Севастопольская панорама. Часть 2. Здание панорамы
Продолжим знакомство с Севастопольской панорамой. Начало смотрите здесь.
Белокаменное здание Панорамы четко выделяется на фоне окружающего зеленого массива, издалека привлекая внимание. Оно хорошо просматривается с основных сухопутных и морских магистралей при въезде в Севастополь. Расположено в центральной части города на Историческом бульваре.
Свое начало бульвар берет от площади Ушакова (до сер.XIX в. Фонтанная, с 1842 г. — Театральная, с 1886 г. по 1921 г. — Новосильского, с 1921 г. по 1954 г. — Коммуны). Подчиняясь рельефу местности, бульвар сначала плавно поднимается вверх, а затем почти на 1 км к югу тянется широкой зеленой полосой. Площадь бульвара составляет 27 гектаров, здесь высажено около 2400 хвойных и более 10 000 лиственных деревьев.
Вдоль главной аллеи — памятники и мемориальные обозначения, установленные еще в начале XX в. Их 14, и вместе с Панорамой «Оборона Севастополя 1854 -1855 гг.» они составляют мемориальный комплекс национального значения, посвященный защите города в период Восточной (Крымской) войны 1853 -1856 гг. Пройти бульвар от начала до конца означает совершить своего рода путешествие в героическое прошлое Севастополя.
В центре парковой зоны, на площади, где сходятся все аллеи бульвара, находится здание Панорамы — архитектурный памятник начала XX в. Противоположную сторону площади окаймляют витрины, в которых демонстрируются выставки Национального музея героической обороны и освобождения Севастополя. В центре — бассейн с фонтаном.
Как образец панорамной постройки, здание по существу представляет собой цилиндр с куполообразной крышей, увенчанной ротондой со шпилем (диаметр около 40 м, высота — 32 м, со шпи¬лем — 36 м, толщина стен от 106 до 155 см).В соответствии с неровным рельефом местности часть здания имеет дополнительный цокольный этаж прямоугольной формы. Его стены, облицованные камнем с выпуклой поверхностью (рустами), усиливают впечатление массивности всего сооружения.
По обеим сторонам от Панорамы широкие лестницы. Несколько ступеней справа ведут к средней лестничной площадке, откуда можно попасть в один из выставочных залов музея. В нижней части цоколя находятся служебные помещения и выход из Панорамы для посетителей, обращенный в сторону Южной бухты. Здесь хорошо отдохнуть после экскурсии и полюбоваться еще одним фонтаном. Вода, взлетающая струями, не только наполняет окружающее пространство живительной влагой, но и используется для кондиционирования воздуха внутри здания Панорамы.
Осматривать здание лучше постепенно, обходя его вокруг. Выполнено оно в стиле модернизированного неоклассицизма, для которого характерно сочетание величественной монументальности и простоты. Возведенные из бута стены облицованы инкерманским камнем, по всей высоте расчленены плоскими вертикальными выступами (пилястрами). Между ними расположены ниши с мраморными бюстами (в 2,5 объема натуральной величины) наиболее известных участников обороны: В.А. Корнилова (ск. Н.П. Петрова), П.С. Нахимова (ск. Л.С. Смерчинский), В.И. Истомина (ск. В.В. Петренко), Л.Н. Толстого (ск. Н.П. Петрова), Ф.М. Новосильского (ск. Н.П. Петрова), А.В. Мельникова (ск. С.А. Чиж), А.И. Панфилова (ск. Л.С. Смерчинский), С.А. Хруле-ва (ск. С.А. Чиж), Г.И. Бутакова (ск. В.В. Петренко), Н.И. Пирогова (ск. Л.С. Смерчинский), Даши Севастопольской (ск. В.В. Петренко), Игнатия Шевченко (ск. С.А. Чиж), Петра Кошки (ск. С.А. Чиж).
