Пещерный город Чуфут-Кале
Тропинка по балке Марьям – Дере к подножию пещерного города
«Пещерный город» Чуфут-Кале — наиболее сохранившийся памятник раннего и позднего средневековья Крыма. Он находится в трех километрах от Бахчисарая, на высоте 558 метров над уровнем моря на плато с недоступными обрывами. Чуфут-Кале совершенно недоступный с северной, западной и южной стороны, вертикальные обрывы достигают высоты до 50 метров.
Расположен он на плато горного отрога, господствующего над тремя глубокими долинами. Сама природа подготовила неприступную строительную площадку, а человек возвел на ней город, усилив естественную защиту крепостными сооружениями.
Вид с мыса Бурунчак на чУспенский монастырь и Бахчисарай
Город был известен под следующими названиями: Фуллы, Кырк-Ор (с турецкого «сорок укреплений»), Кырк-Ер, Топрак-Кола, Бутмай, Гевхер-Кермен (с крымскотатарского «крепость драгоценностей»), Джуфт-Кале (с караимского «двойная (парная) крепость»), Чуфут-Кале (с крымскотатарского «еврейская крепость»).
В разные времена, здесь жили киммерийцы, тавры и скифы. В шестом веке в балке Майрам-дере поселились аланы (предки современных осетин) — сарматское племя, пришедшее в Крым в начале нашей эры.
Аланы стали проникать в Крым со II в. н.э., в III-IV вв. их было здесь уже значительное количество. Обосновавшись в горном Крыму, аланы приняли христианство. Занимались они земледелием, животноводством и ремеслом, торговали с соседними и дальними странами. На плодородных землях близлежащих долин выращивали фрукты и виноград. В случае опасности сельское население укрывалось за стенами крепости и тоже участвовало в обороне. Позднее здесь появляются готы.
Время возникновения поселения по различным версиям колеблется от шестого до десятого века. Археологические раскопки, проведенные в 50-х годах, дают основание предполагать, что все таки он был построен в X-XI вв., после гибели соседнего города Кыз-Кермен.
Историческое название города не сохранилось. Некоторые исследователи полагают, что это был город Фуллы, который существовал уже в 576 г. Построен во времена Юстениана I для укрепления византийского влияния в Крыму. Фуллы упоминается также в связи с прадревней скито-таврийской библиотекой, вывезенной в Александрию. Возможно, здесь была византийская крепость, под защиту которой сходилось население окрестных сел в лихие дни. Жители со скотом и самым ценным скарбом переживали в ней набеги степняков. Крепость, по всей видимости, принадлежала гото-аланам — союзникам Византии. Об этом свидетельствует обширный могильник эпохи раннего средневековья, расположенный у подножия Чуфут-Кале.
Первое описание средневекового Крыма принадлежит монаху Гильом де Рубрук. Посол французского короля к монгольскому хану, так описывает свое путешествие по Крыму в 1253 году: «Высокие утесы выступают вдоль побережья от Херсона до устья Танаиса. Между Херсоном и Солдайей (Судак) существует сорок замков, и почти каждый из них имеет особый язык; среди них много готов, язык которых немецкий». Самое древнее упоминание о Чуфут-Кале, связано с набегом темника бея Яшлавского из орд темника Золотой Орды Ногая на Крымский полуостров в 1299году. Среди других городов, подвергшихся разграблению, упоминается и Кырк-ор (сорок укреплений), так раньше назывался Чуфут-Кале. Одна из крымских легенд гласит, что татары долго не могли взять Чуфут-Кале. В конце концов, они пошли на хитрость – создали видимость наступления большого войска. День и ночь били барабаны, непрерывно отдавались команды. Инсценировка всеобщей атаки продолжалась несколько суток. Бдительность защитников крепости притупилась. Выбрав момент, осаждающие пробили оборонительную стену в уязвимом месте и ворвались к крепость. Мужчин-воинов, как обычно, завоеватели истребили, остальную часть населения обратили в рабство.
