Путешествие по реке Берда. Там, где торчат Ослиные Уши
Сегодняшнее небольшое путешествие снова пройдет по средней части Приазовской реки Берда, в ходе которого попытаемся отыскать каменные образования под впечатляющим названием «Уши Осла» или «Ослиные Уши».
Но прежде хочу сказать, что когда-то я уже путешествовал несколько выше этого места, пройдя по лежащим вдоль Берды селам. В тот раз мой поход начался от старых валов Захарьевской крепости, что высятся у села Калайтановка, от них я спустился вдоль речного русла, осматривая по пути многочисленные скальные выступы, прошел рукотворный каменный лабиринт, забрался на языческие святилища, воздвигнутые на вершинах прибрежных скал и закончил свою экскурсию в селе Николаевка.
Это путешествие будет своеобразным продолжением вышеуказанного и пройдет по небольшому, но между тем необыкновенно привлекательному заповедному участку Берды, расположенному между селами Николаевка и Радивоновка.
Итак, ранним июльским утром я вышел из автобуса на повороте дороге, ведущей к Николаевке. Автобус, обдав меня выхлопными газами, умчался в направлении Бердянска к теплому Азовскому морю. А я остался в одиночестве, среди степей да курганов.
Выше остановки, в поле, среди подсолнуха выделяется курганная группа под названием «Могила Каменная» или второе её название, «Могила Раскопанная». Первое название курган получил за счет своего местоположения, ведь он был насыпан на водоразделе, в месте, где выходят на дневную поверхность каменные останцы Приазовского кряжа (отрогов Аланских гор). Второе название было дано потому что, когда-то в старые времена, он неизвестно кем раскапывался. Можно было бы подняться на вершину этого кургана и осмотреть окрестности, но сейчас мне нужно идти в противоположную от него сторону. Но я знаю, что в ходе сегодняшнего маршрута увижу еще несколько курганных насыпей.
Поэтому перейдя ведущую к Бердянску трассу, направляюсь по асфальтированной дороге к виднеющейся вдали лесополосе, которая по идее должна вывести меня прямо к руслу Берды. Вспоминаю, как в прошлый раз, пройдя едва ли метров двести по этой дороге, меня подобрали проезжающие мимо мороженщики, которые развозили товар по окрестным селам. С ними я тогда доехал до самой Калайтановки.
Но сегодняшний маршрут вскоре отойдет в сторону от дороги, и поэтому я ускоряю шаг, что бы быстрее оказаться в спасительной тени лесополосы. Здесь нужно сказать, что для похода я выбрал не самый удачный денек, так как температура воздуха даже в тени достигала 38 градусов, а может и больше.
По пути замечаю лежащего на асфальте большого жука, бессильно перебирающего лапками воздух.
Помогаю ему перевернуться на спину, но несмотря на то, что он встал на лапы, все равно с большим трудом может только ползти в сторону придорожной травы. Скорее всего, его ударила проезжающая мимо машина.
Вскоре добираюсь до лесополосы, около которой сворачиваю с асфальта и схожу на грунтовку.
Вдали, в низине, спряталось русло Берды. Мне нужно выйти к нему.
Но прежде оглядываюсь назад, ведь там, под лесополосой высится еще один большой курган под названием «Могила Орлова». Это первый из двух больших курганов, расположенный в окрестностях Николаевки на возвышенности над долиной Берды.
Дальше иду по грунтовой дороге, которая тянется вдоль лесополосы, стараясь прятаться в редкую тень деревьев.
Здесь высажен небольшой лесок. Несмотря на то, что еще только начало девятого утра, солнце жарит по полной, и я начинаю чувствовать себя как в бане. Конечно, если зайти в посадку, то там, в прохладной спасительной тени деревьев, можно найти укрытия от испепеляющего зноя, однако поступив так, я не скоро доберусь к своей сегодняшней цели). Поэтому пересиливаю себя и стараюсь бодрее шагать вдаль, пытаясь одновременно завтракать на ходу. В первую очередь съедаю бутерброды с вареной колбасой – на такой жаре в рюкзаке им долго не сохраниться.
Между делом осматриваю постепенно открывающейся передо мной пейзаж – видна излучина реки, за ней блестит кусочек Бердянского водохранилища, за рекой возвышается высокий берег, на котором темнеют среди желтых полей пшеницы курганные насыпи. На моем, правом берегу несколько в стороне виднеются белые домики села Радивоновки, в которое мне нужно будет выйти после окончания сегодняшнего путешествия.
Но прежде чем спускаться в долину Берды, я перебираюсь через лесополосу. За ней на поле среди желтеющей пшеницы высится третья встреченная за сегодня курганная насыпь – «Могила Острая». Название этому кургану было дано по форме насыпи, в прежние времена она была более острой формы.
