С наступлением осенних дней приходит время для исследования ближайших окрестностей. Одним из таких вариантов являются перевалы — богазы, ведущие с Южного берега на высоты горной яйлы. Иограф — богаз, Ставри-богаз, Лапата -богаз. В прошлые времена эти перевалы являлись основными пешеходными путями, связывающими Ялтинскую долину с плато и лежащим за ними плодородными долинами внутренней Гряды Крымских гор.
К менее известным относится довольно крутоватый путь по Таракташ-богазу. И хотя он считается наиболее быстрым способом попасть от зубчатых вершин горы Ай-Петри к Ялте, но в основном по Таракташу сейчас идут не за этим.
Давайте в этой короткой фотопрогулке и мы отправимся к туманным вершинам, высящимся над Таракташем.
Путь к Таракташской тропе лучше всего начать с одной из лежащих ниже троп — восточной, которая называется Боткинской, или — западной, соответственно называемой Штангеевская. Названия они получили по именам знаменитых дореволюционных докторов, которые исследовали благотворное влияние здешнего климата на легочных больных. свою Фотопрогулку по этим тропам оставим как-нибудь на следующий раз, а пока что отметим, что обе они поднимаются на похожую на башню скалу, гордо выступающую среди поросшего лесом горного склона. Носит она название Ставри-Кая (что значит Крестовая гора). На ее каменистой площадке Боткинская тропа переходит в Штангеевскую, а если идти в противоположном направлении, то соответственно наоборот 😉 Верх, на плато, уходит еще один перевал, именуемый по названию скалы — Ставри-богаз. Его узковатая каменистая тропинка исчезает где-то за высокими соснами.
Но сегодняшний путь на Таракташскую тропу начинается невдалеке от вершины самого высокого крымского водопада — Учан-су.
Ведущая в гору тропинка местами обманчиво-горизонтальна, но чаще всего имеет много градусный уклон, что сразу приводит к осознанию не слишком сильной популярности этого пути. Скрашивают быстро подкатывающуюся усталость только живописные картины воздымающихся к небу огромных крымских сосен да разверзающихся, кажется под самыми ногами, глубоких сумрачных ущелий.
В живописные осенние дни то тут, то там среди вечнозеленой южнобережной сосновой зелени засияет ярким багрянцем отцветающая листва.
А если день выдался туманным, то и остается, что только смотреть внимательно под ноги, что бы не сбиться и с так не очень-то заметной тропинки.
Но вот спустя, кажется вечность бесконечного серпантинного подъема, из-под клочьев серого тумана внезапно проступают огромные причудливые изваяния. Это и есть сам Таракташ (что переводится как Каменный Гребешок), то место, ради которого нужно было терпеть все трудности этого пути.
Некогда отделившаяся от основного горного массива каменная стена приобрела причудливую форму. Традиционное объяснение — такие формы, это работа ветра, воды, температуры…
Но глядя на многометровый оползень, в голове возникают картины стены древнего города, который некогда стоял здесь, под самым краем неба. Другое название Таракташского гребня — Коралловая горка или Коралловый риф, данное этому месту в начале 20 века членами Ялтинского Горного клуба.
Вдоволь насладившись столь необычным зрелищем, делаем последний рывок, что бы подняться на само плато. Таракташская тропа выводит на высокую скалу — Ай-Валента (Святой Валентины).
С ее высоты открывается живописный вид на спускающуюся к морскому побережью гору Могаби, по которой в тенистой лесной прохладе вьется Ай-Петринская асфальтированная дорога. С противоположной стороны виднеется Ялтинская долина с белеющими в ней строениями современного курортного города.
А за спиной простирается покрытая карстовыми воронками и пещерами Ай-Петринская и Ялтинская яйлы. Но путешествие по ним — это будет уже следующая история.