Также арабский географ Абульфеда в 1321 году в своем сочинении описывает ряд городов, в том числе Кырк-Ор, Кырк-Йер: «Он расположен в стране ассов (аланы). Его имя значит по-турецки «сорок мест». Это укрепленный, труднодоступный замок, он находится на неприступной скале. Вершина горы плоская, здесь жители страны укрываются в минуту опасности. Крепость эта находится в некотором отдалении от моря. По соседству возвышается большая гора Чатыр-даг (Палат-гора). Она видна с кораблей, плывущих вдоль побережья». Ассы было самое могучее из племен иранского происхождения. Они занимались животноводством, земледелием, выращивали фрукты и виноград, ремесленничали и торговали со всем миром.
Остатки жилых построек
В середине 14 века Кыркорское княжество стало зависимым от татар. После завоевания города, почти все жители были уничтожены — мужчин-воинов истребили, остальных продали в рабство.
Захватив город, татары разместили в нем свой гарнизон и назвали его по-своему – Кырк-Ор (первоначальное название крепости неизвестно). Кырк-Ор расшифровывается так: «ор» — «вал со рвом, укрепление», а «Кырк» — имя одного из тюркских родов, вероятнее всего, половецкого. Есть и другая версия: «Кырк-Ор» — «Сорок укреплений» или «Сорок Замков». Легенда приписывает этому укреплению также имя Гевхер-Кала — «Драгоценная крепость». Якобы став ее хозяевами, золотоордынцы украсили все ее стены и ворота драгоценными камнями. Об этом в XVII в. написал турецкий путешественник Эвлия Челеби.
В городе возводится сохранившийся до наших времен мавзолей XV в. — прекрасный образец малоазийской архитектуры.
Это монументальное восьмигранное сооружение, украшенное по ребрам граней резными колонками, с высоким, покрытым резьбой порталом. В глубине мавзолея, на ступенчатом возвышении,— надгробие с арабской вязью: «Это гробница знаменитой государыни Джаныке-ханым, дочери Тохтамыш-хана, скончавшейся месяца рамазана 841 года хиджры (1437 г. по григорианскому календарю)».
Джаныке-ханым была дочерью того самого Тохтамыш-хана, который захватил в 1382 г. Москву, сумел восстановить ее подчинение Золотой Орде, утраченное после Куликовской битвы, но был разбит войсками Тимура в междоусобной войне золотоордынцев и осевших в Средней Азии чингизидов. Она была женой последнего золотоордынского эмира Крыма — Едигея и оставила о себе память мудрой правительницы, наследницы амазонок. Именно она стояла у колыбели самостоятельности Крымского ханства, приютив в своем наследственном родовом гнезде Хаджи Девлет-Гирея.
На рубеже XIV и XV вв. впереди восточной линии укреплений татары поселили караимов-ремесленников, которые для защиты своей слободы построили вторую оборонительную стену и три башни. Так возникла новая часть города. Довольно быстро Кырк-Ор стал крупным торгово-ремесленным центром юго-западного Крыма. В 15 веке Кыркор становится второй столицей (после Солхата) самостоятельного Крымского Ханства и называется Кырк-Йер (или Кырк-Ер). Здесь находились резиденции первых крымских ханов: Хаджи Гирея и Менгли Гирея I. Хаджи Гирей прятался в крепости во время междоусобиц и борьбы с Золотой Ордой. Крепость укрывала ханов во время междоусобиц, была надежным убежищем в период их борьбы с Золотой Ордой за самостоятельность.
В XV в. Кырк-Ор становится первой столицей независимого Крымского ханства. Основатель династии крымских правителей Хаджи-Гирей, победив владыку кырк-орского ханства Эминек-бея, устраивает здесь свою резиденцию, больше надеясь на неприступные кручи Кырк-Ор, стены и ворота, чем на верность своих новых подданных. В это время расширяется мечеть, воздвигнутая при Джанибеке, основывается медресе (мусульмантская духовная школа), строится ханский дворец, в котором принимают иностранных послов. В крепости сохранились остатки монетного двора Гиреев, где чеканилась серебряная с примесью меди монета с надписью «Кырк-Ор».
После подчинения Крымского ханства Османской империи в Кырк-Оре перестраивают восточную оборонительную стену и южные крепостные ворота. Новая стена тянется от южного края плато до северного, делая этот район неприступным. Сохранились полуразрушенная южная и две северные башни с ружейными бойницами, а также орудийная амбразура. Большие ворота прикрывают два выступа с площадками вверху.
