Фестиваль Ивана Купала у Каменной Могилы  

 -Начало фестиваля. – Торговля и конкурсы. – Дневная суета.- Дневные бои рыцарей. — Зажжение костра, девичий танец в этно-костюмах, файер – шоу. – Рыцарский бой у костра. – Ночные игрища.

В один из дней большого летнего велопутешествия по Приазовью мне довелось присутствовать на фестивале Ивана Купала, который проводился 4 июля 2015 года около заповедника Каменная Могила, что около поселка Мирное под Мелитополем. Попал я на него совершенно случайно, но был впечатлен организацией и задором, царившим среди публики и организаторов. Частью конкурсов и представлений, запечатленных мною, хочу поделиться с Вами, уважаемые посетители блога.

 

 Фестиваль Купала

 
  

* Для увеличения фотографий щелкайте на них левой клавишей мышки

  

Приехали мы на место проведения фестиваля в районе полудня 4 июля, к этому моменту в небольшом лесочке около заповедника уже был разбит палаточный лагерь, в котором расположились участники и гости фестиваля. Под сенью деревьев были разбиты торговые ряды, на которых представлены в ассортименте изделия мелитопольских умельцев: это были как различные сувениры, чашки, миниатюрные каменные бабы, новодельные колечки и другая различная бижутерия. Сбоку пристроились художники аквагримма, заплетатели афрокосичек и разрисовыватели тел, так называемые мехенди (это роспись по телу хной).))) Короче говоря, каждый желающий придать себе особенный облик мог воплотить свое желание с помощью мастеров здесь и сейчас. Особенно этой возможностью пользовались молодые девушки. В сторонке в тяжеленые доспехи наряжались рыцари, готовившиеся к серьезным схваткам между собой.

 

 Фестиваль Купала

 

  

** Фотографии без знака копирайта любезно предоставил Владислав Мартьянов

  
 

 Фестиваль Купала

 
 

 Фестиваль Купала

 
 

 Фестиваль Купала

 
 

 Фестиваль Купала

 
 

 Фестиваль Купала

 
 

 Фестиваль Купала

 

Само действие фестиваля проходило на противоположной стороне дороги, ведущей к заповеднику. На огромном поле, которое растекалось к берегам реки Молочной, были поставлены палатки для стрельбы из луков и арбалета, установлена сцена с хорошей звуковой аппаратурой, приготовлены для розжига Купальские костры – Купалец и Крада. Посетители, уставшие от полуденного зноя, пока что вяло бродили между палатками с различными завлечениями. Кто-то катался на лошадях, но большая часть все прибывающих и прибывающих зрителей пряталась от жары в лесочке, из многих мест которого вскоре потянуло ароматным дымком жареного мяса.)

 

 Фестиваль Купала

 
 

 Фестиваль Купала

 
 

 Фестиваль Купала

 
 

 Фестиваль Купала

 
 

 Фестиваль Купала

 
 

 Фестиваль Купала

 
 

 Фестиваль Купала

 
 

 Фестиваль Купала

 

Головы многих участников фестиваля покрывали венки из степных трав и цветов — так называемый Купальский венок, обязательный атрибут праздника.

 

 Фестиваль Купала

 
 

 Фестиваль Купала

 

Но вот раздался зазывающий на поле голос организатора, который торжественно и весело открыл начало фестиваля.

 

 Фестиваль Купала

 

Должен признать, что я не сразу проникся духом происходящего, и поэтому запечатлел далеко не все из того, что было предложено зрителям. Теперь сожалею об этом.

 

 Фестиваль Купала

 

А на поле во все увеличивающемся кругу зрителей между тем происходило так называемое «Открытие Вирия», появление обитателей леса, степи, огня, реки. На растущее рядом дерево участники повязали цветы и лоскуты ткани, это дерево называется «марена» или «купала». Под деревце было положено изображение Ярилы — оно представляло собой куклу величиной в пол человеческого роста, сплетенную из соломы.

