Хадж вокруг Токмак-Могилы. День 2
— Ставок на Мокрой Конке. – Храм в Конских Роздорах. – Жд переезд у станции Магедово. – Глухие села – Балочки и Золотая Поляна. — Чубаревка. – Вдали от трассы, близко к истории — Шевченко, Новоселовка, Решетиловка и Константиновка. – Старая дорога над карьерами Минерала.
Рано утром меня, сладко спящего в палатке после вчерашних ночных блужданий, разбудило пение птиц. Выбравшись из своего ночного убежища, эта ночь кстати, выдалась довольно прохладной, я увидел спящий лагерь велотуристов.
Лагерь располагался в небольшом лесочке на берегу ставка, который был образован водами реки Мокрая Конка.
Над головой раздавался птичьи напевы, лучи восходящего солнца пробивались сквозь листву тополей, а неподалеку голубела вода ставка.
Вдоль русла реки вдаль уходят обрывистые берега с выступающими на них кое — где каменными глыбами, а над всем этим великолепием белеет бледный диск луны, не успевшей еще скрыться за утренним горизонтом.
С противоположной стороны массу речной воды сдерживает Дамба, излюбленное место отдыха для местных жителей, которой некогда было преграждено русло Мокрой Конки.
Выехав на Дамбу, я останавливаюсь на мгновение и бросаю взгляд на окрестности: с одной стороны плещется воды уже знакомого ставка, с противоположной нависают каменные обрывы, над которыми я вчера вечером блуждал в быстро надвигающемся сумраке приближающейся ночи.
Поднявшись еще выше, уже перед самым выездом на асфальтированную дорогу Пологи – Бердянск, осматриваю начинающую расцветать разнотравием Приазовскую степь, прорезаемую в этом месте каменистым руслом Мокрой Конки. Где-то там, в дали на горизонте виднеются крайние домики села Конские Раздоры.
Согреваемый лучами утреннего солнца кручу педали в направлении вышеупомянутого села. Раннее утро, тишина зарождающегося лета украшается только пением птиц в окрестных посадках да шуршанием шин моего велосипеда по асфальту дороги. Эта современная трасса пролегает на месте бывшего Муравского шляха, и как седые хранители прошлого и туры — указатели пути, возвышаются насыпанные вдоль нее в древности курганы.
Незаметно достигаю околицы Конских Раздор. Это село являлось одним из первых населенных пунктов Приазовского края, и было основано отставными солдатами из крепостей Днепровской укрепленной линии.
Жемчужиной села безусловно является Спасо-Преображенская церковь, здание которой возведено на высоком бугре — водоразделе рек Мокрой и Сухой Конок и виднеется в округе на много километров окрест. Чуть дальше покупаю в местном магазине воду и мороженное и снова в седло, впереди предстоит новый неизведанный еще путь.
Проезжаю центр села, за которым трасса спускается в долину Сухой Конки.
Длинный и нудный подъем на очередной водораздел отчасти скрашивается живописным видом на все более открывающуюся долину реки.
По сторонам простираются Приазовские просторы — в балках которых прячутся небольшие села. Вот где-то на горизонте скрывается село под чудным названием Балочки, полученное то ли от того что лежит оно в верховьях балки Широкой, то ли от болтовни и пересуд его жителей. Около этого села проходит интересная степная дорога, поездка по которой навевает ощущения движения по старому Муравскому шляху.
Впереди асфальтированная дорога пересекается с железнодорожными путями, чуть поодаль за переездом виднеются домики небольшого поселка – это станция Магедово.
Этот населенный пункт был одним из первых поселений Запорожского края, дату его основания относят еще к 1771 году. Тогда в этом месте в верховьях балки Лозовой параллельно с селением Конским (нынешними Конскими Раздорами) возникли два хутора – Фемна и Солошича. Название Магедово было перенесено с ближайшего одноименного кургана. В исторической памяти сохранились некоторые события дореволюционных времен и годов гражданской войны, происходившие в этом районе. В основном причиной этих историй была железная дорога, так например, по сообщению газеты Приднепровский край:
К бегству арестантов
По полученным вчера в управлении екат. жел. дор. телеграфным сведениям, бежавшие в ночь на 9 ноября из арестантского вагона на перегоне «Пологи — Кирилловка» 5 арестантов еще не пойманы. Около ст. «Магедово» были обнаружены разбитые кандалы бежавших 3-х каторжан. В окрестностях прилегающих к станц. «Магедово», «Пологи» и «Кирилловка» ведутся энергичные поиски скрывшихся арестантов.
