Албатские петроглифы
Сегодня мы посетим левый берег Бельбекской долины, где река пробила путь через горы Внутренней гряды. Здесь над селом Албат (современное название села — Куйбышево Бахчисарайского района Крыма) возвышается мыс Бурун-Кая. Кстати, сразу оговоримся, что в Бахчисарайском районе находиться минимум два мыса Бурун-Кая. Так один из них расположен в Качинской долине, где над Алимовой балкой был устроен исар, а второй мыс Бурун–Кая над рекой Бельбек. Именно ему и посвящена эта публикация.
Невдалеке от мыса Бурун-Кая находиться Сюренськая крепость и пещерный монастырь Чилтер-Коба, а в лесу на плато можно обнаружить остатки нескольких старых поселений. На правом берегу реки Бельбек виднеется Качинский навес, знаменитая роспись Таш-Аира и балка Змеиная с средневековыми изображениями храмов. Такое обилие археологических памятников на сравнительно небольшой площади позволяет сделать вывод, что этот район был обжит с уже глубокой древности.
В скальных обрывах мыса расположено несколько гротов, в которых находятся два древних изображения, обнаруженных не так давно. А именно в 1984 году, когда в ходе проведения экспедиции Музея археологии Крыма, ее участниками были обнаружены два рисунка: первый высеченный у основания скального обрыва Бурун-Кая и второй, нарисованный неподалеку на стене охрой.
Руководитель экспедиции, известный специалист по крымским древностям, кандидат наук А.И.Щепинский сообщил о находке в ряде своих публикаций.
Эти рисунки получили условные названия — «Охота на быка» и «Космонавт».
Первый рисунок находится в небольшом гротике, на оконечности Бурун-Каи.
Это изображение представляет собой небольшую фреску, состоящую из двух рисунков. Один из них изображает быка. В этом нет никаких сомнений – животное вырисовано достаточно четко. На быке верхом восседает человек, держащий копье во вскинутой руке. Вторая фигура вызывает много вопросов. С первого взгляда она похожа на два треугольника, поставленных друг на друга. Но при более пристальном рассмотрении, в рисунке можно усмотреть фигуру человека с раскинутыми в стороны руками, одетого в длинный, подпоясанный на талии балахон. Не исключено, что это изображение шамана.
Рисунки сделаны красной охрой растертой на животном жире. Размеры фрески невелики. Обе фигуры вполне умещаются на квадратике со стороной 15 см.
Второе изображение носит условное название «Космонавт».
Этот рисунок наиболее загадочен. Он представляет собой высеченную на восточной оконечности мыса в скальной породе антропоморфную фигуру размером 1,80 х 2,20 м.
Как писал А.И. Щепинский:
«Только с высоты соседнего скального выступа представляется возможным увидеть его в полном объеме. Перед глазами удивленных исследователей четко проступил примитивный контур верхней части человека – головы, туловища, рук. Изображение космонавта в скафандре».
Это была первая версия о том, кто изображен на рисунке. К ней подтолкнула аналогия с изображениями «круглоголовых людей», обнаруженными в пустыне Сахаре на плато Тассилин-Аджер в Центральной Африке. Джаббарен — небольшой массив огромного Тассилийского плато. Как пишет известный французский ученый, профессор Анри Лот, Джаббарен означает “гиганты”. Так его назвали из-за гигантских изображений человеческих фигур, которые встречаются среди доисторических рисунков. В Джаббарене было выявлено более пяти тысяч изображений, в том числе выполненных в стиле “круглоголовых” людей с неземной внешностью. «Среди них особенно выделяется “Великий марсианский бог”. Он занимал всю стенку большого скального навеса. Этот шестиметровый гигант — несомненно, одна из самых больших доисторических фресок, известных в наше время», — пишет Лот в книге “В поисках фресок Тассили”.
Сравнивая «космонавта» Бурун-Кая и «великого марсианского бога» Тассили, А.И. Щепинский писал: «Космонавту из Сахары насчитывается до 5-7 тыс. лет, возраст крымского пришельца пока не ясен, но, судя по сохранности высечки, он относится к значительно более позднему времени. Итак, два изображения с одним сюжетом, в одном стиле, но разделенные на более чем на 5 тыс. лет и не менее чем 4 тыс. километров. Что это – случайное совпадение, или очень заманчиво видеть в этих произведениях искусства свидетельство двухкратного посещения Земли пришельцами с иных планет. Один раз их приземление произошло в эпоху неолита в Сахаре, а второе – спустя многие тысячелетия в Горном Крыму. И в том, и в другом случае пораженные земляне запечатлели пришельцев в своих примитивных наскальных произведениях искусства».
Однако есть и разница в изображениях. Расхождение в более детальной прорисовке «скафандра» у тассильского «марсианина» и в технике исполнения: в первом случае – рисунок охрой, во втором – глубокой насечкой. Возраст фресок Тассили — 5-7 тыс. лет, возраст крымского «пришельца» пока не определен.
Другое предположение, также высказанное Щепинским, сводится к тому, что это изображение человекоподобного Солнца, или солнечного жреца:
— «…антропоморфное, т.е. человекоподобное изображение Солнца, или солнечный жрец. На эту мысль наводит местоположение рисунка – встречающего восход Солнца».
Поэтому изображение и ориентировано на восток. Скальный идол, вбирая энергию небесного божественного диска, направляет её на домики и фруктовые сады села Албат и далее в направлении массива Бойко.
Впрочем, вопросы о происхождении данного изображения остаются, и возможно что когда-нибудь тайна возникновения этого объекта будет раскрыта.
При написании использованы ресурсы сети Интернет.
———————————————————————————————————————————————————————————
Знакомясь с многочисленными природными и историческими памятниками Крыма стоит выбирать наилучшие места для пополнения своих сил. И как нельзя лучше для этой цели подходит самая середина Южного берега Крыма — прибрежная Алупка. Приглашаю Вас остановиться на отдых в комфортабельных номерах, расположенных у парковой зоны этого живописнейшего места Черноморского побережья.