Пещеры и купола Киевской Лавры
Это один из старейших монастырей Древнерусского государства – Киево-Печерская лавра. Конечно, об этом монастыре написаны сотни книг, тысячи статей, сделаны десятки тысяч фотографий, и что добавить к этому что-то новое довольно тяжело. Но все же я попытаюсь поделится с Вами, уважаемые посетители блога, впечатлениями о своих экскурсиях по Лавре.
Церковные и хозяйственные постройки Лавры раскинулись на двух высоких холмах правого берега Днепра, разделенных глубоким оврагом.
Традиционно Киево –Печерская Лавра состоит из двух частей – нижней и верхней Лавр, хотя я бы добавил еще и нижний ярус – пещеры, выкопанные монахами.
Они делятся на Ближние и Дальние, по которым можно пройти и при желании прикоснуться к Святым Мощам угодников, захороненных в подземных усыпальницах. Но как оказывается, те подземелья, что традиционно открыты для экскурсантов и паломников, составляет лишь небольшую часть от находящихся под землей Лавры помещений. Да и сам современный город Киев практически на всем своем расположении выстроен над древними пещерами, средневековыми потернами и более современными военными сооружениями. Много загадочных и увлекательных фактов об этом я узнал из статьи «Пещеры Киева». Но вернемся в подземелья Лавры. По легенде, первые пещеры были выкопаны основателем Печерского монастыря – Святым Антонием Печерским, но скорее всего, он обосновался в уже существующих на тот момент пещерах, сооруженных в более давние времена. Сегодня эти пещеры называются Варяжские и находятся где-то на холме, на берегу Днепра.
В Дальних пещерах Лавры длинный и узкий ход тянется под землей на несколько десятков метров, а по бокам, огражденные стеклом, находятся усыпальницы угодников. Кое-где вырубки для усыпальниц напоминают аналогичные усыпальницы пещерных монастырей горного Крыма.
Но попытавших сфотографировать одну из таких усыпальниц, мне пришлось спешно ретироваться под грозный окрик из сумрачного бокового прохода: «-Вы что делаете? Здесь нельзя фотографировать!».
Выбравшись на поверхность из подземелий, можно осмотреть наземную часть Лавры, ту, которая притягивает и впечатляет великолепием белоснежных золотокупольных православных храмов.
Как известно из полулегендарной истории Лавры, спустя недолгое время подземных богослужений, с увеличением числа монахов, на поверхности был построен первый наземный храм монастыря.
Постепенно обитель расширялась, при этом неоднократно страдая от набегов врагов Древнерусского государства. Такими врагами сначала были печенеги, затем сменившие их половцы. В ходе этих набегов степняки несколько раз практически уничтожали монастырь, находящийся в удалении от защиты крепостных стен древнего города Киева. Но каждый раз обитель отстраивалась вновь, и снова проводились христианские богослужения на высоких берегах Днепра.
Однако самый мрачный период истории средневековой Лавры случился в 1240 года, когда при татаро-монгольском нашествии монастырь подвергся наиболее сильному разгрому, также полностью был сожжен и разрушен окрестный Киев. Часть монахов Лавры была убита, и лишь немногим удалось скрыться от врагов. В следующие два столетия о жизни монастыря практически не сохранилось никаких сведений, так что остается вопрос – теплилась ли в нем жизнь в этот период. Однако спустя два века, в середине 15 столетия, монастырь вновь существовал, и вновь страдал от набегов – в этот раз от грозы жителей южных окраин Руси – крымских татар объединенных с ногайскими кочевниками.
По причине частных военных действий церковные сооружения Лавры укрывались защитными стенами: сначала это были земляные валы с деревянными частоколами, а в 16-18 веках были отстроены многометровые каменные стены, которые можно увидеть и сегодня.
В принципе, практически все каменные постройки современной Лавры были выстроены в 16-17 веках, так как более ранние церковные сооружения, как уже говорилось, разрушались во время набегов врагов, либо исчезали в огне бытовых пожаров.
С 16 века Лавра становится центром книгоиздания церковной литературы, что способствовало притоку большого числа паломников из православных земель. И власть держащие правители также стали оказывать богатые пожертвования на монастырь, вследствии чего церковные сооружения стали расти вширь и ввысь, устремляясь золотыми куполами к небесным сводам.
Подробно все перипетии существования Киево-Печерской Лавры представлены на официальном сайте Лавры. А мы пока познакомимся с некоторыми архитектурными достопримечательностями Лавры.
Святые врата с Троицкой надвратной церковью, ведущие в Лавру с западной стороны. На стенах представлены облики Святых угодников, чьи мощи находятся в Ближних и Дальних пещерах.
Вид на Западные врата с улицы
Вид на Западные врата изнутри, из внутреннего двора Лавры
Троицкая надвратная церковь является древнейшей церковью Лавры. Она была построена еще в 12 веке и практически без изменений пережила все последующие столетия. Внутри сохранилось богатое внутреннее убранство Троицкой надвратной церкви, часть которого представлена на фотографиях ниже.
Изображение Георгия Победоносца
Купол Троицкой церкви с росписью
Алтарь Троицкой церкви
На этих стульчиках престарелые монахи Лавры отдыхали во время многочасовых литургий
Коридор, ведущий к алтарю
Боковой вход в Троицкую церковь
Здание церкви Преображения Господня, или по другому названию — Спаса на Берестове
Во внутренних двориках Верхней Лавры
Экономические ворота с надвратной церковью Всех Святых.
Богато украшенная монастырская трапезная.
Вообще-то, по правилам Лавры, фотографировать внутри храмов запрещено, но я тихонько достал фотоаппарат и сделал несколько кадров, будучи уверен, что меня никто не видет, так как наша группа экскурсантов уже пошла дальше. И тут откуда не возьмись, появился монах в черной рясе со словами: «Что, получилось?», на что я ему ответил: «Конечно, получилось!»)
Алтарь и купол Трапезной церкви, нагло запечатленные мною под возмущенные возгласы монаха
Великая Лаврская колокольня с часами. О этих часах любимая байка всех Лаврских экскурсоводов:» — Мол, мастер гарантию дал на 15 лет, а часы работают уже более столетия!»
Такая себе Пизанская башня Киевской Лавры
Обзорная площадка с видом на Нижнюю Лавру, которая частично закрыта крышами хозяйственных построек монастыря .
И самая главная церковная святыня Лавры — Успенский собор, она же Великая Печерская церковь. Построенная в далеком 11 веке, неоднократно разрушалась и вновь отстраивалась, на том самом месте, где по легенде, в ответ на молитвы основателя Печерской Лавры святого Антония, снизошел божественный огонь, указавший на место строительства храма.
Музеефицированный обломок стены Успенского собора, разрушенного взрывом в ноябре 1941 года. Предположительно, что кладка этой стены относится к временам постройки собора.
По итогам посещения Киево-Печерской Лавры я сделал для себя вывод, что это место является безусловно Святым, однако полная монетизация всех церковных процессов вызывает у меня некоторое отторжение. И например, автономное посещение остатков средневековых христианских храмов в Горном Крыму (например, на горе Кипиа или на Ласпинской яйле), вызывает намного большее чувство сопричастности с Верой и духовное очищение.
Гора Кипия в Горном Крыму
Остатки православного храма на Кипии
Развалины средневекового храма на Ласпинской яйле