Пять часов — пять кирх. Путешествие по немецким колониям Мариупольского округа
———————————————————————————————————————————————————————————————————————
Сегодня мы совершим небольшое путешествие по Приазовским селам, бывшим немецким колониям Мариупольского округа.
Но прежде чем начать наше путешествие, давайте остановимся в селе Вершина и осмотрим памятники в честь героев прошлой эпохи, ставшие сегодня частично жертвами декоммунизации, прокатившейся по нашему краю.
Первым встречается памятник писателю Ивану Франко, но если присмотреться, то можно увидеть что в него перекроился памятник другому человеку, а именно — основателю марксизма философу и экономисту Карлу Марксу.
Чудесное превращение Карла Маркса в Ивана Франка
Чудесное превращение Карла Маркса в Ивана Франка 2
В другой части села высится на постаменте памятник конному воину. Я сперва подумал, что это махновец, но приблизившись, прочел на табличке что это памятник Неизвестному казаку Запорожской сечи. Хотя на мой взгляд, это все таки Герой Гражданской войны и многочисленных народных анекдотов — Василий Иванович Чапаев ;).
Памятник Чапаеву — казаку
Памятник Чапаеву — казаку
Табличка на памятнике
———————————————————————————————————————————————————————————————————————
Заселения этих краев немцами произошло в 1823-1824 годах, когда здесь начали основывать свои колонии немецкие переселенцы — выходцы из Западной Пруссии. По соседству с ними находились (несколько северо — восточнее) села Крымских греков, переселенных в Приазовье по решению российского правительства из Крыма в 1778 году.
Первоначально немцами – колонистами в Мариупольском округе было основано 17 селений:
11 лютеранских, пронумерованных с 1 по 11 и носящих следующие названия: Киршвальд (современное название — Вишневатая), Тигенхоф (Ясиновка), Розенгарт (Райгород), Шенбам (Листвянка), Кронсдорф (Казенносельск), Грунау (Александроневск), Розенберг (Розовка), Виккерау (Кузнецовка), Рейхенберг (Богатовка), Кампенау (Каменское), Мирау (Мирское);
и 6 католических поселений, их номера с 12 по 17 и названия: Кайзердорф (Царское), Гетланд (Марьяновка), Нейгоф (Новодворовка), Эйхвальд (Святотроицкое), Тигенорт (Антоновка), Тиргарт (Адамовка).
Еще несколько колоний были образованы позднее, уже в 1843 году. Они соответственно также получили свои порядковые номера и названия. В целом в немецкой литературе мариупольские колонии называются «Планерными колониями» (это название произошло от «прусского плана», так именовалась территория, отведенная для заселения немцами-колонистами).
———————————————————————————————————————————————————————————————————————
Первая встреченная на нашем сегодняшнем пути колония называлась Мирау и носила № 11. Сегодня это село Мирское Куйбышевского района. Основана колония Мирау была в 1823 году выходцами из Западной Пруссии. Здесь на берегах балки Малой Кобыльной они построили первые дома, а несколько позже была выстроена и лютеранская кирха Рождения Пресвятой Девы Марии, частично сохранившаяся до наших дней.
Кирха в Мирау
Осмотрев кирху, оставляем позади первую колонию и направляемся по грунтовым дорогам через водораздел рек Кобыльной и Сухих Ялов в сегодняшний Розовский район. Стелящаяся под колесами грунтовка очень старая, путь здесь был спроектирована еще колонистами, а до них использовалась в качестве сакмы многими кочевыми народами Приазовья. Примерно посредине расстояния между нужными нам селами дорога пересекает верховья балки под характерным для немцев названием Балка Клейне. Это еще одно напоминание присутствия меннонитов в этих краях.
Вскоре впереди показываются домики небольшого села. Это бывшая лютеранская колония №15 — Эйхвальд. Колония была основана переселенцами из Пруссии, которые дали название своей новой родине в память о селении, откуда они прибыли. Эйхвальд в переводе означает «Дубовый лес». В стороне от старой дороги в тени лесопосадки притаилось сельское кладбище. По слухам, на нем среди бурьяна можно найти надгробные памятники упокоившихся колонистов. Но времени сейчас на поиск у нас недостаточно, и поэтому мы проносимся мимо и устремляемся к громадному старому зданию, высящемуся посреди села. Это здание Святотроицкой кирхи. в Эйхвальде.
