Пещерный город Чуфут-Кале

Тропинка по балке Марьям – Дере к подножию пещерного города

Чуфут-Кале

«Пещерный город» Чуфут-Кале — наиболее сохранившийся памятник раннего и позднего средневековья Крыма. Он находится в трех километрах от Бахчисарая, на высоте 558 метров над уровнем моря на плато с недоступными обрывами. Чуфут-Кале совершенно недоступный с северной, западной и южной стороны, вертикальные обрывы достигают высоты до 50 метров.

Чуфут-Кале

План

План

Расположен он на плато горного отрога, господствующего над тремя глубокими долинами. Сама природа подготовила неприступную строительную площадку, а человек возвел на ней город, усилив естественную защиту крепостными сооружениями.

Чуфут-Кале

Вид с мыса Бурунчак на чУспенский монастырь и Бахчисарай

Чуфут-Кале

Город был известен под следующими названиями: Фуллы, Кырк-Ор (с турецкого «сорок укреплений»), Кырк-Ер, Топрак-Кола, Бутмай, Гевхер-Кермен (с крымскотатарского «крепость драгоценностей»), Джуфт-Кале (с караимского «двойная (парная) крепость»), Чуфут-Кале (с крымскотатарского «еврейская крепость»).

Чуфут-Кале

В разные времена, здесь жили киммерийцы, тавры и скифы. В шестом веке в балке Майрам-дере поселились аланы (предки современных осетин) — сарматское племя, пришедшее в Крым в начале нашей эры.

Чуфут-Кале

Аланы стали проникать в Крым со II в. н.э., в III-IV вв. их было здесь уже значительное количество. Обосновавшись в горном Крыму, аланы приняли христианство. Занимались они земледелием, животноводством и ремеслом, торговали с соседними и дальними странами. На плодородных землях близлежащих долин выращивали фрукты и виноград. В случае опасности сельское население укрывалось за стенами крепости и тоже участвовало в обороне. Позднее здесь появляются готы.

Чуфут-Кале

Время возникновения поселения по различным версиям колеблется от шестого до десятого века. Археологические раскопки, проведенные в 50-х годах, дают основание предполагать, что все таки он был построен в X-XI вв., после гибели соседнего города Кыз-Кермен.
Историческое название города не сохранилось. Некоторые исследователи полагают, что это был город Фуллы, который существовал уже в 576 г. Построен во времена Юстениана I для укрепления византийского влияния в Крыму. Фуллы упоминается также в связи с прадревней скито-таврийской библиотекой, вывезенной в Александрию. Возможно, здесь была византийская крепость, под защиту которой сходилось население окрестных сел в лихие дни. Жители со скотом и самым ценным скарбом переживали в ней набеги степняков. Крепость, по всей видимости, принадлежала гото-аланам — союзникам Византии. Об этом свидетельствует обширный могильник эпохи раннего средневековья, расположенный у подножия Чуфут-Кале.

Чуфут-Кале

Первое описание средневекового Крыма принадлежит монаху Гильом де Рубрук. Посол французского короля к монгольскому хану, так описывает свое путешествие по Крыму в 1253 году: «Высокие утесы выступают вдоль побережья от Херсона до устья Танаиса. Между Херсоном и Солдайей (Судак) существует сорок замков, и почти каждый из них имеет особый язык; среди них много готов, язык которых немецкий». Самое древнее упоминание о Чуфут-Кале, связано с набегом темника бея Яшлавского из орд темника Золотой Орды Ногая на Крымский полуостров в 1299году. Среди других городов, подвергшихся разграблению, упоминается и Кырк-ор (сорок укреплений), так раньше назывался Чуфут-Кале. Одна из крымских легенд гласит, что татары долго не могли взять Чуфут-Кале. В конце концов, они пошли на хитрость – создали видимость наступления большого войска. День и ночь били барабаны, непрерывно отдавались команды. Инсценировка всеобщей атаки продолжалась несколько суток. Бдительность защитников крепости притупилась. Выбрав момент, осаждающие пробили оборонительную стену в уязвимом месте и ворвались к крепость. Мужчин-воинов, как обычно, завоеватели истребили, остальную часть населения обратили в рабство.

