Гора Корсак-Могила — приазовская обитель небесных богов
В ходе своего путешествия Две Долины Ногайских Аулов. Видеопутешествие я в очередной раз посетил вершину легендарной Приазовской горы — Корсак-Могилы, и представляю Вашему вниманию небольшой рассказ об этом степном каменном останце.
На территории каменно-степного массива горы Корсак-Могила сегодня создан ландшафтный заказник, расположенный в Приморском районе Запорожской области Украины. Ее каменистые возвышенности, возвышающиеся на левом берегу небольшой степной реки Корсак, историки соотносят с полумифическими Аланскими горами, упомянутыми в своих трудах древнегреческим историком Клавдием Птоломеем. Сегодня от этих гор остался ряд выступающих среди степных просторов вершин Приазовской возвышенности и Донецкого кряжа, носящих каждая свое давнее название — Каменные Могилы (Беш-Таш), могила Ланцева, Бельмак-могила, Токмак-Могила, Зеленые могилы…
Северная вершина Корсак-Могилы. Панорамная фотография 360 градусов
Если не считать Каменную могилу под Мелитополем, то гора Корсак является крайней, наиболее значимой подобной возвышенностью, за которой раскинулись бескрайние просторы Таврийских степей. Следующие, настоящие горы, можно найти только за пару сотен километров южнее, уже на Крымском полуострове.
Существует несколько вариантов трактовки названия Корсак-Могилы. Одни считают, что Корсак — это степная лисица, некогда водившаяся в степях Приазовья, а быть может, рыжий цвет камней на вершине горы напоминал степным людям о этой стремительной хищнице. Другие трактуют тюркское слово как Курсак, что переводится с тюрского как Живот, т.е в значении Живот — Гора. А вот известный исследователь Приазовья Фоменко производил название и вовсе от ногайского рода Кирк-Курсак, хотя эта версия сегодняшними учеными и критикуется. А еще на старинной карте 16 века эта возвышенность обозначена как Султан-Даг. Выходит, что здесь могла быть например полевая ставка крымского хана или самого турецкого султана.
Или название Султан -Даг доносит до нас историю еще более давних времен? Существует версия, что вторгнувшийся в Скифские просторы персидский царь Дарий устроил лагерь своей армии на каких-то каменистых возвышенностях Приазовья. По мнению академика Рыбакова река Корсак-Ора является не чем иным как птолемеевской рекой Агара и геродотовской Оарой, на которой согласно сведениям последнего: «Дойдя до пустыни, персидский царь Дарий с войском остановился станом». И как нельзя лучше на эту роль подходят каменные выступы Корсак-Могилы, достигающие 133 метров с довольно крутыми склонами.
Корсак-Могила представляет собой шесть вершин — каменистых выходов, так называемого Приазовского кристаллического массива. Северная вершина, подходящая к речной долине Корсака, самая высокая и наиболее заметная в окружающем пейзаже. Глыбы грубозернистых железных кварцитов, украшающие кромку возвышенности, датируются трудно представляемыми нам временами, по мнению геологов, им насчитывается 1700-1800 млн. лет.
Выходы Корсак-Могилы протянулись в южном направлении. Следующие за северной возвышенностью три вершины не особо заметны, лишь кое-где среди степных трав видны выходы кварцитов и лимонитов. Весной и в летние месяца вся эта территория благоухает различными степными травами. Здесь можно отыскать ковыль, типчак, пырей, тюльпаны, горицвет, валериану, чабрец, полынь и много других растений.
Под сенью старой шелковицы. Панорамная фотография 360 градусов
Особый интерес вызывает пятая вершина, украшенная рядом величественных каменных глыб, сложенных из кварцита и магнетита. Сегодня ее называют Дракон, за некую схожесть выступающих скал с гребнем этого легендарного создания, как бы овившего собой верхушку не менее древней горы. В фольклоре болгарских колонистов сохранились легенды о змее, живущем в пещерах горы Корсак. И хотя этнографы-исследователи утверждают, что первоначально такие легенды были принесены с родных мест переселенцев и лишь позже адаптированы к местной географии, но кто знает, как было на самом деле. Нельзя исключить того, что возвышающийся среди степных просторов каменный монумент мог являться культовым местом как для живших до прихода переселенцев в здешней округе ногайцев, так и других, более древних степных кочевников.
