Храм — исар на горе Пахкал-Кая – оберег Ангарского перевала
В прошлом все подходы к Алуштинской долине на Южном берегу Крыма были защищены многочисленными горными укреплениями.
Первое из них располагалось неподалеку от Ангарского перевала, древний путь через который вел с Южного берега через Салгирскую долину сначала в предгорья, а затем и в степные просторы Древней Таврики.
Здесь на горе Пахкал (Пахкалын)-Кая (так же менее известные ее названия как Пангалос, Эндек-Кая, Индек-Даг) (возможный перевод названия как «Торговая Скала»? или более вероятно, «Низкая скала», что более соответствует действительности, по сравнению Пахкал-каи с окружающими горами), высящейся в понижении между соседними платообразными массивами Чатыр-Дага и Демерджи, находилась небольшая средневековая то ли крепость-исар, то ли поселение с храмом.
Вершина горы Пахкал-Кая безлесая (эту ее особенность подчеркивает еще одно ее современное название – Лысый Иван) и с трех сторон окружена обрывистыми склонами. Поэтому с западной, восточной и южной сторон древние строители не стали возводить защитные сооружения, а устроили оборонительную стену только с доступной, северной стороны, где в древности пролегала дорога, ведущая в укрепление.
Здесь и сегодня на вершину Пахкал-Кая ведет современная туристическая тропа. Правда, различить остатки стены ныне довольно затруднительно – прошедшие века основательно потрудились над стиранием этих следов древней истории Крыма.
Впервые некоторые научные сведения об укреплении были получены в 60 — 70-х годах 20 века, когда под руководством О.И. Домбровского были проведены разведочные исследования на Пахкал-Кая. В 80-х годах такие разведки продолжила экспедиция В.Л. Мыца. Было выявлено, что оборонительная стена слагалась из крупных блоков конгломерата, скрепленных между собой песчано-известковым раствором. На площадке под защитой стены находился храм и несколько небольших построек. Сегодня их сохранность конечно абсолютна археологическая, но, тем не менее, если внимательно присмотреться, то среди пожухлой прошлогодней травы можно увидеть разбросанные то тут, то там остатки кровельных средневековых черепиц, а чуть в стороне – ровный ряд обработанных камней. Это следы фундамента бывшего христианского храма на Пахкал-Кая.
В первом десятилетии 21 века небольшие исследования возобновил отряд Горно-Крымской экспедиции. Был частично исследован храм, а вот остатков оборонительной стены, видимой предыдущими исследователями, уже не зафиксировано.
Проведенные разведки и небольшие шурфовки позволили определить, что храм по видимому, был одноапсидным однонефным строением. Его площадь составляла порядка 70 квадратных метров (по Мыцу — размеры 6 на 11 метров). Это позволяет говорить о том, что он имел довольно приличные размеры и был важным местом для христианского населения, идущего через Ангарский перевал. Обусловлено это тем, что неподалеку от подножия Пахкал-Кая проходила старинная вьючная тропа, которая позже, уже в 20-х годах 19 века, была заменена первой проезжей дорогой на Южный берег, строительство которой по видимому, и сыграло роковую роль в судьбе древних развалин. Но об этом чуть позже. А пока что уставшие путники, странствующие через перевал, могли передохнуть и помолится под защитой крепостной стены исара.
Кроме того новейшие находки позволили выдвинуть предположение о наличии на Пахкал-Кая еще более ранней постройки, датируемой позднеримским временем, а именно 3 – 5 веками н.э., и представлявшей собой горное святилище из камня и глины. Позже на ее месте и был выстроен православный храм.
От времени существования храма найдены многочисленные, но довольно типичные для таких мест находки. В первую очередь — этот церковная утварь (а именно крупный железный крест и остатки стеклянных лампад), многочисленные металлические и свинцовые кресты, которые крепились на восточную стену храма в качестве вотивов, например, для благополучного завершения пути через горные перевалы. Далее следуют украшения (серьги, кольца, перстни, бусы и бляшки), элементы одежды (бронзовые пуговицы и пряжки), орудия труда (точильный камень и железные ножи), наконечники стрел и остатки костей мелкого рогатого скота.
