Наскальные рисунки Таш-Аира: погибающая история или впечатляющая мистификация
За Бахчисараем в южном направлении начинаются самые красивые и загадочные пейзажи Внутренней гряды Крымских гор. Здесь реки юго-западной части полуострова, берущие свое начало на высокогорных яйлах, пробивают своим течением обрывы Внутренней гряды и образуют несколько так называемых ворот или каньонов Крыма. Самые впечатляющие из них – это внешне несколько похожие друг на друга — Качинские и Бельбекские, прорезанные водами одноименных рек.
Сегодня мы посетим первые из них — Качинские и узнаем о возможно тысячелетней загадке, находящейся на одной из стен этого каньона.
За современным селом Предущельное (вобравшем в себя двух своих предшественников – старинные села Кош-Дегермен (это западная часть современного Предущельного) и Мустафа-Бей (соответственно – восточная) скалы Качинского каньона сближаются между собой на довольно близкое расстояние, зажимая своими каменными тисками воды реки Кача.
В этом месте покинувшая сельскую околицу узкая асфальтированная дорога извивается змеей, стараясь протиснуться между многочисленными скальными выступами, в которых кое-где чернеют таинственные гроты. Когда-то они служили убежищами для уставших путников, проходивших по тропе, наследницей которой является современная дорога.
В древности эта тропа, так же как и её соседка, проходившая по Бельбекской долине, являлась наиболее коротким и легким путем из степных просторов полуострова в цветущие долины Внутренней гряды Крымских гор и далее, через Главную гряду, на Южный берег Крыма.
На протяжении многих тысячелетий по ней шли различные племена и народности, в поисках лучших мест для своего обитания. Некоторые приходили и уходили, другие надолго задерживались в этих плодородных долинах, где основывали свои поселения. Об такой оседлости свидетельствуют многочисленные остатки каменных стен и построек, коими усеяны практически все покрытые лесом окрестные горы.
Но спустя какое-то время на смену одному населению приходила волна другого, и часто такая перемена проходила далеко не мирным путем. Памятью об этих событиях являются затерянные в лесных урочищах могильники с найденными в них скелетами со следами нанесенных при жизни ударов, устроенные на вершинах неприступных гор укрепления – исары с застрявшими между каменных кладок стен наконечниками стрел, и даже изображенное на стене одного из скальных обрывов… батальное полотно.
Именно об этом загадочном шедевре древне-Крымской наскальной живописи и пойдет наш сегодняшний рассказ.
В середине 30-х годов 20 века советская археология Крыма переживала свой первый рассвет. К этому времени молодая страна Советов становилась на ноги, в планах начавшихся пятилеток были многочисленные проекты по индустриализации, и в местах проводимых строек наряду с инженерами, планирующими постройки новых объектов народного хозяйства, работали и археологи.
Так в Качинской долине в 1933 году проходило расширение дороги, ведущей от Бахчисарая к селам, лежащим в глубине Крымских гор. Рабочими было срезано несколько мешающих каменных выступов и тогда же они обратили внимание на едва заметные рисунки, проступающие на стенах одного из навесов. Сообщения о находке было передано историкам, и спустя некоторое время для её изучения была направлена небольшая экспедиция.
Прибыв в указанную местность члены экспедиции увидели что место, в котором рабочими были обнаружены наскальные рисунки, представляло собой небольшой грот в отвесной скале правого берега Качи Таш-Аир-Бурун. Этот грот или скорее даже навес, располагался неподалеку от небольшой площадки с родником, истекающим из сумрачного ущелья. У самого входа в ущелье высится отколовшаяся от скального массива высоченная скала, называемая местным населением Таш-Аир. По-русски это звучит как «Камень отделяется». От названия этого камня получили свои аналогичные названия и уходящее вглубь скал ущелье, и бьющий у подножия глыбы родник.
Старая вьючная тропа подходила к роднику, около которого на поляне было устроено некое место отдыха для уставших путников и водопоя их животных. По соседству с ними, немного западнее, в скальных обрывах виднеются несколько гротов и навесов, укрытых сверху многометровым известковым слоем. В них можно было укрыться от непогоды и устроить более – менее комфортный ночлег.