 

 Фестиваль Купала

 

Рядом были приготовлены для розжига два костра — один, большой (носящий название Купалец), высотой до четырех ростов человека; в середине его был установлен высоченный шест, на вершине которого было прикреплено деревянное просмоленное колесо. Вокруг этого костра и проходило все представление фестиваля. Другой костер, сложенный в виде колодца, был несколько меньше. Это костер погребальный (называется крада), и служит для сожжения лика Ярилы.

 

 Фестиваль Купала

 

«Праздник Иван Купала происходит из древности, из дохристианских времен, и возник у восточных и западных славян, которые были язычниками. В те давние времена праздник связывали с летним солнцестоянием, который по старому стилю календаря приходился на 20-21 июня. С принятием христианства праздник был приурочен ко дню Иоанна Крестителя, который по старому стилю приходится на 24 июня, а по новому — 7 июля. Но в связи с тем, что 7 число в этом году выпало на будний вторник, празднование было перенесено на ближайщий выходной день. »

 

 Фестиваль Купала

 

“Само празднование Ивана Купала произошло из языческих ритуалов очищения, омовения, которые происходило в реках и озерах в этот день.»

После недолгого представления, организатор объявил игрища, в которых с удовольствием брали участие молодежь, средний возраст, люди в разной степени подпития и даже мамы с детьми))).


 

 Фестиваль Купала

 

 

 Фестиваль Купала

 

 

 Фестиваль Купала

 
 

 Фестиваль Купала

 
 

 Фестиваль Купала

 
 

 Фестиваль Купала

 
 

 Фестиваль Купала

 
 

 Фестиваль Купала

 
 

 Фестиваль Купала

 
 

 Фестиваль Купала

 
 

 Фестиваль Купала

 
 

 Фестиваль Купала

 
 

 Фестиваль Купала

 
 

 Фестиваль Купала

 
 

 Фестиваль Купала

 

Посетителей фестиваля становилось все больше и больше, и организаторы старались из о всех сил. Вскоре произошло действо освобождение Перуна и сожжение Марены на малом костре.

 

 Фестиваль Купала

 
 

 Фестиваль Купала

 

 

 Фестиваль Купала

 
 

 Фестиваль Купала

 
 

 Фестиваль Купала

 
 

 Фестиваль Купала

 
 

 Фестиваль Купала

 

Стихию воздуха была воплощена в захватывающем дух выступлении девушки — гимнастки.

 

 Фестиваль Купала

 

Несколько позднее разгорелся дневной рыцарский бой, облаченные в доспехи бойцы представили свое воинское мастерство во всей красе.

 

 Фестиваль Купала

 
 

 Фестиваль Купала

 

Постепенно солнце клонилось к закату, и народ пытался найти открытый водоем, что бы исполнить один из главных обычаев на Купальскую ночь — это купание в воде. Но к сожалению, это было сделать затруднительно, так как такое место находилось более чем в километре от места проведения фестиваля, на берегу реки Молочной, за Каменной Могилой, и к тому же заросло камышем, а в потоке воды плескались зеленные водоросли, напоминающие локоны русалок.

 

 Фестиваль Купала

 

Однако, помня о том, что в эту ночь именно вода считалась целебной и обладала магической силой, которая помогала очиститься от всякого зла, исцелиться и приобрести хорошее здоровье мы купались в переносном туристическом душе.))) А кроме того утром, перед выездом на фестиваль, мы омывались в святых источниках села Терпение — ведь по традиции, те кто боялся купаться в реках и озерах (опасаясь быть утопленным нечистой силой в лице русалок, водяных и прочих утопленников) в ночь на Ивана Купалы купались в святых источниках.

 

 Фестиваль Купала

 

Снова продолжились различные конкурсы и игрища. Вот например одно из них, в котором было необходимо палкой зажатой между ног, сбить воткнутый в дерево нож:

 

 Фестиваль Купала

 
 

 Фестиваль Купала

 

Между тем солнце практически скрылось за горизонтом, и в этот момент понукаемые голосом организатора фестиваля ранее бродящие поодаль зрители начали стекаться к месту главного действа — благодарения стихий с последующим факельным шествием. Перед глазами восторженных участников фестиваля происходило зажжение Купальца.