Чуфут-Кале

Также арабский географ Абульфеда в 1321 году в своем сочинении описывает ряд городов, в том числе Кырк-Ор, Кырк-Йер: «Он расположен в стране ассов (аланы). Его имя значит по-турецки «сорок мест». Это укрепленный, труднодоступный замок, он находится на неприступной скале. Вершина горы плоская, здесь жители страны укрываются в минуту опасности. Крепость эта находится в некотором отдалении от моря. По соседству возвышается большая гора Чатыр-даг (Палат-гора). Она видна с кораблей, плывущих вдоль побережья». Ассы было самое могучее из племен иранского происхождения. Они занимались животноводством, земледелием, выращивали фрукты и виноград, ремесленничали и торговали со всем миром.

Остатки жилых построек

Чуфут-Кале

В середине 14 века Кыркорское княжество стало зависимым от татар. После завоевания города, почти все жители были уничтожены — мужчин-воинов истребили, остальных продали в рабство.
Чуфут-Кале

Захватив город, татары разместили в нем свой гарнизон и назвали его по-своему – Кырк-Ор (первоначальное название крепости неизвестно). Кырк-Ор расшифровывается так: “ор” — “вал со рвом, укрепление”, а “Кырк” — имя одного из тюркских родов, вероятнее всего, половецкого. Есть и другая версия: “Кырк-Ор” — “Сорок укреплений” или “Сорок Замков”. Легенда приписывает этому укреплению также имя Гевхер-Кала — “Драгоценная крепость”. Якобы став ее хозяевами, золотоордынцы украсили все ее стены и ворота драгоценными камнями. Об этом в XVII в. написал турецкий путешественник Эвлия Челеби.

Чуфут-Кале

В городе возводится сохранившийся до наших времен мавзолей XV в. — прекрасный образец малоазийской архитектуры.

Чуфут-Кале

Это монументальное восьмигранное сооружение, украшенное по ребрам граней резными колонками, с высоким, покрытым резьбой порталом. В глубине мавзолея, на ступенчатом возвышении,— надгробие с арабской вязью: “Это гробница знаменитой государыни Джаныке-ханым, дочери Тохтамыш-хана, скончавшейся месяца рамазана 841 года хиджры (1437 г. по григорианскому календарю)”.

Чуфут-Кале

Джаныке-ханым была дочерью того самого Тохтамыш-хана, который захватил в 1382 г. Москву, сумел восстановить ее подчинение Золотой Орде, утраченное после Куликовской битвы, но был разбит войсками Тимура в междоусобной войне золотоордынцев и осевших в Средней Азии чингизидов. Она была женой последнего золотоордынского эмира Крыма — Едигея и оставила о себе память мудрой правительницы, наследницы амазонок. Именно она стояла у колыбели самостоятельности Крымского ханства, приютив в своем наследственном родовом гнезде Хаджи Девлет-Гирея.

Чуфут-Кале

На рубеже XIV и XV вв. впереди восточной линии укреплений татары поселили караимов-ремесленников, которые для защиты своей слободы построили вторую оборонительную стену и три башни. Так возникла новая часть города. Довольно быстро Кырк-Ор стал крупным торгово-ремесленным центром юго-западного Крыма. В 15 веке Кыркор становится второй столицей (после Солхата) самостоятельного Крымского Ханства и называется Кырк-Йер (или Кырк-Ер). Здесь находились резиденции первых крымских ханов: Хаджи Гирея и Менгли Гирея I. Хаджи Гирей прятался в крепости во время междоусобиц и борьбы с Золотой Ордой. Крепость укрывала ханов во время междоусобиц, была надежным убежищем в период их борьбы с Золотой Ордой за самостоятельность.