Удобства этого места были оценены людьми еще десяток тысяч лет назад. Именно тогда в эпоху мезолита, в гроте впервые начали устраивать свои стоянки древние охотники и собиратели. Не пустовал грот и в следующие тысячелетия. Неолит, энеолит, эпоха бронзы, ранний железный век, средневековье – во все эти времена навес давал пристанище своим обитателям и проходившим мимо путникам. Все это было установлено несколько позже, когда проведенными в его насыпях раскопками были вскрыты десяток культурных слоев общей толщиной почти 4 метра. На поверхности, просто под ногами лежали обломки татарской и средневековой керамики, ниже под слоем обвалившегося известняка были выкопаны обломки античной и таврской керамики, а в самом низу чернело несколько слоев кострищ, в которых встречались орудия из кремния и кости животных, то есть следы человека каменного века.
Но все это выяснилось позже. А пока что члены экспедиции с любопытством разглядывали проступившие на стене грота блекло-багряные рисунки, показавшиеся после того, как местный проводник-татарченок плеснул на неё заранее набранную в роднике воду.
Эта картина показывала некую битву, изображенную неведомым художником. Перемешанные между собой фигуры людей, некоторые из которых вооружены луками и копьями, а другие безоружные, некие разрушенные постройки, разбитые повозки, снующих в этой толче животные — собака и лошадь.
Когда улеглись первые впечатления, ученные приступили к более детальному изучению этого наскального полотна. Вот как описывал находку её первооткрыватель археолог Д.А. Крайнов:
«Наскальное изображение расположено в восточной части навеса на высоте около 2 м от современной дневной поверхности, под навесом. К моменту обследований в 1935 г. рисунки сохранились небольшими частями.
Разрушение изображений началось еще в древности. При раскопках площадки под навесом в тавро-скифском слое были обнаружены куски стены навеса с остатками рисунков, идентичных наскальным. Эти находки отбивают верхнюю хронологическую границу времени, в рамках которого можно датировать росписи.
Рисунки выполнены минеральной красновато-буроватой краской, по-видимому, приготовленной на особом жировом составе, благодаря чему они впитались внутрь стены.
К 1935 году рисунки сохранились в трех местах в количестве 34 фигур, не считая отдельных точек, линий и осыпавшихся изображений. Фигуры скомпонованы в 3 группы.
Группа 1 расположена на высоте 2 м вверху левой части всего фриза. Сохранились 5 фигур и несколько красных точек. Все 5 фигур представляю собой схематические рисунки людей, изображенных в разных положениях.
Группа 2 является центральной «картиной» наскальных изображений. На ней изображено около 24 фигур. В этой группе рисунков наряду со схематическими, мало понятными изображениями имеются фигуры людей и животных, отличающихся по технике исполнения от рисунков группы 1. Эти фигуры людей приближаются к реалистической живописи. Почти все фигуры этой группы объединены одним сюжетным содержанием. По-видимому, древний обитатель Качинской долины изобразил какое-то событие военного характера. Этот вывод подтверждается наличием в картине изображениями вооруженных людей, безоружных и убитых. По начертанию и стилю можно выделить две враждебные друг другу группы людей – фигуры людей, вооруженных копьями и щитами и фигуры людей без оружия.
Группа 3 расположена примерно в 4-х метрах от группы 2. В группе 3 сохранились только 3 фигуры, изображающих какие-то предметы, наподобие лестницы и круга с перекрещивающимися линиями внутри.
Возможно, росписи могли продолжаться и дальше, но восточная часть навеса уничтожена при строительстве дорог».
Итак, обнаруженное ими пиктографическое панно занимало площадь порядка 15 квадратных метров. Его ширина составляла метр-полтора, а в длину рисунки протянулись на добрый десяток метров. Сами наскальные рисунки были выполнены красной охрой. Как описано выше, к началу исследований, т.е. в 30-е годы, еще можно было различить 34 сохранившихся нарисованных фигурки. Членами экспедиции были проведена их зарисовка, а вот фотографии не удались. Фототехника в то время еще не была способна сделать достойные снимки таких объектов. К сожалению, в наше время даже эти рисунки уже практически полностью исчезли. Но к этому вопросу мы вернемся позже.
