Очередное краеведческое фотопутешествие пройдет в окрестностях нашего областного центра – города Запорожья. В его левобережной городской части протекает две реки – Мокрая и Сухая Московки. Первая – подлиннее, вторая – поменьше. В этот день нас заинтересовала Мокрая Московка, ведь где-то там, в ее среднем течении, среди многочисленных каменных карьеров и древних гранитных выходов журчит несколько степных водопадов. Попытаемся их сегодня отыскать и сфотографировать. А заодно не оставим без внимания и окрестные населенные пункты, в которых поищем архитектурные следы первых его жителей.
Для увеличения фотографий щелкните на них мышкой
Добраться в интересующее нас место можно маршруткой отправляющейся с одного из самых популярных мест Запорожья – остановки у центрального городского рынка Анголенко. Так будет конечно быстрее, но мы ведь не ищем легких путей, и поэтому садимся в пригородный поезд Запорожье-Пологи-Бердянск, отходящий с железнодорожного вокзала Запорожье 2. Под мерный перестук вагонных колес мелькают за окном осенние пейзажи, постепенно сменяющие городской урбанизм на дачно — степные ландшафты. Так приятно наблюдать такую картину, стоя за стеклом, нагретым последними лучами осеннего солнца.
Эта линия Приднепровской железной дороги строилась более века назад, для связи тогдашнего уездного центра Александровска с портом на Азовском море – Бердянском и Донбасским каменно-угольным бассейном. Половина пути проходит вдоль долины реки Конка, хранящей на своих берегах множество исторических и природных памятников, а вторая, продолжающаяся уже за городом Пологи – по южным отрогам не менее значимой Приазовской возвышенности.
В задумках прокатиться весь маршрут в тамбуре последнего вагона, что бы сфотографировать встречающиеся на пути старинные здания небольших вокзальчиков, мостики и уходящие вдаль блестящие железнодорожные пути. Но это дело будущего, а пока что подъезжаем к нужной нам станции.
Высаживаемся на ней. Станции называется Кирпотино, с ударением на втором слоге 😉 — Т. Эта промежуточная железнодорожная станция на перегоне Запорожье — Ореховская. Как разъезд была открыта еще в 1914 году, а облик станции приобрела с 1930-х годов. Название ее произошло от фамилии землевладельца, по участку которого в начале 20 века и была проложена железная дорога. Проходим мимо станционного здания, представляющего собой классическую советскую индустриальную постройку 70-х годов прошлого века. Интересным фактом является то, что Кирпотино — последняя электрифицированная станция, находящаяся в километрах 30 от областного центра. Уже многие годы идут разговоры о дальнейшем продлении электрических линий, но в нынешние трудные времена такой проект вряд ли осуществим в ближайшие времена.
За станцией короткий переулочек примыкает к зеленой сельской улице. Мы идем по ней, внимательно вглядываясь по сторонам, но кроме сельских подворий второй половины 20 века больше ничего интересного для взгляда краеведа не встречается. Но это и не удивительно, ведь поселок был образован только в послевоенные годы, и получил свое название от станции. Хотя на старых картах можно найти отметку хутора, принадлежащего помещику Дмитрию Йосиповичу Кирпотину, но по сути это наверняка было небольшое однодоворовое хозяйство, следы которого давно стерты временем.
Не найдя ничего достойного внимания, за околицей поселка снова сворачиваем к железнодорожным путям, по которым возвращаемся к жд станции. Теперь нам нужно перейти на другую сторону путевой линии, что бы сначала дойти до соседнего села Новотаврического, а после пересечь водораздел и спуститься в долину Мокрой Московки.
На северной стороне станции у путей натыкаемся на несколько довольно старых пакгаузов, похоже что это единственный след прошлого, который открылся нам в Кирпотино. Ветхие деревянные двери, каменные стены, увитые разноцветным плющом, но особо сфотографировать это место не получилось. В большом дворе сидя на стульчике грелась на солнце тетя, подозрительно косившись на нас – чего это они там лазят, у жд дороги. Что бы не вызывать лишних вопросов местных жителей, мы быстренько свернули на узкую тропинку, ведущую куда-то среди деревьев, одетых в наряд из багрянца.
