Между ногайцами и казаками. Часть 2. Немецкие колонии и старые могилы.
— Одаровка. – Курган Могила Бразилова. – Новотроицкое. –Путь вдоль реки Берестовой. – Степные балки и ставки. – Желтая Круча. — Блакитное. — И снова Одаровка.
Предлагаю Вашему вниманию вторую часть путешествий по северо-западной части Ореховского района Запорожской области. Хотя хронологически она должна быть первой, но так получилось, что ранее было опубликовано путешествие по балке Крутенькой.
Итак, солнечный, но слегка морозный субботний день декабря 2013 года. Я начинаю свой путь с трассы Запорожье-Мариуполь на повороте в селе Одаровка. Здесь у моста через небольшую ныне речушку Берестовую пейзаж напоминает деревни Горного Крыма.
Само село Одаровка тоже имеет давнюю историю. В древности эти места служили стоянками степным кочевникам. Память о них хранят насыпи курганов, которые возвышаются на водоразделах реки.
Само село как современный населенный пункт было основано в ходе постройки крепостей Новой Днепровской линии в 1770 году.
Невдалеке на берегу реки конка располагаются остатки Никитской крепости.
По берегам реки ещё сохранились развалины кирпичных домов немецких колонистов-меннонитов и небольшие сады.
Манифест 1763 года Екатерины II разрешал им «в империю нашу въезжать и селиться, где только пожелают». Немцы-меннониты, права которых в своей стране ущемлялись, начали заселять земли в 1775—1776 годах. Их освобождали на несколько лет от уплаты подати, предоставляли свободу вероисповедания, не призывали в армию. Построили свои дома некоторые немецкие колонисты на землях села Дарьевки.
Согласно ревизской сказке 1816 года, деревня Дарьевка принадлежала коллежскому советнику Дмитрию Степанову. В исторических документах 1859 года, Дарьевка описывается как две части одного села, разделённые между наследниками помещика Дмитрия Акутина. В 1850—1858 годах Дарьевка собственность жены полковника Софии Дмитриевной Крыжовой и Дмитрия Акутина.
В 1896 году была построена железная дорога Александровск — Пологи — Бердянск, значительно ускорившая развитие села.
В списках населённых пунктов Александровского уезда 1911 года, называется, как Дарьевка Акутина и Дарьевка Крыжова. Хотя на старых картах название обозначено как Любимовка. После революции Одаровка стала единым селом. В 1935 году в селе начались репрессии и депортация. Сады меннонитов исчезли, их кирпичные дома разобрали.
Старая, выложенная булыжником дорога ведет меня вдаль.
Вскоре удается заавтостопить попутку, которая довозит меня до села Новотроицкое.
Именно за этим селом на водоразделе между реками Берестовой и Верхней Терсой насыпан курган под названием Могила Бразилова. Он является целью моего сегодняшнего путешествия.
Видеозарисовка:
Грунтовка ведет через перепаханные на зиму поля, минует небольшие балочки и посадки деревьев, в это время года выглядящими голыми и мрачными .
Через некоторое время неторопливой ходьбы на горизонте показывается группа курганов, среди которых выделяется своими размерами один – это и есть Могила Бразилова.
Поднимаюсь на вершину.
Здесь, среди сухих трав и земляных нор высится охранный знак, указывающий, что этот курган является памятником археологии и находится под охраной государства.
В прошлом веке такие знаки стояли практически на каждом значимом кургане, но к сегодняшнему дню сами превратились в экзотическую редкость.
С вершины видны степные просторы Лукоморья на много километров вокруг, прямо на севере балка широкая, являющаяся притоком реки Верхняя Терса. На западе виднеются домики сел Ясная Поляна и Новотроицкое.
На юге синеет долина реки Берестовой, по которой и будет пролегать мой обратный путь.
Спускаюсь обратно в Новотроицкое.
Это село сравнительно молодо, но все равно изредка виднеются дома- старожилы.
За околицей начинается целый каскад ставков, в которых ныне заперты воды реки Берестовой и ее истоков – балок Куцевой, Вощевой и Собачьей.
Синеют впереди туманные дали.
Пронзительно переливается березой вода в окружении желтого камыша.
А под ногами серой лентой стелется асфальт дороги.
Видеозарисовка:
Удобно по нему сейчас шагать в отличии от прошлых столетий, когда только копыта степных коней могли обеспечить относительный комфорт передвижения путнику в этих степях.
С левой стороны ставок, за которым вдаль вновь уходит широкая балка.
Это и есть русло реки Берестовой, а балка по которой идет дорога к Новотроицкому носит непрезентабельное название – Собачья.
Снова ставки, которые опоясывают изрезанные ярами крутые глинистые берега.
Дорога проходит через село под названием Желтая круча.
Село основано после революции переселенцами из Камышевахи и Одаровки.
Желтые от камыша и глины обрывистые берега реки.
Привлекают внимание некоторые старые строения. Например, вот этот амбар, переделанный из солидного дома, вот развалины практически двухэтажной усадьбы.
Но более всего радует административное здание сельсовета и клуба. Напоминает своей формой Юсуповский охотничий дворец в Коккозах (Соколином).
Так и представляется солидный председатель советского колхоза- миллионера, побывавший по путевке на отдыхе в Крыму, и решивший построить нечто подобное у себя в Таврийских степях. Так ли это было доподлинно неизвестно. Рядом горделиво блестят на солнце выкрашенные в золото бюсты Ленина и Максима Горького.
А чуть в стороне среди деревьев притаился обелиск воинам, погибшим при освобождении села в 1943 году и односельчанам , павшим на фронтах Великой отечественной.
В сторону уводит увитая высокими тополями дорога на села Славное и Веселое.
Но в ту сторону я пойду в следующий свой приезд в эти края.
И снова стелется асфальт под ногами.
Около еще одного полноводного ставка дорога через дамбу переходит с левого берега Берестовой на правый, на котором расположено очередное село Блакитное.
Село также основано после революции, и прежде носило название Тарасовка.
Сохранилось несколько старых хат, взгляд на которые заставляет вспомнить о основателях этого поселения.
Покидая село обращаю внимание на придорожный щит, надпись на котором гласит, что территория по которой прошли мои путешествия является воспроизводящим участком, на котором запрещена всякая охота. Я сразу вспоминаю виденные мною гильзы от охотничьих патронов, которые я находил среди балок.
Прохожу дамбу через балку Крутеньку и вот, по знакомой уже булыжниковой мостовой вхожу снова в Одаровку, где и заканчивается мое сегодняшнее путешествие.
В памяти остаются яркие впечатления сегодняшнего путешествия вдоль реки Берестовой.
Видеозарисовка: