Мокрая Конка. Горная река Лукоморья.
Оставим на время Крым и перенесемся на территорию Лукоморья. Здесь на территории современной Запорожской области протекает одна из знаменитейших рек – Конка (Конские Воды). На татарском Yilki Su, что в переводе означает «Вода диких коней». Река является левым притоком Днепра. Конка берет свое начало на Приазовских возвышенностях неподалеку от самой высокой точки Запорожской области – Бельмак-Могилы. В своих верховьях река начинается с двух русел – Сухой и Мокрой Конок, которые сливаются в одно русло ниже села Конские Раздоры. Сегодняшнее путешествие пройдет вдоль русла Мокрой Конки.
В один из апрельских выходных дней я отправился на маршрутке Запорожье – Бердянск, ведомой колоритным водителем с роскошными усами запорожского казака (хотя по словам владельца – он сам с Западной Украины). Маршрутка высадила меня в центре села Зеленый Гай. Это небольшое село — первый населенный пункт, который омывает своими водами Конские Воды.
Село было основано в период заселения нашего края, и вообщем-то было бы ничем не примечательно, если бы в первый год Великой отечественной войны в его районе не попали в окружение отступающие части 9-й и 18-й советских армий. Отходя со стороны Полог они скапливались в этих местах и часто попадали под артиллерийские и авио налеты немецких войск.
Из рассказы поисковика:
«В самом селе /Зеленый Гай/ нашли деда. Он пацаном застал сорок первый. Рассказывает что как скотину эвакуировали из колхоза, так через пару дней немцы не останавливаясь через село на Бердянск проехали. А дня через три вернулись. С западной стороны села из хат всем сказали тикать. И чуть ли не в каждом дворе по пушке поставили. С его слов три дня бушевало. Там степь и кое-где балки неглубокие. Это сейчас лесополосы, а тогда… Наши по балкам выходили прямо на орудия. Шансов думаю не было.
Немцы после этого, со слов деда, собрали людей — сказали чтоб выбрали старосту и свалили все. Поскольку председатель с скотом уехал, то старшим вроде агроном остался. Он и говорит — давайте наших хоронить. А их было очень и очень много. Много просто частей тела. По этому, дед говорит хоронили в «где какая яма побольше». Бабы, говорит, цветочки садили, по ним вроде как до сих пор, там где не распахали, захоронения найти можно. Попадались и раненые, их в село сносили. А поскольку у селян с медициной дело туго, то наши раненые, кто при сознании посылали селян искать медсестер, которых еше не похоронили, за сумками с медикаментами. Тех раненых кто выходился — переодевали и они сами уходили»
Каждый год поисковые отряды находят в местных посадках и на полях все новые и новые заброшенные безымянные могилы.
Провожаемый взглядами редких местных жителей я прошелся по асфальтированной улочке в северо-западном направлении и свернул на попавшееся на пути русло, заросшее камышем.
Это была одна из балочек, ручей которой впадал в Мокрую Конку.
Погода стояла туманная, сырой ветер пронизывал до костей, солнца не было видно.
Желтый сухой камыш колыхался под порывами ветра, и только зеленеющая под ногами трава напоминала о том, что сегодня весна.
После недолгого перехода вдоль стены камыша я вышел на берег ставка.
Дамба делила русло на две части: с одной стороны плескалась свинцовая вода,
с другой в глубине, среди деревьев, журчал ручеек воды.
Среди желтой прошлогодней травы выделялись каменные глыбы.
Около одной из них лежит потерянный кем-то ржавый хозяйственный нож.
Ветер все так же несет промозглый туман, за которым скрываются многочисленные балочки, впадающие в основное русло.
Названия двух самых крупных балок правой стороны сохранились до нашего времени – балка Терновая и ближе к Роздорам – балка Данилова. Масса остальных остаётся безымянными.
По одной из них протекает ручеек, питающий основное русло реки.
И снова мой путь лежит то по склонам Мокрой Конки через неглубокие балочки, то по проселочной дороге вдоль посадки.
Вскоре сквозь туман послышался шум работающего трактора. На противоположной стороне долины показалась широкая балка правого берега под названием Драгунка. За ней открылось небольшое поле на котором и работал трактор.