Главным украшением фасада здания является вход, выделенный массивным выступом (порталом) с двумя колоннами. Над ним надпись «Панорама обороны Севастополя», выполненная накладными буквами славянской вязью. Завершается дверной портал треугольным фронтоном (верхняя часть портала, ограниченная по бокам двухскатной крышей и у основания карнизом) с рельефным изображением Георгиевского креста в лавровом венке, обрамленном георгиевской лентой. И, конечно, на фронтоне цифра «349» — столько дней продолжалась первая оборона города. Элементы декора, украшающие вход в Панораму, — символы воинской доблести и славы героев обороны Севастополя 1854 -1855 гг.
Внутри здания, в вестибюле, в просторном прямоугольном помещении с мраморной отделкой стен представлен скульптурный портрет создателя Панорамы Ф.А. Рубо (автор — севастопольский скульптор С.Чиж, народный художник Украины).
Франц Алексеевич Рубо (1856 — 1928) — выдающийся худож¬ник конца XIX — начала XX вв. Еще при жизни он снискал большую известность, являлся профессором Баварской и Петербургской академий художеств. В его художественном наследии более 200 живописных полотен. Работы Рубо пользуются большим спросом на различных антикварных аукционах и салонах. Экспонируются в музеях городов Грозного, Махачкалы, Москвы, Мюнхена, Одессы, Прина (Германия), Санкт-Петербурга, Севастополя, Тбилиси, Херсона, хранятся в частных коллекциях. Художника помнят и знают, его искусство востребовано.
Родился будущий художник в 1856 г. в Одессе в семье небогатого французского эмигранта. Получив начальное художественное образование в городской рисовальной школе, он продолжил учебу в городе Мюнхене (Германия) — в Баварской Королевской Академии художеств (1878 -1883). Мюнхен того времени считался признанным центром батального искусства в Европе. Здесь находились мастерские многих знаменитых художников из разных стран, которые работали в жанре, посвященном темам войны и военной жизни. Рубо был зачислен в батальный класс известного польского живописца Юзефа Брандта, под чьим руководством обрел профессиональные навыки. Однако темы своих произведений и образы героев, которым оставался верен на протяжении всего творческого пути, Франц Рубо находил в России.
Все пять студенческих лет в период каникул будущий художник уезжал «учиться на натуре» в южные российские губернии, Среднюю Азию и особенно часто на Кавказ. Свои впечатления выражал в многочисленных набросках, этюдах и эскизах, которыми пользовался впоследствии при написании картин. Вначале это были небольшие историко-бытовые полотна, но постепенно произошел переход к батальной живописи.
Уже спустя три года после окончания учебы молодому художнику был доверен заказ российского правительства на написание 19 больших картин о Кавказских войнах. В них Рубо проявил себя великолепным анималистом, самобытным пейзажистом, настоящим мастером батальной станковой живописи. Но в историю мировой культуры он вошел, прежде всего, как создатель трех грандиозных панорам.
В 1889 г. началась работа над первой российской панорамой «Штурм аула Ахульго», в основу которой лег сюжет одной из картин кавказской серии (к сожалению, судьба этой панорамы сложилась трагично — из-за плохого хранения 100-метровое полотно сильно пострадало. Сегодня в Дагестанском музее изобразительных искусств в Махачкале можно увидеть только три фрагмента, а также этюды и подготовительные эскизы). Панорама принесла Рубо широкую известность в художественных кругах. Последовали приглашения к участию на выставках в Германии, России, Испании, США, вручения многочисленных наград за батальные и жанровые картины…
Однако наибольший успех и авторитет к Рубо пришел после создания панорам «Штурм 6 июня 1855 г.» (первоначальное название панорамы в Севастополе) и «Бородино» (экспонируется в Москве, с 1962 г. известна под названием «Бородинская битва»). Эти произведения стали классикой мирового панорамного искусства.
Сюжетом для севастопольской Панорамы послужили события штурма города 6 июня 1855 г. в период Восточной (Крымской) войны.
История севастопольской Панорамы началась, когда шли приготовления к празднованию 50-летнего юбилея обороны. В августе 1901 г. был сделан правительственный заказ на ее создание. За четыре месяца до этого официальное извещение об избрании исполнителем будущей Панорамы получил художник Франц Алексеевич Рубо. Выбор был не случайным.