 

 Фестиваль Купала

 
 

 Фестиваль Купала

 

Вскоре был зажжен второй, малый костер.

Наверху костра багрянцем пылало на длинном шесте деревянное колесо, символизирующее солнцеворот. А вокруг пылающего пламени народ закружился в веселом хороводе, так как по поверию, костер в ночь на Ивана Купалы имеет очищающее свойство и обладает магическими силами.

 

 Фестиваль Купала

 

Все это проходило под непрерывный и завораживающий барабанный бой в исполнении вот этого человека

После в сгущающемся сумраке запорхали легкие девичьи фигуры, одетые в традиционные украинские наряды – так был интерпретированны традиционные Купальские танцы в современных реалиях.

 

 Фестиваль Купала

 
 

 Фестиваль Купала

 

После танцев разгорелось горячее файер-шоу, в котором две молодые файерщицы, и несколько позже присоединившийся к ним мужчина демонстрировали свое умение обращения с горящими предметами.

 

 Фестиваль Купала

 
 

 Фестиваль Купала

 

Выступление первой девушки


 

 Фестиваль Купала

 

Второе выступление

Синхронное огневерчение


 

 Фестиваль Купала

 

Не успели еще погаснуть огни театра огня, как под восторженные выкрики зрителей на ристалище снова появились одетые в броню рыцари. Первый бой проходил пара на пару.

Вторая схватка проходила на выживание, каждый из трех участвующих в ней рыцарей боролся со своими противниками за победу, на радость восторженным зрителям.

После рыцарских поединков наступила кульминация празднования – прыжки через огонь Купальского костра. Считается, что кто перепрыгнет выше и не заденет пламя, будет счастливым, а также что священный огонь костра очищает в эту ночь перепрыгивающего через него человека.

 

 Фестиваль Купала

 

 

 Фестиваль Купала

 

Отпрыгав свое, большая часть народа отправилась по домам в Мелитополь и Мирное, оставшиеся бродили по полю, пытаясь чем-то себя занять. Откуда-то из ночной тьмы от манящего огонька раздались звуки ударной установки и народ подтянулся туда послушать и выразить свое восхищение исскуством неведомого ударника.

 

 Фестиваль Купала

 
 

 Фестиваль Купала

 
 

 Фестиваль Купала

 

Между тем на поле организатор пытался устроить мужские забавы, что удавалось ему с трудом, так как большая часть мужской части участников фестиваля уже с трудом держалась на ногах. И при этом каждый мнил себя Цицероном, дающим ценные указания всем присутствующим. Но все же несколько схваток под общий смех и крепкие выражения некоторых несознательных участников удалось провести.

  

 

 Фестиваль Купала

 

 

 Фестиваль Купала

 

И куда же без обязательного селфи.

 

 Фестиваль Купала

 

На этом так сказать официальная часть фестиваля была окончена, кто то остался петь песни под гитару, кто то отправился к палаткам пить, кто то (как например мы) – спать. Правда удалось сделать это с трудом так как с одной стороны досаждали камары, устроившие свой фестиваль, а с другой — постоянно снующие граждане в разной степени подпития выражали свои эмоции различной громкости голосом. Да из лагеря, устроенного организаторами фестиваля до самого утра раздавали песни под гитару, видимо воплощая собой исполнение народной приметы: «В Купальскую ночь спать нельзя — оживает и проказит всякая нечисть». По поверьям древних, именно в эту ночь вся нечисть выходит из своих «темных» мест (лешие, русалки, оборотни, кикиморы, домовые, водяные и прочие существа). Самые активные в эту ночь становятся ведьмы, которые могли и молоко у коровы украсть и урожай на полях испортить, и на коней навести порчу. Только Купальские костры оберегали покой людской. Но нас и наших металлических коней эта напасть этой ночью благополучно миновала.

 

 Фестиваль Купала

 

И в заключении репортаж журналистов МТВ-плюс Мелитополь о праздновании Ивана Купала

П.с. Празднование Ивана Купала в селе Инженерном Пологовского района Запорожской области в 2013 году.

Ваш отзыв