Тропинка нырнула в заросли кустарников и вывела на мощенную дорогу окрамленную домиками.
Это село Зразковое.
Оно было основано в 1922 году выходцами из села Конские Раздоры Пологовского района под названием хутор Образцовый. В кровавом 1941 году через село проходили отступающие части советских войск, а на окраине гремел жестокий бой, где советские солдаты прикрывали отходящие войска от наседающих гитлеровцев.
Однако люди селились в этом месте значительно раньше, так как возле села были обнаружены погребения эпохи бронзы (III—II тысячелетия до н. э.).
У ближнего домика я встретил целое семейство – бабушку, маму и двух детишек. Спросив у них дальнейшую дорогу на Роздоры, в ответ услышал встречный: «А вы турист?».
Улыбнувшись, я направился вниз к руслу реки, где у развалин моста журчал маленький водопадик.
На огороде возвышается старая криница, воды которой десятилетиями поили путников.
Перейдя на левый берег Мокрой Конки я двинулся по достаточно крутому склону.
Здесь на пути начали встречаться одинокие скалы и целые скальные массивы, косогор прорезают многочисленные балочки.
Вскоре мое внимание привлекает необычная каменная фигура напоминающая какое-то фантастическое или доисторическое животное, расположившееся над многометровым обрывом реки. Любоптствууя, я его облазил вдоль и поперек.
Несколько дальше берег прорезал крутой каменистый каньон с журчащим в верховьях водопадиком.
Сразу вспомнился Крым с его горными речушками и водопадами. Думаю, что во время таяния снега или сильных дождей водопад производит еще большее впечатление.
Отдохнув у падающей воды, продолжаю путь вниз по течению реки.
Река извивается между крутых берегов.
Через некоторое время впереди появляется блеск воды. Ого-оо! Из за скал открывается вид на достаточно большой водоем, ограниченный со всех сторон скалистыми обрывами.
Над головой парят птицы.
В далеке на горизонте виднеются первые домики села Конские Роздоры, а над ними возвышается Спасо-Преображенский храм.
Ставок протянулся на пару километров, скалы возвышаются на 15-20 метров, ветер создает легкое волнение на водной глади.
Склоны поросли степным разнотравием, правда в этот период они еще только начинают распускаться.
Снова порывы ветра уносят высохшие травы прошлого года.
Водный простор навевает фантазии о тех временах, когда река Конка была полноводная и являлась водным путем связывающим казаков Запорожья и Дона, а также позволял Запорожским казакам возвращаться на Сечь через Азов.
По замечанию Конско-Раздоровского краеведа Николая Николаевича Пономарця: «- хоть Конская река – ее верховья /границы/ т.е., где как раз и проходила граница двух империй, находились вдали от основных казацких путей, но запорожцев славных Конка выручала-таки не раз. Гетман Петр Сагайдачный, например, укрылся как-то на Конке от турецкой эскадры.
– Дальние военные походы по морю, Сагайдачный организовывал не однажды. Один из них был направлен на крымскую Кафу [Феодосию], в которой имелся крупнейший по тем временам невольничий рынок. В основном наших людей, христиан правоверных, захваченных в плен турками и татарами, продавали на нем в рабство [крымские татары, находились в вассальной зависимости от Османской империи]. Осадив город, казаки Сагайдачного частично разрушили его, потопив находившийся в Кафе турецкий флот. Главное же, что удалось им сделать, – так это освободить из рабства тысячи невольников. А затем гетман с войском запорожцев уже на берега турецкой Анатолии высадился. Он также совершил поход в Молдавию, брал штурмом турецкий город Трабзон. И, наконец, турки решили жестоко наказать гетмана, снарядив против него мощную эскадру. Но напрасно турецкие корабли ждали «чайки» казаков под Очаковом: разгадав замысел противника, Сагайдачный увел свою флотилию из Черного моря в Азовское. Поднявшись далее по Берде – до водораздела, запорожцы перетащили по суше свои легкие быстроходные «чайки» до Конской реки и спустились по ней до Днепра. А потом ввязались в бой серьезнейший, в ходе которого в пух и прах разгромили турецкую эскадру. Но я не на этом хотел сакцентировать ваше внимание, а вот на чем. Вполне возможно, что где-то в степи нашей, поблизости от теперешних Конских Раздоров, гетман Сагайдачный, возвращаясь из похода, устраивал привал и, бродя по берегу Конской реки, вдыхал полной грудью ароматы степные, до слез всматриваясь в бескрайние просторы приазовские.»
