Ногайскими сакмами Приазовья. Часть 2. По водоразделу Кильтичии и Обиточной
— Колония Софиевка. — Каменные россыпи Новотроицкого. — Могилы Манка-Тубе, Мизарлыктубе и Острая. — Сакма на водоразделе. — Село Андреевка — дальнейшая история.
Второе путешествие по ногайско-татарским сакмам (так в древности назывались степные пути-дороги, проходящие преимущественно по водоразделам Приазовских рек) вновь пройдет по территории современного Бердянского района Запорожской области. Сегодняшний маршрут будет пролегать от села Софиевка по водоразделу окрестных рек в направлении уже знакомой нам по прошлому путешествию Андреевки.
Итак, начальная точка — село Софиевка. Этот населенный пункт был основан колонистами-переселенцами из Болгарии в конце 19 века. Конечно, можно вспомнить что еще в 11-13 веках по этим Приазовским землям кочевали Волжские Болгары — предки нынешних жителей Болгарии. Но не они были основателями Софиевки, хотя вполне можно предположить то, что в некоторых из окрестных курганов покоится прах этих Прото-болгар. История переселения болгар в Таврию связана с завоеванием Османской империей территории Болгарии в конце 14 века. Практически весь период оккупации болгарское население оказывало прямое и косвенное сопротивление османам. Так, одной из форм такого непрямого сопротивления — являлось переселение на земли других государств, которые не были завоеваны Османской империей. Первоначально это были Венгрия, Трансильвания, Валахия, позже в основной мере такими землями стала являться Бессарабия. В 18 веке в ходе многочисленных Русско — турецких войн правительством Российской империи с целью подрыва экономику Великой Порты и для освоения вновь присоединенных земель Новороссийского края были изданы указы по которым иностранным переселенцам, которые соглашались поселиться в России, гарантировались особые права и привилегии. Таких болгарских колонистов — переселенцев было несколько волн, которые расселялись в основном в Крыму, в районе Одессы и Бердянска. Но наиболее вероятным появление болгар- основателей Софиевки является период неудачного для России результата Крымской войны. Согласно Парижскому мирному договору от 1856 года Россия передавала Молдавскому княжеству южную часть Бессарабии, в которой находились 40 болгарских колоний, а уже в 1860году истек срок добровольного переселения, и молдавское правительство стало лишать колонистов — болгар их привилегий — была распространена рекрутская повинность, увеличены налоги, в конце 1860г было ликвидировано их особое административное устройство. Это вызвало бунты болгар, и благодаря проведенной Россией агитации количество новых переселенцев составило до 17 тысяч болгар. Часть из них основалась и в Приазовье. Правда, в скором будущем часть переселенцев, не выдержав тяжелых климатических условий отправилась обратно на земли Бессарабии.
Но кто-то остался и вот здесь, в месте слияния небольших Лукоморских речушек Кильтичия и Буртичия, ими, переселенцами из Шикирли-Китая Молдавского княжества и было заложено поселение под названием Софиевка.
Переселенцы основывали свои села вблизи покинутых ногайских аулов, основываясь в татарских мазанках, ведь как мы помним ногайцы после Крымской войны массово переселились на территорию Турции. Как и все поселенцы, болгары первоночально занимались скотоводством, поэтому обширные площади отводились под толоки, где выпасались многочисленные овцы. Поскольку земельные наделы и денежные выплаты исчислялись на «венец», болгары пошли на хитрость. В книге болгарского писателя, уроженца села Инзовка (ныне Приморского района Запорожской области Украины) Мишо Хаджийского «Болгары в Таврии» приводятся интересные воспоминания участников и свидетелей переселения. В частности, сообщается, что три дня и три ночи без отдыха священники до хрипоты произносили слова «Венчается раба Божия…» и венчали всех подряд, включая вдов с 13-летними мальчиками. Впоследствии, когда наскоро созданная семья получала желанные земли и денежное довольствие, эти браки аннулировались, а священники уничтожали церковные книги. Российские власти ничего не заподозрили, удивление у них вызывали лишь столь ранние браки болгар. Кроме того колонисты занимались огородничеством, садоводством, виноградарством и виноделием, шелководством.
