Гора Оба-Таш. Вольные птицы скифских просторов.
Очередная возвышенность в ряду Аланских гор лежит в стороне от оживленных междугородних трасс и по этой причине более — менее хорошо известна только местному населению сел Салтычия и Обиточное, около которых она и возвышается.
У подножия этой горы сливаются две Приазовских реки — Салтычия и Обиточная, от этого и произошли названия возвышенности: одно из них называет гору Салтыч — Могила, второе — Оба-Таш.
Название Салтыч происходит от тюрского «салтак», что в переводе на русский означает грязь. Но также есть и вторая версия названия, тюрский корень Салт, лежащий в основе горного названия, означает «Верхом на коне, всадник без поклажи«. А здесь нужно вспомнить, что на протяжении сотен лет окрестные степи служили кочевыми просторами для различных племен, на которых они выпасали свои многочисленные стада, а по долинам степных рек размещали стойбища.
Степная дорога овивает подножия Салтыч-Могилы и уводит в верховья реки Салтычия, где находится курган под названием Могила Черная, он же Кара-Тебень.
Предположительно, здесь находилось одноименное урочище, в котором возвращающиеся из грабительских набегов на русские земли объединенные отряды крымских татар и ногайцев делили добычу и расходились в свои края.
Второе название, Оба-Таш, было дано ногайцами, которые кочевали около этого кристаллического останца и обозначало: «Оба» — холм, курган, «таш» — камень. От этой сопки получила свое название река Обиточная.
Здесь у подножия горы было обнаружено поселение времен эпохи бронзы, но как называли гору в ту далекую пору, до нашего времени конечно не сохранилось. А вот первые поселенцы степной Тавриды, славянские жители села Салтычия именовали гору незамысловато — Каменная Могила, как это и было впоследствии обозначено на старых картах.
Степная дорога пробивающая свой путь среди степного разнотравия, не спеша поднимается к вершине горы.
Вершину и склон Оба-Таш покрывают многочисленные валуны, издали образующие своеобразную каменную корону.
Эти глыбы были образованы в ходе разработки Салтычинского гранитного карьера, бывшими карьерами которого и изрыта вся горная макушка.
Разработку карьера начали еще в 19 веке, и по легенде, гранит добытый из недр горы Оба-Таш использовался при постройке Мавзолея В.М. Ленина в Москве, а также для отделки одной из станций Московского метрополитена.
Карьер разрабатывали до 1977 года, когда он был заброшен из-за экономической неэффективности. Доставка добытых камней грузовым транспортном была не выгодна, а подведение железнодорожных путей из-за пересеченной и местами заболоченной местности также осталось не реализовано.
Почти четыре десятилетия карьеры стояли заброшенными, однако несколько лет назад на вершине горы Оба-Таш начали возводить реконструкцию древних культовых сооружений — менгиров, дольменов, кромлехов. Таким образом сегодня на территории горы Оба-Таш существует историко-этнографический комплекс «Скифский Стан».
По легенде, записанной Геродотом, скифы считали первым жителем своей страны человека по имени Таргитай. Его родителями были бог Зевс и дочь бога реки Борисфен (современный Днепр). У самого Таргитая было уже три сына, от которых и произошли различные скифские племена, также они (сыновья) отражают различные скифские представления о трех сферах космоса. Их имена следующие — старший Липоксай «Гора-Царь», он символизирует нижнюю сферу — подводную, подземную; средний — Арпоксай «Река-Царь», земная сфера; и младший — Колаксай «Солнце-царь», небесная, солнечная сфера. Культовые сооружения в честь всех трех легендарных скифских царей и можно сегодня увидеть на Оба-Таш.
На склоне горы созданы каменный лабиринт, подобный которому мы уже встречали в ходе путешествия по Среднему течению реки Берда.
Рядом стоит каменная ладья — как символ судна среднего царя скифов Арпоксая.
Вокруг высятся многочисленные менгиры, созданные из каменных глыб, оставшихся от заброшенного карьера.
Воссоздан каменный дольмен и еще один менгир с кромлехом.
Дорога внутрь культового сооружения, центр которого находится на вершине горы ограничена каменными изваяниями, стоящими по обе стороны пути, и как бы охраняющими проход от недобрых посетителей.
Одна из глыб особо впечатляющая — сколы на ее ребре напоминают лицо воина — стражника, облаченного в остроконечную скифскую шапку.
На входе встречаются выцарапанные на камнях рисунки и сложенные из камней очаги.
Миновав символический вход, попадаем внутрь реконструкции святилища. Здесь остались выработки нескольких разноуровневых карьеров, на площадках которых возведены различные культовые сооружения, сложенные из камня.
На первой самой ровной площадке, находится несколько «трилитов» (это каменное сооружение из двух вертикальных камней, и одного горизонтального, уложенного на первые два в качестве перемычки). На них лежат круглые камни — окатыши, напоминающие ядра от метательных машин. Также видны четыре менгира, подпертых камнями и размещенных по краям света. Эти менгиры окружают каменный жертвенник, находящийся по центру площадки.
Дальше следует некоторое понижение уровня карьера, поросшее степной травой и заваленное каменными глыбами.
Следующий, самый низкий уровень, представляет собой посвящение старшему сыну Липоксаю -«Гора-царь». Здесь возведена еще одна небольшая ладья и высится очередной менгир.
Отойдя в сторону от площадки, можно увидеть старые породы и сваленные глыбы камней — возможно когда нибудь из них будет сложена реконструкция оборонительных стен и башен укреплений позднескифского периода, например как это сделано в Неаполе Скифском.
Кое-где можно обнаружить высверленные в камне отверстия, служившие для заложения взрывчатки, с помощью которой разрушался монолит каменных пород Оба-Таш.
Немного дальше от карьерных площадок можно увидеть следы такого взрыва, от которого треснули пласты гранитной породы.
И глубокая трещина прорезала каменное основание горы.
Но миновав следы разрушений, можно выйти на ту часть вершины, которой не успели коснуться взрывные работы. Эти камни десятки тысяч лет встречали солнечный и лунный свет, они помнят шаги жителей поселения бронзового века, скифов, гуннов, готов, татар и ногайцев, запорожских казаков, русских солдат из Днепровской крепостной линии, первых колонизаторов Тавриды.
С этого места открывается великолепный вид на окружающие просторы Приазовья.
На десятки километров по обе стороны видны долины рек Обиточной и Салтычия.
Здесь же есть еще одна реконструкция — на южной оконечности Оба-Таш выложено огромное каменное колесо, символизирующее Солнечный диск, и посвященное среднему царю Колаксаю.
Осмотрев колесо и спустившись с кромки вершины в юго-западном направлении можно увидеть несколько старых карьеров — возможно именно из них и начинали добывать камень еще в 19 веке.
Стоя на его краю и глядя в простирающуюся даль, хочется вместе с планирующим над головой степным орлом стать свободной как он птицей и устремится навстречу зовущему вольному ветру.