Чуфут-Кале

В XV в. Кырк-Ор становится первой столицей независимого Крымского ханства. Основатель династии крымских правителей Хаджи-Гирей, победив владыку кырк-орского ханства Эминек-бея, устраивает здесь свою резиденцию, больше надеясь на неприступные кручи Кырк-Ор, стены и ворота, чем на верность своих новых подданных. В это время расширяется мечеть, воздвигнутая при Джанибеке, основывается медресе (мусульмантская духовная школа), строится ханский дворец, в котором принимают иностранных послов. В крепости сохранились остатки монетного двора Гиреев, где чеканилась серебряная с примесью меди монета с надписью “Кырк-Ор”.

Чуфут-Кале

После подчинения Крымского ханства Османской империи в Кырк-Оре перестраивают восточную оборонительную стену и южные крепостные ворота. Новая стена тянется от южного края плато до северного, делая этот район неприступным. Сохранились полуразрушенная южная и две северные башни с ружейными бойницами, а также орудийная амбразура. Большие ворота прикрывают два выступа с площадками вверху.

Чуфут-Кале

В конце XV в. уже Менгли-Гирей (1467-1515 гг.) заключил договор с московским князем Иваном III о совместном наступлении на Золотую Орду. После её разгрома Крымское ханство заметно усилилось. Значение Кырк-Ора как крепости упало, и Менгли-Гирей переселился в новую, специально построенную столицу – Бахчисарай. Старый город становится своеобразной цитаделью Бахчисарая и местом заточения знатных пленников.

Чуфут-Кале

В конце XV в. в заточении на Кырк-Оре находился литовский посол Лез, а в 1648 г. – польский гетман Потоцкий. Подобной участи иногда подвергались послы и видные политические деятели России. В 1572 г. в тюрьме сидел любимец Ивана Грозного Василий Грязной.

Чуфут-Кале

Три года томился в тюремной застенке русский посол Василий Айтемиров (1692-1695), посланный в Крым для заключения мирного договора. С этой же целью прибыл к хану в конце XVII в. и князь Ромодановский – видный политический деятель при Петре I. Но хан посадил его в тюрьму, где князь просидел три года.

Чуфут-Кале

Самые тяжелые испытания выпали на долю русского воеводы Василия Борисовича Шереметева. В 1660 г. он со своим войском на Волыни защищал родину от татарских набегов. В битве под Чудновом он был захвачен и тайно перевезён в Бахчисарай. Только через одиннадцать месяцев об этом узнали в Москве и начали переговоры о выкупе. Зная, что Шереметев любимец царя, хан потребовал за него города Казань и Астрахань. Но русское правительство не могло пойти на это, да и Шереметев отказался купить свободу такой дорогой ценой. Его заточили в темницу на Чуфут-Кале. В общей сложности он провел там двадцать один год.

Чуфут-Кале

О тяжелой участи Шереметева красноречиво говорит его письмо к русскому царю Алексею Михайловичу: “Хан мучил меня, никого так никто не мучает, которые есть государевы люди у мурз, у аг и у черных татар. Кандалы на мне больше полпуда; четыре года беспрестанно я заперт в палату, окна заделаны каменьями, оставлено только одно окно. На двор из избы пяди не бывал я шесть лет; a от кандалов обезножен, да и голоден”.

Чуфут-Кале

Шереметев просил скорее его выкупить, но с татарами трудно было договориться. Четыре хана сменилось за это время в Бахчисарае, и каждый предъявлял новые требования. Только в 1681 г. воевода был выкуплен родственниками за 60 тысяч рублей золотом. Беспомощным, искалеченным, ослепшим стариком вернулся Шереметев на родину. Мужество, непреклонная воля, любовь к России помогли ему выдержать плен, перенести долгие годы тяжелой неволи. Но жить на свободе пришлось недолго. Через полгода, в 1682 г., он умер на родине.

Чуфут-Кале

В крепости держали не всех пленников, а только тех, кто был знатен и мог себя выкупить. Бедняков, которые откупиться не могли, продавали в заморское рабство в Кафе (Феодосии) – главном центре работорговли на полуострове, или на месте в Бахчисарае. «Выбраться из тюрьмы в Чуфут-Кале никоим образом невозможно, разве что человека из тюрьмы вознесут. До такой степени адова эта тюрьма», — пишет в своих воспоминаниях турецкий путешественник Эвлия Челеби в 1666 году.

