Ногайск. Два художника
В дореволюционные годы (имеется ввиду революция 1917 года) в Ногайске проживали два довольно знаменитых, правда каждый на своем уровне, художника.
Первый, уже немного знакомый нам по прошлой публикации — Анастас Гордеевич Смоктий, знаменит был в своем родном городе Ногайске, и второй – Саул Раскин, чья известность шагнула далеко за пределы тогдашней Российской империи.
Оба они родились во второй половине 19 века, в Ногайске, у обоих с детских лет проснулся творческий талант, но дальнейшая судьба их сложилась по-разному.
Так, Анастас Гордеевич после обучения в художественной академии в тогдашней столице империи Санкт-Петербурге прожил свою жизнь в Ногайске, где и создавал свои работы. Однако память людская недолговечна и его творчество в современном Приморске практически забыто. Только фрески из Свято-Троицкого храма в Обиточном когда-то им созданные, являются едва ли не единственной памятью о художнике.
Немногие сведения о художнике дошли до нас из воспоминаний Дмитрия Яворницкого, опубликованных в книге «По следам запорожцев», в главе «Славный город Ногайск, он же город черных пауков». Там же можно увидеть словесный портрет художника:
«…на вид он русявый, носит бороду, которую низко подстригает со всех трех сторон, и длинные, к низу опущенные, усы; глаза к него серые, вдумчивые, очень добрые и очень ласковые; интонация голоса необыкновенно мягкая; по натуре он добрый и доброжелательный человек, в обхождении с людьми очень мягок и деликатен; роста он выше среднего, немного сутуловат; сложения плотного и крепкого; ходит, немного сгибая носки сапог во внутрь, что, по народно-малороссийским приметам, означает некоторую если не скупость, то расчетливость».
Второй художник, С.Раскин (Saul Raskin), родился в Ногайске в апреле 1878 года. Первоначальное художественное образование он получил в Одесской рисовальной школе. После её окончания несколько лет путешествовал по Европе, в ходе которого совершенствовал свое мастерство. Художественному искусству он продолжал учиться в таких странах, имеющих многовековые художественные традиции, как Германия, Франция, Швеция и Италия.
Однако по настоящему его талант открылся после иммиграции в Нью-Йорк, произошедшей в 1904 году. Скорее всего, решение о таком переезде было принято в свете нарастающего напряжения в отношении евреев. Ведь как мы знаем, уже на следующий год по Южным губерниям Российской империи прокатилась волна еврейских погромов. Но как бы там ни было, но связь с русскими эмигрантами Саул старался поддерживать всю свою последующую жизнь.
В Нью – Йорке он быстро вошел в круг еврейского литературного сообщества Нижнего Ист-Сайда, где достиг совершенства в своём идиш.
В те годы Раскин зарабатывал себе на жизнь тем, что рисовал карикатуры для сатирических изданий, издававшихся в Нью-Йорке на идиш (таких как «Kibitzer», «Der Groyser Kundes»). Вот где ему пригодились новые навыки. Также он пытался посылать свои работы в европейские журналы. Кроме карикатур Саул становиться известен как художественный и театральный критик, причем публикуется преимущественно в левой американо-еврейской прессе (журналы «Tsayt-gayst», «Freie Arbeiter Stimme, «Die Zukunft» и др.). Для рабочих проводит в музеях просветительские лекции и экскурсии, на которых рассказывает о современных формах искусства. Его целеустремленность приводит к тому, что в 1930-е он становиться арт-директором Еврейской молодежной ассоциации на 92-й улице в Нью-Йорке.
В благодарность за проводимые лекции рабочий люд охотно позирует художнику в своих кварталах, где Раскин изображал многочисленные сцены из жизни рыбаков и городской бедноты. Также в это время им было создано много акварельных этюдов животных.
Но вершины своего творчества он достиг после посещении Палестины в 1921–1937 гг., куда ездил в том числе и в ходе в составе этнографической экспедиции, организованной в 1924 русским издателем в Париже А. Э. Коганом. Именно после этих поездок им были созданы живописные и графические зарисовки, связанные с еврейской тематикой, а именно опубликованная в 1947 году книга-альбом «Земля Палестины» содержащая более 300 картин, рисунков и коротких эссе о жизни палестинцев; также выходили графические серии «Пророки Израиля», «Иерусалим», «Большой бизнес» и «Международные банкиры».
Начиная с сороковых годов Раскин иллюстрирует книги еврейской духовной литературы, например такие как: «Теилим. Псалтырь», молитвенник «Сиддур», «Пять священных книг: Песнь Песней, Руфь, Плач Иеремии, Екклесиаст, Есфирь», а также произведения еврейских классиков.
Незадолго до своей смерти (которая произошла в 1966 году) он публикует две книги. Первая, посвященная еврейскому народу под названием «Новое лицо Израиля», и вторая, иллюстрированная книга своих размышлений и воспоминаний — «Собственный сюрреализм».
За свою творческую жизнь Раскин занимался офортом, литографией, много работал в технике акварели. Он состоял в Американском обществе акварели, Нью-Йоркском клубе акварели и Ассоциации американских граверов. В период творческого рассвета им было проедено несколько персональных выставок в таких Нью-Йоркских галереях как Grand Central Palace, East-Side и Еврейском музее.
Сегодня работы художника Саула Раскина можно увидеть в музее Метрополитен, Бруклинском музее, Нью-Йоркской Публичной библиотеке и Библиотеке Конгресса в Вашингтоне.