В нашей первой прогулке мы узнаем героическую историю одного из оборонительных сооружений Севастопольского района, заглянем в Спасо-Преображенский мужской скит, пройдемся по бывшему татарскому селу — ныне Урочищу Хворостянка, и полюбуемся удивительным водопадом Мердвен-Тюбю у села Родного.
Путешествие начинается за северной околицей довольно обширного села Терновка (бывшее крымскотатарское название — Эски Шули). Его сельские постройки виднеются позади, в долине реки Айтодорки. Здесь же, посреди небольшого поля, высится мрачная бетонная громада, поросшая несколькими деревьями. Это остатки 65-го артиллерийского дота, входившего в годы Великой Отечественной войны в передовой рубеж Севастопольского оборонительного района.
Как и нынешнее шоссе, старая дорога между селами Юхари-Каралез (Залесное) и Шули (Терновка) также проходила по этому месту, и для ее обороны был выстроен железобетонный дот с установленным внутри 76-мм орудием Лендера. Интересным фактом является то, что постройка дота была завершена в спешном порядке буквально за несколько дней до того, как ему пришлось вступить в бой с фашистами. Дот № 65, как и ряд соседних подобных укреплений, входил в Черкез-Керменский опорный пункт и защищался бойцами 2 Черноморского полка морской пехоты, спешно брошенных на оборону подступов к военно-морской базе Черноморского флота — городу Севастополю.
В спускающихся сумерках осенним ноябрьским вечером 1941 года колонна немецких войск, мечтающих первыми въехать, как им казалось, в безоружный Севастополь, внезапно потеряла свой бравый настрой. Открытый с ближней дистанции артиллерийский огонь из замаскированного советского дота подбил транспортер и повредил грузовик. В первые же минуты боя немцы потеряли контуженными и ранеными сразу 14 своих вояк. Однако полученный многомесячный боевой опыт все же пригодился, немцы не растерялись. Спешно были развернуты приданные колонне противотанковые орудия, которые попытались вступить в бой с дотом. Но ухудшающаяся видимость и бетонные стены укрепления показали тщетность этих попыток. К тому же с соседнего холма начала ввести беспокоящий огонь советская морская пехота. Тогда немецкое командование предприняло обходной маневр, несколько подразделений немецкой пехоты через соседнюю деревню Ай-Тодор обошло огрызающийся узел обороны и закидав гранатами соседний 66 дот, захватило деревню Шули. Для наших войск единственная дорога к Севастополю оказалась отрезанной, и таким образом гарнизон 65 дота и часть бойцов из морской пехоты попали в окружение. На следующий день 6 ноября немцы подтягивали силы и выбивали редкие узлы сопротивления советских войск. К вечеру деревня Шули была полностью в руках у немцев, и они попытались своими саперными подразделениями уничтожить так мешавший им бетонный колпак. И вновь эти попытки были неудачными. Тогда уже утром 7 — го ноября на прямую наводку было выдвинуто тяжелое орудие, которое с 3-го выстрела с короткой дистанции в тыльную сторону (т.е. со стороны входа) расстреляло дот. Сдетонировавший боезапас дота взорвался, приподняв бетонную крышу. Защищающие походы к доту советские морские пехотинцы попали в плен. А командующий ими лейтенант, как и раненый и контуженный гарнизон непокорного дота, были расстреляны немецким офицером и сброшены в траншею и яму около дота. Но и немцам эта победа досталась тяжелой ценой, к их первоначальным потерям добавилось еще 17 пехотинцев и 2 сапера. Историю поиска информации об обороне 65 дота можно прочесть на сайте Военспец.
На минуту склонив голову в память о павших за нашу свободу Героях, продолжаем путь.
Дорога неспешно поднимается вверх. За спиной постепенно открывается панорама Шульской долины с нависающими над ней скалами Кара-Коба, в которых вырублены пещерные сооружения средневековых монастырей Чилтер и Шулдан. Последний заметен за многие десятки километров, благодаря золотистому куполу каменной башни, высящейся на плато над монастырем.
Впереди за перевалом показывается долина небольшой горной речушки Айтодорки. Со всех сторон подступает к ней лиственный лес. Где-то выше по течению реки до 60-х годов прошлого 20 века находилось старинное село Ай-Тодор (Святой Феодор). Это село традиционно связывают с располагающимся в нескольких километрах самым крупным пещерным городом Крыма — Мангупом. По некоторым данным средневековый Святой Федор Стратилат мог находиться в родственных связях с князьями мангупскими из рода Гаврасов. Но к моменту выселения христианского населения из Крыма в 1778 году среди жителей села числилось только татарское население. В второй половине 19 века в селе была мечеть, 80 домов и почти полтысячи жителей. Сегодня от бывшего села почти ничего не осталось, только туристическая стоянка Гористое с родником питьевой воды служит пристанищем редким гостям, иногда проходящим через эти края.
В русло Айтодорки впадает несколько поросших лесом каменистых балочек, расположенных между небольшими горками. Каждая из них имеет свое старинное название, ныне известные нам благодаря работе неутомимого и самоотверженного исследователя Крымской топонимики Игоря Белянского. Но что бы не превращать наше путешествие в топонимический экскурс будем упоминать лишь самые значимые объекты путешествия.
Итак, наш путь лежит в первую из балок. Она носит название — Монастырская и приводит к Спасо-Преображенскому скиту Инкерманского Свято-Климентовского монастыря.
Сперва показывается лесной пруд, сейчас в зимнюю пору покрытый толстым слоем льда. Его наполняют воды источника Святого Феодора, который является одним из истоков нижетекущей речушки Айтодорки. На территории монастыря, чуть ниже источника, монахами устроена купель, где может омыться любой желающий мужчина (женщинам же разрешается только обтереть лицо и руки).
