Бельмак-могила. Горелая вершина Приазовья.

Бельмак-Могила – холм, геологический памятник а также памятник археологии, самая высшая точка Приазовской возвышенности и Северного Причерноморья.

Бельмак-Могила

Бельмак-могилой называется и гора, которую на степном плато создала природа, и пятитысячелетней давности курган — рукотворное сооружение высотой 8 м, насыпанное сверху («Бэл-мэк» в переводе с тюркского — «место раздела», «граница»). Также возможное значение переводе с тюркского «бельмак» значит «главная высота». Достоверно не установлено, когда и кто дал такое имя кургану могильника эпохи энеолита, однако и сегодня оно отвечает действительности, с высоты открывается вид на многие десятки километров в разные стороны.

Бельмак-Могила

Расположена гора в центральной части Приазовской возвышенности, в Куйбышевском районе Запорожской области, в верховьях реки Бельманка (являющейся притоком реки Берда), у восточной окраины села Трудового. Приазовская возвышенность характеризуется повсеместным обнажением кристаллических пород Украинского щита (кембрийские образования) – гнейсов, магматитов, гранитов и представлена скальными останцами имеющими вид куполообразных холмов (например уже знакомой нам Токмак-Могилой, а также Бельмак-Могилой, Корсак-Могилой и другими).

Бельмак-Могила

Дорога к вершине

Бельмак-Могила

Бельмак-Могила

Бельмак-Могила

Бельмак-Могила

Высота Бельмак-Могилы – 324 м над уровнем моря.

Бельмак-Могила

Гора – одна из основных высот Аланских гор. Это уникальные степные горы. В работах античных и средневековых географов Аланские горы находятся недалеко от угла Азовского моря и очень точно соответствуют Донецкому кряжу и Приазовской возвышенности. Несколько западнее, между Бельмак-Могилой и Токмак-Могилой — водораздел местных рек раздваивается на запад и от подножья вершины из естественного водохранилища родниковых потоков существует сток вод на три стороны света (трифуркация): на север — река Конка, текущая в Днепр; на запад и далее на юг — река Молочная,впадающая в Азовское море; на юг — реки Берда и Обиточная, также вливающиеся в Азовское море.

Бельмак-Могила

Сохранившиеся склоны горы покрыты разнотравно-типчаково-ковыльной растительностью.

Бельмак-Могила

Бельмак-Могила

Бельмак-Могила

На верхушке этого останцы в древности насыпан курган над одним или несколькими захоронениями. Курган конусообразный, высотой 8 м, диаметром до 100 м. На его вершине установлен топографический знак и металлический стол со скамейками для “отдыха”.

Бельмак-Могила

Учитывая, что это место является высшей точкой Приазовье, где берет начало более десятка степных рек, этот культовый центр выполнял важную роль в истории населения Приазовья – Лукоморья.

Высота собственно кургана — восемь метров. В его окружении были насыпаны около тридцати курганов — разных размеров.

Бельмак-Могила

Из этих курганов шесть были раскопаны археологами, и дали для археологической науки щедрые и бесценные находки.

В одном из курганов был обнаружен скелет человека, относящийся к так называемой бабинской эпохе — XVII—XVIвв. до н. э.

В другом кенотаф — каменный ящик, сверху перекрытый тремя плитами (срубная культура, XV в. до н. э.). Здесь погребальная яма диаметром 3,5 метра имела ступеньки, по которым можно было попасть в погребальную камеру. На дне ее, на глубине почти 4 метра, на подстилке, лежали 40 костей овцы, по всей видимости, астрагалов. Также внутри оказались фрагменты керамического сосуда с орнаментом. Останки человека отсутствовали, что позволяет не сомневаться в ритуальном предназначении кенотафа. Возможно, это было символическое погребение человека, погибшего на чужбине далеко от соплеменников.

Третий раскопанный курган – самый поразительный.
Здесь под насыпью так называемого «длинного кургана» рядом с Бельмак-Могилой обнаружено очень редкое святилище эпохи поздней бронзы (XV-XII вв. До н. Н.э.), в котором воссоздана индоевропейский миф о сотворении мира с участием Змея, Огня и Всемирного Яйца.

