Фестиваль Ивана Купала у Каменной Могилы
-Начало фестиваля. – Торговля и конкурсы. – Дневная суета.- Дневные бои рыцарей. — Зажжение костра, девичий танец в этно-костюмах, файер – шоу. – Рыцарский бой у костра. – Ночные игрища.
В один из дней большого летнего велопутешествия по Приазовью мне довелось присутствовать на фестивале Ивана Купала, который проводился 4 июля 2015 года около заповедника Каменная Могила, что около поселка Мирное под Мелитополем. Попал я на него совершенно случайно, но был впечатлен организацией и задором, царившим среди публики и организаторов. Частью конкурсов и представлений, запечатленных мною, хочу поделиться с Вами, уважаемые посетители блога.
* Для увеличения фотографий щелкайте на них левой клавишей мышки
Приехали мы на место проведения фестиваля в районе полудня 4 июля, к этому моменту в небольшом лесочке около заповедника уже был разбит палаточный лагерь, в котором расположились участники и гости фестиваля. Под сенью деревьев были разбиты торговые ряды, на которых представлены в ассортименте изделия мелитопольских умельцев: это были как различные сувениры, чашки, миниатюрные каменные бабы, новодельные колечки и другая различная бижутерия. Сбоку пристроились художники аквагримма, заплетатели афрокосичек и разрисовыватели тел, так называемые мехенди (это роспись по телу хной).))) Короче говоря, каждый желающий придать себе особенный облик мог воплотить свое желание с помощью мастеров здесь и сейчас. Особенно этой возможностью пользовались молодые девушки. В сторонке в тяжеленые доспехи наряжались рыцари, готовившиеся к серьезным схваткам между собой.
** Фотографии без знака копирайта любезно предоставил Владислав Мартьянов
Само действие фестиваля проходило на противоположной стороне дороги, ведущей к заповеднику. На огромном поле, которое растекалось к берегам реки Молочной, были поставлены палатки для стрельбы из луков и арбалета, установлена сцена с хорошей звуковой аппаратурой, приготовлены для розжига Купальские костры – Купалец и Крада. Посетители, уставшие от полуденного зноя, пока что вяло бродили между палатками с различными завлечениями. Кто-то катался на лошадях, но большая часть все прибывающих и прибывающих зрителей пряталась от жары в лесочке, из многих мест которого вскоре потянуло ароматным дымком жареного мяса.)
Головы многих участников фестиваля покрывали венки из степных трав и цветов — так называемый Купальский венок, обязательный атрибут праздника.
Но вот раздался зазывающий на поле голос организатора, который торжественно и весело открыл начало фестиваля.
Должен признать, что я не сразу проникся духом происходящего, и поэтому запечатлел далеко не все из того, что было предложено зрителям. Теперь сожалею об этом.
А на поле во все увеличивающемся кругу зрителей между тем происходило так называемое «Открытие Вирия», появление обитателей леса, степи, огня, реки. На растущее рядом дерево участники повязали цветы и лоскуты ткани, это дерево называется «марена» или «купала». Под деревце было положено изображение Ярилы — оно представляло собой куклу величиной в пол человеческого роста, сплетенную из соломы.
Рядом были приготовлены для розжига два костра — один, большой (носящий название Купалец), высотой до четырех ростов человека; в середине его был установлен высоченный шест, на вершине которого было прикреплено деревянное просмоленное колесо. Вокруг этого костра и проходило все представление фестиваля. Другой костер, сложенный в виде колодца, был несколько меньше. Это костер погребальный (называется крада), и служит для сожжения лика Ярилы.
«Праздник Иван Купала происходит из древности, из дохристианских времен, и возник у восточных и западных славян, которые были язычниками. В те давние времена праздник связывали с летним солнцестоянием, который по старому стилю календаря приходился на 20-21 июня. С принятием христианства праздник был приурочен ко дню Иоанна Крестителя, который по старому стилю приходится на 24 июня, а по новому — 7 июля. Но в связи с тем, что 7 число в этом году выпало на будний вторник, празднование было перенесено на ближайщий выходной день. »
“Само празднование Ивана Купала произошло из языческих ритуалов очищения, омовения, которые происходило в реках и озерах в этот день.»
После недолгого представления, организатор объявил игрища, в которых с удовольствием брали участие молодежь, средний возраст, люди в разной степени подпития и даже мамы с детьми))).
Посетителей фестиваля становилось все больше и больше, и организаторы старались из о всех сил. Вскоре произошло действо освобождение Перуна и сожжение Марены на малом костре.
Стихию воздуха была воплощена в захватывающем дух выступлении девушки — гимнастки.
Несколько позднее разгорелся дневной рыцарский бой, облаченные в доспехи бойцы представили свое воинское мастерство во всей красе.