За прудом начинается территория непосредственно мужского монастыря. Где-то поблизости сохранились остатки средневековой часовни Ай-Тодор, которую рассматривают как первоначальный монастырь. Более достоверным временем возникновения обители является вторая половина 19 века, когда в 1868 году по указанию императора Александра II эти земли лесных угодий в деревне Ай-Тодор были выделены Инкерманскому Свято-Климентовскому монастырю. Здесь была основана загородная резиденция (дача) наместника Инкерманской обители. Стараниями монахов был построен храм святого Феодора, который просуществовал до 1925 года. В советское время на картах эта местность именовалась топонимом «Монастырская балка». А третье рождение монастыря произошло летом 1996 года, когда в ските освятили престол во имя святого преподобного Кассиана, Угличского Чудотворца.
Монастырский пес с любопытством рассматривает проходящих мимо посетителей.
Дальнейший путь проходит по лесной дороге постепенно забирающейся вверх. Миновав небольшой горный перевал, неожиданно оказываемся на обширной поляне. Вдали вновь открывается Шульская долина. А под ногами то тут то там попадаются камни, явно обработанные рукой человека.
На современной карте это обозначено как территория урочища Хворостянка, где до 60 годов прошлого века располагалось старинное крымское село под названием Чамлы Озенбаш. Предположительно оно было основано еще в 8 веке, позже его население входило в состав княжества Феодоро. В 19 веке жителями села было крымско-татарское население, здесь возвышались 2 небольших мечети, также в селе насчитывалось около 80 традиционных домов — сакель, в которых обитали почти полтысячи жителей Узеньбашика. Ныне же от всего этого великолепия остались почти незаметные следы, как то старая брусчатка, некогда делившая село на две улицы – Юкъары маале и Ашагъы. По сторонам от нее виднеются холмики из тесаного бута — это следы бывших домов. Среди них можно наткнуться на многочисленные обломки керамики и прочие следы жизни человека. Но наиболее впечатляет надгробный памятник, украшенный арабской вязью с цитатами из Корана, одиноко стоящий за проволочной оградой. Когда-то на этом месте, в центре села, было мусульманское кладбище.
И вновь стоит вспомнить о военных годах. Интересным фактом является то, что в ноябре многострадального 1941 года лидер «Харьков», стоя на якоре в Южной бухте, обстрелял скопление немецких войск в районе деревни Узенбашик. Было выпущено 53 снаряда. Стрельбу корректировал пост № 3.
Немного в стороне находится исток ручья Уппа, русло которого через полтора километра приведет к одноименной деревне (современное название — село Родное). Оно уже виднеется впереди. Будем спускаться по дороге вдоль русла, которая вскоре подводит к паре очередных озер.
Первое — озеро Родное (по названию села). Сам по себе водоем не особо большой, но привлекателен фэнтезийного вида деревьями, растущими по его берегам.
Глядя на них, сразу представляются крадущиеся среди зарослей древние тавры…
В нескольких десятках метров находится очередное озеро, называемое Нижнее водохранилище. Высокая земляная дамба преграждает овраг Уппа, и только небольшая струйка вода вырывается дальше, убегая вниз по каменистому руслу.
Именно здесь открывается великолепная по своей красоте картина крымского пейзажа. Овраг Тау-Сала образует живописный каньон с обрывистыми берегами, достигающими в некоторых местах сорока метровой высоты.
Правый берег изрыт многочисленными гротами, а с левого обрушиваются серебряные струи водопада Мердвен-Тюбе под которым чернеет проем грота Коба-Чаир. Полюбовавшись несколько мгновений открывшейся картиной, поспешим спуститься вниз, к зеленым водам Родновского пруда. В отличии от предыдущих водоемов — этот является творением природы, возникший под действием воды в скальной породе за многие минувшие тысячелетия, и ныне озеро относится к природным достопримечательностям Крымского полуострова.
В первую очередь внимание привлекает падающий с многометровой высоты пенящийся водопад. Носит он название Мердвен-Тюбю (это один из нескольких вариантов произношения), что в переводе с крымско-татарского значит «подножие лестницы». Водопад образован водами уже знакомого нам ручья Уппа и другой балки Суатан-Дере. Наиболее сильное впечатление он производит зимой, когда выше в горах тают снега, наполняя вышеуказанные русла, и поток воды обрушивается с высокой скалы в зеленую озерную гладь.
Немного в стороне от водопада под зарослями вечнозеленого плюща чернеет грот под названием Коба-Чаир (что поэтически переводится как «Пещера в диком саду»). Грот образован пористыми известняками и имеет три проема. Первый — большой вход, второй — некое окошко под самым сводом, и третий полузатопленный, с него открывается картина звенящего водопада. Зайдя внутрь грота можно увидеть оригинальные натёки, округлые купола и ниши, по которым то и дело струится вода.
Закончим мы свое путешествие поднявшись на противоположные от водопада скалы. Здесь уже видны первые строения села Родного (бывшей Уппы).
Но прежде чем вернуться в урбанистический мир, несколько минут побродим среди этих скал. Украшенные современными графити древние гроты прорезали исполинскую стену, явно эти гроты выходящие на южную солнечную сторону в прошлом использовались различными народами, населявшими территорию будущего села.
В один из таких гротов можно попасть, пройдя сквозь символическую завесу из многочисленных струй воды, падающих из еще одного ручья. Этот водопадик по видимому не имеет своего названия и относится к так называемым эфимерным, то есть просыпающимся во время таяния снегов и сильных дождей.
С верхней сплощадки над скалами открывается панорама речушки Уппа, текущей по оврагу Тау-Сала.
Где-то правее речное русло вновь превращается в каньон и впадает в основное русло Черной реки.
Впереди нас ждет еще много прогулок по Крымскому полуострову.