По этому поводу журнал «Нива» (1902 г., № 46) сообщал: «Его картины всегда полны жизни, движения и интересны по своему содержанию. Рубо умеет давать в них грандиозные, взятые с крупного расстояния сцены, великолепно передавая общий фон и пейзаж. Эти качества особенно ценны для панорамной живописи…».
В глубине ниши (правая сторона зала), которая стилизована под мастерскую художника, посетители видят фрагмент эскиза Панорамы, увеличенный с помощью современной техники. Оригинал был выполнен пером, черной тушью на бумажной полосе 1,08 х 11,5 м. Сетка из пронумерованных квадратов применялась для переноса кон¬туров изображения с эскиза на холст в соответствующем масштабе. Затем холст расписывался масляными красками.
В эскизе автор передал свой замысел Панорамы. В официальных кругах предполагалось вначале создать полотно-галерею, отражающее эффектные разновременные эпизоды обороны. Но Рубо был не склонен нарушать главный принцип реалистического панорамного искусства — «единство времени». Он предложил создать Панораму «Штурм 6 июня 1855 года», запечатлевшую решающий момент отражения защитниками атак неприятеля на Малахов курган и укрепления Корабельной стороны.
Ровно через месяц с момента начала работы — в январе 1902 г. — после обсуждения в Петербурге в Зимнем дворце «эскиз был утвержден и с художником был заключен контракт на выполнение панорамы (живописного холста размером 14 м х 115 м) и предметного плана…».
С работой над севастопольской Панорамой совпало начало педагогической деятельности Ф.А. Рубо в Петербургской Академии художеств. В1903 г. он был избран ее профессором, в 1910-м — действительным членом. В течение восьми лет руководил батальной мастерской Высшего художественного училища Академии. Педагогическая деятельность Ф. Рубо и его практические достижения в развитии панорамного искусства стали основой для становления школы российских, а впоследствии советских художников — мастеров батальной живописи.
Помещенные в экспозиции ордена св. Станислава 2 ст., св. Анны 2 и 3 ст., св. Владимира 4 ст. дают представление о российских наградах, которыми с 1897 по 1913 гг. отмечалась общественная деятельность Рубо. Действительно, в течение многих лет он безвозмездно трудился в качестве организатора Русского отдела на Международных выставках изобразительного искусства в Мюнхене и всегда «серьезно принимал к сердцу интересы русских художников».
Уже при жизни Рубо стал знаменит. Но современники затруднялись в определении национальной принадлежности Франца Алексеевича: в России его именовали «мюнхенским художником», «немцем», в Германии — «французом». С началом 1-й мировой войны (1914 г.), когда Германия и Франция оказались во враждебных лагерях, Рубо, как француз по национальности, был интернирован и вынужден принять немецкое гражданство. Революционные события 1917 г. навсегда оторвали художника от России.
50 лет жизни и большая часть деятельности Ф.А. Рубо связаны с Германией. Но он никогда не отделял себя от российского искусства: «Я родился и жил более двадцати двух лет в России, где получил свое образование… Я исключительно всегда пишу картины из русского быта и русской боевой жизни…, по всем этим признакам меня следует считать русским художником». В музее экспонируется фотография Франца Алексеевича с родными, сделанная в конце XIX в.Это был период семейного счастья и творческого успеха. Именно тогда художник работал над своей первой панорамой «Штурм аула Ахульго»(1890 г.). Фотографии запечатлели Рубо на фоне ее живописного полотна, а также во время работы над последней своей панорамой — «Бородино»(1912 г.).
Рубо умер в 1928 г. Похоронен на кладбище женского монастыря св. Бенедикта (Fraueninsel)в 65 км от Мюнхена.
Приступая к созданию севастопольской Панорамы, худож¬ник понимал всю сложность предстоящей работы: «Задача передать грандиозный сюжет обороны Севастополя не имеет себе предшественников, и разрешение ее представляет для художника громадные трудности… Легко писать…блестящие победы, где исторический материал дает готовые и благородные мотивы, но совсем другое дело изобразить на холсте геройскую защиту».