Мост и запруда на речке Буртичия
Здесь находится памятник природы — так называемый Земляной курган, представляющий собой реликтовый останец из осадочных пород третичного периода. Также можно вспомнить что уроженцем Софиевки был Бродский Исаак Израилевич, советский художник. В центре Петербурга (Площадь Искусств, 3 — Дом Голенищева-Кутузова) находится музей-квартира его имени, являющийся отделом Научно-исследовательского музея Русской академии художеств. В Бердянске имя Бродского носит основанный им в 1930 году Бердянский Художественный музей, куда живописец передал около 200 картин российских живописцев из собственного собрания.
Асфальтированная трасса ведет вперед к Бердянску и побережью Азовского моря, а я сворачиваю в направлении к соседнему селу Новотроицкому.
Село как и соседняя Софиевка, основано в 1861 году, на месте ногайского аула Алтаул переселенцами из соседнего села Берестового.
Мелкое русло Кильтичии
С одной стороны в воде запруды отражается синее небо
С противоположной каменистый берег впечатляет причудливыми формами
На берегу вырыт колодец с вкуснейшей родниковой водой, которую для питья набирает пол села
Похоже что когда-то в этом месте добывали камень
Перейдя мостик по старой каменистой дороги прохожу окраину села
Здесь на окраине Новотроицкого прямо как в музее — три старых дома представляют сельскую архитектуру начала 20 века
Первый дом — обычное крестьянское крытое красной черепицей жилье Приазовского края конца 19 — начала 20 века
Второй — богатый дом того же периода
и наконец, практически крымско-татарская сакля, а может и действительно сохранившееся жилище ногайцев
Уроженцами этого Приазовского села являются — Енина Вера Михайловна (1906-1977) — советская писательница и Герой Великой отечественной войны, погибший при освобождении Бреста — Лактионов Пантелей Борисович (1922-1944).
Выхожу за окраину Новотроицкого, откуда осматриваю долину Кильтичии: с одной стороны — за речкой виднеется уже знакомая Софиевка,
с противоположной, где то там за центром Новотроицкого, скрываются в туманной дали Полоузовка, Андровка, Трояны.
Несколько выше села высится первый на сегодня курган с достаточно интересным названием — Мизарликтубе. Вроде бы так оно обозначено на старой карте
С вершины этого кургана открывается вид на десятки километров вокруг — видна долина реки Буртичия
И долина Кильтичии вплоть до села Андреевка
Во время Гражданской войны в в 1920 году этих краях шли ожесточенные бои красных с врангелевцами, а в декабре того же года ускользали от красных в направлении Андреевки повстанцы батьки Махно. Но эту историю мы уже знаем.
Еще дальше на водоразделе лежит несколько курганных групп, мимо которых в древности и проходил степной путь-сакма. Первая группа курганов носит похожее на ранее посещенный нами курган и называется — Манка — Тубе. курган представляет собой холм покрытый пожелтевшей травой, с вкопанным у подножия археологическим знаком, на котором отсутствует (украдена) охранительная табличка.
Соседний в группе курган полностью распахан. С вершины Манка-Тубе виднеется противоположная возвышенность за рекой Обиточной, где насыпана загадочная курганная группа под названием Канат-Могила.
На юго -западе возвышаются очередные курганы, к которым и отправляемся вдоль лесополосы.
Эти курганы называются Могила Острая, и около них в старину раздваивалась мимо проходящая сакма — одна шла дальше по водоразделу, огибая верховья встречающихся на пути балочек, а вторая ныряла в долину Кильтичии, к Андреевским хуторам, на месте которых сейчас расположено село Ивановка.
Безымянный курган
Могила Острая
Дорога превращается в настоящую степную сакму — куда не глянь, везде степь да степь
Однако через некоторое время путь ныряет в балочку под названием Хуторская, и действительно, в устье балки на берегу Кильтичии находился один из Андреевских хуторков
Плато на водоразделе небольших балочек, с обязательными курганами — распаханными и не очень.
