Бахчисарайский Менгир.
Как мы уже знаем — менгир по общепринятой международной классификации — это одиночный, вертикально стоящий каменный столб, представляющий памятник мегалитической культуры (от греч. мегас-большой и литос-камень).
На Крымском полуострове известно несколько менгиров: менгир у с. Широкое, два знакомые нам Скельские менгиры — в селе Родниковском в Байдарской долине, три — обнаружены при раскопках святилища на Неаполе Скифском, ещё один — самый большой — находится в 7 километрах от Бахчисарая.
Он расположен на западном склоне Менгирной балки (Третья балка, Богаз-Сола) между Бахчисараем и поселком Глубокий Яр.
Менгир у Глубокого яра — один из немногих сохранившихся в Крыму там, где его установили в глубокой древности. По вычислениям ученых это могло быть около 1900 года до рождества Христова.
Бахчисарайский менгир находится у южного обрыва Внутренней гряды Крымских гор. В сердние века здесь было поселение Балта-чокрак. Чокрак — источник по крымскотатарски, а балта — топор или молоток. Сразу заметно, что балка — комфортное место для жизни. Каменные стены серых скал надежно защищают от ветра, солнце проникает сюда даже зимой, а на дне балки есть несколько источников, снабжавших людей водой во все времена.
Мегалитический комплекс в балке Богаз-Сала cостоит из двух, а возможно, из трех элементов.
На левом берегу балки, примерно посередине склона, возвышается вертикально установленная известняковая глыба. Менгир представляет собой одиночный, столбообразный, вертикально стоящий плоский кусок известняковой скалы, носящий следы грубой обработки. Его высота около 4х метров, ширина 2 м, толщина 0.6м. Он — самый крупный из всех известных крымских менгиров. О том, что глыба была установлена людьми, а не является останцом, фигурой выветривания, говорит расположение раковин ископаемых моллюсков — нуммулитов в его толще. Если бы камень был останцом, нуммулиты, из которых он состоит, были бы ориентированы горизонтально или под небольшим углом. Здесь же они занимают вертикальное положение.
На противоположном борту балки, примерно в 350 м по прямой от менгира, находится другой элемент предполагаемого астрономического комплекса. Там, почти у самой кромки склона, есть хорошо заметный крупный скальный выступ. Местные жители называют его Тешик-Коба — Дырявый грот.
В нем зияет выемка искусственного грота, а рядом с гротом в той же скале пробито сквозное отверстие в виде арочного проема. Если находясь возле менгира смотреть в сторону дырявого грота, проем будет отлично виден, но стоит отойти на пару десятков метров, как он закрывается, становится незаметным.
Грот, скорее всего, был высечен в средневековую эпоху. По его периметру в скальном грунте выбит ряд отверстий. Некогда они служили для установки столбов, являвшихся основанием для стенки, отгораживавшей грот. Получалось уютное помещение, в котором могли прятаться от непогоды пастухи, выпасавшие свои стада в балке.
Но вот зачем было средневековым пастухам пробивать отверстие в скале? Вряд ли оно могло служить для прохода с одной стороны скалы на другую. Её и так несложно обойти, сделав несколько лишних шагов. Единственное возможное предположение – дырка к тем временам уже существовала и изначальное назначение её было далеким от хозяйственного. Возможно, в средние века её лишь немного расширили, обтесали.
В нескольких метрах от дырявого грота находится еще один загадочный объект — останец, немного напоминающий вилку с обломанным рожком. Если подняться на свод дырявого грота, то менгир и этот останец, совмещаются между собой точь-в-точь, как в ружейном прицеле. Да и дыра в гроте находится на продолжении той же линии, что и менгир с останцом.
На противоположной стороне от главного — ещё два менгира, тоже с признаками ручной обработки. Существует версия, что они установлены по принципам сакральной геометрии — в форме идеального кристалла, где энергия Солнца сохранялась по закону циркуляции энергии. Остальные менгиры, большинство из которых «не дожили» до наших дней, составляли внешние границы кристалла, а главный, на который падали первые лучи, являлся аккумулятором. Наука относит происхождение менгиров к четвёртому или пятому тысячелетию до нашей эры, то есть к позднему неолиту и раннему бронзовому веку. Это поражает воображение: как же люди, находившиеся у истоков цивилизации, когда собирательство и охота сменялись земледелием и скотоводством и только начали образовываться крупные поселения, могли создавать столь точные солнечные календари или аккумуляторы энергии? Остаётся загадкой, что за племена это были, на каком языке они говорили, насколько прочными были их духовные и торговые связи с другими народами, оставившими мегалиты от Сибири до Англии. Существует ещё одна версия: будто бы повсеместно расселившиеся северные народы, арийцы, являясь солнцепоклонниками, воздвигали эти величественные монументы.