Представляю, какая панорама открывается с его вершины, какой на ней простор для фотосъемки, но попасть на вершину кургана сейчас нет возможности, пшеница созрела и вот — вот начнется её уборка. Топтать её никак нельзя. Поэтому перебираюсь обратно через заросли и вновь иду по грунтовке в направлении Берды.
Наконец-то лесополоса заканчивается и степная дорога вновь выводит меня на асфальт. Это оказывается дорога связывающая местные села Николаевку и Радивоновку. Размышляю о том, что можно сразу пересечь асфальт и спуститься к Берде по уходящей вниз по склону очередной грунтовке. Но меня смущает, что эта дорога подходит к зданиям сельскохозяйственной фермы, около которых стоят несколько автомашин. Поэтому, что бы не отвечать на любопытствующие вопросы местных, решаю пройти некоторое расстояние по асфальту и спуститься к Берде по руслу небольшой безымянной балочки.
С высоты, по которой идет асфальтная дорога, видна юго-восточная окраина Николаевки. Где-то за ней в туманной дымке приток Каратыш впадает в Берду. Он несет в неё воду, омывавшую выше по своему течению гранитные останцы заповедника Каменные Могилы.
Пройдя метров триста, схожу с асфальта и по виднеющейся среди степных трав колее спускаюсь в балку.
Вокруг цветет июльское степное разнотравие. Запах чабреца кружит голову. Ниже по склону холма начинают встречаться выступы каменных глыб, живописно просящиеся на фотоснимок.
Значит, я уже достиг нужного мне места. Это природный заповедник «Гранитные скалы».
Он занимает площадь приблизительно 15 гектар вдоль речного берега и состоит из ряда характерных скал, образованных под воздействием окружающей среды, а именно выветривания, солнца, воды и перепадов температуры.
Оглядываясь, вижу остановившуюся наверху холма белую «Волгу». Из неё выходят люди и что-то осматривают рядом. Возможно, что они собирают целебные травы, но выяснять этот вопрос я не намерен, и поэтому быстрее спускаюсь на дно балки, переходящей в своем устье в каменистый овражек. Здесь со всех сторон выступают гранитные глыбы, образуя довольно живописный пейзаж.
Сфотографировав их, я покидаю овраг и поднимаюсь на противоположный склон балки. Над речным обрывом среди трав вьется едва заметная тропка. С каждым шагом по ней открывается все новый и новый величественный пейзаж Берды.
За спиной раскинулись околицы Николаевки, несколько ближе на берегу реки выделяются впечатляющие каменные образования, внизу разлившаяся Берда заросла зеленым камышем, между которым голубеет речное русло.
Различная живность обустроила там, в речных луках, свою жизнь. Замечаю плавающих на открытой воде уток, над камышем плавно скользит цапля, а высоко в небесах зорко оглядывает окрестности степной орел.
Обернувшись назад, я осознаю свою топографическую оплошность, ведь при выходе из лесополосы мне нужно было сразу около фермы спускаться к берегу Берды. Потому что именно там, неподалеку от фермы, находится скрытый холмом с разнотравием заброшенный карьер с виднеющимися из него каменными глыбами.
Эти каменные выступы являются знаменитыми «Ослиными Ушами». А я, получается, прошел мимо них :oops:.
Жара усиливается, и возвращаться назад у меня уже нет никакого желания. Поэтому продолжаю идти по тропинке над обрывом. Из-под ног то и дело выскакивают зеленые ящерицы, а запах чабреца становится просто одуряющим.
Вскоре впереди показывается громадная глыба, нависшая над крутым речным обрывом.
Забраться на нее мне не позволяет врожденное благоразумие ;), поэтому ограничиваюсь только фотографией. Панорама речной Берды в этом месте просто завораживает.
Кстати, на противоположном от меня левом берегу, там, где сегодня виднеется небольшая поляна с растущими на ней фруктовыми деревьями, в конце 19 века находились хутора Москаленковы. Они являлись предтечами современного села Радивоновка, которое стоит на правом берегу реки. Хутора были образованы в 50—60-е годы XIX века выходцами из большого села Новоспаское, лежащего ниже по Берде. В этом месте по берегам Берды Москаленковы получили несколько сотен десятин земли. Сами Москаленковы были выходцами из казацкой старшины Азовского казачьего войска. Кстати, эта фамилия особа распространена среди Донских казаков. Их хутор просуществовал до начала 20 века. Но сегодня следов бывшего хутора уже практически не видно.
Продолжаю свой путь. Постепенно склон спускается вниз, живописные каменные образования остаются позади. Заросшая травой дорога приводит по пологому берегу к самой реке. Кажется, что ничего интересного мне сегодня уже не встретить.
Но вдруг впереди на небольшой возвышенности я замечаю виднеющейся из степной травы… каменный менгир.