Через несколько метров грунтовая дорожка вывела на асфальтированную дорогу, ведущую к соседнему селу Новотаврическое. Сперва со всех сторон к обочинам подступали деревья, образуя такой себе осенний тоннель. Опавшая разноцветная листва и лужи от вчерашнего дождя маскируют собой глубокие ямы, а отражение в них высокого неба с белыми облаками придают этому участку дороги даже некую своеобразную романтику.
За поворотом деревья заканчиваются, и теперь дорога идет между просторных полей, одно из которых укрыто желтым цветом все еще цветущего подсолнуха. А за ним уже виднеются окраинные домики села Новотаврического.
Село Новотаврическое лежит в километре от станции Кирпотино и является центром одноименного сельского совета. Основано оно было в 1886 году и названо в честь Таврии (так в прошлом называлась область занимавшая территорию начиная от Днепровских порогов и до Крымских гор). После Гражданской войны селение какое-то время носило название Юрковский хутор, а с 1928 года и до 1950-х годов — поселок совхоза Запорожец. Так что село имеет свою историю и у нас есть надежда, что здесь мы сможем найти ее следы. За восточной окраиной Новотаврического, там, где сегодня высятся корпуса животноводческой фермы когда-то находился и вышеупомянутый хутор Кирпотина.
Внутри село имеет обычный вид населенного пункта, чей рассвет пришелся на 60-е года 20 века, когда крестьянский труд в почете и уважении. До сих пор вызывают некое удивление вполне городские двухэтажные многоквартирные дома в центре, а аккуратные асфальтированные улочки радуют взгляд многоцветным разнотравием приусадебных участков.
Новотаврическое лежит по обоим берегам балки Большой Камышеватки. На ее левом берегу находится более новая часть с уже виденными нами двухэтажками, а вот среди более-менее новой застройки правого берега, стоит несколько строений, датируемых самым началом двадцатого века.
Найти их несложно. Не доходя несколько десятков метров до здания сельского совета, нужно свернуть налево и буквально сразу в глаза бросаются старинные кирпичи их стен. В первом здании сегодня находится сельский магазин, и несмотря на то, что стены его полностью укрыты сайдингом, но кирпичный фасад причелка до сих пор хранит на себе как год постройки (1909), так и инициалы первого владельца — И.Л.К. Напротив магазина стоит второе здание – сегодня оно пустое, но его архитектура тоже довольна интересна. Особо выделяется фигурный оконный проем. Если внимательно присмотреться по сторонам, то можно заметить, что и соседние жилые дома имеют аналогичное время постройки, но к сожалению, почти все они перестроены и только кое-где все еще выглядывают следы их первоначального вида.
В глубине улицы обнаруживаем еще один старый дом. Его побеленные стены ничем не загромождены, и позволяют полностью оценить истинный вид этого строения. По рассказам местных жителей это могла быть центральная усадьба дореволюционного помещика Мацько А.П. Его могилу можно увидеть на небольшом старом кладбище на левом берегу, но ныне разрушающееся надгробие на ней также визуально датируется уже серединой 20 века. По видимому, потомки в свое время облагородили могилу своего предка.
Выходим на окраину Новотаврического, провожаемые семейством маленьких котят – кто-то выкинул их за околицей села. Теперь предстоит шагать несколько километров по асфальту, лишь иногда пропуская проносящиеся мимо машины, водители которых с любопытством смотрят на нас – похоже, что эта местность к туристам-краеведам не особо привыкла.
Особых пейзажей здесь пока что не видно, и только быстро плывущие в небесной высоте белоснежные облака разбавляют своими образами довольно скучный дорожный участок. В такие моменты жалеешь об отсутствии под рукой велосипеда или попутной машины ? На этой дороге незаметно пересекаем границу Ореховского и Вольнянского районов.
Но рано или поздно все заканчивается, как закончилось и наше асфальтное шагание. Сворачиваем с трассы в небольшую балочку, которая сперва огорчает мусоркой, но немного позже выводит на край холма, с которого открывается пейзаж средней части долины Мокрой Московки. Спускаемся по склонам поросшим сухим ковылем под гудящими высоковольтными мачтами линии электропередач.
Через несколько минут входим на деревенскую улочку очередного села. Здесь нас встречает сидящий на табуретке одинокий дедушка, бросающиеся под ноги галдящие стаи домашних уток и гусей и непередаваемый запах навоза с ближайших куч – основной доход местных жителей – натуральное хозяйство.