В конце XV в. уже Менгли-Гирей (1467-1515 гг.) заключил договор с московским князем Иваном III о совместном наступлении на Золотую Орду. После её разгрома Крымское ханство заметно усилилось. Значение Кырк-Ора как крепости упало, и Менгли-Гирей переселился в новую, специально построенную столицу – Бахчисарай. Старый город становится своеобразной цитаделью Бахчисарая и местом заточения знатных пленников.
В конце XV в. в заточении на Кырк-Оре находился литовский посол Лез, а в 1648 г. – польский гетман Потоцкий. Подобной участи иногда подвергались послы и видные политические деятели России. В 1572 г. в тюрьме сидел любимец Ивана Грозного Василий Грязной.
Три года томился в тюремной застенке русский посол Василий Айтемиров (1692-1695), посланный в Крым для заключения мирного договора. С этой же целью прибыл к хану в конце XVII в. и князь Ромодановский – видный политический деятель при Петре I. Но хан посадил его в тюрьму, где князь просидел три года.
Самые тяжелые испытания выпали на долю русского воеводы Василия Борисовича Шереметева. В 1660 г. он со своим войском на Волыни защищал родину от татарских набегов. В битве под Чудновом он был захвачен и тайно перевезён в Бахчисарай. Только через одиннадцать месяцев об этом узнали в Москве и начали переговоры о выкупе. Зная, что Шереметев любимец царя, хан потребовал за него города Казань и Астрахань. Но русское правительство не могло пойти на это, да и Шереметев отказался купить свободу такой дорогой ценой. Его заточили в темницу на Чуфут-Кале. В общей сложности он провел там двадцать один год.
О тяжелой участи Шереметева красноречиво говорит его письмо к русскому царю Алексею Михайловичу: «Хан мучил меня, никого так никто не мучает, которые есть государевы люди у мурз, у аг и у черных татар. Кандалы на мне больше полпуда; четыре года беспрестанно я заперт в палату, окна заделаны каменьями, оставлено только одно окно. На двор из избы пяди не бывал я шесть лет; a от кандалов обезножен, да и голоден».
Шереметев просил скорее его выкупить, но с татарами трудно было договориться. Четыре хана сменилось за это время в Бахчисарае, и каждый предъявлял новые требования. Только в 1681 г. воевода был выкуплен родственниками за 60 тысяч рублей золотом. Беспомощным, искалеченным, ослепшим стариком вернулся Шереметев на родину. Мужество, непреклонная воля, любовь к России помогли ему выдержать плен, перенести долгие годы тяжелой неволи. Но жить на свободе пришлось недолго. Через полгода, в 1682 г., он умер на родине.
В крепости держали не всех пленников, а только тех, кто был знатен и мог себя выкупить. Бедняков, которые откупиться не могли, продавали в заморское рабство в Кафе (Феодосии) – главном центре работорговли на полуострове, или на месте в Бахчисарае. «Выбраться из тюрьмы в Чуфут-Кале никоим образом невозможно, разве что человека из тюрьмы вознесут. До такой степени адова эта тюрьма», — пишет в своих воспоминаниях турецкий путешественник Эвлия Челеби в 1666 году.
После заключения мирного договора с Россией и разгрома Золотой Орды значение крепости ослабло. В начале 16 века строится Бахчисарай и хан со свитой переезжают туда. Вместе с ним выезжают почти все мусульмане.
В крепости остаются одни караимы (им запретили селиться в Бахчисарае), которые называли крепость Джуфт-кале – Двойная Крепость. Имелось в виду, что караимы ещё в 14—15 веках построили Восточную оборонительную стену и, вместе со Средней стеной, крепость стала «двойной». Это последнее название изменилось в Джуфут-Кале — Иудейская крепость, поскольку её преобладающее население — караимы — были иудеями.
В царствование Анны Иоанновны русские войска под предводительством фельдмаршала Миниха захватили Бахчисарай и Чуфут-Кале. Крепость была разрушена, и город превратился в тихое местечко с немногочисленной армянской и относительно большой караимской общиной. Русский путешественник П. И. Сумароков в 1799 г. пишет, что здесь находилось 227 караимских домов и 1600 жителей.
