Поселение на мысу Фыцки
Фыцки (Фыцхын-Кая, Фыцкан-Кая-Баш, (Хвитская скала) «растительный побег», «поросль», тюркский)— высокий и скалистый мыс в Крыму на левом борту ущелья Таш-Аир, на вершине которого располагалось когда-то небольшое укрепленное поселение.
Возможно название плато переделано из фамилии русского помещика Хвицкого, который владел этим местом в 40 годах 19 века и востановил за свои деньги древнюю греческую церковь у подножия скалы.
Северо — западный отрог Фыцки представляет собой изолированную обрывами площадку размерами 1 км на 0,5 км, густо поросшую мелкими деревьями.
Тропа на вершину плато
В 1967 году на южном краю мыса совершенно случайно — при закладке пробного каменоломного карьера — были обнаружены многочисленные погребения в так называемых плитовых могилах и земляных склепах.
Над могилами возвышались некогда антропоморфные надгробия из местного известняка, украшенные крестами. Раскопки здесь не проводились, однако были собраны обломки красноглиняных гончарных сосудов и плоских черепиц, а также черноглиняной посуды. Материал этот позволяет датировать поселение на плато Фыцки предположительно—VI–VIII веками.
На восточной стороне мыса еще весной 1941 г. раскопан был могильник с погребениями в земляных склепах, относящимися к тому же времени. Более поздних памятников в этой местности не установлено. Убежище Фыцки так и не превратилось в городище, скорее всего вследствие легкодоступности плато, на котором оно находится. Сравнительно небольшая высота обрывов, множество расщелин и отлогость склонов потребовали бы значительных средств и сил для создания необходимых по тем временам оборонительных сооружений.
Доступ с юго-восточной стороны прикрыт оборонительной стеной, которая в настоящее время предстовляет собой большой развал камней. Стена была сложена из «циклопических» камней, сложенных насухо. Снаружи в качестве облицовки заложены более крупные камни. От основной стены паралельно обрыву отходят развалы камней.
Среди зарослей встречаются каменные развалы построек округлой формы — это позволяет предположить, что основали поселение кочевники, привыкшие жить в юртах. Форму своих прежних жилищ они применили при постройке новых постоянных жилищ.
Городищем стало убежище Кыз-Кермен, расположенное в 3 км. к востоку от Фыцки, над долиной реки Качи.
Повсюду на плато виднеются развалы оборонительных и межевых стен.
Сравнительно небольшой мыс Фыцки заканчивается широким оврагом, за которым путника ожидает встреча с выдающимся по масштабам и выразительности природным феноменом— пещерным городом Качи-Кальон.
Помимо общих закономерностей, присущих развитию феодальных отношений, исследователи отмечают в юго-западном Крыму ряд локальных особенностей, обусловленных географическими и политико-экономическими факторами.
Во-первых, феодальные отношения могли тут складываться не только своеобразно, но и вполне автономно. Особо следует учесть, что население — скифо-сарматское и таврское — различалось уровнем общественного и экономического развития. Если скифо-сарматы бы ли уже знакомы с институтом рабовладения, то тавры, видимо, находились еще на стадии разложения первобытной общины.
Во-вторых, на развитии феодальных отношений юго-западной Таврики сказывались не только связи с византийскими городами на крымском побережье и непосредственный контакт с Византийской империей, но и взаимоотношения со степными кочевниками — гуннами, хаз арами, аланами, половцами.
В селениях юго-западного Крыма, расположенных на торговых путях к Херсонесу и византийской крепости Алустон (современная Алушта), была, очевидно, торгово-ремесленная прослойка, обслуживавшая купеческие караваны. Явление это характерно для всей среднев ековой Европы: в населенных пунктах, через которые проходили торговые пути, возникали целые корпорации кузнецов, хлебопеков, содержателей харчевен. Здесь, обычно вне крепостных стен, усталые путники могли найти пищу, ночлег, в случае необходимости — подк овать коней, починить или приобрести оружие.
Нечто подобное могло быть и в Качинской долине, по которой проходил торговый путь, соединявший ее поселения с крупным торгово-ремесленным центром юго-западного Крыма — византийским Херсоном (Херсонесом Таврическим).
Как и всюду, экономические предпосылки тут тесно переплетались с природно-географическими. В условиях горной, сильно пересеченной местности широкое применение труда рабов при обработке мелких и разбросанных участков плодородной и орошаемой земли было нерентабельно. А это, естественно, сводило на нет развитие рабовладельческих отношений в горной Таврике.
Постоянная угроза нападения кочевников должна была вызвать появление в среде оседлого, земледельческого населения еще одной прослойки, основным занятием которой становилась война. Видимо, это вело к обособлению родовой и племенной верхушки от рядовых членов общества. Захват же знатью земель — лучших и в большем количестве — неизбежно ставил в зависимость от нее менее зажиточных поселенцев. В конечном счете, могло создаться такое положение, когда земледельцы за пользование землей платят не только прод уктами, но и работой на хозяйской земле, да еще несут военную повинность. Такова, по крайней мере, общая социологическая схема возникновения феодальных отношений.
К сожалению, мы не знаем точно, в каких конкретных формах выражались подобные взаимоотношения в Таврике, но на возможность их здесь указывают многочисленные аналогии из жизни всей средневековой Европы. Не исключено, что такие отношения складывались не только между отдельными лицами, но и между захватившей землю родовой знатью в целом и сельскими общинами, где еще долго сохранялись патриархально-родовые устои.
О явном социальном неравенстве обитателей ряда поселений Качинской долины в VI-VIII вв. говорят остатки построек на мысе Бурун-Кая, возвышающемся к западу от Баштановки. Здесь, за толстой оборонительной стеной находились большие здания — обиталища выделившейся родовой верхушки. Что касается открытого поселения, расположенного южнее, то в его скученных примитивных домишках жили, несомненно, рядовые общинники. На мысе Фыцки — несколько иная картина: остатки многочисленных и тоже весьма примитивных жилых построек окружены развалинами оборонительных стен.
Древний страж плато Фыцки
Использованы следующие материалы:
Н.И. Репников. Материалы к археологической карте Юго-Западного нагорья Крыма;
Информация сети Интернет
———————————————————————————————————————————————————————————
Знакомясь с многочисленными природными и историческими памятниками Крыма стоит выбирать наилучшие места для пополнения своих сил. И как нельзя лучше для этой цели подходит самая середина Южного берега Крыма — прибрежная Алупка. Приглашаю Вас остановиться на отдых в комфортабельных номерах, расположенных у парковой зоны этого живописнейшего места Черноморского побережья.