«Трудно поверить находясь здесь, что совсем недалеко эта красивая река вновь станет небольшим ручьем, который змейкой въется меджу каменистых балок приазовской степи. Но так оно и есть, всего на несколько километров протянулись эти сказочные пейзажи, а дальше все снова возвращает нас в привычную реальность: там где когда то на сотни километров простирался дикая степь, сейчас можно встретить лишь небольшие участки с природной растительностью, где когда то обитали большие табуны диких коней, бегали зайцы, кабаны и другая живность, а сейчас можно встретить только стада коров местных жителей»
Спустившись на дно одной из балок я пробираюсь квозь заросли сухого камыша, дальше подъем по каменистому склону.
И тут впервые за эти несколько километров вижу человека – он подходит к стоящему на высоком берегу прицепу.
Но общаться с ним нет желания – он по видимому был охранником этого водоема.
Пройдя по срезу воды я вышел на возвыщающейся бережок, где устроил себе привал.
К этому моменту облака разошлись, выглянуло весеннее солнце, и набегающие на берег волны несли сладкую дрему.
Отдохнув и перекусив, я вышел на дамбу, отделяющую водоем от глубокого яра, заросшего камышем и травами.
Где-то тут должен был быть знаменитый водопад, но его мне увидеть не удалось. (Как я узнал позже, водопад уже не функционировал).
Держу путь вдоль русла реки, внизу виднеются обработанные участки земли — приближается село.
Но сперва моя нога едва не попадает в ямку, я присматриваюсь. Оглядываюсь — вокруг таких много. Первая мысль – копатели поработали. Но ямки вытянуты прямой линией, а чуть дальше из некоторых торчат саженцы деревьев. Это, наверное свежепосаженный сад. Пройдя чуть дальше натыкаюсь на необычный дом, покрытый камышем. Из-за него выходит человек и напускается на меня с криками, что я хожу по его земле. Потом начинает приглашать зайти в дом на чай. Я отказываюсь и обхожу по полю улочку с ближайшими домиками – так как на въезде висит знак – «приватна властність». Здесь живет казак Иван, а чудной домик – это так называемое экопоселение.
Вот как описывают встречу с экопоселенцами кореспонденты районной газеты «Пологівські вісті»:
«Екопоселенці з Кінських Роздорів Миколи Федоровського і його дружини Надії.
Мешкають в лазні, яка має все необхідне для життя. Вона стоїть унизу, а будинок, названий «Лисячою норою», наверху, в центрі родового обійстя. Вони заготовляли очерет, щоб покрити дах.
Нещодавно ми знову їх відвідали. Зустріла нас Надія, яка працювала над облаштуванням, так званого, кратерного саду. Цей проект треба тільки бачити, але суть його полягає в тому, що унизу, в «кратері», буде розташоване водне дзеркало, а на терасах, з нижньої до верхньої, ростимуть кілька сотень дерев. Саджанці обіцяють їм у Чернігівському лісорозпліднику.
Стіни в будинку помазано рудою глиною, практично вже накрили очеретом дах. Поряд викопали погріб, вхід до якого йтиме з помешкання. Він теж укритий очеретом і обвалований землею. Наступного року Микола і Надія планують перебратися жити до «Лисячої нори».
А поки що приймали нас у тій же лазні, де зимували минулорік і мешкатимуть цієї зими. Приміщення перетворилося в невелику, але дуже затишну оселю. Пахло деревом – від стін, обшитих вагонкою з тополі, від стола, стільців, розкладного ліжка, які виготовив Микола з допомогою міні-верстатів. А ще з’явилася піч. Надія обклала її каменем для тепловіддачі. Всередину вмонтовано бак, тому є холодна і гаряча вода. У кутку стоїть пральна машинка, для випікання хліба користуються електродуховкою. В час нашої присутності якраз підходило тісто.