Чуфут-Кале

После заключения мирного договора с Россией и разгрома Золотой Орды значение крепости ослабло. В начале 16 века строится Бахчисарай и хан со свитой переезжают туда. Вместе с ним выезжают почти все мусульмане.

Чуфут-Кале

В крепости остаются одни караимы (им запретили селиться в Бахчисарае), которые называли крепость Джуфт-кале – Двойная Крепость. Имелось в виду, что караимы ещё в 14—15 веках построили Восточную оборонительную стену и, вместе со Средней стеной, крепость стала «двойной». Это последнее название изменилось в Джуфут-Кале — Иудейская крепость, поскольку её преобладающее население — караимы — были иудеями.

В царствование Анны Иоанновны русские войска под предводительством фельдмаршала Миниха захватили Бахчисарай и Чуфут-Кале. Крепость была разрушена, и город превратился в тихое местечко с немногочисленной армянской и относительно большой караимской общиной. Русский путешественник П. И. Сумароков в 1799 г. пишет, что здесь находилось 227 караимских домов и 1600 жителей.

Чуфут-Кале

Караимы являются потомками древних тюркских племен, входивших в VIII-X вв. в состав Хазарского каганата. Они переняли от иудейской религии вероучение караизма; отрицая талмуд, были последователями древнееврейской ветхозаветной Библии (Пятикнижия Моисея). Со временем слово “караим” стало этнонимом – названием народности.

Чуфут-Кале

Караимы жили в Крыму замкнутой религиозной общиной, по быту и одежде не отличались от татар, говорили на татарском языке, но сохранили и свой. Занимались торговлей и ремеслом, отчасти земледелием и скотоводством. У наиболее зажиточных лавки и мастерские находились в Бахчисарае. Но, согласно ханскому указу, все караимы, работавшие или торговавшие в Бахчисарае, на ночь должны были отправляться домой, в свое селение на плато.

Чуфут-Кале

В XIV в. великий князь Литовский Витовт вывел из Крыма триста караимских семей в крепость Тракай, а затем в Луцк и Галич. Считалось, что караимы самые отважные и неподкупные телохранители. Они до последнего хранили верность и выжженным солнцем плато. Последние караимы покинули “пещерные города” в конце XIX в.

Чуфут-Кале

После присоединения Крыма к России с караимов был снят запрет на жительство в Бахчисарае, и Чуфут-Кале постепенно опустел. Караимы разобрали свои дома (чтобы потом сложить их на новом месте) и разъехались. С 1852 года единственными обитателями города остались члены семьи караимского ученого Авраама Самуиловича Фирковича (1786—1874). А.С.Фиркович — караимский историк, знаток древних рукописей и надгробных надписей средневековья. Его уникальная коллекция хранится в Государственной публичной библиотеке Санкт-Петербурга. Задачу своей жизни ученый видел в охране древностей Чуфут-Кале, возвеличивание его в истории. Он скупал заброшенные дома, нанимал сторожей, чтобы защитить их от расхищения.

Чуфут-Кале

Город Чуфут-Кале небольшой по площади — 18 га. Остальная часть плато использовалась под огороды и пастбища.
Культурный слой толщиной в несколько метров у подножия пещерного города

Чуфут-Кале

Плато, на котором расположено огромное городище, представляет собой отрог горного массива, сложенный мшанковыми известняками, ограниченный с трех сторон вертикальными обрывами высотой до 50 м. Над уровнем окружающих долин оно поднято на 200 м.

Чуфут-Кале

Его поверхность имеет уклон к западу. На местности с руинами старых построек он слабо заметен, зато на карте по отметкам высот видно, что перепад уровней между западной оконечностью плато и районом Восточной оборонительной стены составляет около 200 м при расстоянии между этими участками в 1700 м. Эта крутизна весьма ощутима, если пройти маршрут с запада на восток, особенно в жаркий летний день.