Не возникает только сомнений, что гора неизменно привлекала внимание человека во все времена, но между тем на ее склонах отсутствуют яркие археологические находки. Может быть доступ на гору был запретен для простых людей?
Одна из версий объясняет это тем, что в горных породах Корсак-Могилы содержится много железистых кварцитов с высокой электропроводностью и намагниченностью. Нередко во время летних гроз здесь наблюдаются исключительно мощные разряды молний с оглушительными раскатами грома. Бывают и шаровые молнии. И поэтому не исключено, что древние степные народы могли отождествлять вершину горы с обителью небесных богов, так например, скифы могли верить, что здесь живет Зевс – бог неба, молний и грома, или другой, не менее почитаемый бог молнии и войны — Арес. Но письменных источников с тех давних пор до нашего времени не дошло, поэтому остаются лишь версии и предположения. Хотя в тексте «Польской хроники» хрониста XVI столетия Марцина Бельского описывающего маршрут следования в 1569 г. посольства Речи Посполитой к турецкому султану Селиму II в Константинополь упоминается некое языческое капище (жертвенный алтарь), возможно как раз и находившийся на каменных вершинах Корсак-Могилы.
Степное разнотравие Корсак-Могилы. Панорамная фотография 360 градусов
С появлением первых более — менее подробных карт Корсак-Могила на них неизменно находила свое место, будучи географически приметным ориентиром. А в 1825 году, как бы вновь обращаясь к старому названию Султан-Даг, у подножия горы проезжал кортеж российского императора Александра I в ходе его инспекционной поездки из Таганрога в Крым.
Но вот со времен Промышленной революции в 18-19 веках гора снова привлекла к себе внимание, но в этот раз уже в качестве источника легкодоступной железной руды. Впервые эту особенность Корсак-Могилы, описал путешественник и натуралист Петр-Симон Паллас, по наблюдениям которого в 1876 году были проведены разведки на местности, и с конца 19 века бельгийско-российское общество «Провиданс» приступило к разработке открытого карьера. Добытую руду повозками возили на станцию Елизаветовка, и даже в Мелитополь. Так исчезла шестая вершина горы Корсак-Могила — сегодня на ее месте зияет песчаный карьер. Подобная судьба могла бы постигнуть и остальные пять возвышенностей, но вмешалась сперва первая мировая война, потом революция и гражданская. В советские времена тоже проводились шурфовки и разведывательные взрывы, следы бурения которых и теперь видны на некоторых камнях. Но удаленность от железной дороги и инициативность местных властей сохранили гору в относительной целостности. Но надолго ли? Так в конце нулевых годов нашего 21 века вновь появились попытки продолжить дело дореволюционного «Провиданса», но местные жители пока отстояли этот природный памятник Приазовского края.
Сегодня на площади около ста гектар существует ландшафтный заказник местного значения Корсак-Могила, хотя подобный историко — природный объект требует как минимум общегосударственного значения.
Пятая вершина — Дракон. Панорамная фотография 360 градусов
Сплав на горе древней истории, богатой геологии, разнообразной флоры и почти фэн-шуйского местоположения делают Корсак-Могилу одним из лучших мест силы Приазовья.
Хочется долго быть на макушке горы — вглядываясь в открывающиеся просторы…
С вершины открывается вид на всю округу. На севере проходит водораздел небольших рек Корсак и Юшанлы, ближе лежит балка Алтопан, на западе виднеется бывшая болгарская колония, а сегодня село Мануйловка, за которым уходит к югу долина одноименной с горой реки Корсак. В теряющейся дали юга проступают белые башни Ботиевской ветростанции, восточнее, холмы отделяют соседнюю реку Лозоватку, а еще дальше лежит бывший центр ногайцев — город Ногайск, современный Приморск, а где-то рядом с ним плещется теплое Азовское море.
Небольшое панорамное видео с вершины горы Корсак-Могила