Караимы являются потомками древних тюркских племен, входивших в VIII-X вв. в состав Хазарского каганата. Они переняли от иудейской религии вероучение караизма; отрицая талмуд, были последователями древнееврейской ветхозаветной Библии (Пятикнижия Моисея). Со временем слово «караим» стало этнонимом – названием народности.
Караимы жили в Крыму замкнутой религиозной общиной, по быту и одежде не отличались от татар, говорили на татарском языке, но сохранили и свой. Занимались торговлей и ремеслом, отчасти земледелием и скотоводством. У наиболее зажиточных лавки и мастерские находились в Бахчисарае. Но, согласно ханскому указу, все караимы, работавшие или торговавшие в Бахчисарае, на ночь должны были отправляться домой, в свое селение на плато.
В XIV в. великий князь Литовский Витовт вывел из Крыма триста караимских семей в крепость Тракай, а затем в Луцк и Галич. Считалось, что караимы самые отважные и неподкупные телохранители. Они до последнего хранили верность и выжженным солнцем плато. Последние караимы покинули «пещерные города» в конце XIX в.
После присоединения Крыма к России с караимов был снят запрет на жительство в Бахчисарае, и Чуфут-Кале постепенно опустел. Караимы разобрали свои дома (чтобы потом сложить их на новом месте) и разъехались. С 1852 года единственными обитателями города остались члены семьи караимского ученого Авраама Самуиловича Фирковича (1786—1874). А.С.Фиркович — караимский историк, знаток древних рукописей и надгробных надписей средневековья. Его уникальная коллекция хранится в Государственной публичной библиотеке Санкт-Петербурга. Задачу своей жизни ученый видел в охране древностей Чуфут-Кале, возвеличивание его в истории. Он скупал заброшенные дома, нанимал сторожей, чтобы защитить их от расхищения.
Город Чуфут-Кале небольшой по площади — 18 га. Остальная часть плато использовалась под огороды и пастбища.
Культурный слой толщиной в несколько метров у подножия пещерного города
Плато, на котором расположено огромное городище, представляет собой отрог горного массива, сложенный мшанковыми известняками, ограниченный с трех сторон вертикальными обрывами высотой до 50 м. Над уровнем окружающих долин оно поднято на 200 м.
Его поверхность имеет уклон к западу. На местности с руинами старых построек он слабо заметен, зато на карте по отметкам высот видно, что перепад уровней между западной оконечностью плато и районом Восточной оборонительной стены составляет около 200 м при расстоянии между этими участками в 1700 м. Эта крутизна весьма ощутима, если пройти маршрут с запада на восток, особенно в жаркий летний день.
Территория городища традиционно делится на три хорошо выраженные части. Названия их устоялись с дореволюционных времен. В первой серьезной научной статье, содержащей описание городища и довольно точный его план, автор, известный знаток истории Крыма, военный инженер А.Л. Бертье-Делагард выделяет пустырь — незастроенную часть плато с запада площадью около 36 га.
Старый город, отделенный от пустыря невысокой оградой,
и Новый город, раскинувшийся между Средней и Восточной оборонительными стенами.
Эти термины сохраняются и в современной литературе. Правда, пустырь, вслед за авторами 20-х гг. XX в., сейчас часто называют «Бурунчак», то есть «мысок». На плане хорошо видно, что древняя застройка концентрируется в самом узком месте плато.
Площадь Старого города составляет около 7 га. Нового — более 3 га.
Старинная каменная дорога, на которой хорошо видны глубокие колеи, проделанные колесами древних повозок, извиваясь по склону, поднимается на плато к малым, южным воротам.
Эти ворота называют также «потайными» — они не видны, пока не приблизишься к ним вплотную.
В древности тут, вероятно, была калитка.
Сохранились массивные дубовые створки, обитые железом. Верхняя часть стены была перестроена и снабжена бойницами.
Для врагов эти ворота были настоящей ловушкой.
Противник приближался к воротам, будучи обращенным к стене правым, незащищенным боком. Узкий поворот перед воротами не позволял использовать таран в полную силу.
Но даже захват ворот не давал штурмующим никакого преимущества — они оказывались в узком, вырубленном в скале коридоре.
С деревянного настила защитники сбрасывали на них камни, лили кипящую воду, а лучники, засевшие в оборонительных пещерах в конце коридора, осыпали их стрелами.