Это село Бекаровка. Основано оно было в первой четверти 19 века, а название свое получило после 1850 гг., когда являлось собственностью майора Василия Ивановича Беккера и его жены Ольги Ивановны. Более старая часть села, восточная, лежит по обоим берегам балки Широкой, но в этот раз мы туда не попали, ранее свернув по балочке в западном направлении.
Выходим на центральную сельскую улицу. У дорожной развилки встречается необычный военный памятник, установленный на братской могиле советских солдат, погибших в годы Великой Отечественной войны. Отличие этого постамента от подобных памятников в других частях нашего края в том, что он изготовлен полностью из гранита – это первая весточка скорых каменных встреч.
Неспешно проходим по улице – практически везде встречается обычная сельская застройка, датируемая 60-70 гг. прошлого века, и только пара домов привлекает внимание своими более старыми черепичными крышами. Судя по внешнему виду, они вполне могут быть довоенной постройки, первое – жилое, и мы фотографируем его с улицы. Второй дом более украшен, и призывно маячит заглянуть в него открытыми дверьми. Но как только мы заходим во двор, с соседнего подворья прибегают две девчонки, на наш вопрос Жилой ли дом? они что-то невнятно отвечают, но так, что нам дальше уже не хочется исследовать его.
За селом у дороги торчит натуральный менгир. На самом деле этот наклоненный временем врытый в землю камень скорее всего означал границу каменоломни. Но к ней мы отправимся немного позже, а пока что с любопытством осматриваем многочисленные каменные нагромождения, коими усеян здешний берег Мокрой Московки. А еще есть версия, что камень обозначает границу районов, ведь за ним уже начинаются земли Запорожского района. Таким образом в ходе нашей сегодняшней прогулки мы посетили территории трех районов Запорожской области — Ореховского, Вольнянского и Запорожского.
Выступающие из-под земли гранитные выходы образуют необычные формы, в которых романтический взгляд может узреть различные образы. Здесь можно часами бродить с фотоаппаратом, пытаясь запечатлеть эти каменные формы. Ниже голубеет русло Мокрой Мовсковки, а противоположный берег, усеянный гранитными валунами, не менее манящ. Но для глубокого постижения этой местности нужно организовывать отдельную фотопрогулку, да и сегодняшнее яркое солнце хоть и дарит хорошее настроение, но не очень подходит для пейзажной фотографии.
Но тем не менее, кое-что сфотографировать все же получается. Продолжая идти вдоль каменных изваяний, вскоре выходим к остаткам заброшенного карьера. По видимому, когда-то здесь начинали снимать верхний слой земли, так называемую вскрышу и верхний слой камня, но потом по некой причине оставили его. Возможно, что это месторождение оказалось не столь богатым, как соседние каменные месторождениях. Либо причиной была опасная близость реки. И теперь берег изуродован зияющей раной обрамленной гигантскими валунами Вот такая открывается панорама с его верхней точки:
За гребнем находится участок целинной не паханой земли, шагая по которому трудно предположить, что уже на метровой глубине находится каменный массив. Хотя в одном месте вырублено некое подобие бассейна и каких времен это сооружение – неясно. Оглядываясь на близость заброшенного карьера, скорее всего это может быть разведочный шурф. Но у меня в памяти почему то сразу возникают ассоциации с подобным водосборным сооружением в Крыму, в пещерном городе Чуфут-Кале.
Водное зеркало Мокрой Московки разлилось широким простором – в этом месте создана одна из многочисленных запруд. Глядя на голубую ширину, сразу вспоминаются полубыли, полулегенды о судоходстве в прошлом наших степных рек. Не исключением была и Мокрая Московка.
Фотографирую живописные прибрежные пейзажи, в самых удобных местах которых устроились со своими удочками рыбаки. По-видимому, клев здесь неплохой! ?
Там, где речное русло преграждает каменная ступень и находится главная цель нашего сегодняшнего путешествия – водопад на Мокрой Московке. Но к сожалению, воды в нем оказывается очень мало, лишь небольшой ручеек пробивается сквозь гранитный массив. И это несмотря на то, что пару дней назад прошли большие дожди. Основной причиной столь малого дебета может быть то, что в этот день дул западный ветер, гонящий воду в противоположную от водопада сторону. Но конечно, такие места нужно посещать в конце зимы – начале весны, когда тают снега и русла рек полны проточной воды.
