Несмотря на происходящую временами смену народностей, населяющих определенную территорию, каким-то образом рассказы и сказания о некоторых загадочных местах, расположенных в этих краях, продолжают жить среди людей на протяжении многих лет.
Одним из таких таинственных мест, о котором до сих пор ходят различные легенды, является пещерное святилище Иограф, спрятанное высоко в горах над Ялтой, прямо под самой кромкой плато Главной гряды Крымских гор.
Это храмовое святилище укрыто в пещере, находящейся несколько восточнее хребта Иограф, который в свою очередь поднимается к яйле из района нынешней Ялты.
Именно по этому хребту пролегает старая Узеньбашская тропа, которая в древности связывала южнобережные селения Ялтинской котловины через высокогорный клиссур (проход) на плато с районом Бельбекской долины.
Вид на хребет Иограф
Не доходя несколько сотен метров до плато от основного Узенбашского прохода ответвляется узкая тропинка, которая петляя под скальными обрывами Йерах-Хюль, называемыми также Евграф-Кая, Йерах-Фоль-Каясы, Иограф-Кая приводит к пещере Иограф (Евграф-Хаясы).
Обрывы Евграф-Кая
На самом деле обрыв скрывает в себе целых две пещеры – Большую и Малую.
Тропинка под обрывами Йерах-Хюль
Первой на пути встречается Малая пещера, носящая название Иограф II. Эта пещера скорее даже не пещера, а просто неширокая щель, уходящая вглубь скалы на,без малого двенадцать метров. Лишь в её конце стены несколько расширяются, образую так называемый “зал” шириной в пару метров. Заканчивается она еще одним минизалом, из которого поднимается вертикальный ход, ведущий в направлении плато.
Малая пещера не так знаменита, как её соседка — Большая и экскурсантами посещается значительно реже. Я к своему стыду, даже зная о ее существовании, так толком и не удосужился ее отыскать. Однако, как мы увидим дальше, эта пещера тоже стоит того, что бы уделить ей свое внимание.
Вход в пещеру Иограф I
Восточнее Малой находится основная пещера Иограф I, также называемая Большая. Именно в ней когда-то было легендарное пещерное святилище. Большая пещера представляет собой практически квадратное помещение, метров десяти длинной и чуть более шириной. Пещерный свод поднимается над головой метров на восемь.
Центральный зал Большой пещеры
Зайдя в пещеру сквозь неширокий вход, в глубине можно увидеть созданные водой натечные известняковые образования.
Натечные образования в пещере
Каскадный распластанный натек образует своеобразные ванночки, в которых были найдены пещерные жемчужины. Где-то там за главным залом, в глубину уходят короткие тупиковые ходы.
Каскадный натек и тупиковые ходы
Но в Большой пещере наиболее интересна восточная сторона, в которой растущими сталактитами и сталагмитами образована прямоугольная ниша, с которой на нас смотрит древнее Лико.
ПещерныйЛик
Именно с ним, так или иначе, связана вся история этой культовой пещеры. Но давайте начнем с самого начала.
Первые люди заглянули сюда еще несколько тысяч лет, возможно в период эпохи мезолита — неолита. Об этом свидетельствуют обнаруженные здесь кремневые орудия труда. В конце 19 века пещеру исследовал довольно загадочный человек — Константин Мережковский, который, будучи студентом 24 лет отроду, искал в Крыму следы древних людей, которые и были им подтверждены, в том числе и в пещере Иограф. Однако более точные сведения, что именно он смог здесь обнаружить, до широкой общественности по непонятной причине так и не дошли.
Мы можем предположить, что в пещере Иограф было древнее святилище, хотя явных его следов новейшими исследованиями пока вроде бы как толком не обнаружено. Возможно, они (эти следы) были старательно зачищено следующими обитателями пещеры.
На протяжении следующих сотен лет на высокогорных лугах Главной Крымской гряды пастухи выгоняли на выпас стада скота. Однако каждый раз, поднимаясь на плато, люди могли ожидать различных неприятностей (бурь, ливней, гроз, хищных животных, лихих людей), грозящих причинить убыток стадам и самим пастухам. Эти бедствия, по тогдашним верованиям, насылались на людей потревоженными Богами, обитель которых находилась где-то здесь, на туманных вершинах гор.