В октябре 1901 г. — практически сразу после получения заказа — Франц Рубо приехал в Севастополь. Необходимо было не просто познакомиться с городом, но и максимально близко подойти к исторической правде событий обороны 1854 — 1855 гг. Для этого он встречался с оставшимися в живых участниками обороны, изучал документы, знакомился с фотографиями и гравюрами. Чтобы запечатлеть виды местности при предрассветном освещении — именно в такое время начался штурм 6 июня 1855 г. — ежедневно к восходу солнца поднимался на Малахов курган, писал этюды (всего в Севастополе было написано около 50 этюдов).
Большой интерес у посетителей вызывают этюды «В районе батареи Жерве», «Английские корабли на рейде» (левая сторона зала). В них художник сосредоточился на изучении характерного севастопольского пейзажа, передаче перспективы местности, подборе цветовой гаммы, меняющейся в зависимости от расстояния. Все это было необходимо, чтобы в Панораме пейзаж стал не просто фоном батальных сцен, а «полноправным действующим лицом», усиливающим ощущение реальности запечатленного события. Выделенные в распоряжение ф. Рубо солдаты и матросы инсценировали боевые эпизоды и бытовые сцены: «работу у орудий», «переноску раненых», «штыковые атаки» и др. Автор Панорамы делал зарисовки, писал этюды. «Раненый солдат и солдат с ружьем»,«Матросы, тянущие канат», «Стреляющий солдат», «Три матроса в боевой обстановке» — этюды, отражающие поиск типажей живописного полотна, проработку поз и движений героев.
Сегодня создание Панорамы кажется таким же далеким, как и сами события, которым она посвящена. Но тогда, через 50 лет после окончания обороны, некоторые ее участники были еще живы. Общение с ними помогали Ф. Рубо лучше понять, прочувствовать и «пропустить через себя» все то, что он собирался изобразить на панорамной картине. Этюд «Портрет двух офицеров» появился в результате встречи художника с героями обороны Н.И. Костомаровым (в период обороны лейтенант 34-го флотского экипажа) и И.И. Величко (младший офицер Киевского гусарского Николая Максимилиановича полка).
Коллекция музея насчитывает 20 этюдов Рубо к севастопольской Панораме, 11 из них находятся в экспозиции. Собранные вместе, они дают представление о подготовке художника к исполне¬нию живописного полотна Панорамы. В то же время каждый из этюдов является своего рода историческим документом.
Работа по написанию живописного полотна Панорамы на основе этюдов, эскизов и зарисовок велась в Мюнхене, где находилась мастерская художника. Но для создания панорамной картины требовалось специальное помещение. В предместье Мюнхена был сооружен деревянный павильон. Внутри здания уложили рельсы, по которым двигалась платформа с разноуровневыми площадками. Немногим более трех месяцев понадобилось, чтобы перенести рисунок с эскиза на холст, изготовленный на бельгийской фабрике Моммена. Затем два года длились живописные работы и создавался предметный план. Помощниками Рубо были его коллеги — преподаватели Баварской Академии художеств Л. Шенхен, 0. Мерте, К. Фрош и 20 студентов.
Место для здания Панорамы в Севастополе выбиралось продуманно. Решили для более удобного посещения строить его не на Малаховом кургане, в то время отдаленной окраине города, а в центре — на месте бывших позиций 4-го бастиона. Петербургская Академия художеств в марте 1902 г. объявила конкурс на лучший проект здания. Только три из 14 представленных проектов соответствовали требованиям архитектурного решения и функционального назначения.
Но и они нуждались в доработке. К исполнению был принят проект военного инженера подполковника Ф.О.И. Энберга (1859 — 1937), служившего в Севастополе. В музее экспонируются фотографии ф.О.И. Энберга и В.А. Фельдмана, архитектора и художника, помогавшего в разработке деталей оформления здания, заложенного 27 октября 1902 г. Торжественная церемония закладки состоялась в присутствии Главного командира ЧФ, председателя и членов Строительной комиссии, ветеранов обороны. Строительство завершилось осенью 1904 г. Дореволюционная открытка знакомит с видом здания Панорамы несколько лет спустя (до 1917 г.).
Рисунок Ф.А. Рубо «В бухте» запечатлел момент доставки на Исторический бульвар живописного полотна Панорамы, намотанного на деревянный вал. Именно так его транспортировали по железной дороге из Мюнхена в Севастополь.