Постепенно солнце клонилось к закату, и народ пытался найти открытый водоем, что бы исполнить один из главных обычаев на Купальскую ночь — это купание в воде. Но к сожалению, это было сделать затруднительно, так как такое место находилось более чем в километре от места проведения фестиваля, на берегу реки Молочной, за Каменной Могилой, и к тому же заросло камышем, а в потоке воды плескались зеленные водоросли, напоминающие локоны русалок.
Однако, помня о том, что в эту ночь именно вода считалась целебной и обладала магической силой, которая помогала очиститься от всякого зла, исцелиться и приобрести хорошее здоровье мы купались в переносном туристическом душе.))) А кроме того утром, перед выездом на фестиваль, мы омывались в святых источниках села Терпение — ведь по традиции, те кто боялся купаться в реках и озерах (опасаясь быть утопленным нечистой силой в лице русалок, водяных и прочих утопленников) в ночь на Ивана Купалы купались в святых источниках.
Снова продолжились различные конкурсы и игрища. Вот например одно из них, в котором было необходимо палкой зажатой между ног, сбить воткнутый в дерево нож:
Между тем солнце практически скрылось за горизонтом, и в этот момент понукаемые голосом организатора фестиваля ранее бродящие поодаль зрители начали стекаться к месту главного действа — благодарения стихий с последующим факельным шествием. Перед глазами восторженных участников фестиваля происходило зажжение Купальца.
Вскоре был зажжен второй, малый костер.
Наверху костра багрянцем пылало на длинном шесте деревянное колесо, символизирующее солнцеворот. А вокруг пылающего пламени народ закружился в веселом хороводе, так как по поверию, костер в ночь на Ивана Купалы имеет очищающее свойство и обладает магическими силами.
Все это проходило под непрерывный и завораживающий барабанный бой в исполнении вот этого человека
После в сгущающемся сумраке запорхали легкие девичьи фигуры, одетые в традиционные украинские наряды – так был интерпретированны традиционные Купальские танцы в современных реалиях.
После танцев разгорелось горячее файер-шоу, в котором две молодые файерщицы, и несколько позже присоединившийся к ним мужчина демонстрировали свое умение обращения с горящими предметами.
Выступление первой девушки
Второе выступление
Синхронное огневерчение
Не успели еще погаснуть огни театра огня, как под восторженные выкрики зрителей на ристалище снова появились одетые в броню рыцари. Первый бой проходил пара на пару.
Вторая схватка проходила на выживание, каждый из трех участвующих в ней рыцарей боролся со своими противниками за победу, на радость восторженным зрителям.
После рыцарских поединков наступила кульминация празднования – прыжки через огонь Купальского костра. Считается, что кто перепрыгнет выше и не заденет пламя, будет счастливым, а также что священный огонь костра очищает в эту ночь перепрыгивающего через него человека.
Отпрыгав свое, большая часть народа отправилась по домам в Мелитополь и Мирное, оставшиеся бродили по полю, пытаясь чем-то себя занять. Откуда-то из ночной тьмы от манящего огонька раздались звуки ударной установки и народ подтянулся туда послушать и выразить свое восхищение исскуством неведомого ударника.
Между тем на поле организатор пытался устроить мужские забавы, что удавалось ему с трудом, так как большая часть мужской части участников фестиваля уже с трудом держалась на ногах. И при этом каждый мнил себя Цицероном, дающим ценные указания всем присутствующим. Но все же несколько схваток под общий смех и крепкие выражения некоторых несознательных участников удалось провести.
И куда же без обязательного селфи.
На этом так сказать официальная часть фестиваля была окончена, кто то остался петь песни под гитару, кто то отправился к палаткам пить, кто то (как например мы) – спать. Правда удалось сделать это с трудом так как с одной стороны досаждали камары, устроившие свой фестиваль, а с другой — постоянно снующие граждане в разной степени подпития выражали свои эмоции различной громкости голосом. Да из лагеря, устроенного организаторами фестиваля до самого утра раздавали песни под гитару, видимо воплощая собой исполнение народной приметы: «В Купальскую ночь спать нельзя — оживает и проказит всякая нечисть». По поверьям древних, именно в эту ночь вся нечисть выходит из своих «темных» мест (лешие, русалки, оборотни, кикиморы, домовые, водяные и прочие существа). Самые активные в эту ночь становятся ведьмы, которые могли и молоко у коровы украсть и урожай на полях испортить, и на коней навести порчу. Только Купальские костры оберегали покой людской. Но нас и наших металлических коней эта напасть этой ночью благополучно миновала.
И в заключении репортаж журналистов МТВ-плюс Мелитополь о праздновании Ивана Купала
П.с. Празднование Ивана Купала в селе Инженерном Пологовского района Запорожской области в 2013 году.