С восточной стороны вход в город закрывала мощная крепостная стена.
С южной, западной и северной сторон не было необходимости строить укрепления: плато здесь отвесно обрывается вниз.
В этом месте открывается чудесный вид на долину Ашлама-Дере, на вершины Роман-Кош, Кемаль-Эгерек и Чатыр-Даг.
Внутри города проходит средняя, самая ранняя оборонительная стена, пересекавшая плато от одного края до другого. Она сложена из крупных прямоугольных блоков на известковом растворе.
Раскопки позволили выявить первоначальную ее конструкцию. Стена имеет толщину до 5 м, а высоту — до 8 метров. В стене были широкие ворота, на северном и южном флангах располагались боевые башни.
Перед стеной был вырублен широкий крепостной ров, который наполнялся дождевой водой, стекавшей по желобкам, вырубленным в скале.
Большой ров не доходил до края северного обрыва — здесь в стене имелась калитка, перед которой вырубили два малых рва. Из малого рва по каменной лестнице можно спуститься в две большие пещеры, с которыми связано много легенд. Увы, археологические исследования доказали, что пещеры связаны с домом, построенным в XVII в., и имели чисто хозяйственное назначение.
По другую сторону средней стены на узких улочках с глубокими колеями от колес размещались христианская и караимская общины. Эта часть Чуфут-Кале неплохо сохранилась до настоящего времени благодаря замечательному караимскому ученому А. С. Фирковичу (1787—1874).
Дом Фирковича сохранился до наших дней.
Он просторен, крыт черепицей, в одном из его помещений есть камин. Во дворе — хозяйственные постройки. Это типичная постройка 17-го века, двухэтажное строение с балкончиками и окнами, которые выходят во двор. Туда же спускается лестница со второго этажа, где располагались жилые помещения. На первом этаже размещали скот и хранили хозяйственный инвентарь. Крыша покрыта красной черепицей местного производства, стены из тесаного камня, верхний этаж деревянный. В усадьбе сейчас расположена экспозиция, рассказывающая о культуре караимов. В западной, самой древней части города, также сохранились многочисленные вырубленные в пещерах хозяйственные помещения, руины мечети и мавзолей дочери золотоордынского хана Тохтамыша Джаныке-ханым 1437 года постройки.
Расположенный рядом дом был выстроен караимским обществом в 1896 г. для приема царя и членов царской фамилии.
Два других наиболее сохранившихся здания — караимские кенассы, большая и малая. Эти прямоугольные здания с двускатными крышами окружены открытой террасой с каменными приземистыми колоннами, между которыми перекинуты арки.
У стен — скамьи с нишами внизу.
На этой террасе собирались верующие в ожидании службы; выборные старшины вершили здесь суд над нарушителями нравственных предписаний общины.
Большая соборная кенасса возведена в XIV веке. Десять колонн аркады опираются на парапет из массивных плит, украшенных высеченными в камне розетками. В храме устраивались торжественные праздничные службы.
Возраст малой кенассы определить трудно из-за капитального ремонта, произведенного в конце XVIII века. Она предназначалась для обычных служб и собраний, позднее здесь располагалась школа.
Оба храма разбиты на три отделения. В первом, небольшом, ближе к выходу, отделенном перегородкой от остального зала, на скамьях, обитых кожей, сидели и молились те, кто по старости не мог стоять, а также люди, носившие траур. В отдельном помещении второго этажа, представляющем подобие балкона, закрытого со стороны алтаря густой деревянной решеткой, находились женщины. Главное отделение предназначалось для мужчин.
Недалеко от кенасс находилась типография, открытая в 1731 году. Это была первая типография в Крыму. В ней печатались книги на древнееврейском и караимском языках.
1 Мавзолей Джанике-ханым, дочери хана Тохтамыша.
2 Северный склон плато.
3 Кенасская улица.
4 Средняя улица.
5 Бурунчакская улица.
6 Комплекс хозяйственных пещер. Во время нападения они выполняли оборонительную функцию. Предполагают, что в дотатарский период тут был пещерный монастырь.
7 Малые Южные ворота Кучук-Капу.
8 Остатки ханского дворца, мечети и монетного двора.
9 Малая и Большая кенасы — молитвенные дома караимов.
10 Южный склон плато.