Груз весом более трех тонн на двух сцепленных платформах прибыл на железнодорожный вокзал Севастополя в августе 1904 г. Более трех месяцев заняла навеска картины, монтаж и оформление предметного плана. Последний был сделан из земли, граница с картиной обрабатывалась сухими красками. Объемные предметы размещались перед живописной картиной так, чтобы убедить зрителя в реальности изображения на холсте.
В Акте приемки Панорамы «Штурм 6 июня 1855 года», датированном 9 декабря 1904 г., говорится, что картина, «писанная масляными красками, исполнена художественно, особенно в части пейзажной, причем последняя отличается точностью деталей местности». Уникальная фотография, подаренная музею в 2010 г. внучкой Рубо, Сильвией, запечатлела художника на предметном плане только что завершенной севастопольской Панорамы, передает его приподнятое настроение.
Панорама была открыта для посещения 14 мая 1905 г. Вопреки запланированному торжественному мероприятию, посвященному 50-летнему юбилею обороны, открытие прошло весьма скромно. Причиной этому послужила политическая обстановка в стране, революционные события и русско-японская война 1904 -1905 гг. Однако, Панорама сразу стала исключительно популярной. Только за полмесяца со дня открытия с ней ознакомились 28 965 человек. В апреле 1909 г. Панорама «во исполнение Высочайшей воли Государя Императора…» была перевезена в Санкт-Петербург и выставлена в спедиально возведенном здании на Марсовом поле (архитектор — художник В.И. Шене), вызвав огромный интерес у публики. В это же времяв Севастополе экспонировалась первая Панорама Ф. Рубо «Штурм аула Ахульго». В конце июля 1911 г. Панорама «Штурм 6 июня 1855 г.» вернулась в Севастополь. Посещаемость росла из года в год. Если в 1924 г. было принято 51 ООО посетителей, то в 1932 — 183 ООО, а в 1940-х гг. — около 300 ООО. Но грянула Великая Отечественная война, уготовившая Панораме тяжелейшие испытания.
Вопрос об эвакуации Панорамы ставился с первых дней войны. Однако музейные специалисты пришли к единодушному мнению о невозможности ее транспортировки в тыл «вследствие… сильной ветхости самого полотна и непрочности красочного слоя». В целях пожарной безопасности в августе 1941 г. разобрали предметный план.
В военное время двери Панорамы всегда были открыты для севастопольцев, посещавших ее в редкие минуты передышки между боями. «Панораму знал весь Севастополь. Ее знала вся страна. Ее знал весь мир, — писал военный корреспондент газеты «Красный Черноморец» В.М. Апошанский. — …Кругом бушевали пожары, свистели бомбы, падали снаряды… Каждое утро с тревогой смотрели севастопольцы, цело ли здание панорамы, и, видя, что цело, облегченно вздыхали…». Долгое время обстрелы и бомбежки обходили здание Панорамы стороной.
В экспозиции (левая сторона зала) увеличенная копия газеты «Маяк коммуны» с текстом Акта о разрушении Панорамы и статьей «Чудовищное злодеяние фашистских варваров». «Когда на Историческом бульваре задрожала земля от взрывов фугасных бомб и снарядов, сжались болью сердца севастопольцев…».
Это случилось в последние дни второй обороны Севастополя — 25 июня 1942 г. На фотографии (1948 -1949 гг.) поврежденное в результате обстрела здание Панорамы. Здесь же осколки снарядов. Спустя годы после окончания Великой Отечественной войны их нашли во время работ по благоустройству Исторического бульвара.
Комплекс экспонатов посвящен участникам спасения живописного полотна. Черные клубы дыма над разрушенным зданием Панорамы были замечены с находящегося поблизости наблюдательного пункта. О пожаре доложили капитану А.П. Ломану (фото экспонируется) — начальнику базировавшихся на Историческом бульваре курсов средних командиров Береговой обороны Черноморского флота. По его приказу уже через пять минут курсанты были у Панорамы. К ним присоединились бойцы отряда МПВО и пожарные города. Обжигаясь, задыхаясь от дыма, спасатели проникали в горящее здание и топорами, ножами резали холст. Отрезанные куски один за другим по живой цепочке из рук в руки передавались за пределы здания. Последний кусок был вынесен, когда купол уже рухнул. Под непрекращающимся обстрелом спасенные фрагменты обернули флотскими одеялами. Получилось 36 тюков. После доставки в Камышовую бухту их погрузили на борт лидера эсминцев «Ташкент». Последним из надводных кораблей он прорвался в осажденный фашистами город и в ночь на 27 июня 1942 г. ушел к берегам Кавказа.