Тем не менее и даже такие капающие слезы удается запечатлеть на следующем фото:
За водопадом сохранился небольшой участок первозданного русла старой реки, по берегам которого также встречаются скопления каменных фигур, навевающие фантазии о древних культах друидов (хотя они и не поклонялись камням). Вообщем места эти довольно специфические и романтичные, здесь наверняка удобно проводить тематические фотосъемки в каком-нибудь фэнтезийном стиле.
Между тем солнце начинает клониться к горизонту, и похоже, что наступает время заканчивать наше сегодняшнее путешествие. Но напоследок я решаю забраться на высящуюся неподалеку искусственную гору. Она образовалась вследствии насыпания вскрышных пород и гранитной некондиции. Высшая ее точка достигает высоты 9-этажного дома и с нее хорошо просматривается окрестности среднего течения Мокрой Московки.
Вот на север уходит изуродованная Янцевскими карьерами балка Скелювата, прямо напротив горы синеет водоем со стоящим над ним зеленым подворьем. Между Скелюватой и глиняной горой лежит небольшое кладбище, на котором среди прочих памятников можно отыскать и могилы первых жителей этих мест – немецких колонистов. Но об этом мы поговорим немного позже, когда спустимся в соседнее село Ивано-Анновку. А пока что продолжим разглядывать открывающиеся дали.
К востоку протянулись верховья Мокрой Московки, где-то там в туманной дали скрыты многочисленные пруды, в которых задержана речная вода и лежащие по ее берегам села – Куприяновка, Троянды, Кировское, Никольское, Московка… Может быть когда-нибудь мы побываем и в тех краях.
С противоположной, западной стороны на горизонте видны дымящиеся трубы металлургических заводов – это уже территория самого города Запорожья. Ближе речные берега сплошь истерзанны громадными карьерами, часть из них действующая, другие заброшены и затоплены. Те которые большие — Мокрянские, Наталовские, ряд поменьше — безымянных – они все служат с одной стороны торжеством человеческой мысли (какие-то букашки смогли сделать такое), а с другой — укор обществу потребления, которое в погоне за удобствами готово свергнуть горы и разрушить окружающий мир.
Спускаемся в село, лежащее у западного подножия глиняных отвалов. Это Ивано-Анновка. Основана она была во второй четверти 19 века. Но первоначальное местоположение села, если верить старым картам, было приблизительно на месте глиняных отвалов, на которые мы забирались, и на территории нынешнего Янцевского карьера в балке Скелюватой. По всей видимости населенный пункт был перенесен в связи с началом разработки камня в конце 19 века на свое нынешнее место.
Село Ивано-Анновка было основано во второй четверти 19 века как помещецкое. В 1850 гг. находилось в собственности уже умершего штабс-ротмистра Ивана Прокопьевича Крамаренка и его жены Анны Эмануиловны Крамаренковой. В их честь село и получило свое название.
Внимательно осмотреть село на предмет наличия исторических построек особо нам не удалось – время поджимало, и нужно было успеть на маршрутку, отправляющуюся в центр Запорожья. Но все же один старинный дом мы увидели. Это была постройка самого начала 20 века, принадлежавшая некогда немцу – колонисту Кернеру. Получается, что этот дом — остатки бывших хуторов Кернеров. Внешне дом сохранился в довольно приличном состоянии, несмотря на то, что сейчас в нем никто не живет. Прежний его владелец почил несколько лет назад. За домом интригующе высился старый подвал, но заглянуть в него нам не получилось. Так вскоре после начала нашего осмотра подворья прибежала соседка с вопросами кто такие и что здесь делаем. Пришлось рассказать, что мы краеведы и интересуемся с целью сохранения следов истории нашего края. Но после этой встречи наше путешествие по сути и закончилось.
Уезжая в переполненной маршрутке в Запорожье, мы смотрели на быстро мелькающие за окном пейзажи, подобно которым меняются и временные эпохи, безжалостно стирая собой исторические следы прошлого.
Карта пройденного маршрута
И в конце, небольшое видео нашего путешествия к водопаду на Мокрой Московке
Если у Вас есть желание и возможность поддержать проект «Исары Горного Крыма. Блог фотографического краеведения», то пишите на электронную почту: helpisar@gmail.com
Также для использования в Ваших целях представленных на блоге фотографий в лучшем качестве либо приобретения готовых отпечатков (в том числе и панорамных снимков на холсте) можете обращаться к автору: VadymShkirenkoPhotography@gmail.com