Кирха в Эйхвальде
За Эйхвальдом следующей посещенной колонией, лежащей в нескольких километрах от нее, стала колония под номером № 18. Также она называлась Людвигсталь, что в переводе означает «Долина Людвига». Эта колония была основана позже остальных ранее посещенных нами колоний, год ее основания 1828-й. Здесь сохранилось несколько старых меннонистких домов, здание амбара, выстроенное колонистами, а также здесь можно забраться в полуразрушенную школу (что мы и сделали;)), правда, скорее всего постройка этой школы имеет отношение скорее к барону Корфу, чем к колонистам; сельский магазин сегодня размещается в здании бывшей гимназии. Также посреди села высится огромное здание – ныне это сельский клуб. Но если внимательно присмотреться, то можно увидеть характерные черты перестроенной очередной лютеранской кирхи. Колония Людвигсталь представляет собою образец традиционных немецких сел: в центре практической каждой обязательно были кирха или церковь, рядом волостное правление и школа. Также здесь мы встретились с учителем истории местной школы Светланой Раковой, которая поведала нам несколько историй из прошлого меннонитских колоний.
Кирха колонии Людвигсталь
На центральной улице Людвигсталь
Заброшенная старая школа
Разбитый старый шкаф у школы
Исследуем школьные внутренности)
Шкаф 19 века
Братская могила в Людвигсталь
В двух километрах севернее Людвигсталь дорога приводит к очередной колонии – сегодня это село Новгород, а в прошлом колония №25 под названием Дармштадт. Это немецкое название также было привезено колонистами с родины в 1843 году, когда и была основана эта колония. Если посмотреть на старую карту, то на развилке дорог в центре села можно увидеть знак церкви, но в настоящее время следов ее ни в наличии, ни в памяти местных жителей уже не сохранилось. На указанном месте можно обнаружить развалины какого-то кирпичного строения, которые по уверениям местных, являются остатками разобранной в 2009 году местными «деловыми» старой школы. Скорее всего, что церковь была в свое время перестроена в школу, и груды битого кирпича среди растущих деревьев служат немым памятником вере и образованию бывших меннонитов – колонистов. Старых меннонитских домов в селе также не сохранилось.
Остатки здания в Дармштадте.
Крутим педали
Продолжаем наш путь. Через некоторое время асфальтированная дорога уходит в сторону – где -то там за балкой лежат бывшие еврейские колонии № 12 и 7, последняя еще носила название Графской. Но время поджимает, и поэтому мы съезжаем напрямик на грунтовую дорогу, которая опускается в междуречье балок Зеленой и Малой Кобыльной. Таким образом, мы экономим несколько километров пути. На мысу посреди балки видны изрытые холмики земли, лежат обломки битого кирпича – это следы некогда бывшего здесь села Роза, основанного в период коллективизации и освоения новых земель в 1925 году.
На месте бывшего села
Через пару километров восточнее на холме протянулась вдоль дороги очередная меннонитская колония № 26 под названием Мариенфельд. Как и предыдущая, она также была основана в 1843 году. Название означает «Поле Марии» и было дано в честь принцессы Марии Гесен-Дармшадской, которая после свадьбы с российским императором Александром II стала Марией Александровной. Именно благодаря ее просьбе стал возможен переезд переселенцев из герцогства Гесен-Дармштадского в Приазовье. Также колония иногда носила названия Маринполь. Старожилы еще называли село Марихфель или Мичурина. В отличии от раннее виденных колоний в этой не было построено ни кирхи, ни молитвенного дома. Но зато сохранилось несколько великолепных колонистких домов, которые можно увидеть проезжая по главной улице Мариенфельда.
Старое дерево — как памятник прошлого
Меннонитский дом в Мариенфельде
Меннонитский дом в Мариенфельде
Братская могила в центре села
Выезжаем из Мариенфельда в южном направлении, где современная асфальтированная дорога пролегла в точности по старой сакме, связывающей новые и старые колонии Мариупольского менонитского округа. Эта дорога лежит на водоразделе уже знакомых нам балок Клейне и Малой Кобыльной.
Старая дорога за Мариенфельдом
Встречный ветер затрудняет обратный путь, а пролетающий в стороне военный вертолет приносит налет тревожности.
Спустя некоторое время съезжаем с асфальта и по грунтовке, петляющей вдоль берега Кобыльной, заезжаем в колонию под № 13 Готланд, что в переводе означает «Божья земля». Основана эта колония была одной из первых в Мариупольском округе еще в 1823 году и первоначально занимала северную половину современного села Марьяновка. Здесь находятся руины наиболее впечатляющей католической кирхи, выстроенной в готическом стиле. Я сожалею, что у меня есть всего пара минут, на то что бы успеть хоть что — то заснять.
Кирха Готленда
Несколько южнее находится бывшая лютеранская колония №10 Компенау, также основанная в тот же год, что и Готланд. В 1957 году эти две бывших колонии были объединены в современное село Марьяновку. Следов колонистов в нем (за исключением здания разрушающейся кирхи) уже не найти, разве что о меннонитах напоминает памятный камень установленный недавно около сельской школы.
Камень в память об основателях села Марьяновка
Таким получилось наше сегодняшнее путешествие по бывшим северо-западным колониям Мариупольского меннонитского округа. За пять ходовых часов было преодолено на велосипедах почти полсотни километров, посещено 7 сел и найдены остатки пяти колонистских кирх.