Чуфут-Кале

Территория городища традиционно делится на три хорошо выраженные части. Названия их устоялись с дореволюционных времен. В первой серьезной научной статье, содержащей описание городища и довольно точный его план, автор, известный знаток истории Крыма, военный инженер А.Л. Бертье-Делагард выделяет пустырь — незастроенную часть плато с запада площадью около 36 га.

Чуфут-Кале

Старый город, отделенный от пустыря невысокой оградой,

Чуфут-Кале

и Новый город, раскинувшийся между Средней и Восточной оборонительными стенами.

Чуфут-Кале

Эти термины сохраняются и в современной литературе. Правда, пустырь, вслед за авторами 20-х гг. XX в., сейчас часто называют «Бурунчак», то есть «мысок». На плане хорошо видно, что древняя застройка концентрируется в самом узком месте плато.

План

Площадь Старого города составляет около 7 га. Нового — более 3 га.

Чуфут-Кале

Старинная каменная дорога, на которой хорошо видны глубокие колеи, проделанные колесами древних повозок, извиваясь по склону, поднимается на плато к малым, южным воротам.

Чуфут-Кале

Эти ворота называют также “потайными” — они не видны, пока не приблизишься к ним вплотную.

Чуфут-Кале

В древности тут, вероятно, была калитка.

Чуфут-Кале

Сохранились массивные дубовые створки, обитые железом. Верхняя часть стены была перестроена и снабжена бойницами.

Чуфут-Кале

Для врагов эти ворота были настоящей ловушкой.

Чуфут-Кале

Противник приближался к воротам, будучи обращенным к стене правым, незащищенным боком. Узкий поворот перед воротами не позволял использовать таран в полную силу.

Чуфут-Кале

Но даже захват ворот не давал штурмующим никакого преимущества — они оказывались в узком, вырубленном в скале коридоре.

Чуфут-Кале

С деревянного настила защитники сбрасывали на них камни, лили кипящую воду, а лучники, засевшие в оборонительных пещерах в конце коридора, осыпали их стрелами.

Чуфут-Кале

Чуфут-Кале

С восточной стороны вход в город закрывала мощная крепостная стена.

Чуфут-Кале

Чуфут-Кале

С южной, западной и северной сторон не было необходимости строить укрепления: плато здесь отвесно обрывается вниз.

Чуфут-Кале

В этом месте открывается чудесный вид на долину Ашлама-Дере, на вершины Роман-Кош, Кемаль-Эгерек и Чатыр-Даг.

Чуфут-Кале

Внутри города проходит средняя, самая ранняя оборонительная стена, пересекавшая плато от одного края до другого. Она сложена из крупных прямоугольных блоков на известковом растворе.

Чуфут-Кале

Раскопки позволили выявить первоначальную ее конструкцию. Стена имеет толщину до 5 м, а высоту — до 8 метров. В стене были широкие ворота, на северном и южном флангах располагались боевые башни.

Чуфут-Кале

Перед стеной был вырублен широкий крепостной ров, который наполнялся дождевой водой, стекавшей по желобкам, вырубленным в скале.

Чуфут-Кале

Большой ров не доходил до края северного обрыва — здесь в стене имелась калитка, перед которой вырубили два малых рва. Из малого рва по каменной лестнице можно спуститься в две большие пещеры, с которыми связано много легенд. Увы, археологические исследования доказали, что пещеры связаны с домом, построенным в XVII в., и имели чисто хозяйственное назначение.

Чуфут-Кале

По другую сторону средней стены на узких улочках с глубокими колеями от колес размещались христианская и караимская общины. Эта часть Чуфут-Кале неплохо сохранилась до настоящего времени благодаря замечательному караимскому ученому А. С. Фирковичу (1787—1874).

Чуфут-Кале

Дом Фирковича сохранился до наших дней.