А пока что полевые исследования на Таш-Аир-Буруне были окончены и ученые вернулись в тишь своих кабинетов и библиотек, что бы разглядывая зарисовки рисунков и изучая обнаруженные в гроте находки попытаться установить, кто и когда мог изобразить данное панно.
На этот счет было выдвинуто несколько версий. Так уже упомянутый первооткрыватель находки Д.А. Крайнов считал, что рисунки можно датировать IV – II тыс. до н.э., т.е эпохой бронзы. В тот период Крымский полуостров населяла так называемая Кеми-Обинская культура, жители которой подверглись нападению кочевых племен и память об этом событии запечатлели в наскальной живописи.
«Есть основания полагать, что этот памятник изобразительного искусства относится к одному времени. Во-первых, все рисунки расположены на одной высоте и представляют собой единый фриз. Во-вторых, все рисунки, без исключения, написаны одной краской. В-третьих, среди изображений нет перекрывающих рисунков, замазанных мест и прочего, что говорило бы о разновременности. В-четвертых, все изображения покрыты одинаковой коркой-«загаром». В-пятых, несмотря на разницу в стиле изображения человеческих фигур, техника их написания одинакова».
Также косвенным свидетельством авторства росписей кеми-обинцами могло являться то, что эти племена хоронили своих умерших в каменных ящиках с насыпанными над ними курганами. Изнутри такие ящики часто были расписаны геометрическими узорами выполненными красной, черной и белой красками. Подобные курганы были обнаружены вблизи от Качинских Ворот, в одном из которых раскопками выявлен скелет, покрашенный красной краской.
Но последующие исследователи Таш-Аирских росписей подвергли критике первоначальную версию и заявили свои утверждения, в которых доказывали разновременность рисунков композиции и повышали её возраст вплоть до тавро-скифского и даже средневекового времени.
Если принять версию разновременности нанесения рисунков, то тогда следует признать, что это место в древности было культовым и, несмотря на смену племен, населявших в разные времена Качинскую долину, преемственность поклонения его святыням продолжала передаваться между людьми, которые вносили в наскальное панно свои фрагменты. В пользу версии о том, что все ущелье Таш-Аир возможно являлось святилищем, могут говорить обнаруженные в его верховьях рисунки, которые подобно вышеприведенным, были нанесены на стену находящегося там небольшого грота. Согласно описанию их первооткрывателя, они представляют собой две антропоморфные фигуры, стоящие над третей, лежащей. Рядом изображена раскрытая ладонь с растопыренными пальцами. Также были обнаружены целые участки стен, закрашенные коричнево-розовой охрой, а на каменных завалах по соседству с гротом найдены несколько овальных отметок, также нанесенных охрою.
По нашей версии подобный культовый комплекс мог соотносится с родником Таш-Аир (Таш-Аир третий или Нижний), истекающим в нескольких метрах от наскального панно. Изображенная на стене баталия могла отражать борьбу за контроль над этим источником, возможно являющимся святым для людей того времени. Косвенным подтверждением значимости родника может служить обнаружение при уже упомянутом расширении дороги в 30-х годах линии гончарного водопровода, вода по которому доставлялась из Таш-аирского родника к небольшому укреплению (возможно феодальному замку), стены которого находились в районе нынешнего Предущельного и ограничивали доступ в Качинскую долину. Да и сегодня реконструированный источник пользуется повышенной популярностью, и даже является неким азизом, чему служат многочисленные кусочки ткани, повязанные на деревья над ним.
Все указанные версии вполне возможны, но только в случае того, что вся эта наскальная живопись не является искусной подделкой. Но об этом поговорим немного ниже.
Также вызывает дискуссию и вопрос датировки росписей. Еще в начале двухтысячных годов, в момент узнавания широкой общественностью местонахождения наскальных росписей рисунки были довольно различимы, то в настоящее время они практически не заметны. Обычно это вменяют в вину многочисленным экскурсантам, которые без меры поливали панно водой из родника для лучшего контраста (по примеру татарского мальчика-проводника;) ). Но здесь нужно отметить тот факт, что найденные в верховьях Таш-Аирского ущелья подобные рисунки были хорошо различимы в момент их обнаружения в 80-е годы 20 века, а в настоящее время также, как и ставшие достоянием общественности нижележащие, практически полностью исчезли. Но в данном случае вышеприведенное объяснение вряд ли подходит, так как широкой известности эти рисунки не получили, они были известны только небольшому кругу специалистов, и по этой причине явно не подвергались как Нижне Таш-Аирские усиленному водополиванию. И тем не менее, сейчас они также практически исчезли. Это может нас привести к нескольким выводам.