Датировка менгира затруднительна. Серьезных археологических раскопок с этой целью не проводилось. Достоверно известно лишь, что в долине у подножия менгира в средние века находилось небольшое поселение. Многочисленные следы (углубления, отверстия, каменные «ручки» и водоотводные канавки) на скалах и в гротах по краям балки говорят о том, что люди жили в этой долине очень давно и долго. Некоторые отверстия возможно создавались в одно время с пещерными городами (6-12 век н.э.), но менгир мог быть поставлен значительно раньше.
Современная волна интереса к этому объекту поднялась в конце XX века, после того, как возникло понимание его астрономического назначения. Первым идею астрономической ориентации менгира выдвинул в середине 80х годов инженер Крымской Астрофизической обсерватории Александр Филиппович Лагутин. Вот как это было (из воспоминаний А. Лагутина):
«Впервые я увидел эту скалу в конце 50х годов, сразу после того ,как перевелся на работу из Ленинграда в обсерваторию. Тогда я еще не знал, что это искусственно поставленный менгир. Когда в Симферополе открылся Музей археологии, директором которого стал мой хороший знакомый (мы неоднократно бывали вместе в походах и экспедициях), известный археолог Аскольд Алексадрович Щепинский, я стал принимать участие в работе музея и его Совета.
Как-то раз я увидел в музее фотографию знакомой скалы, под которой было подписано «менгир». Это было в начале 80х годов. Думаю, надо будет посмотреть еще раз! И в ближайшее время я там побывал, посмотрел — действительно похоже, что этот каменный столб поставлен на дне балки искусственно. Да, на склонах Второй гряды кое-где можно встретить обломавшиеся известняковые глыбы, которые стоят почти вертикально. Но они встречаются в группах с обломками разных размеров, разбросанных беспорядочно. Здесь же мы имеем дело с одиночным камнем, специально поставленным вертикально. Окно в скале я тоже знал давным-давно, мы в этой балке бывали неоднократно.
Запомнилось там одно интересное явление. Был я в балке зимой. И вдоль кромки скал на правом борту балки заметил ряд мелких камешков, выложенных как раз по самому краю. Как бы окантовывающих край. Мне показалось непонятным, как они там очутились, ветер должен был их сдуть. Стал соображать и понял: скалу окантовывал снежный надув и ветер нанес к нему камешков с ближайшей пашни, потом снег сошел, а камни остались. Любопытная игра природы.
Однажды, будучи у менгира, я обратил внимание на далекое окно к востоку от него: может, окно и менгир работают как два диоптра, фиксирующие некую визирную ось запад-восток? И на этой оси восходящее Солнце может оказаться только два раза в год! Это обсерватория? Стал проверять: отхожу от менгира в одну сторону — окно закрывается. В другую — тоже. И менгир стоит в самом лучшем месте, из которого можно видеть небо через это окно. Интересно! И на очередном заседании Совета музея я решил подкинуть эту идею археологам. Доложил. И, вопреки моим ожиданиям, никто не посмеялся над дилетантом, наоборот, мое сообщение было принято всерьез. Точно не помню, когда это было, где-то в промежутке между 1982м и 1987м годами.
После этого, на одном из ближайших заседаний, выступил другой член Совета музея , молодой и энергичный парень Игорь Белянский. Тоже любитель археологии, врач по профессии. После моего доклада он побывал в Менгирной балке, все там осмотрел и снял на пленку. На его докладе уже висели хорошие фотографии балки, окна и менгира.
Поверив в собственную гипотезу, я стал ее проверять. Обсерватория могла служить древним людям для привязки к каким-то определенным дням в году, отсчет от которых создавал своеобразный календарь. А к каким именно дням? Точнее всего она должна работать вблизи дней осеннего и весеннего равноденствий, когда точка восхода смещается (изо дня в день) вдоль горизонта быстрее всего. Значит, если древние использовали этот комплекс, чтобы отмечать какие-то дни в году, то вернее всего эти дни надо искать вблизи равноденствий.
Около летнего и зимнего солнцестояний подобная обсерватория будет работать весьма неточно. Потому, что точка восхода перемещается вдоль горизонта гораздо медленнее, несколько дней практически стоит на месте, поэтому точность отметки какого-то дня будет плюс-минус несколько суток.