И снова шуршит асфальт под бесконечной лентой дороги, и только небольшие степные балочки изредка вносят разнообразие в Лукоморский пейзаж.
Ближе к полудню выезжаю на перекресток около села Чубаревка. Это также старое село, носившее за время своего существования не одно название, но путешествие и рассказ о его истории ждет нас в будущем. А сегодня по дороге которая тянется вдоль левого берега реки Гайчур двигаюсь к следующему селу.
Домишки Чубаревки расположились на правом, обрывистом берегу Гайчура.
Между селами Чубаревка и Шевченко можно увидеть пейзаж в том состоянии, каким он был во времена первых поселенцев. Именно эти крутые берега Гайчура и дали первое название нынешней Чубаревке – Крута.
Очередное село называется Шевченково, и лежит в устье балки Горькой, которая является притоком Гайчура. Где-то в верховьях этой балки в прошлом находился хутор Горький.
Это село было основано по сравнению с окружающими поселениями, достаточно поздно, только в 1870 году.
Через километр находится село Новоселовка. Оно также было основано в конце 19 века, но вот на противоположном берегу Гайчура находится село Межирич – это старая еврейская колония под таким же названием.
На окраине села находится перекресток дорог, от которого пути ведут в направлении Гуляйполя, Чубаревки, Полог.
Следующее по трассе село Решетиловка привлекает внимание старой водопроводной башней из красного кирпича. В далеком 1790 году здесь в балке Соленой было основано небольшое поселение, позже получившее название Решетиловское.
Около сельской остановки стоит скромный памятник, табличка на котором гласит, что здесь хранится память о Славной Евгении Аврамовне, подпольшице, павшей от рук немецко-фашистских оккупантов в марте 1942 года. Правда, пока что мне не удалось найти какой либо подробной информации об этом случае.
За Решетиловкой дорога делает поворот, и вот тут, на расстоянии приблизительно около полукилометра от села стоит одинокий дом. На удивление, он до сих пор жилой, и служит памятью о тех временах, когда все окрестные удобные места были застроены такими небольшими хуторами. Даже название сохранилось – это хутор Гусева.
Село Константиновка – последний населенный пункт на моем сегодняшнем пути. Сохранившийся бюст Ленина скромно прячется в тени деревьев.
На перекрестке находится сельский магазин, в котором я с удовольствием выпиваю банку холодной Фанты, под косыми взглядами играющих рядом в нарды мужиков. Солнце начинает припекать, как будто отыгрываясь за довольно — таки прохладную ночь.
За селом, около трасы Пологи – Гуляйполе стоит памятник местным хлеборобам. Раньше таких памятников было много по степным посадкам, но к сегодняшнему дню сохранились считанные единицы. И вот один из них можно увидеть около поворота на село Константиновка.
За трассой голубеет вода небольшого ставка, который образован запертыми в нем ручьями текущими в верховьях балки Глубокой, которая начинается именно в этом месте.
Трасса в направлении Полог то опускается, то вновь поднимается на высокие холмы, с которых открывается вид на необъятные просторы Приазовских степей. Эта современная трасса лежит на старой дороге времен колонизации Тавриды, которая, в свою очередь, была проложена по древнему Муравскому пути.
Очередной спуск приводит в балку Белоглинскую, вернее здесь находяться ее верховья.
Решаю ехать в объезд загруженных центральних улиц Полог, и сворачиваю на малоиспользуемую ныне, однако достаточно благоустроенную в прошлом дорогу, которая идет выше карьеров предприятия Минерал.
Здесь пейзаж украшается рукотворными горами из отвалов глиняных карьеров, за которыми голубеет долина реки Конки.
Остается последний рывок. С высокого холма смотрю в направлении горизонта — именно там голубеет контур Токмак-Могилы, на которой я был вчера вечером. До нее без малого 30 километров по прямой.