Чуфут-Кале

Он просторен, крыт черепицей, в одном из его помещений есть камин. Во дворе — хозяйственные постройки. Это типичная постройка 17-го века, двухэтажное строение с балкончиками и окнами, которые выходят во двор. Туда же спускается лестница со второго этажа, где располагались жилые помещения. На первом этаже размещали скот и хранили хозяйственный инвентарь. Крыша покрыта красной черепицей местного производства, стены из тесаного камня, верхний этаж деревянный. В усадьбе сейчас расположена экспозиция, рассказывающая о культуре караимов. В западной, самой древней части города, также сохранились многочисленные вырубленные в пещерах хозяйственные помещения, руины мечети и мавзолей дочери золотоордынского хана Тохтамыша Джаныке-ханым 1437 года постройки.

Чуфут-Кале

Расположенный рядом дом был выстроен караимским обществом в 1896 г. для приема царя и членов царской фамилии.

Чуфут-Кале

Два других наиболее сохранившихся здания — караимские кенассы, большая и малая. Эти прямоугольные здания с двускатными крышами окружены открытой террасой с каменными приземистыми колоннами, между которыми перекинуты арки.

Чуфут-Кале

У стен — скамьи с нишами внизу.

Чуфут-Кале

На этой террасе собирались верующие в ожидании службы; выборные старшины вершили здесь суд над нарушителями нравственных предписаний общины.

Чуфут-Кале

Большая соборная кенасса возведена в XIV веке. Десять колонн аркады опираются на парапет из массивных плит, украшенных высеченными в камне розетками. В храме устраивались торжественные праздничные службы.

Чуфут-Кале

Возраст малой кенассы определить трудно из-за капитального ремонта, произведенного в конце XVIII века. Она предназначалась для обычных служб и собраний, позднее здесь располагалась школа.

Чуфут-Кале

Оба храма разбиты на три отделения. В первом, небольшом, ближе к выходу, отделенном перегородкой от остального зала, на скамьях, обитых кожей, сидели и молились те, кто по старости не мог стоять, а также люди, носившие траур. В отдельном помещении второго этажа, представляющем подобие балкона, закрытого со стороны алтаря густой деревянной решеткой, находились женщины. Главное отделение предназначалось для мужчин.

Недалеко от кенасс находилась типография, открытая в 1731 году. Это была первая типография в Крыму. В ней печатались книги на древнееврейском и караимском языках.

План

1 Мавзолей Джанике-ханым, дочери хана Тохтамыша.
2 Северный склон плато.
3 Кенасская улица.
4 Средняя улица.
5 Бурунчакская улица.
6 Комплекс хозяйственных пещер. Во время нападения они выполняли оборонительную функцию. Предполагают, что в дотатарский период тут был пещерный монастырь.
7 Малые Южные ворота Кучук-Капу.
8 Остатки ханского дворца, мечети и монетного двора.
9 Малая и Большая кенасы – молитвенные дома караимов.
10 Южный склон плато.
11 Ворота средней оборонительной стены – Орта-Капу.
12 Усадьба Соломона Бейма (Ча-Борю).
13 Богатая усадьба с хозяйственными пещерами Чауш-Кобасы (“пещера начальника”).
14 Остатки бани.
15 Большие (Восточные) ворота – Биюк-Капу.
16 Двойной ров. По внешнему рву дорога ведет в долину Ашлама-Дере.
17 Дорога к кладбищу в Иосафатовой долине.
18 Остатки фундаментов дворца, построенного в 1897 г. для приема членов императорской фамилии.
19 Жилая усадьба XIX в., принадлежавшая караимскому историку А. Фирковичу.
20 Вход в пещеру, соединенную с потайным колодцем.

В восточной части города был не сохранившийся до наших дней монетный двор, где чеканились крымские монеты. Дома на плато строились впритык друг к другу. Строения в основном двухэтажные с огромными подвальными помещениями, которые использовались для хозяйственных и оборонительных целей.

Чуфут-Кале

Так же в пещерах размещались церкви, до сих пор на стенах некоторых из них, сохранились старинные фрески.

Чуфут-Кале

Город постоянно ощущал нехватку питьевой воды.