Я стал ночевать у менгира, пытаясь увидеть обсерваторию в действии. И скоро мне это удалось, я увидел через вершину менгира, как восходящее Солнце появилось в далеком окне. Это было в районе 1990го года. Несколько лет я ночевал у менгира, и в конце концов определил опорные дни древнего календаря. От Равноденствий они немного смещены к лету.
Одна из современных попыток определить возраст объекта, основываясь на астрономической ориентации комплекса, заключается в следующем: если предположить, что во время создания обсерватории визирная ось смотрела на восходящее Солнце точно в день равноденствия, и предположить, что разница с положением визирной оси сегодня связана с прецессией земной оси, то зная ее величину, нетрудно определить время постройки комплекса. Но я считаю, что древние не могли ориентировать свою ось точно на день равноденствия, поскольку не знали его и он им не был нужен в практической деятельности. Им нужен был просто репер, опорный день, от которого они уже могли вести отсчет. И вовсе необязательно, чтобы он совпадал с равноденствием. Поэтому такую датировку я правильной назвать не могу.»
Тогда же изучением и описанием этого объекта занимался краевед Игорь Белянский.
Энергетика места
«Когда мне говорят о сильной энергетике этого места, я отвечаю: «Еще бы, над менгиром ЛЭП во столько киловольт проходит!» (с) Лагутин.
И тем не менее, несколько раз в году здесь собираются любители эзотерики, специалисты и паломники по «местам силы», пытающиеся постичь смысл этого астрономического комплекса со своей точки зрения.
Таким образом, можно сделать вывод, что менгир и отверстие, находящиеся на одной оси «восток—запад», являются как бы частями колоссального оптического инструмента.Они фиксируют некую оптическую ось в направлении восток-запад, на которой может оказаться восходящее солнце только в определенные дни. В такие дни — весеннего и осеннего равноденствия (21 марта и 23 сентября) — солнце встает из-за скалы, первый луч его проходит через отверстие в гроте и попадает точно на вершину менгира. Это было точкой отсчета времени.
Вот свидетельство очевидцев нашего времени:
«Мы спускаемся вниз. Около камня уже столпились люди с фотоаппаратами и видеокамерами. Переходим через ручей на дне оврага. Поднимаемся на поляну, где и возвышается каменная глыба. Оборачиваемся и понимаем, почему собравшиеся сфокусировали внимание на гроте Тещик-Коба на противоположной от менгира стороне. В нём древними камнетёсами прорублено отверстие почти в человеческий рост. Ещё мгновение — и из-за грота появляется огненное зарево. Минуту назад поглощённые сумраком, мы теперь оказываемся в лучах рассвета, тени быстро спускаются по склону. Вдруг в отверстие грота, как в окошко, осторожно заглянуло солнце. Все в нетерпении, именно сегодня светило на несколько секунд «обоснуется» в каменном проёме и, прицелившись, направит свои огненные стрелы прямёхонько в стоящий на противоположном склоне менгир. Луч солнца, проходящий через отверстие в гроте, по физико-астрономическим подсчётам, должен попадать на вершину менгира в дни весеннего и осеннего равноденствия, 21 марта и 23 сентября. Но, как пояснил наш попутчик Игорь, в прошлом — авиатор, сейчас увлекающийся изучением Авестийского солнечного календаря, ось вращения Земли изменилась, и теперь увидеть незабываемое явление можно в начале апреля и сентября.
И вот огненный шар, будто при игре в гольф, оказался в лунке, менгир заливает солнечным светом, но точного прохождения лучей по его макушке мы не наблюдаем, не хватает нескольких градусов. И всё же понятно: Бахчисарайский столб не случайная игра природы. Это специальное астрономическое сооружение, в древности скорее всего служившее для местного населения точным календарём, как знаменитый Стоун-Хендж в Великобритании.»
При подготовке текста использованы материалы из сети Интернет
———————————————————————————————————————————————————————————
Знакомясь с многочисленными природными и историческими памятниками Крыма стоит выбирать наилучшие места для пополнения своих сил. И как нельзя лучше для этой цели подходит самая середина Южного берега Крыма — прибрежная Алупка. Приглашаю Вас остановиться на отдых в комфортабельных номерах, расположенных у парковой зоны этого живописнейшего места Черноморского побережья.
P.S.
Спасибо за внимание к сайту!
Если у Вас есть желание и возможность помочь в развитии сайта (в том числе материально), то буду Вам благодарен!
С уважением, Вадим.