Церковь двух Конок.  

Один из старых храмов Приазовского края высится на мысу – водоразделе двух рек – Мокрой и Сухой Конок, практически у слияния их в одно русло – реку Конка (старое название Конские Воды).

 

 Спасо-Преображенская церковь

 

Именно здесь, на территории села Конские Раздоры, на высоком бугре в далеком 1898 году, была отстроена каменная Спасо-Преображенская церковь. Прихожанами ее являлись жители большого села Конские Раздоры и многочисленных окрестных хуторов.

 

 Спасо-Преображенская церковь

 

Нужно отметить, что это была далеко не первая церковь на этом месте. Так, само селение Конские Раздоры было одним из первых оседлых поселений православного населения на вновь присоединённых землях Крымского ханства. Оно возникло практически одновременно с укреплениями Новой Днепровской линии, крепости которой были призваны оградить южные земли Российской империи от многочисленных набегов степняков – ногайцев и крымских татар.

 

 Спасо-Преображенская церковь

 

При постройке укрепленной линии, на водоразделе между Кирилловской и Алексеевской крепостями, лежащими соответственно у рек Конка и Берда, планировалось насыпать вал и выкопать ров, которые должны были стать преградой для конных степняков. Ведь издревна по этому водоразделу проходил степной путь – сакма, так называемый Муравский шлях, по которому жители степей в течении столетий совершали свои набеги в глубь славянских земель. И для противодействия этой угрозе на шляху выросла военная слобода, получившая свое название – Конская, от протекающих через нее рек. Первыми ее жителями стали отставные солдаты 5 Днепровского батальона, преимущественно из Кирилловской крепости, бывшие запорожские казаки ликвидированной Запорожской сечи, колодники и арестанты, трудом которых были насыпаны валы крепостей.

 

 Спасо-Преображенская церковь

 

Это был люд православной веры, и с самого момента поселения на новом месте они начали ходатайствовать начальству о постройке храма, правда,впервые годы существования селения эти прошения оставались безответными. Приход слободы Конской приписали к Кириловской крепости, в которой впрочем, на то время так же отсутствовало здание храма.

 

 Спасо-Преображенская церковь

 

В феврале 1781 года прихожане Кириловской крепости и слободы Конской избирают себе в священники дьякона Феодора Кошевскогоиз Покровской церкви, устроенной в Александровской крепости (ныне город Запорожье).

 

 Спасо-Преображенская церковь

 

После этого священник церкви во имя св. Георгия Победоносца, расположенной в Петровской крепости священник Аверкий Красовский пишет в донесении преосвященному Никифору, архиепископу Славенскому и Херсонскому:

«Приходскихъ принадлежащихъкъ Георгіевской церкви Петровской крѣпости, пограничнаго Кирилловскаго баталіона воинскихъ людей, кои дворовъ не имѣютъ, а проживаютъ въ казенныхъказармахъ, состоитъдушъ муж. 94, жен. 42, да въ слободе вошіской Конской, отстоящей отъ крѣпости Кирилловской въ 10-ти верстахъ, населяемой отставными изъ разныхъ полковъ солдатами, дворовъ 100, въ нихъ муж. пола душъ 344. жен. І97, а обоего пола въ крепости Кирилловской и въ слободе воинской Конской, 867 душъ; а въ какомъ оные дворы и люди отъ Георгіевской церкви разстояніи, прилагаю при семъ реэстръ; земли для священно и церковнослужителей усадебной длиннину и поперечнику 80 саженей. Близъ имѣющей быть церкви показано и на планѣ означено; земли же пашенной и сѣнокосной отведенной не имѣется, а положено по штату въгодъ священнику изъ Комисаріатской суммы денежнаго жалованья 100 рублей на всегда; просимое діакономъ Кошевскимъ священническое мѣсто состоитъ точно праздно, потому что въ той крѣпости Кирилловской бывшій священникъ Іаковъ Грабовскій умре, а мнѣ одному, по далекому разстоянію отъ церкви, управиться крайне нельзя» (письмо датируется 23 февраля 1781 года).

 

 Спасо-Преображенская церковь

 

Вследствии прошения на некоторое время была поставлена небольшую часовню, но немного позже она была закрыта.

 

 Спасо-Преображенская церковь

 

Как это происходило, можно понять из некоторых дошедших до нас документов. Так, комендант Днепровской линии Ланов Н.Я. направил следующее письмо преосвященному Никифору:

«Какъ на здѣшней линіи въ Кирилловской крепости и слободе Конской, воинскихъ командъ и каторжныхъ колодниковъ состоитъ довольное число, по непостроенію мѣстной Божіей церкви въслушаніи литургій и въ прочихъ духовныхъ требахъ претерпѣваютъ они крайнюю нужду; при оной же крѣпостиимѣется рукоположенный отъ Вашего Высокопреосвященства іерей Феодоръ Кошевской; извѣстно же: что въ слободѣ Матвѣевкѣ, нынѣ именуемой Луганкѣ, (нынѣ Павлоградъ) по построені имѣстной церкви, до нынѣ имѣвшаясьтамъ походная церковь остается праздною; въ разсужденіи вышепрописанныхъобстоятельствъ, до построенія мѣстной церкви въ реченной Кирилловской крѣпости, оная походная изгортована: того ради Вашего Высокопреосвященства покорно прошу для переносу и поставки оной церкви въ Кирилловской крѣпости дать Ваше архипастырское благословеніе».

