Между ногайцами и козаками. Часть 1. Небольшое путешествие.
— Ставок у села Блакитное. – Крутые яры речки Берестовой. – Могила Долгая. – Дриады балки Крутенькой.
Весна 2014 года. Территория Ореховского района Запорожской области.
Однажды весенним утром я высадился из рейсовой маршрутки, следующей в уездный город Алексан…, то есть Запорожье, и отправился исследовать окрестности Ореховского района. Пройдя пешком по дороге ведущей через села Одаровка и Блакитное (небольшой рассказ о истории этих сел во второй части путешествий по эти местам), я выхожу к средних размеров ставку, который образован запрудой на небольшой речке Берестовой. Эта речушка является правым притоком реки Конские Воды (современное название – Конка).
Дорога проходя по дамбе делает крутой поворот, на другом берегу Берестовой белеют домики очередного села Желтая Круча.
Но путь по ней пройден в прошлый раз, а сегодня я быстренько прохожу мимо нескольких домиков расположенных на крутом правом берегу. Такой себе небольшой степной хуторок. Сколько их еще притаилось по берегам речушек Лукоморья. Провожаемый лаем недоверчивого пса выхожу к развалинам каких-то построек. Скорее всего это не до конца разобранные развалины колхозных коровников.
Мое внимание привлекает стена, сложенная из камней, похожих на крымский известняк.
За развалинами открывается вид на русло Берестовой, заросшее камышами.
Получаются такие себе небольшие плавни.
Крутой берег покрыт следами прошлогоднего разнотравия, сухие стебли которого ломаются под ногами. Но скоро степь покроется новой зеленью и зацветет всеми цветами радуги.
Едва заметная проселочная дорога неспеша поднимается все выше и выше на возвышенность над речкой.
Открывается вид на окрестные села, белеющее своими домиками между черными в это время года деревьями, блестит зеркало воды, которое образуют ставки в русле Берестовой и над всем этим великолепием раскинулся купол голубого неба.
Впереди берег прорезан крутым яром, спускающимся к заросшим плавням реки.
Дальше видна дамба и дорога с растущими над ними тополями. Эта дорога ведет из села Желтая Круча в села Славное и Веселое.
Спускаюсь на дно яра, и обходя растущие редкие деревья поднимаюсь на вверх.
Продравшись сквозь кустарник и камыш бросаю взгляд на пройденный путь – вдали виднеются домики села Жолтой Кручи.
А над головой пролетают журавли возвращающиеся из дальних краев, в которых была проведена нынешняя зима.
Поднимаюсь еще выше – открывается вид родных просторов на пару десятков километров. Так и представляется запорожский казак, выехавший в Степь и созерцающий просторы в поисках извечных врагов – татар и ногайцев. Может быть в какой-то момент истории по реке Берестовой проходила разделительная черта между землями войска Запорожского и татарскими пастбищами.
Первые упоминания о ногайцах встречаются в русских, западноевропейских и восточных летописях начиная с 15-16 веков. Основателем династии ногайских правителей считается эмир Эдиге. Однако государство постоянно раздиралось внутренними войнами и губительными конфликтами с соседями — особенно Крымским и Казахским ханствами. После падения Золотой Орды ногайцы кочевали в нижнем Поволжье, однако движение калмыков с востока в XVII веке привело к перекочевкам ногайцев в северокавказские пределы Крымского ханства. В 1728 г. часть ногайцев поселилась в северном Причерноморье (Буджак, Едисан, Джембойлук и Едишкуль), где они признали юрисдикцию Османской империи. В составе России ногайские орды постепенно входят с XVIII в. К 1812 году всё Северное Причерноморье вошло в состав России. Остатки ногайских орд были поселены на севере Таврической губернии с центром в городе Ногайске (современный Приморск Запорожской области) и на Кубани, и переведены на оседлый образ жизни. После Крымской войны 1853-56 года ногайцев опять обвинили в симпатиях к Турции, и прошла кампания по их выселению из России. Оставшиеся с Северном Причерноморье ногайцы влились в состав крымских татар, а основная масса депортированных была ассимилирована турецким населением Анатолии.
Но мы возвращаемся в сегодняшнее Лукоморье. Далеко на севере, в голубеющей дали скрывается курган – могила Бразилова.
На самом водоразделе реки Берестовой на который мы уже поднялись, видна насыпь кургана достаточно необычной формы – не круглой, как у большинства курганов, а продолговатой.
Это было замечено еще нашими наблюдательными предками – первопоселенцами этих земель в 18 веке, которые и прозвали этот курган Могила Долгая.
На вершине кургана чувствуешь себя птицей, парящей над родными просторами.
Снова стелется под ногами проселочная дорога.
Впередилежащие зеленеющие поля прорезает степная балка.
Эта балка носит название Крутенькая. Хотя по началу вызывает недоумение — откуда такое название.
Ведь балка достаточно пологая, лишь между растущими понизу деревьями видны следы протекающего в половодье либо после сильных дождей ручья.
Деревья образуют свод, под которым хорошо отдыхать в полуденный зной и слушать шепот дриад – жительниц этих мест.
Пологая балка ближе к своему устью начинает превращаться в ущелье, глинистые борта которого изрыты ярами и ямами.
Ступать приходится осторожно, под ноги то и дело стремятся попасть груды земли похожие на следы жизнедеятельности кротов.
На пути встает небольшая запруда, сплошь заросшая камышем.
Если перед этим мой путь лежал вдоль русла реки, то после запруды приходится выбираться на левый берег балки. По низу не пройти, все сплошняком заросло камышем, деревьями и покрыто розлившейся водой.
Приходится карабкаться по крутому берегу, периодически обходя возникающие на пути промоины.
Балка раскинулась передо мной во всей своей красе и мне становится понятно, откуда возникло у нее такое название – Балка Крутенька.
Наконец-то впереди на горизонте появляется долина реки Конка – именно там начался мой сегодняшний путь, там же он должен и завершится.
Позади остается эта загадочная балка — с крутыми ярами и древесными дриадами.
Перед выходом на дорогу к селу Одаровка по балке насыпана дамба, все территория балки застлана желтым прошлогодным камышем.
Прощальный взгляд и вперед, к новым путешествиям по Лукоморью.