Впервые зайдя в пещеру, пастухи были поражены. На них со стены смотрело каменное Лико. Люди уверовали в то, что это само горное божество приняло материальный облик, показав свое лицо в пещере. Возможно, люди решили, что это явил себя Зеленый Человек. С тех самых пор, прежде чем подняться на плато, пастухами в пещере приносились жертвоприношения (чаще всего это были молодые животные, чьи многочисленные кости впоследствии были найдены в пещере), призванные ублажить гнев богов. Такие жертвоприношения продолжались на протяжении многих сотен, а возможно и тысяч лет.
Вид изнутри пещеры
Но в 8 веке от Рождества Христова во взаимоотношениях людей и Горного духа происходят некоторые изменения.
В это время на Северных берегах Черного моря появляются православные монахи – иконопочитатели. Они бежали на окраины Византийской империи, которой в те времена являлась и далекая Таврика, для сохранения устоев своей веры, ведь в метрополии как раз происходила борьба с изображениями православных Святых.
Найдя местное население, наполненное языческими верованиями и приносящее жертвоприношения горному богу, монахи решают привлечь прихожан в новую веру, для чего строят в пещере Иограф небольшой православный храм. Освящая его в честь Святого Евграфа монахи верили в действие святой силы Божественного места, которое очистит землю от мрачного языческого влияния. Лико в нише было заложено стенкой, считая что таким образом Горный дух потеряет свою силу. Однако полностью Лико не разрушили — монахи заявляли, что Древний бог остался таким, как и прежде могущественными, но теперь он осеняет свежевыстроенный храм православной веры. И тем, кто примет причастие, будет дозволено заглянуть за стену и лицезреть Горный Лик. Да и сами монахи верили, в то, что Лик, находящиеся около церкви, служит защитой от внешних злых сил, которые стремились проникнуть внутрь пещеры. Здесь были найдены многочисленные графити, кресты и надписи, выцарапанные на восточной стене пещеры.
За входом в пещеру
Таким образом, на протяжении следующих нескольких сот лет в пещерном храме происходили таинства сплава языческих верований и православных традиций. Кстати, облик этого храма мы можем представить глядя на рисунки «пещеры с храмом» художника Дмитрия Струкова, выполненные им в 60—70-х гг. XIX в.
Нам не известно, как называли пещеру в те давние времена, однако более поздние сохранившиеся названия позволяют сделать некоторые предположения о событиях, связанных с пещерой. Так к этой пещере относится целый ряд топонимов, связанных с топонимомгорного хребта как-то: Иограф, Йерах-хюль, Юграф, Географ, Еграф, Евграф, Зоографи, Иограф-Кая, Иерах-Фоль-Каясы, Иран-Фоль, Евграф-Кая. Кондараки В. Х. трактовал эти названия как посвященные Святому Евграфу, а также предлагал следующий вариант: «ев на татарском языке означает дом, жилище, а граф на греческом: пишу, что в общем составляет писанный дом». По более современной версии возможно название «Географ» могло быть русифицированным от «Агиографии», так как в пещере могли когда то находится агиографы — мастера иконописцы. В принципе, обе версии имеют схожую основу — писанный в дом, в котором обитают иконописцы. Возможно, вдохновение на изображение Святых на иконах им даровал пещерный Лик.
Ниша в пещере Иограф
Существует вероятность того, что появление иконописцев в пещерном храме произошло в 1475 году. Как известно, в этот год войска Оттоманской Порты вторглись в Крым, где ими были захвачены генуэзские крепости, пало княжество Феодоро на горе Мангуп, а также подверглись разгрому православные обители на священной Пойке (ныне массив горы Бойка). Именно с Бойки пришли уцелевшие от турецкого набега монахи-иконописцы и поселились в келье, под которую они использовали Малую пещеру (Иограф II). Так в конце 19 века Е.И. Висниовской здесь был обнаружен фрагмент мраморной иконы с изображением головы младенца Христа. А уже в 20 веке в одном из узких тупиковых ходов Большой пещеры была найдена выцарапанная надпись — 1472 год, хотя возможно, это мог быть и 1475.