11 Ворота средней оборонительной стены — Орта-Капу.
12 Усадьба Соломона Бейма (Ча-Борю).
13 Богатая усадьба с хозяйственными пещерами Чауш-Кобасы («пещера начальника»).
14 Остатки бани.
15 Большие (Восточные) ворота — Биюк-Капу.
16 Двойной ров. По внешнему рву дорога ведет в долину Ашлама-Дере.
17 Дорога к кладбищу в Иосафатовой долине.
18 Остатки фундаментов дворца, построенного в 1897 г. для приема членов императорской фамилии.
19 Жилая усадьба XIX в., принадлежавшая караимскому историку А. Фирковичу.
20 Вход в пещеру, соединенную с потайным колодцем.
В восточной части города был не сохранившийся до наших дней монетный двор, где чеканились крымские монеты. Дома на плато строились впритык друг к другу. Строения в основном двухэтажные с огромными подвальными помещениями, которые использовались для хозяйственных и оборонительных целей.
Так же в пещерах размещались церкви, до сих пор на стенах некоторых из них, сохранились старинные фрески.
Город постоянно ощущал нехватку питьевой воды.
В районе монетного двора проходил каменный желоб с керамическими трубами древнего водопровода.
Когда он перестал действовать, жители Чуфут-Кале вынуждены были брать воду из источников, находящихся вне города.
Несколько лет назад у южного склона Чуфут-Кале был отрыт загадочный колодец, он выдолблен в известняке. На стенах рисунки и непонятные знаки, относящиеся к 4 веку. Его своды украшают сталактиты. В 2002 году, при расчистке колодца, был обнаружен крупнейший клад средневековых монет.
Вероятно, там собиралась вода, которая со временем ушла. Колодец мог входить в оборонительную систему крепости; не потому ли в некоторых караимских легендах были сведения о появлявшихся «из-под земли» воинах. А.С. Фиркович писал о прямом колодце Тик-кую: «Это грандиозный сход, косо вырубленный тоннелем к воде». Колодец выдолблен в известняке и уходит в землю на 45 метров; на его стенах есть рисунки, относящиеся к IV веку н.э.
В 26 метрах от поверхности от вертикальной шахты отходит наклонная галерея со ступенями, выводящая на поверхность, прорытая с таким расчетом, чтобы на восходе солнца в дни весеннего равноденствия это подземелье освещали первые лучи. На сводах уже появились сталактиты. Последние признаки пребывания человека в колодце относят к началу XV века, а после этого колодец был законсервирован — завален землей и камнями.
С 2001 года он стал оборудованным экскурсионным объектом, который ставит перед посетителями (как, впрочем, и перед учеными) много новых вопросов. Очевидно, что удовлетворить потребностям в воде один такой колодец не мог, значит должны быть и другие, подобные. Если же он нужен был для обороны, то где-то должен быть выход из него прямо в крепость, на плато Бурунчук — именно так писал А. С. Фиркович. Поисковые работы продолжаются.
У подножия Чуфут-Кале раскинулась Иосафатова долина — так назвали ее караимы в честь долины погребений близ Иерусалима. На севере за долиной Ашлама-Дере лежит гора Мейдан-Даг, подобная Масличной горе; на юге за долиной Кизил-Дере — гора Бешигдаг, покрытая ореховым кустарником, как в Иерусалиме.
У ее подножия находится источник Юсуп-Чокрак (в переводе с караимского – «Фонтан Иосифа»), по дну долины протекает пересыхающий летом Кедронский ручей.
Иосафатова долина для караимов была традиционным местом захоронений. Известны случаи, когда сюда привозили хоронить караимов из Вильнюса и Одессы. Современные ученые считают, что самое древнее погребение относится к середине XIII века.
При написании использовались ресурсы сети Интернет.
Также можно прочесть на сайте Пещерные города Крыма пещерный город Чуфут-Кале
———————————————————————————————————————————————————————————
Знакомясь с многочисленными природными и историческими памятниками Крыма стоит выбирать наилучшие места для пополнения своих сил. И как нельзя лучше для этой цели подходит самая середина Южного берега Крыма — прибрежная Алупка. Приглашаю Вас остановиться на отдых в комфортабельных номерах, расположенных у парковой зоны этого живописнейшего места Черноморского побережья.