встречаются простейшие браслеты из стекла.
Все жилища погибли в огне пожара в конце XIII в. Во время раскопок под их развалинами были найдены обгоревшие человеческие скелеты, что свидетельствует о внезапном нападении: люди даже не успели выскочить из некоторых домов.
В городе было развито гончарное производство — пифосы, амфоры, фляги, столовая и кухонная посуда, черепица — все изготавливалось на месте.
Было развито виноделие, об этом свидетельствуют тарпаны — скальные углубления со стоком в небольшие бассейны, где бродило вино. Его хранили в пифосах, амфорах, перевозили в овечьих и козьих мехах. На зиму сушили плоды, варили густые сладкие сиропы. Разводили крупный и мелкий рогатый скот, свиней.
В качестве тяговой силы использовали быков, волов, ослов, реже лошадей.
На самом высоком месте плато, посреди жилых кварталов располагалась базилика.
Это был один из основных типов христианских храмов.
Она была построена в VI в., одновременно с крепостными сооружениями, но позднее перестраивалась.
В плане храм прямоугольный с тремя абсидами, выступающими к востоку.
Внутри они были полукруглые, снаружи – пятигранные.
Колоннами здание делилось на три нефа.
В центральной абсиде — алтарь.
Пол центрального нефа был вымощен плитками красного шифера. Стены выложены из хорошо отесанного камня с бутовой заливкой.
Перекрытие было деревянным, кровля — черепичной.
Деревянное перекрытие сгорело и рухнуло внутрь здания. Стены обвалились позднее.
Посол польского короля Мартин Броневский писал в 1578 году: «О былом значении и о славе Эски-Кермена свидетельствует храм, украшенный мраморными и серпентиновыми колоннами, хотя он повержен на землю и разрушен».
Археологи датируют гибель базилики VIII или IX в.
Позднее на месте величественного храма в западной части южного нефа появилась небольшая часовня, а остальная территория базилики превратилась в кладбище; к стенам с внешней стороны пристроили усыпальницы.
План пещерного города Эски-Кермен
В северо-восточной части плато, у края обрыва в зелени деревьев четырехугольный вход. Здесь расположен замечательный по сооружению «осадный колодец», искусственная шахта которого, пронизывает скалу на всю ее высоту. 77 крутых ступеней шестью маршами, спиралью спускаются к ее подножью. Там десятиметровая каптажная галерея, в которую стекала вода из источника, перехваченного в толще скалы древними строителями. Когда-то он снабжал водой все население в осадные дни. По ходу первого марша вырублена пещера, для стражи, охраняющей вход. В стене прорублены окна для освещения. При штурме Эски-Кермена у нижнего марша лестницы было пробито отверстие, через которое и ворвались орды Нагая. Сейчас он в запустении.
Колодец сооружался, очевидно, одновременно с крепостью в VI в. Из колодца на поверхность вода извлекалась вручную. Колодец был уничтожен одновременно с крепостью, но им пользовались вплоть до конца XVIII в.
Кроме колодца, вода в город поступала из источников с соседней возвышенности за четыре километра по керамическому водопроводу. Для хозяйственных нужд также собирали дождевую воду, которую хранили в пифосах и вырубленных в скалах пещерах.
Плато Эски-Кермена имеет естественный доступ с севера, поэтому здесь был сооружен северный дозорный комплекс.
В его функции входило не только наблюдение за подступами к крепости, но и защита северного входа в крепость.
Севернее колодца расщелин нет, а высота обрывов 25 м и более поэтому здесь оборонительной стены не было, а плато пересекала с востока на запад стена необоронительного характера. Эта стена отделяла городские кварталы от обширной незастроенной площади, которая служила для укрытия местного населения в случае опасности.
На северной границы плато находится участок обороны, называемый «дозорным комплексом». Господствуя над расщелиной, он защищал северный вход в крепость.
Вход в дозорный комплекс начинался дверным проемом, вырубленным в скале. Дверь была одностворчатой, открывалась внутрь и запиралась брусом. За дверью — лестница, вырубленная в толще скалы двумя маршами, которая приводила на вершину небольшого изолированного плато. По ходу лестницы, справа, вырублены две небольшие пещеры. Первая пещера, очевидно, служила для отдыха защитников комплекс. Она имела дверь и освещалась окном. Чуть выше — вторая пещера — каземат с двумя отверстиям. Одно — амбразура в виде окна на уровне пола. Другое — небольшая бойница. Амбразура была предназначена для скатывания камней, она снабжена небольшим отверстием. Рядом — углубления для воды. Амбразура и бойница служили для обстрела подступов к плато. Однако этого было недостаточно, чтобы задержать наступление врага. По всей вероятности, основной удар при защите подступов к плато и северной калитке наносился со скалы сверху.
С площадки северного дозорного комплекса открывается величественный вид на весь район предгорья, подступы к городу и северные части огибающих его с востока и запада балок.
По краю мыска, выступающего к югу, сохранились довольно глубокие гнезда, вероятно, для крепления деревянного парапета, за которым находились защитники крепости. На северном конце площадки, над обрывом, имеется продолговатая прямоугольная вырубка, а симметрично ей, на противоположном краю отдельной скалы, отстоящей от площадки на несколько метров, — еще такая же. Несомненно, в древности здесь перекидывались деревянные мостики для сообщения с недоступной ныне северной оконечностью горы.
Отсюда хорошо виден уже знакомый нам северный участок плато Тапшан, с небольшой крепостью — замком Кыз-Куле.
При написании статьи использована информация из сети Интернет.
Дополнительно можно прочесть о пещерном городе Эски-Кермен следующее:
книга С. В. Харитонова «Древний город Эски-Кермен»
на сайте Пещерные города Крыма Эски-Кермен
сайт Археология.Народ.Ру Эски-Кермен
Общество Святого Феодора Гавраса Кастрон Готфии
———————————————————————————————————————————————————————————
Знакомясь с многочисленными природными и историческими памятниками Крыма стоит выбирать наилучшие места для пополнения своих сил. И как нельзя лучше для этой цели подходит самая середина Южного берега Крыма — прибрежная Алупка. Приглашаю Вас остановиться на отдых в комфортабельных номерах, расположенных у парковой зоны этого живописнейшего места Черноморского побережья.