Караимское кладбище и Авраам Самуилович Фиркович.
Караимское кладбище в Иосафатовой долине близ Чуфут-Кале.
На кладбище можно попасть, если выйти из Чуфут-Кале через Восточные ворота и пройти около 500 метров к верховьям Иосафатовой долины.
Полуразрушенные ограда и арка входа, развалины сторожки, сначала довольно чистая, а потом почти заросшая и засыпанная буреломом аллея…
На четырех полузаросших лесом гектарах расположено около 5 тысяч надгробий. Многие надгробия разрушены или ушли под землю.
Постоянно накрапывающий дождик еще больше усилил гнетущее впечатление от этого печального места. Не смотря на то, что ежедневно сюда приходят посетители, оно кажется совершенно заброшенным и забытым. Застывший лес усеян разрушенными, покосившимися памятниками.
Надписи на них полустерты, почти не различимы. Все в запустении, зарастает молодой порослью и кустарниками.
Когда-то в Иосафатовой долине было почитаемое место захоронения, сюда привозили умерших караимов даже из городов, находящихся далеко за пределами Крыма. На сегодняшний день в долине растет около десяти огромных дубов – остатки священной дубовой рощи караимского народа. У караимов существовал культ священных дубов, их нельзя было рубить ни при каких обстоятельствах, отсюда – второе названия этого места: Балта Тиймэз, что в переводе с тюркского значит «топор не тронет». Говорят, караимы верили в то, что имеется связь между существованием священных дубов Иосафатовой долины и судьбой караимского народа. Теперь могучих деревьев почти не осталось…
Все захоронения расположены в направлении север-юг.
Надгробия сделаны из известняка, формы их разнообразны: гробообразные саркофаги, прямоугольные плиты, вертикальные стелы, обелиски.
Чаще всего встречаются седловидные памятники в виде детской колыбели -”бэшика” с двумя или одним рогом.
Большинство надписей на надгробиях – на древне-библейском (арамейском) языке.
Имеются на кладбище и условные погребения – кенотафы.
Такие памятники поставлены караимам, которых по разным причинам не смогли похоронить в этом священном месте.
Информация с сайта Все о Крыме
Авраам Самуилович Фиркович
Авраа?м Самуи?лович Фирко?вич (1786, Луцк — 1874, Чуфут-Кале) — караимский писатель и археолог, собиратель древних рукописей, караимский священнослужитель.
Первый печатный труд его «Massa u-Meriba» (на древнебиблейском языке — «Испытания и споры») посвящен защите караимского вероучения и полемике с евреями-раввинистами. В 1830—1831 гг., посетив Палестину и Константинополь, он собрал коллекцию старинных рукописей, относящихся к еврейской и караимской литературе.
Когда в 1839 г. в Одессе было основано общество истории и древностей, Фиркович получил командировку для собирания караимских древностей от главы Караимского Духовного правления Симы Бабовича, получившего запрос генерал-губернатора Новороссийского края, графа Воронцова, с вопросами о происхождении караимов. После двухгодичного странствования по Крыму, Кавказу, а также Палестине и Египту, Фирковичу удалось составить богатую коллекцию старинных книг, рукописей и надгробных надписей, между которыми наиболее замечательная найденная, вероятно, в Крыму рукопись Ветхого Завета (с особой пунктуацией арамейского текста), многие самаритянские рукописи и памятники арабской и персидской письменности. Большая часть этих коллекций хранится в Российской национальной библиотеке.
Открытие А.Фирковичем и исследование древнейших памятников родового кладбища крымских караимов Эмек Йегошфат (крымско-татарское название Балта Тиймез) стало научной сенсацией, вызвало глубокий интерес и получило высокую оценку ещё при жизни учёного такими гебраистами XIX века, таких как Б.Штерн, С.Пинскер, Р.Рабинович.
Описание одной их части Фиркович напечатал под заглавием «Avne-Zikkaron» (на древнееврейском языке, Вильна, 1872). Коллекции Фирковича обратили на себя внимание ориенталистов; исследованием и описанием их занимались Хвольсон, Гаркави, Штрак, Куник и другие. В коллекциях Фирковича оказалось много ценного материала для истории и литературы евреев Передней Азии и Египта, включая памятники, относящихся к крымским караимам, позднейшего происхождения.
Уже после смерти Фирковича гебраист Авраам Яковлевич Гаркави написал фундаментальный труд «Древнееврейские памятники из Крыма», в котором обвинил Фирковича в фальсификации (изменениях в датах и именах на некоторых рукописях и надгробьях), мотивируя это утилитарной целью, которую преследовал Фиркович: доказательством того, что караимы поселились в Крыму до Рождества Христова и, как не участвовавшие в распятии Спасителя, не должны подвергаться одинаковым с евреями ограничениям. Спор относительно подлинности этих памятников вызвал в 1870—1880-х годах довольно обширную литературу, и в настоящее время подделка в некоторых памятниках коллекции Фирковича не подлежит сомнению (См список литературы ниже). Интересно по этому поводу мнение В. В. Лебедева — который, исследуя рукописи «фонда Фирковича», пришел к выводу, о том, что нет оснований немногочисленные имеющиеся там подделки приписывать Фирковичу; скорее, это дело рук предыдущих владельцев, рассчитывавших таким образом увеличить цену манускриптов. Что же касается крымчаков, то Фиркович утверждал, что они являются потомками караимов, принявшими раббанитский иудаизм. Ссылаясь на Григорьева, караимами он признал и жителей хазарского каганата.
Оппоненты Фирковича оспаривают это заключение ссылаясь на переписку Хисдая ибн Шапрута с хазарским царем, в соответствии с которой хазары приняли раббанитский иудаизм, да и караимского движения в период обращения каганата еще не существовало.
Информация с Вики
———————————————————————————————————————————————————————————
Знакомясь с многочисленными природными и историческими памятниками Крыма стоит выбирать наилучшие места для пополнения своих сил. И как нельзя лучше для этой цели подходит самая середина Южного берега Крыма — прибрежная Алупка. Приглашаю Вас остановиться на отдых в комфортабельных номерах, расположенных у парковой зоны этого живописнейшего места Черноморского побережья.