Готическая кирха в степях Лукоморья
Рассказ о кирхи Готланда из серии путешествия «Пять часов — пять кирх»
———————————————————————————————————————————————————————————————————————
На северо-восточной окраине современного села Марьяновка Куйбышевского района Запорожской области виднеются развалины старого храма.
Кирха на окраине Марьяновки
Приблизившись к ним, можно с удивлением увидеть остатки готической архитектуры, невесть как оказавшейся в широких Таврийских степях.
Центральный вход в кирху Готланда
Оказывается, что это остатки немецкой кирхи, выстроенной в свое время колонистами Мариупольского меннонитского округа.
История ее появления в наших краях такова. После заселения Хортицкого и Молочанского меннонитских округов следующим партиям переселенцев российское правительство выделило земли неподалеку от Приазовского города Мариуполя.
Их заселение началось с 20 годов 19 века. Вновь прибывшими переселенцами первоначально здесь было заложено 17 колоний, каждой из которых присвоен порядковый номер, и дано название, чаще всего в честь родного села, из которого и прибыли переселенцы.
Один из боковых входов в кирху
По вероисповеданию жители первых 11 колоний были лютеранами, а остальных шести — католиками.
Именно последними и была основана в 1823 году на берегах балки Малой Кобыльной колония под несколько несчастливым номером — 13. Она же получила название Гетланд, либо в другом прочтении — Готланд (на немецком — GÖTTLAND).
Колония Готланд на карте Шуберта
Первыми ее жителями стали немецко-польские выходцы из Западной Пруссии, из-под города Данцига (это современный польский Гданьск). Переселившиеся сюда 28 семей были католической веры. Первоначально церковные службы вели в неприспособленных для этого местах, и спустя несколько лет, по настоянию Готландской общины в 1875 году в колонии была возведена католическая кирха в неоготическом стиле. Здесь нужно отметить, что именно на вторую половину 19 века приходится рассвет неоготической архитектуры, захлестнувший в то время всю цивилизованную Европу. На территория тогдашней Российской империи эта архитектура проникает вместе с колонистами — прихожанами польского происхождения, которые строят для богослужений католические костелы в этом стиле. А так, как родственные связи жителей Готланда с Данцигом поддерживались на протяжении всего 19 века, то и решение об архитектурном облике кирхи в Готланде было принято с учетом самых модных на тот момент архитектурных течений.
На время постройки храма в Готланде проживало порядка 645 жителей, обрабатывавших 1889 десятин земли. Но не взирая на столь незначительное по современным меркам количество населения храм был выстроен добротно, как говорится «на века», и при этом являлся архитектурной жемчужиной нашего края.
Кирха в Готланде
Стрельчатые оконные проемы, дверные ниши, не сохранившаяся к сожалению до нашего времени башня — все овеяно духом неоготики. К сожалению, история не сохранила нам имя архитектора этой кирхи. Однако известно что церковь была освящена во имя Рождества Пресвятой Девы Марии и носила такое же название.
Вскоре после освящения храма был образован Готландский католический приход Александровского уезда Екатеринославской губернии, в который также первоначально вошли католический приход колонии Эйхвальд и лютеранский, колонии Людвигсталь. Позже в них также были возведены свои храмы, а к Готландскому приходу добавился филиал в соседней колонии № 12, Кайзердорфе, освященный во имя Антония Падуанского. Это современное село Пробуждение. По слухам, в нем сохранилось несколько старых немецких домов, возможно отыщутся и следы находившегося там храма.
Хоры и нартекс Готландской кирхи
Кирха Рождества Пресвятой Девы Марии являлась административным центром Готландского прихода, в ней регистрировались все даты рождений, бракосочетаний, смертей ее прихожан. До нас дошло имя одного из священников который служил в церкви на стыке веков — священник Иоанн Фикс (1899 год). Парафия колонии достигла в этот период наибольшего числа прихожан, так сохранившиеся записи говорят о 954 верующих Готландского прихода.
С течением времени менялось административное деление района, где находилась колония Готланд с кирхой. Так первоначально это была – Екатеринославская губерния, Мариупольский/Александровский уезды, Мариупольский колониальный округ, затем преобразовано в Романовскую (Людвигстальскую) волость. С приходом советской власти периодически входила то в Запорожскую, то в Днепропетровскую области, а именно в следующие районы — Цареконстантиновский, Первомайский, Люксембургский немецкий, Александро-Невский.
Сегодня это Запорожская обл., Куйбышевский (или как теперь по новому — Бельмакский) район Украины. Но какие бы не происходили переименования, какие войны не проносились около стен кирхи она сохраняла свой облик на протяжении всех без малого стопятидесяти лет своего существования. Однако буквально в несколько последних лет активистами была разобрана крыша кирхи, сняты поперечные балки и листы железа, укрывавшие храм многие десятилетия и это приводит к медленной смерти храма.
Алтарная часть кирхи
С каждым днем здание кирхи приходит все в большее разрушение, и если еще в 2009 году на алтарной части можно было рассмотреть сохранившиеся фрески, то сегодня от них не осталось и следа.
Остатки фресок
Остатки фресок
О богатом убранстве кирхи в прошлом свидетельствует обнаруженная около входа часть креста.
Крест из кирхи
Крест из кирхи
Фотографии фресок и креста взяты из социальной сети Вконтакте, группа Piligrim Marianovka.
Давайте заглянем внутрь бывшей кирхи и попытаемся представить, какова она была в годы своей жизни, когда внутри играл орган и происходили церковные песнопения.
Внутри бывшей кирхи
Само здание кирхи представляет собой классическую католическую церковную постройку. При входе в него можно увидеть нартекс (прихожую), где сбоку располагался туалет (разбитый унитаз там лежит до сих пор). Над ним высилась не сохранившаяся башня. Круглые оконные проемы освещали хоры, на которых находился орган. Дальше следует основное помещение — неф, в котором когда-то стояли деревянные лавки для прихожан. И традиционно восточную сторону кирхи замыкает алтарная часть.
На сегодняшний день от былого убранства кирхи ничего уже не осталось. Пол Готландской кирхи усеян кирпичами, которые периодически вываливаются из разрушающихся стен. Сохранившееся местами дерево оконных и дверных рам полусгнило. Внутри здания растет сорная трава. И только в призрачном сиянии солнечного луча возмет да и промелькнет облик живой Готландской кирхи.
Церковь села Марьяновка