Чуфут-Кале

В районе монетного двора проходил каменный желоб с керамическими трубами древнего водопровода.

Чуфут-Кале

Когда он перестал действовать, жители Чуфут-Кале вынуждены были брать воду из источников, находящихся вне города.

Чуфут-Кале

Несколько лет назад у южного склона Чуфут-Кале был отрыт загадочный колодец, он выдолблен в известняке. На стенах рисунки и непонятные знаки, относящиеся к 4 веку. Его своды украшают сталактиты. В 2002 году, при расчистке колодца, был обнаружен крупнейший клад средневековых монет.

Чуфут-Кале

Вероятно, там собиралась вода, которая со временем ушла. Колодец мог входить в оборонительную систему крепости; не потому ли в некоторых караимских легендах были сведения о появлявшихся “из-под земли” воинах. А.С. Фиркович писал о прямом колодце Тик-кую: “Это грандиозный сход, косо вырубленный тоннелем к воде”. Колодец выдолблен в известняке и уходит в землю на 45 метров; на его стенах есть рисунки, относящиеся к IV веку н.э.

Чуфут-Кале

В 26 метрах от поверхности от вертикальной шахты отходит наклонная галерея со ступенями, выводящая на поверхность, прорытая с таким расчетом, чтобы на восходе солнца в дни весеннего равноденствия это подземелье освещали первые лучи. На сводах уже появились сталактиты. Последние признаки пребывания человека в колодце относят к началу XV века, а после этого колодец был законсервирован – завален землей и камнями.

Чуфут-Кале

С 2001 года он стал оборудованным экскурсионным объектом, который ставит перед посетителями (как, впрочем, и перед учеными) много новых вопросов. Очевидно, что удовлетворить потребностям в воде один такой колодец не мог, значит должны быть и другие, подобные. Если же он нужен был для обороны, то где-то должен быть выход из него прямо в крепость, на плато Бурунчук — именно так писал А. С. Фиркович. Поисковые работы продолжаются.

Чуфут-Кале

У подножия Чуфут-Кале раскинулась Иосафатова долина — так назвали ее караимы в честь долины погребений близ Иерусалима. На севере за долиной Ашлама-Дере лежит гора Мейдан-Даг, подобная Масличной горе; на юге за долиной Кизил-Дере — гора Бешигдаг, покрытая ореховым кустарником, как в Иерусалиме.

Чуфут-Кале

У ее подножия находится источник Юсуп-Чокрак (в переводе с караимского – “Фонтан Иосифа”), по дну долины протекает пересыхающий летом Кедронский ручей.

Иосафатова долина для караимов была традиционным местом захоронений. Известны случаи, когда сюда привозили хоронить караимов из Вильнюса и Одессы. Современные ученые считают, что самое древнее погребение относится к середине XIII века.

При написании использовались ресурсы сети Интернет.

Также можно прочесть на сайте Пещерные города Крыма пещерный город Чуфут-Кале

——————————————————————————————————————————————————————————–

Знакомясь с многочисленными природными и историческими памятниками Крыма стоит выбирать наилучшие места для пополнения своих сил. И как нельзя лучше для этой цели подходит самая середина Южного берега Крыма – прибрежная Алупка. Приглашаю Вас остановиться на отдых в комфортабельных номерах, расположенных у парковой зоны этого живописнейшего места Черноморского побережья.

 

2

  • Сообщение:Это наверное самая подробная статья, которую я читала. Можно использовать как руководство))).
    В скором времени планируем все-таки забраться в Тик-Кую, а то как-то пропустили. А то, что там нашли такой ценный клад уже в 2000-х годах, говорить о том, что в Крыму не все еще раскопали и разграбили черные археологи, кто знает какие нас открытия еще ждут.

    Анастасия 26.Авг.2017 13:08
  • Спасибо! Советую побывать в всех пещерных городах и монастырях Крыма. У каждого из них есть своя изюминка!

    Исары Горного Крыма 26.Авг.2017 13:15

Ваш отзыв

Statistical data collected by Statpress SEOlution (blogcraft).