В экспозиции модель «Ташкента», фотография командира капитана 3-го ранга В.Н. Ерошенко, схема перехода из Севастополя в Новороссийск. На корабль, с двумя тысячами раненых, женщин и детей было сброшено около 300 бомб. Через пробоины поступала вода, но экипаж продолжал бороться за живучесть корабля. На подходе к новороссийскому берегу полузатопленный «Ташкент» отбуксировали два эсминца под прикрытием авиации.
В Новороссийске 86 спасенных фрагментов полотна после просушки упаковали в 15 ящиков, еще в один сложили картоны, этюды и эскизы Ф. Рубо. Все это отправили через Махачкалу и Кустанай в Новосибирск.
Заботливые руки сотрудников эвакуированного из Москвы филиала Государственной Третьяковской галереи оказали Панораме первую помощь. Как свидетельствуют фотографии, на момент осмотра неровно обрезанные куски холста имели весьма удручающий вид. Повсюду были разрывы, изломы, вертикальные и горизонтальные сгибы, осыпи красочного слоя. Всего-6070 повреждений, некоторые из них размером свыше 50 см.
На первом этапе удалялась пыль, грязь, промывался холст, после чего закреплялся красочный слой. В трудное военное время нашлось все необходимое и в нужных количествах: мед, рыбий клей, льняное масло, мыло, скипидар, тонкая бумага. Затем фрагменты накатали на специальные валы. Площадь живописного полотна Панорамы «Штурм 6 июня 1855 г.» составляла 1610 м2, общая площадь спасенных фрагментов -1117 м2.
В нише правой стены зала один из спасенных фрагментов живописного полотна «Даша». Пожар, условия транспортировки и хранения оставили на нем свои следы: изломы, осыпи красочного слоя, сквозное отверстие в центре…
В 1944 г. советское правительство приняло решение о возвращении из эвакуации фондов Третьяковской галереи. Вместе с фондами галереи из Новосибирска были вывезены спасенные фрагменты живописного полотна Панорамы. Первоначально они находились в Загорске, затем в Москве. Вопрос о возможности восстановления Панорамы на их основе решился только через пять лет после окончания Великой Отечественной войны.
7 декабря 1950 г. в Комитете по делам искусств при Совете Ми¬нистров СССР состоялось совещание Экспертной комиссии по восстановлению севастопольской Панорамы под председательством академика И.Э. Грабаря. В резолюции говорилось о невозможности восстановления произведения Ф.А. Рубо из спасенных фрагментов, составлявших 2/3 живописного полотна. Было принято решение создать Панораму заново, но прежде произвести реставрацию наиболее значимых 43 фрагментов с живописью площадью 720 м2.
Через год работы все отреставрированные фрагменты были приняты комиссией, затем вместе с неотреставрированными фрагмента¬ми, 16 этюдами и эскизами переданы действительному члену Академии художеств СССР академику В.Н. Яковлеву. Василий Николаевич Яковлев (1893 — 1953). В 1914 — 1917 гг. учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Член Ассоциации художников революционной России с 1922 г. Работал художником-реставратором в Центральных Государственных реставрационных мастерских, заведовал реставрационной мастерской Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. С целью изучения музейно-реставрационного дела был командирован в Берлин, Дрезден, Париж. Великолепный реставратор, знаток живописи великих мастеров, талантливый живописец и рисовальщик. Создал более 1000 батальных и тематических картин, выполнил свыше 500 реставрационных работ. Автор ряда искусствоведческих работ, опытный педагог.Участвовал в определении методов реставрации спасенных фрагментов Панорамы Ф.А. Рубо.