Первая мысль – это что-то сродни Николаевского лабиринта, какой-то новодел местных эзотериков. Но приблизившись ближе, я понимаю, что это остатки довольно длинной старой каменной ограды.
В траве можно обнаружить целый ряд больших камней, сложенных в ровную линию.
Пройдя вдоль них, я вижу, что они образуют довольно ровный прямоугольник. Несколько дальше находится еще одно подобное сооружение.
А за ним еще и еще.
Осмотрев эти ограды, я направляюсь к виднеющейся впереди околице села Радивоновки.
Степная дорога ведет мимо еще нескольких подобных каменных сооружений.
Здесь четко видно, что эти камни представляют собой ограды сельских подворий.
В самых крайних ограждениях дома уже исчезли и только растущие фруктовые деревья напоминают о человеческом труде.
Но дальше, ближе к центру села встречаются вполне добротные жилые дома с подобными каменными оградами.
Но самое интересное выяснилось позже. Уже дома я еще раз рассматривал пройденное место на карте-трехверстовке, датируемой второй половиной 19 века. И вот на месте сегодняшней Радивоновки еще толком нет никаких населенных пунктов, только на противоположном берегу Берды обозначены постройки ныне не существующего хутора Москаленко. А вот каменные ограды на карте уже обозначены! Были ли они сооружены хуторянами для каких-то своих целей (и сколько труда должно было быть вложено для их добычи), либо хутор был основан по соседству с ранее существующими каменными ограждениями? Если так, то тогда возникает вопрос – кто, когда и зачем их построил?
Я предполагаю, что эти каменные ограждения служили в качестве загонов для домашних животных, выпасаемых в бескрайних Лукоморских степях. Но остается вопрос, кто и когда их построил.
Село Радивоновка было образовано в 1926 году из хутора Шевченко, который возник в 1912 году и получил свое название по фамилиям первых его жителей, выходцев из Николаевки.
Кстати, название Радивоновка также образовано по имени первого депутата уездного совета — уроженца села Радивонова. Само село небольшое и протянулось вдоль правого относительно пологого берегового участка Берды.
На окраинах села еще можно увидеть дома старой постройки, подвория которых окружены каменными оградами, наподобие тех, что были видены мною у реки.
В поле около дороги находится сельское кладбище.
На современной его части виднеется памятник установленный на братской могиле воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны. Около фигуры солдата можно прочесть имена павших: Данченко, Дехтярев, Запутьев, Кащеев, Черняков и еще три неизвестных бойца.
За новой частью кладбища сохранился старый погост, на котором уцелело несколько старых надмогильных памятников.
Они представляют собой вкопанные в землю отесанные камни.
К сожалению никаких надписей на них не сохранилось.
Единственный памятник, на котором можно прочесть табличку и даже увидеть фотографию установлен уже значительно позже и представляет собой металлическую конструкцию, выкрашенную в серый цвет. С фотографии на нас смотрит человек в казачей форме времен Первой мировой войны — Трофименко Емельян Ефремович.
За кладбищем сельская дорога спускается в балку под названием Лисичья. Название балка получила от большого количества лисиц, некогда обитавших в ней. Её длина составляет 2,5 км.
Балка начинается немного ниже асфальтированной дороги, по которой я шел в самом начале сегодняшнего путешествия и впадает в Берду, в районе Бердянского водохранилища, разделяя таким образом Радивоновку на две части.
Кстати по соседству с Лисичьей находятся еще две балки – Волчья и Собачья.
Прохожу дальше через центр села. Вот несколько типичных пейзажей Радивоновки, видна какой то ветряк, старые хаты.
С правой стороны от дороги высится здание старого амбара.
За ним, на противоположной стороне улицы зарастает травой еще одно старое здание.
В нем привлекает внимание окно, выстроенное в форме узкой бойницы.
Между деревьями виднеется водоем Бердянского водохранилища. В такую жару оно заполнено купающимися и загорающими отдыхающими. Наверху за водохранилищем, на высоком холме виднеются насыпи тысячелетних курганов.
Ну и традиционное фото котэ, сидящего на старом колодце и с удивлением глазеющего на проходящего мимо туриста, т.е. меня ;).
Выхожу на окраину села. Виден заросший травой знак с названием населенного пункта «Радивоновка». Для кого-то он обозначает начало, ну а для меня — почти завершение сегодняшнего путешествия на Берду. Осталось только добраться до Бердянска.
;
Кстати, здесь дорогу пересекает еще одна балочка – наверное это балка Волчья. А может быть, Собачья ?
Настраиваюсь на нелегкий путь по солнцёку, что бы вновь выйти на трассу и на ней ловить попутный транспорт до Бердянска.
Но тут мне везет. Практически сразу около меня остановилась легковая машина с предложением подбросить до Бердянска, чем я с удовольствием и воспользовался.
Доехав таким образом с ветерком до города, я отправился на оконечность Бердянской косы. Но это уже другая история.