Приглашение к историческому путешествию в Крымскую Глушь — 2019
Впечатляюща и загадочна Крымская глушь. Именно так, по меткому замечанию выдающегося исследователя Крыма Александра Львовича Бертье-Делагарда, была названа определенная местность, лежащая во второй гряде Крымских гор. Тут, где набирают свою силу горные реки и виднеются многочисленные поросшие лесом возвышенности, даже тогда, в конце 19 века, проходило не слишком много людей. А ныне эти места, примыкающие к Крымскому природному заповеднику, и вовсе отданы на откуп только туристам, охотникам да лесникам.
На многих здешних горках сохранились покрытые мхом загадочные развалины, а на лесных дорогах то тут, то там попадаются под ногами обломки красноватой керамики. Это следы того времени, когда вряд ли эти края можно было бы назвать Глушью. Тогда, в Средневековье, здесь проходило несколько важных путей, связывающие степные районы и пещерные города Таврики с Южнобережным Капитанством Готия. В те далекие времена эти горные долины были довольно плотно заселены местным населением. На окрестных вершинах были устроены небольшие крепостенки и храмики, в руслах рек крутились водяные мельницы, у перекрестков важных дорог стояли караван-сараи, а на уютных полянах располагались сельские поселения.
Коуш, Стиля, Ауджикой, Карло… Потомки таких средневековых деревень дожили еще до середины 70 годов 20 века, когда в связи со строительством ряда горных водохранилищ их старые традиционные дома-сакли были снесены мощными бульдозерами.
И вот этим летом 2019 года мы отправляемся в небольшой пешеходный тур, что бы своими глазами увидеть затерянную Крымскую Глушь и прикоснуться к таинственным следам истории Крыма, которые обязательно встретятся на нашем пути.
Итак, планируемый маршрут путешествия таков.
День 1. Мы добираемся до села Счастливого (старое название Биюк-Узеньбаш), откуда идем к бывшей деревне Стиля (Лесниковое), разрушенной в период социализма. В ней смотрим чудом сохранившийся древний таврский каменный ящик, кладем цветы к могиле советского партизана (причем нужно отметить — крымского татарина) и забираемся на соседнюю вершину Тепе-Мале, где среди необычных каменных выступов сохранились развалины непонятного сооружения. Может быть это остатки небольшого горного укрепления — исара? Или следы звездного укрепления времен полководца Суворова?
Затем нас ждет переход через многочисленные овражки к горе Кермен, где среди зарослей разбросаны камни правильной формы, явно обработанные рукой человека. Так и есть, — это развалины средневекового замка, когда-то охранявшего путь, ведущий по хребту на высокогорную яйлу.
День 2. Именно туда мы и отправимся на следующее утро. Но сперва склоним голову у могилы командира партизанского отряда Николая Кривошты, погибшего тут в годы Великой Отечественной войны, а затем пройдем вдоль обрывов загадочной горы Басман и заглянем в ее гроты. Иногда в литературе можно встретить обозначение Басманской гряды как самого южного «пещерного города». И хотя здесь нет исскуственных сооружений подобных знаменитым Мангупу или Эски-Кермену, но и то, что подарила природа Басману, использовалось человеком в полной мере. В самом большом гроте до сих пор можно найти остатки средневекового пещерного храма, а на вершине горы — стены кольцеобразного укрепления. Существует легенда, что в этих гротах горы Басман может быть погребена легендарная Золотая колыбель (она же Чаша Святого Грааля). А краевед Кондараки писал, что еще в 19 веке жители Ялты ходили на Басман поклонится неизвестным святыням, но что это было за святыни — не известно и до наших дней.
После осмотра Басманских достопримечательностей поднимемся на четвертую по высоте вершину Крымских гор – гору Кемаль-Эгерек с высотой более 1529 метров. С ее макушки открывается захватывающий вид кажется на половину Крымского полуострова – вдали, среди многочисленных горных гряд виднеются пещерные города, блестят далекие водохранилища, а на горизонте белеют современные постройки Симферополя и Севастополя.
Потом переходим через поросшую ароматными травами яйлу, где на многие километры раскинулись безлюдные просторы, и путник, неспешно бредущий по ним, ощущает себя самым высоким человеком Крыма 🙂
Дальше нас ждет спуск к берегу Черного моря, который пройдет по Никитской яйле. Здесь будем внимательно вглядываться в серые скалы, ведь на какой-то из них возможно до сих пор хранится таинственная надпись, описанная Петром Кеппеном как Граммата,или по татарски — Язлы-Таш (писаный камень) с загадочными письменами, которая до сих пор так и не найденная.
Дальше нас ждет спуск к берегу Черного моря, который пройдет по Никитской яйле. Здесь будем внимательно вглядываться в серые скалы, ведь на какой-то из них возможно до сих пор хранится таинственная надпись, описанная Петром Кеппеном как Граммата, или по татарски — Язлы-Таш (что значит писаный камень) с загадочными письменами, которые до сих пор так и не найдены.
Последний на сегодня рывок и мы, минуя едва заметные следы прибрежной средневековой крепостенки Рускофиль-Кале, спускаемся на каменистый мыс Мартьян. Среди этого уголка первозданной природы Южнобережья и будет наша вторая ночевка с видом на манящие вдали огоньки вечерней Ялты.
День 3. Ранним утром релаксируем под лучами восходящего из-за моря солнца, купаемся в море, а затем отправляемся в Ялту, что бы там совершить обязательный моцион по Набережной и отведать крымско-татарских явст, подкрепляющих силы уставших путешественников.
Если у кого есть желание присоединится к нашему путешествию — пишите на почту: helpisar@gmail.com или в личку автору, профиль на Facebook. 🙂