Показали нам збудований хлів для дійної кози. Він викопаний у землі, накритий очеретом і буде обвалований землею. Надя називає колибою, родом жінка з-під Трускавця і для неї звична саме ця назва. Хоч і Федоровські і вегетаріанці, але від цілющого козячого молока не відмовляться. Трави ж для тварин на тутешніх косогорах вистачає. Ці місця, як птиця Фенікс, відроджуються від частих степових пожеж. Екопоселенцям нинішнього спекотного літа довелося кілька разів рятувати рослинність від ненажерливого «червоного півня». Але частина вигоріла, Микола і Надія вирубують дерева і чагарники, пошкодженні вогнем. Та й не тільки паленину прибирають. У природоохоронній зоні, за межами їхнього родового обійстя, багато рослинності. Вони взялися почистити чагарники, збирають хмиз. Тепер там є чарівні куточки, де жебонить струмок, співають птахи і стежечка веде кудись…
Минуле літо примітне для них проведенням екологічного фестивалю «Счастливые встречи с Творцом». Сюди прибули їхні однодумці з усіх областей України і навіть з Молдови – близько 150 чоловік. Жили в палатках, поблизу чарівного місця під назвою М’ятний струмок. Харчувалися в тимчасовій їдальні. Микола Федоровський домовився з місцевими жителями про постачання гостям продуктів. Усі вегетаріанці, тому особливих проблем не виникало. Дуже добре прислужилася складена з цегли кабиця. Вода в казані швидко закипала від подихів жвавого степового вітерцю.
Надя розповіла, що в це велике товариство затесалися провокатори. Вони теж із колишніх екопоселенців, але відійшли від їхнього укладу життя. Почали демонстративно смажити шашлики, вживати спиртні напої, нецензурно лаятися. Довелося навіть викликати міліцію, щоб спровадити непроханих гостей.
Мене вразила чистота – жодного поліетиленового пакета, жодної пластикової пляшки, як часто буває після масових заходів. Ось у кого слід повчитися культурі! А то знаходяться такі, що кепкують над екопоселенцями, а самі гидять під ноги. Днями обливався водою з Конки в своєму улюбленому місці і обурювався паскудством тих, хто тут випивав і залишив після себе купу сміття з пластику.
– Фестиваль «Счастливые встречи с Творцом» був насичений різноманітними заходами, зокрема, семінарами, – розповідає його організатор Микола Федоровський. – Проводили заняття з виготовлення саману, покрівлі дахів очеретом. Учасники обмінювалися досвідом облаштування родових садиб у місцях, де вони нині проживають. Атмосфера склалася дуже тепла. Співали пісень під гітару, водили хороводи. Навіть створилися три пари. Допомогли нам у роботі на одній із терас кратерного саду. Мета фестивалю – показати, що з мінімальними затратами можна створити родову садибу, жити в гармонії з природою. У кінці вересня плануємо організувати екофестиваль «До Конки з любов’ю», куди запросимо місцевих школярів. Очікуємо гостей із Запоріжжя. Він має пройти в центрі Кінських Роздорів.
Господарі пригостили нас запашним трав’яним чаєм з медом. П’ять бджолосімей принесли їм цього літа цілющий сонячний нектар. Вулики вони хочуть замінити корпусними за методом французького абата Варре. В таких комахи не хворіють.
А потім усі ми пішли до М’ятного струмка. Вода тут жебонить по кам’янистому руслу, природно очищаючись, а на берегах росте багато м’яти. Надя називає її рутою-м’ятою. Її разом з чебрецем, котовником, іншими степовими травами кидають у чай.
Навкруги стояла тиша, тільки десь у гущавині чулося різноголосся птахів. З цього оазису степової Швейцарії не хотілося від’їжджати. »
За балкой с Мятным ручьем просматривается еще один экодом. Около него в огороде работает еще одна пара экопоселенцев – муж и жена.
Спустившись вниз в балку, я переправляюсь по стволу поваленного дерева через Мокрую Конку и выбираюсь на противоположный левый берег. Здесь на буграх виднеются остатки домов – когда то здесь находился хутор. Кстати, это уже началось село Конские Роздоры.
Оно было основано в 1771 году как поселение отставных солдат Днепровской укрепленной линии и запорожских казаков.
Кстати, где то здесь в селе проживает местный краевед.