Вывод первый. Росписи подлинные и древние. Но современная стремительно меняющаяся не в лучшую сторону экология безжалостно воздействует на древние рисунки (например, это могут быть кислотные дожди, слегка повышенный уровень радиации, еще какие-то негативные факторы) и под их действием краска Таш-Аирской наскальной живописи разрушается. Но так ли это, могут показать только долговременные научные наблюдения, и желательно не только над этими рисунками, но и аналогичными, находящимися в горах Юго-Западного Крыма.
Вывод второй. Эти рисунки могут являться подделкой, выполненной в конце- 19 — начале 20 века таинственным мистификатором. Попробуем обосновать такой вывод. Главным его подтверждающим фактором является стремительное разрушение рисунков Таш-Аира на протяжении менее века, с момента их введения в научный оборот. Конечно, этот факт можно объяснить вышеприведенным объяснением о состоянии современной экологии, но все же вызывает определенную долю сомнения тот факт, что эти рисунки смогли просуществовать минимум 3 тысячелетия, а сегодня стремительно исчезают, можно сказать, что прямо на наших глазах. Но вот если они были выполнены в указанный период, то тогда такая «сохранность» при обнаружении и современное разрушение вполне объяснимы. Также настораживает полное отсутствие упоминаний об этом грандиозном панно вплоть до его «открытия» в середине 30-х годов, тогда как в последнюю четверть 19 и в период до Революции 17-го года древности Крыма довольно таки широко изучались и описывались. Таш-Аирская роспись расположена в очень доступном месте, около посещаемого полноводного родника, и по этой причине никак не могла ускользнуть от внимания проезжающих мимо путников и тем более вездесущего местного населения. Однако никаких письменных или устных упоминаний об этом в период до 30-х годов 20 века пока что обнаружить не удалось.
Общемировое открытие подобной наскальной живописи произошло в 1879 году в пещере Альтамира в Испании. На следующий год эти находки были опубликованы и получили массу откликов, от восторженного принятия до обвинений в мистификации. После этого открытия подобные рисунки стали обнаруживаться практически на всех континентах, населенных людьми. И публикации о них посыпались одна за одной. Попробуем отыскать аналогии Таш-Аирских изображений с рисунками из других мест Земли. Так рисунок растопыренной ладони из верховьев Таш-Аирского ущелья имеет аналогии с Куэва-де-лас-Манос так называемой «Пещерой Рук» в Аргентине. Рисунки с центрального панно чем-то похожи на подобные, найденные, например в Бхимбетки из центральной Индии, Серра-да-Капивара в Бразилии и особо схожи с находками из пустыни Сахара в Северной Африке.
Но в отличии от крымских, все такие рисунки были найдены на стенах глубоких пещер, что позволило им сохранится на протяжении многих тысячелетий. Также несколько отличается и техника их выполнения. Часто при нанесении многих рисунков первоначально высекались контуры будущих гравюр и лишь потом они заполнялись красками. Следы подобных насечек на Таш-Аире отсутствуют, были видны только следы краски — охры.
Относительно факта, описанного археологом Д.А. Крайновым, что часть упавшего ранее панно была обнаружена под слоями тавро-скифского времени нужно вспомнить что за несколько лет до его находки в Крыму случилось большое землетрясение 1927 года, в ходе которого и могли обрушиться некоторые участки стены, в свою очередь перемешавшись с более ранними слоями, содержащими соответствующий археологический материал. Но также возможна более изощренная мистификация, когда кроме нанесения панно на стену были специально закопана какая-то якобы рухнувшая его часть.