Он состоял из двух насыпей, каждая выше 3 м. Одна из них, как оказалось, скрывала кострище диаметром примерно 18 м. Толщина слоя спрессованного пепла, лежащего здесь около 3500 лет, — 25 см. Это говорит о том, что огонь здесь поддерживался около полугода. По краю кострища была выложена конструкция из гранита, напоминающая змею. На пепле покоилось рукотворное каменное сооружение до 5 м в длину в виде яйца, разрезанного вдоль.

Эта условная змея как бы охватывала, «защищала» яйцо. А напротив сооружения возвышалась насыпь длиной около 20 м и шириной около 8, сложенная из дерна. Считаю, что вся эта «композиция» — не что иное, как материальное воплощение мифа о сотворении мира, присущего культурам всех индоевропейских народов: символическая фаллическая насыпь оплодотворяет похищенное темными силами яйцо, в котором потом зарождается жизнь – зародыш новогоднего мироздания Валы под защитой змия Вритры.

В этом же кургане обнаружено более позднее погребение, относящееся к киммерийской культуре (конец VIII — VII в. до н. э.). В захоронении, впущенном в курган, дно ямы было покрыто древесной корой и кожей, останки покойного также прикрыли корой. Рядом с останками обнаружили фрагменты глазурованного горшка, деревянной чаши, окованной бронзой, и уникальный биметаллический клепаный котел. Покойный лежал на спине, головой на запад. Над этим киммерийским захоронением возвышался ритуальный каменный символ плодородия высотой около 0,8 метра. Это позволяет предположить, что покойный был жрецом.

Бельмак-Могила

Столь высокая концентрация культовых предметов дает основания утверждать, что район Бельмак-могилы был священным местом для наших пращуров.

Основной миф арийской Ригведы доныне живет на Руси, и для специалиста не составляет труда распознать его под наслоениями христианской религии. Основной миф ариев по форме несложен: герой Индра отвоевывает у змия Вритры зародыш новогоднего мироздания Валу, раскалывает его своей чудодейственной палицей-ваджрой и выпускает наружу весенние воды, солнце, стада. Содержание мифа: мистерии, приурочивавшиеся к весеннему равноденствию.

А вот суть – намного сложней: в основе данного мифа лежит архетип зачатия – половой акт и слияние сперматозоида с яйцеклеткой-Валой. В могильнике у с.Кайры удалось проследить, что основной арийский миф был сохранен киммерийцами (потомками индийской ветви арийской или, как условно ее называют ученые, индоиранской общности), а от них его восприня-ли сменившие их скифы (потомки иранской ветви). При этом скифы трансформировали данный миф в известную легенду о своем происхождении от местной змееногой богини и заезжего греческого Геракла: “Там в пещере он нашел некое существо смешанной природы – полудеву, полузмею… Увидев ее, Геракл с удивлением спросил: не видала ли она где-нибудь его заблудившихся Коней. В ответ женщина-змея сказала, что кони у нее, но она не отдаст их, пока Геракл не вступит с ней в любовную связь”. В кургане скифского вождя этот сюжет воплотили в погребении его дочери: у входа в ее подземелье похоронили юношу с парой уздечек под головой. Однако, записывая данную легенду, “отец истории” Геродот подчеркнул, что сочинили ее не скифы, а греки, живущие в Северном Причерноморье. Такое противоречие снимается обнаружением в том же Каирском могильнике древнейших, рассмотренных выше воплощений Аполлона и Зевса, которые указывают нам на общий корень (индоевропейскую Аратту в междуречья Днестра и Днепра) хотя бы некоторых индоиранских, греческих, славянских племен. Действительно, легенда о казаке, освободившем царевну из змиевой пещеры на острова Перун (где, кстати, находилась уникальная мастерская гиперборейцев по изготовлению магичес-ких топоров) доныне бытует в украинском Поднепровье. С Гераклом и змееногой богиней роднят эту пару три сына и другие детали. Средневековое заимствование из античной “Истории” Геродота? Может и так. Однако в любом случае языковеды обнаруживают родство “Прославленного богиней Герой” Геракла со славянским Ярославом-Ярилой. Последний представлялся нашим предкам мужским божеством летнего солнцестояния, наделенным мощными функциями воспроизводства жизни и преодоления смерти. Помимо этих признаков, с Гераклом и Герой сближается он посредством Геровита-Яровита прибалтийских славян, а также белорусской Ярилы, которая представлялась девицей на белом коне со снопиком пшеницы в одной руке и человеческой головою в другой. Змееногая Праматерь почиталась на Руси до XVI века включительно. Ее изображали на медальонах-”змеевиках”, которые носились напоказ поверх нательных крестов; при этом, правда, “потусторонняя ехидна” обращалась к груди, а наружу выставлялся архангел Михаил с мечом или, изредка, иной христианский святой. Позже эта языческо-православная пара была вытеснена св. Георгием, который еще до своего крещения прославился спасением принцессы из змиевой пещеры и, по сути, стал наследником былых змиеборцев. Считается, что высшая воинская награда православной Руси – крест святого Георгия Победоносца, совершившего свои ратные подвиги во славу христианской религии. Что ж, по форме это все так. По историческому же содержанию – это реминисценция основных индо-европейского и арийского мифов о змиеборцах. А по сути – орден св.Георгия вовсе не символ побед и убийств, а воплощение архетипа зачатия новой жизни и перерождения зла во имя торжества добра на нашей многострадальной земле. В качестве иллюстрации “Арийской военной доктрины” следует привести отрывок одного из ведических гимнов, воспевающих воителя Индру:

Я приношу молитву самому щедрому-высокому Индре,
С высоким богатством, сильному, с истинным пылом,
Чью щедрость трудно сдержать, словно стремнину вод,
Щедрость открытую так насовсем, чтобы видели силу…
Велико твое мужество, Индра. Поэтому мы все – твои.
Исполни желания нас, восхвалителей, щедрый!
Высокое небо уступает тебе в мужестве, Индра,
И земля склоняется пред твоею непреодолимою силой.
Ты, о Индра, великую гору Валу
Дубиной грома, о громовержец, расколол на куски;
Ты выпустил плененные было Вритрою воды.
Один, ты несешь всю силу, собранную воедино.

© Ю. Шилов

Вид с Бельмакской возвышенности:

на север -

Бельмак-Могила

на запад, где на горизонте видны русла реки Конки, церковь села Конские Роздоры, домики Гусарки и синеет силуэт Токмак-Могилы -

Бельмак-Могила

с юга высоту опоясывает гранитный карьер -

Бельмак-Могила

на западе вдаль уходит долина реки Берда –

Бельмак-Могила

Народные легенды расказывали о большом степном кургане который скрывается за массивом Бельманского леса, высаженного помещиком Свягиным. Этот курган называют и Бельмак-Могилой, и Горелой Могилой, потому что, по преданию, в давние времена на нем был заживо сожжен турками храбрый запорожец по прозвищу Бельмак. Это прозвание перешло и к кургану, и к текущей от него степной речушке Бельманке, и к раскинувшемуся вдоль нее селу Бельманка.

В годы Великой отечественной войны около Бельмак-могилы находились позиции советской дальнобойной артилерии, которая расчищала путь наступающим в район Мелитополя войскам. Воронки от разрывов снарядов видны в районе околиц села Титовое и в наши дни.

На сегодня к Бельмак-Могиле почти с трех сторон подходит гранитный карьер Приднепровской железной дороги.

Бельмак-Могила

Это Трудовский щебневый завод (с.Трудовое, Куйбышевского района), разрабатывающий этот карьер, — предприятие Приднепровской железной дороги.

Бельмак-Могила

Из добытого здесь гранита производят 80% щебня для насыпей ее железнодорожных путей. Щебневый завод увеличивает выработку выхода кристаллических скальных пород из-под курганов-усыпальниц и скоро могильник может статься стоять островком в глубоком карьере.

Бельмак-Могила

При написании статьи использованы ресурсы Интернет.

1

Ваш отзыв

Statistical data collected by Statpress SEOlution (blogcraft).