В июне 1952 г. Дирекцией художественных выставок и панорам было предложено Яковлеву возглавить работу по воссозданию Панорамы, но прежде сформировать творческий коллектив. Приглашенные художники работали, в основном, в жанре батальной станковой живописи. Станковое произведение создается художником на специальном станке-мольберте, ограничено рамой и может быть охвачено целиком одним взглядом. Картина Панорамы с радиусом обзора на 360° не имеет границ, пишется обычно на холсте, закрепленном в цилиндрическом здании по кругу, и рассчитана на восприятие при перемещении по смотровой площадке. Художникам-станковистам нужна была определенная творческая смелость, чтобы решиться на столь необычное для них дело — воссоздание Панорамы. В.Н. Яковлев сумел заинтересовать коллектив трудной, но очень интересной работой.
Согласно своей концепции точного воспроизведения Панорамы Ф. Рубо, руководитель разделил всю работу на два этапа — копийный и восстановительный. В ходе первого из них копировались этюды и отдельные спасенные фрагменты с целью изучения живописной манеры автора. В экспозиции — совмещенные на одном холсте копии трех этюдов Рубо, которые выполнил художник В.И. Гранди.
Творческий коллектив из 18 художников трудился увлеченно. На 12 отдельных листах картона В.И. Гранди, Е.И. Лобанов, А.П. Мерзляков под руководством профессора П.М. Шухмина создавали полный и точный контурный рисунок Панорамы в 1/5 часть натуральной величины. Один из них (1,85 м х 2,5 м) экспонируется (левая сторона зала).
Ю.Н. Трузе-Терновская — единственная в коллективе женщина-художник — вспоминала о работе с Яковлевым: «Он никогда не давил своим авторитетом, давал возможность любому художнику почувствовать свою собственную значимость…Он был исключительно искусный дирижер, который каждого умел заставить играть в силу своих возможностей».
В июне 1953 г. В.Н. Яковлев скончался, под его руководством был пройден один из ответственных этапов подготовительных работ, которые возобновились через месяц после смерти Яковлева. Новым руководителем назначили П.П. Соколова-Скаля.
Павел Петрович Соколов-Скаля (1899 — 1961). Живописец, график, народный художник РСФСР (1956), профессор \(1949), опытный баталист, ставший мастером панорамного и диорамного искусства. Преподавал в студии военных художников им. М. Б. Грекова, Московском художественном институте им. В. И. Сурикова. Известен как театральный художник, автор военно¬политических плакатов.
С новым руководителем продолжилось изучение художественной манеры Ф.А. Рубо путем копирования. До февраля 1954 г. создавались макеты предметного плана. К середине апреля в здании был навешен холст, сшитый из 13 полос по вертикали (изготовлен на Ленинградской фабрике технических сукон). Художники вспоминали, что слегка оробели при виде огромного, «безмолвного» белого холста. В течение двух недель его загрунтовали, израсходовав более 200 кг осетрового клея, 400 кг цинковых белил, 100 кг олифы, свыше 1000 куриных яиц и др. К 20 мая с помощью эпидиаскопа (проекционный прибор) перенесли на холст весь рисунок в натуральную величину и контуры обвели акварельной краской. Начался второй этап работы — написание живописного полотна.
Соколов-Скаля не разделял мнение прежнего руководителя, сторонника воспроизведения оригинала Панорамы «Штурм 6 июня 1855 г.». От замыслов Ф.А. Рубо 1901 г. до воссоздания Панорамы в 1950-е гг. прошло более пяти десятилетий. За этот период сформировалась основанная на принципах партийности и идейности концепция советского искусства, которая требовала от художника показывать историческое событие не только «как было», но и «как должно быть». На этих позициях твердо стоял Соколов-Скаля, взгляды определяли подход к воссозданию Панорамы. Свою авторскую позицию он выразил в интервью «Литературной газете»: «…Мы не стали сводить работу к механическому копированию картины Рубо. Лично я хорошо знал эту картину раньше и воспри¬нимал ее как песню художника о тяжелых испытаниях, выпавших русским солдатам и матросам в суровую годину Севастопольской обороны. Теперь же мы решили придать полотну приподнятый колорит, воспеть великий подвиг русского народа, высокий дух мужественных защитников Севастополя».