Если принять версию мистификации как реальную, то возникает следующий вопрос – кто мог быть её автором? Этот человек должен был разбираться в археологии, быть знакомым с самыми свежими на тот момент археологическими открытиями, обладать художественными способностями и довольно хорошо знать крымскую географию. Конечно, спустя прошедший век кажется что у нас нет никакой возможности определить такого человека… и тем удивительнее, что история донесла до нас имя возможного автора Таш-Аирской росписи. Им мог быть Константин Мережковский. Его жизненный путь отвечает всем указанным нами параметрам. Родился Мережковский в 1855 году в Петербурге в интеллигентной семье, там же с 1875 года стал студентом естественного отделения Санкт-Петербурского университета (его специальностью были биология и зоология, требующие довольно хорошего художественного образования для зарисовок встречающихся интересных экземпляров). В конце своего университетского обучения он увлекся археологией и отправился на поиск стоянок древнего человека… в Крым, в котором провел два года, обследуя в одиночку крымские пещеры, гроты и навесы. Это произошло в уже знакомый нам 1879 год — год открытия древних росписей в пещере Альтамира. Среди многих исследованных им мест особо примечательно то, что он проводил свои раскопки в гроте Сюрень I, в соседней от Качи долине реки Бельбек (в настоящее время появились сведения о находках в этой долине некой наскальной росписи, подобной Таш-Аирской) и как это не удивительно… в гроте Качинский навес. То есть он однозначно посещал Таш-Аир и не мог не обратить внимание на его наскальные рисунки. Однако как это ни странно, никаких упоминаний о них он не оставил. После этих своих исследований он навсегда покидает поприще археологии, а также на несколько лет и Крым, в который возвращается только в 1893 году, когда его назначают заведующим фруктовыми садами Удельного (императорского) ведомства. Он инспектирует яблочные сады и виноградники, которые в то время произрастали в большом количестве в Юго-Западном Крыму, в том числе и в Качинской долине. Поэтому Мережковский имел возможность довольно часто возвращаться к местам своей археологической юности. Кроме своей научной деятельности по биологии, в которой он сделал ряд открытий, Мережковский являлся довольно эксцентричным человеком. Он пишет фантастический роман-утопию «Рай Земной», в котором представлено общество 27 века. Это общество им делилось на три вида – интеллектуалов, людей разных групп и рабов, которые были выведены из представителей диких африканских племен. То есть Мережковский был довольно хорошо знаком с культурой племен Африки. А как мы помним, росписи Таш-Аира довольно близки к рисункам, найденным в Африке, в пустыне Сахара. Также, по словам его биографа М. Золотоносова, Мережковский являлся нестандартным человеком:
«… Самый любопытный и колоритный русский извращенец 19 -20 веков, самая яркая и цельная личность Серебрянного века, антисемит и «союзник», прожил жизнь полную противоречий, высказывал идеи, которые не были приняты его современниками и забыты на сто лет… Он был человеком прорыва: и в науке, и в философии, и в морали… Однако в успехе ему было отказано – так политические противники свели с ним счеты, благонамеренные не дали образоваться научной репутации».
К концу 19 века информация о находках наскальных рисунков в разных местах мира лилась рекой, и почему бы скучающей в провинции непризнанному таланту Мережковского не совершить подобную мистификацию на Таш-Аире, внеся таким образом и Крым в места находок древних наскальных живописей?!
Конечно, версия о мистификации рисунков Таш-Аира требует более глубокого научного изучения, но, к сожалению, скорее всего вскоре изучать будет уже нечего. Как мы неоднократно отмечали выше, в настоящее время (статья написана в октябре 2017 года) рисунки практически полностью исчезли. И если еще несколько лет назад рядом с Таш-Аирским скальным навесом стояла охранная табличка, то сейчас никаких упоминаний о присутствии здесь археологического объекта нет. А ведь в случае нахождения в этом месте такого исторического памятника необходимо поставить стенд с его описанием, сделать репродукцию для исключения желания полить водичкой оригинальные рисунки и прикрепит на панно охранное покрытие росписей Таш-Аира. Но если ничего этого нет, и никаких мер к охране этого уникального места не принимается, то возможно кто-то повыше что-то знает и без наших домыслов!?
———————————————————————————————————————————————————————————
Если Вам понравился материал этой статьи, то Вы можете помочь блогу Исары Горного Крыма, а мы со своей стороны обещаем новые увлекательные материалы по истории Крыма и Лукоморья.