Из самых любопытных находок можно выделить три: первая, это массивная песчаниковая плита, с вырубленными на ней двумя изображениями крестов. Она могла служить местом приношения даров в церковь.
Второй является круглая свинцовая иконка – подвеска с изображением Святого всадника.
Также любопытна и подвеска из клыка оленя, связанная с архаическими верованиями. Подобные были обнаружены при раскопках на соседнем могильнике «Лучистое», и датируются они 4 – 7 веками.
Обнаружение остатков храма, который занимал доминируещее положение среди других строений поселения, позволило отнести это укрепление к типу укрепленных монастырей, по определению О.И. Домбровского «провинциально – византийского образца».
Судя по находкам поселение с храмом возникло и существовало в два периода: первоначально с 9 по 10 века, когда забраться на неприступные скалы Пахкал-Кая местных обитателей и монахов могли заставить как накатывающие со стороны степей волны средневековых кочевников, так и близость к богам (если принять версию о наличии здесь первоначального святилища). Устроить храм могли специально на месте старого святилища, чтобы обратить местное языческое население в христианскую веру. В 10 веке в так называемый темный период Крымской истории храм временно прекращает посещаться, или по крайней мере, четко датируемых находок этого времени пока что не выявлено.
Следующий рассвет поселения приходится на 13-14 века, хотя нельзя исключить, что такое стратегически важное положение господствующей над долиной и перевалом горы могло быть использовано и позже, вплоть до 1475 года. Тогда при княжестве Феодоро (а ведь предположительно где-то здесь проходила его восточная граница), поселение с храмом могло быть превращено в исар, который контролировал соседний горный перевал-богаз и являлся северным фортпостом нижележащей крепости Фуна. Здесь могли взыматься пошлины с купцов, как везущих свои товары на равнины Крыма, так и спускающих в порт генуэзской Лусты.
Также выбору этого места несомненно способствовала и близость нескольких родников, один из которых (Индек-Чокрак) достаточно полноводен и до сих пор служит источником воды для современных туристов.
После турецкого нашествия 1475 года храм скорее всего прибывает в запустении. По крайней мере, никакого нумизматического материала этого времени (например, монет Крымского ханства) при исследованиях обнаружено не было. Не могло ли такое забвение быть вызвано оказанным сопротивлением защитниками храма – исара турецким войскам (помните о найденных наконечниках стрел) и последующем османском запрете возобновлять его жизнь?
Также исследователей удивлял довольно малый размер строительных остатков бывшего храма, так как для такого большого строения каменных блоков здесь лежит довольно мало. По видимому, даже не смотря на довольно неудобный подъезд для транспортировки, все же кто-то когда-то их вывозил. Пока что напрашивается самый очевидный вариант. Эти камни могли использовать солдаты, строившие первую дорогу на Южнобережье в 1824-26 гг. и использовавшие любую возможность, что бы облегчить свой труд и ускорить строительство тракта.
На этом в принципе можно и закончить наш рассказ. Все что сегодня известно о храме и исаре на горе Пахкал-Кая мы вкратце описали. Будем ждать новые исследования, которые возможно приоткроют новые факты о истории этого горного укрепления.
———————————————————————————————————————————————————————————
Для тех кто заинтересовался материалом рекомендую следующие работы, которые использовались при написании статьи:
— О.И. Домбровский «Средневековые поселения и исары Крымского Южнобережья»
— В.Л. Мыц «Укрепления Таврики X — XV вв.»
— А. В. Лысенко, И. Б. Тесленко, А. Е. Мусин «Средневековый христианский храм на горе Пахкал-кая в Южном Крыму»