Держу путь в направлении очередной балки, когда из посадки появляется охотник с собакой. Здороваемся. И желаем друг другу Удачного дня!
В этой безымянной балке когда то был степной хутор, но сейчас на его месте только шелестит камыш от высохшего ставка.
Вместо старой хаты обнаруживаю вот такой шалаш из камыша
За балкой натыкаюсь на армейский грузовик. Первая мысль — тут расположились камуфляжники, но рядом с автомобилем никого нет. Видимо, это транспорт встреченных мною охотников.
И снова поля, посадки …
Но вот на горизонте возникает очередная курганная группа — правда, к сожалению, безымянная.
Немного не доходя до насыпей замечаю в лесопосадке выкопанную свежую яму — возможно это раскоп на месте боев минувшей войны.
Взбираюсь на курганную насыпь. Там вдали — долина реки Обиточной, с хуторами Коза, Дахно, Сахно.
Начинаю спускаться в направлении села Андреевка. Первой оказывается на моем пути балка Свинячяя — которая ведет в село Успеновку. Это село возникло в 1907 году, в следствии разделения Андреевки на два села собственно Андреевки и Успеновки.
Представляю как по этим степным сакмам влетали в село горячие конники времен Гражданской войны.
Выхожу на Зеленую могилу — так называется гора с насыпанным на ней курганом над Андреевкой.
Эта гора является очередным выходом Приазовского кряжа, на котором расположены уже знакомые нам вершины — Бельмак-могила, Токмак-Могила, заповедник Каменные Могилы.
С высоты Зеленной Могилы открывается прекрасный вид на долину Кильтичии вплоть до начала моего сегодняшнего маршрута — Новотроицкого.
Все склоны Зеленой горы, расположенной на правом берегу Кильтичии изрыты ямами и отработанными карьерами — это следы выработки так называемого Андреевское пегматитового поля.
Разработка его началась еще до революции, отсюда поставляли слюдяную оторочку и кварцевый блок для фарфорового завода Кузнецова в Славянске.
Позже, при немцах добывали породу на берилл. Некондиционными кусками пегматита в Славянске были замощены улицы, но сейчас все это укрыто слоем асфальта.
К данному времени месторождение выработано и на нем остались только вмещающие породы.
Обнаруживаю вот такой заброшенный колодец — и отчего то возникает ассоциация с Севастополем.
Вскоре миновав последние выработки выхожу на высокий обрывистый берег Кильтичии. Впереди раскинулся центр Андреевки
Предо мной — три пути
Прохожу акие то развалины, и на берегу реки замечаю памятный знак. Оказывается, что в октябре 1941 года на этом месте находился лагерь советских военнопленных 18-й армии генерала Смирнова А.К., которые попали в окружение и были захвачены в плен северо — западнее Андреевки, при прорыве из кольца. Немецкая сторона заявила о 100 тысяч пленных, взятых в «котле» под Черниговкой (7 – 10 октября). Однако эта цифра явно завышена. Советские данные по Южному фронту за период всей Донбасско-Ростовской оборонительной операции (29 сентября – 16 ноября 1941 г.) говорят о безвозвратных потерях (убитыми и пропавшими без вести) в количестве 132 014 человек. Местные жители села собирали теплую одежду, продукты и передавали их пленным красноармейцам. Удалось найти интерессные данные, что якобы действовавший в окрестностях Андреевки партизанский отряд разгромил 27 октября 1941 года немецкий штаб в центре села и освободил из концлагеря три тысячи пленных.
Сколько страданий и боли помнят эти обычные берега небольшой степной речушки.
Заросшая камышем Кильтичия. Эта речка является наибольшим притоком реки Обиточной. Длина Кильтичии — 70 км, состоит из 9 истоков, наибольшие из которых начинаются близ южной окраины села Смирнове, на Приазовской возвышенности, и впадает в Обиточную неподалеку г. Приморська.
Бросаю прощальный взгляд на Зеленую гору, и вперед к новым открытиям!