 

 Спасо-Преображенская церковь

 

По этому прошению было дано согласие, церковь перенесена и поставлена на новом месте в селении Конском 3 августа 1782 года.

 

 Спасо-Преображенская церковь

 

Однако простояла она на новом месте не долго. По видимому, через несколько лет началась борьба за церковный приход. Так уже 30 июля 1791 года протопоп Мариупольского духовного Правления Стефан Разорецкий пишет рапорт преосвященному Амвросию Екатеринославскому:

«Въ проѣздѣ моемъ въ крѣпости Петровскую и Кирилловскую по указнымъ дѣламъ, заѣхалъ я Маріупольскаго уѣздавъ слободу Конскую, въ которой, увидя часовню построенную вновь деревянную, спросилъ той слободы жителей, въ которомъ году оная часовня построена, съ дозволенія ли епархіальнагоархіерея, или другаго кого, и кто въ ней отправляетъ богослуженіе? на что оные жители объявили, что оную часовню построили они въ 787 году сами собой, безъ вѣдома и дозволенія епархіальнагоархіерея, якобы они въ томъ порядка не знали, отправляетъ же во оной богослуженіе иногда Кирилловской крѣпости, къ которой они приходомъ принадлежатъ, священникъ, а безъ бытности его тамошній писарь, и какъ оная часовня въ противность Синодальнаго указа 734 года іюля 10-го дня состоявшагося, и благочиннаго инструкціи 8-го пункта, построена вновь безъ повелѣнія и благословенія Вашего Высокопреосвященства, для того оная часовня, впредь до резолюціи Вашего Высокопреосвященства, мною запечатана; при томъ же въ оной часовнѣ усмотрѣны иконы мѣдныя литыя складныя, большихъ двѣ, меньшихъ двѣ, да маленькая одна, о коихъ я сомнѣніе имѣя, не запрещеноль указами таковыя держать въ церквахъ и часовняхъ, оныя впредь до резолюціи Вашего Высокопреосвященства въ Правленіе взялъ, о чемъ Вашему Высокопреосвященству на благоразсмогрѣніе представляя, что повелѣно будетъсъ оною часовнею и мѣдными иконами учинить, всенижайше испрашиваю на то Вашего Высокопреосвященства архипастырской резолюціи; каковыяжъ въ оной часовнѣ вещи имѣются, прилагается при семъ опись».

 

 Спасо-Преображенская церковь

 

По итогам рапорта церковь ликвидируют, иконы отправляют в Правление в Мариуполь.

 

 Спасо-Преображенская церковь

 

Далее завязывается долгая переписка с прошениями о постройке храма в селении. По ее итогам в 1794 году начинает строится деревянная церковь, которая и была освящена 12 октября 1796 года как Рождество-Богородическая церковь слободы Конской.

 

 Спасо-Преображенская церковь

 

В 1824 году деревянная церковь была перестроена в каменную, и по легенде, бытовавшей среди населения слободы, поэт Александр Пушкин будучи проездом на Кавказ в этих краях, останавливался возле этой церкви и даже совершал в ней молитву.

 

 Спасо-Преображенская церковь

 

То здание церкви, которые мы можем видеть сегодня, было построено уже в 1898 году и вновь освящено как Спасо-Преображенский храм села Конские Раздоры.

 

 Спасо-Преображенская церковь

 

Церковь на старой карте.

 

Церковь на карте

 

Храм представляет собой однокупольную постройку с башенкой – колокольней. Снаружи и внутри сохранились церковные росписи времен постройки храма.

 

 Спасо-Преображенская церковь

 

Рядом с церковью находится сельский погост, расположенный на древнем кочевническом кургане, с вершины которого в прошлом степняки контролировали долину реки Конские Воды.

 

 Спасо-Преображенская церковь

 

Я помню твой восход, знакомое светило,
Над мирною страной, где всё для сердца мило,
Где стройны тополы в долинах вознеслись,
Где дремлет нежный мирт и темный кипарис,
И сладостно шумят полуденные волны.

А.С. Пушкин

 

 Спасо-Преображенская церковь

 

 

 Спасо-Преображенская церковь

 

1

  • Сообщение:Да,довольно подлобно,солидно.Спасибо !!!

    Нестор 22.Ноя.2015 21:07

Ваш отзыв

Statistical data collected by Statpress SEOlution (blogcraft).