В меру сил монахами был перестроен храм в Большой пещере, а старой черепицей вымощен пол в Малой. Некоторое время в пещере еще чтились православные традиции, но по мере все большего принятия жителями Южнобережья и Горного Крыма ислама, который был принесен турками, территория святилища становилась все менее и менее посещаемой.
Спустя некоторый промежуток времени в пещере обосновывается таможенный пост крымского ханства, который собирает различные налоги (харадж, джезью, авариз) с проходящих через плато купцов, торговцев, пастухов, селян и редких православных христиан, приходящих в пещеру совершить по старой привычке молитву в храме. От тех времен в пещере были найдены сохранившиеся различные средневековые монеты. Возможно, что легенда записанная когда-то Кондараки о обитавших в пещере Иограф разбойниках берет свое начало именно в эти времена. Ведь по большому счету мысли обираемых путников, что о настоящих разбойниках, что татарских таможенниках были одинаковы. Одним из сохранившихся свидетельств пребывания здесь татар является дошедший до нашего времени топоним части плато над Иографом — Садых-Мезар. Как повествует тот же Кондараки, здесь погиб в бою с врагами некий богатырь (карамане) Садых, и которого после гибели похоронили на плато.
Ко времени, когда Крымское ханство начало угасать, пещера была позабыта практически всеми — лишь несколько раз в году сюда загоняли свои отары местные пастухи. Наверное, тогда была разобрана западная стена храма, что бы облегчить выгон скота из пещеры. Касательно наличия воды, то кроме заполнения ванночек естественным путем (вследствие просачивания воды сквозь гранитные своды) возможен вариант и наполнения их снегом, принесенным с плато, где, как известно, в иной год его можно отыскать даже в мае месяце.
Западная стена пещеры
В последней четверти 18 века, кода произошло переселение под эгидой российского правительства христиан из Крыма в Приазовские степи, как не странно это событие вновь вдохнуло жизнь в старый храм. Не все христиане согласились покинуть отчий дом, и для этого им пришлось записаться мусульманами. Но в душе часть из них оставались православными, и на большие церковные праздники поднимались для богослужения к старому пещерному храму, названному церковью Святого Вознесения. Вся местность около пещеры была связана с именем Святого Георгия. Возможно, это имя носил старый монах, который тогда же стал здесь обитать. Это был священник одной из брошенных на побережье церквушек, который вследствие своего преклонного возраста уже не мог, да и не хотел уходить от родных гор. Опять же Кондараки приводит легенду о прятавшейся в пещере молодой паре возлюбленных, союзу которых противились их родные. Возможно, что сюда поднимались для тайного венчания оставшиеся христиане, и память об этих событиях трансформировалась в легенду, записанную позже краеведом.
Окончательную точку в жизни пещерного святилища поставило присоединение Крыма к Российской империи, произошедшее в 1783 году. Христианам уже не было нужды скрываться высоко в горах, а старые языческие верования были давно позабыты. В девятнадцатом век сюда поднимались только любопытствующие путешественники, которые с восторгом и интересом взирали на руины старого храма и безмолвное Лико, глядящее на них со стен пещеры.
В тревожные годы военных Смут, прокатившихся над Крымскими горами, пещера вновь послужила укрытием для людей. В Гражданскую войну здесь базировались так называемые «зеленые», из отряда капитана Орлова, а в Великую Отечественную пещера служила наблюдательным пунктом для партизан из Ялтинского отряда.
В промежуток между этими войнами был окончательно разрушен пещерный храм – это случилось в период воинствующего атеизма, когда по всей стране массово рушились православные храмы.
Вид из пещеры на подступы к плато
В начале второго десятилетия 21 века пещерное святилище было полностью исследовано Ялтинскими археологами под руководством Натальи Петровны Туровой. С результатами этих работ можно ознакомиться в статье «Средневековый пещерный комплекс хребта Иограф над г. Ялтой».
———————————————————————————————————————————————————————————
Если Вам понравился материал этой статьи, то Вы можете помочь блогу Исары Горного Крыма, а мы со своей стороны обещаем новые увлекательные материалы по истории Крыма и Лукоморья.