Новая трактовка выражалась в изменении колорита живописного полотна. По мнению П.П. Соколова-Скаля, это должно было «усилить» па¬триотическое звучание событий, запечатленных на полотне Панорамы.
Особенности цветовой гаммы изображения местности и неба при освещении лучами восходящего солнца (в Панораме Ф.А. Рубо использовались более темные тона предрассветного времени суток) прорабатывались при написании этюдов с Малахова кургана. В этом плане интересен этюд Н.Г. Котова «Вид с Малахова кургана на Корабельную сторону». Всего было написано свыше 70 этюдов.
Следуя установке усилить массовость и героический мотив произведения, художники добавляли в композицию новые эпизоды, составившие примерно 1/6 часть площади полотна, а также вводили образы героев обороны — «должные стать примером для подражания». «Петр Кошка» (П.П. Соколов-Скаля) и «Юный барабанщик» (А.П. Мерзляков) — подготовительные этюды с изображениемновых персонажей. При всем этом ни общая композиция баталь¬ного полотна, ни сюжет не были нарушены.
С конца мая по сентябрь 1954 г. продолжались живописные работы. Один из рабочих моментов запечатлело фотопанно. Художники стоят у живописного полотна на разноуровневых пло¬щадках. Соколов-Скаля разметил холст по вертикали на 24 сектора-участка и распределил их между живописцами. В первую очередь работали над пейзажем. Небо писалось одновременно на всех участках, все сразу в один прием, чтобы не было заметно границ. Затем приступили к батальным сценам. В процессе работы художники менялись местами, чтобы «…привести весь живописный строй панорамы к необходимому единству…». Достоверность сверяли по сохранившимся фрагментам живописного полотна Панорамы Рубо. На подиуме помещен один из них — «Правый фланг солдат Полтавского полка».
Одновременно с живописным полотном создавался предметный план. Этому предшествовали экспериментальные работы художников Б.Н. Беляева и Б.Н. Котова по изготовлению исходного материала. Натуральную землю — основу предметного плана прежней Панорамы — заменили имитирующей ее огнеупорной мастикой. Крупные детали предметного плана выполнялись в перспективном сокращении и выдерживались в единой цветовой гамме с живописью. Все работы проходили в восстановленном к тому времени здании.
Строительные работы начались в 1949 г. с разборки руин и завалов. Летом 1950 г. приступили к реставрации 1600 м2 каменной кладки, в которой искусно заделывались большие и малые пробоины. В 1953 г. здание было восстановлено с сохранением прежнего вида. Отделочные работы, монтаж системы отопления и электрического освещения продолжались параллельно с работой художников. Для советских архитекторов и строителей это был первый опыт сооружения специального панорамного здания. Советские художники впервые воссоздавали монументальную художественную панораму.
Панорама получила новое название «Оборона Севастополя 1854 — 1855 гг.». Ее открытие стало главным событием в ряду мероприятий, посвященных 100-летию первой обороны Севастополя. Перед посетителями — памятные плакаты, юбилейные настольные медали и сувениры. Здесь же первый послевоенный путеводитель по Панораме 1955 г., буклеты, подготовленные в разное время. Почитателям таланта Рубо, бесспорно, будет интересен каталог «Фрагменты живописного полотна Панорамы Ф.А. Рубо «Штурм 6 июня 1855 г.» — итог многолетнего изучения и систематизации хранящихся в фондах музея 37 фрагментов живописного полотна кисти мастера.
В следующей части мы поближе познакомимся с полотном Севастопольской панорамы. Продолжение следует.
При написании статьи использованы материалы из путеводителя «Оборона Севастополя 1854 — 1855 гг.»
———————————————————————————————————————————————————————————
Знакомясь с многочисленными природными и историческими памятниками Крыма стоит выбирать наилучшие места для пополнения своих сил. И как нельзя лучше для этой цели подходит самая середина Южного берега Крыма — прибрежная Алупка. Приглашаю Вас остановиться на отдых в комфортабельных номерах, расположенных у парковой зоны этого живописнейшего места Черноморского побережья.