«Николая Николаевича Пономарца из с. Конские Раздоры Пологовского района односельчане знают как краеведа. Он неоднократно печатал свои очерки об истории села и края в районной газете. Вот уже девять лет находясь на пенсии, Николай Николаевич продолжает заниматься любимым делом.
— Меня считают краеведом, хотя я не историк и не краевед. Я родился в Конских Раздорах, работал слесарем в местной «Сельхозтехнике» и автопарке. Трудовой стаж — 42 года. Всю жизнь я безвылазно тут и этим счастлив, — говорит он. — Просто у меня с детства такое хобби — по крупицам, в том числе и из газет, собираю все, что так или иначе связано в родными Конским Раздорами. А еще увлекаюсь литературой. Я перечитал все книги и школьной, и сельской библиотеки. Под впечатлением прочитанного и самому захотелось что-нибудь написать.
И Николай Николаевич попробовал — стал писать рассказы. В них он описывает исторические факты, пишет о людях, судьбы которых неразрывно связаны с нашим селом и Пологовским краем.
— Я вообще родился очень любопытным. Мне все было интересно: слушал рассказы дедов-прадедов. Позже начал эти сведения собирать и систематизировать. И на основе собранных материалов стал писать очерки и рассказы Николай Николаевич говорит, что больше всего его интересует то, что менее всего известно, что относится к глубокой старине: заселение Конских Раздоров, традиционный быт, занятия жителей.»
Вот что он рассказывает о основании села:
«Конскими Раздорами Конскую слободу, основанную на берегу Конской реки отставными солдатами в 1770 году, землеустроитель назвал, если память мне не изменяет, в 1830 году. Посмотрел он, как два рукава реки ниже слободы раздираются, разбегаясь друг от друга, и пометил местечко солдатское в официальных бумагах под названием «село Конские Раздоры».»
На пути встречаются следы бывшей жизни – остатки фундаментов домов, старые колодцы, камни для обмолотки пшеницы.
Здесь кстати можно снова вернуться к вопросу о прохождения границы по реке и названиям микрорайонов села.
«По сию пору значительная часть Конских Раздоров находится на территории бывшей Османской империи, граница которой – с Российской империей, как раз по Конке-реке и проходила.
С тех давних времен за одним из сельских микрорайонов название Мымрик сохраняется. С чем оно связано, как возникло то есть, объяснит нам весьма сведущий человек – снова рассказывает местный краевед Николай Пономарец, сам проживающий на Мымрике.
– Речушка эта небольшая, Мымрик, где-то в степи начало берет. Из родничка вытекает. И, добегая до Конских Раздоров, сливается с Конкой, несущей свои неспешные и неглубокие воды к Днепру. Неподалеку от моего дома Мымрик в Конку впадает.
Протекал Мымрик по территории турок, по Османской империи.
А с той стороны, с российской, к Конке, или как она тогда называлась – Конская река, запорожцы нередко подъезжали. Разведка казацкая. И, заметив, как бы мы сейчас сказали, турецкую пограничную стражу и услышав чужую речь, спрашивал казак казака: «О чем это они там болтают? Не растолкуешь, брат?” И брат, вслушавшись в говор турецкий, отвечал задумчиво: «Что-то мымрят по-своему, а что – не разберу. Наверное, набег басурманы на наши земли готовят”»
Есть еще район Шапки, названный так по фамилии проживавшего там семейства. А еще Каменная, Центр, Куберня, Чухапивка, Зелений Яр, Белоглинка, Пятихатки….
Столько названий – это неудивительно, ведь было время, когда в селе на этих живописных холмах проживало до 10 тысяч человек.
Тропинка следует понад речкой среди больших и малых деревьев.
Ну вот впереди виден разрушенный старый мост, а за ним выход на трассу и конец сегодняшнего маршрута.
Где-то впереди находится место слияния Мокрой и Сухой Конок.
Маршрут по Мокрой Конке с высоты птичьего полета (запись трека в программе Google Планета Земля)
Одно из следующих путешествий будет проходить вдоль русла реки Сухая Конка.
При написании использованы ресурсы Интернет, информация с сайта газеты «Пологівські вісті», путеводитель «Стежками північного Приазов’я»