Средневековый город Семь Мечетей.

Ранним утром в лучах восходящего солнца я пересек железнодорожный мост через реку Конка (Конские Воды) и по дороге направился к селу Юрковка.

Юрковка

Село Юрковка (носившее прежде с 1862 по 1921 гг. название — Белицкое) расположено на левом берегу реки Конки, в 13 км от районного центра город Орехов и железнодорожной станции Ореховская на линии Запорожье-II — Пологи.

Археологические находки свидетельствуют о том, что территория, на которой расположена Юрковка, была заселена еще в древние времена.

Курган

На северной окраине села возвышается группа курганов, самые большие из которых — Мечеть-могила и Шавровая могила.

Курган

В прежние времена вершины этих курганов охраняли несколько каменных половецких изваяний XII—XIII вв.

Курган

В XVI в. Конка была границей между Запорожской Сечью и татарскими владениями.

Курган

На самой высокой точке левого берега реки — Шавровой могиле находилась татарская крепость, возле которой вырос аул с мечетью. У подножия этого кургана местные жители не раз находили чугунные и свинцовые ядра, свидетельствующие о жестоких схватках запорожских казаков с татарами.

 Мечеть-могила

После присоединения в 1774 г. этой территории к России здесь, на месте татарского аула, возникло поселение под названием Аул. Его основали беглые крепостные из северных губерний Украины. По имени одного из первых поселенцев, Юрка, вскоре оно стало называться Юрковкой.

Новое село разрасталось: в первые годы — за счет беглых, а в конце XVIII — начале XIX в.— государственных крестьян с Волыни и Уманщины, переселяемых по распоряжению царского Правительства. Отдельные части села на берегу Конки местные жители так и именовали «Уманщиной», «Волынью» и т. п. В 30-е годы XIX в. в Юрковке поселилось несколько казацких семей из Задунайской Сечи: Галушки, Черноморцы, Лысенко, Тараны и другие, которым правительство разрешило вернуться на родину.

Жители Юрковки числились государственными крестьянами. Долгое время шерсть была здесь основным товарным продуктом. Юрковцы использовали большие просторы плодородной целинной земли преимущественно как пастбища для разведения крупного рогатого скота и овец, зерно же выращивали только для личных нужд. С приходом коллективизации и созданием колхоза началось активное строительство хозяйственных построек, что сыграло важную роль в судьбе цели моего сегодняшнего путешествия.

Юрковка

Пройдя по главной улице села, я начал подниматься к покрытой лесом вершине горы под впечатляющем названием Лысая.

Мечеть-могила

Здесь на территории Ореховского лесничества Запорожской области проводятся раскопки средневекового города, возведенного по приказу правителей Золотой Орды еще в XIV веке.

Курган

Семь столетий назад город играл большую роль для кочевников, так как в этих приднепровских степях проходило ответвление знаменитого Великого Шелкового пути (главной торговой коммуникации между Китаем и странами Западной Европы), на котором при хане Узбеке строили города. Самый известный из них – Мамай-сарай, его руины были затоплены в 50-х годах водами Каховского водохранилища. Длительное время считалось, что остатков столицы знаменитого татарского темника Мамая на территории Запорожской области больше не осталось крупных археологических памятников времен татаро-монгольского господства.

Историки нашли упоминания об этом древнем городе, работая в запорожских архивах над старинными картами XVII века из разных стран. В письменных источниках Российской империи его называли “Конские воды”, на арабских картах он обозначен как “Некрополь – Мёртвый город”, а вот итальянцы прозвали поселение “Семь мечетей” (скорее всего, название произошло от числа молитвенных домов). Также среди археологов бытует еще одно название – Мечеть -могила, от кургана, находящегося рядом с поселением.

Впервые о древнем поселении Золотой Орды на Ореховщине заговорили в начале 90-х – тогда в в 1993 году городище обнаружили специалисты областного краеведческого музея, проводившие археологическую экспедицию в тех местах. Но из-за сложной экономической ситуации 90-х все работы тогда пришлось прекратить.
В 2008 году раскопки были возообновлены. Сегодня в Ореховском районе работает экспедиция Запорожского национального университета.

Древний город-сад был очень большим с мощными водопроводами и красивыми зданиями – мечетями и мавзолеями, ремесленными мастерскими, жилыми домами. Открытое городище расположено по обе стороны реки Конки и занимает приблизительно 20 гектаров. Раскапываемая в данный момент часть поселения находится на левом берегу р. Конки возле сел Кирово и Юрковка. Именно такое территориальное деление впоследствии было характерным для региона: правый берег заселяли запорожцы, а левый контролировали иноверцы – татары.

Мечеть-могила

Проведеной археологической разведкой в 2007 г. поселения Мечеть-Могила – это часть золотоордынского города, были обнаружены пять зданий. Одно из них оказалось фундаментом мусульманской мечети, другое — основанием мавзолея (раскопки которого еще не проводились) или баня (по мусульманским обычаям возле молитвенных домов обязательно должно быть место, где можно помыться), остальные – жилые постройки.

Мечеть-могила

В данное время раскопана часть культового кирпичного здания с мозаичной плиткой – фундамент мечети.

Мечеть-могила

Находку называют уникальным памятником градостроительства: стены выложены несколькими видами кирпича с богатым обрамлением. Найдены керамические плитки и фрагменты с плитками голубого, синего, бирюзового, белого, желтого и красного цветов, которой облицовывали стены зданий. Из плиток разных цветов составляли растительные и геометрические узоры, когда-то она украшала фасад здания.

Мечеть-могила

Сама конструкция находки очень интересная: на крупных каменных глыбах (выполняющих функцию фундамента) мастера из Средней Азии выкладывали стены из квадратного бурого кирпича, очень похожего на современный.

Мечеть-могила

Пока что главными находками можно считать многочисленные кашиновые (от арабского — стекло, полуфаянс) изделия и камни с нанесенными на них восточными орнаментами, что подтверждает отношение существования города к эпохе Золотой Орды. Им мусульмане зашифровывали на мечетях свои священные тексты.

Мечеть-могила

Кашинная керамика появилась в ХI-ХII вв. в Иране как подражание дорогим китайским фарфоровым изделиям. Впоследствии она выделилась в особую группу керамики. Плитка изготовлялась из высококачественной фарфоровидной кварцево-фриттовой массы и получила широкое распространение в ХII-ХVII вв. в Иране, Средней Азии, Закавказье и Золотой Орде.

Мечеть-могила

Технология облицовки зданий была следующей: вначале строители обкладывали стены здания «шубой» из специального раствора, а после вставляли в еще сырую массу керамические кусочки. Получались переливающиеся на солнце красивые узоры.

Мечеть-могила

Также обнаружены фрагменты деревянных конструкций. Что это было – строительные перекрытия или древний паркет, пока неясно.
Вызывают вопросы и траншеи, обнаруженные в полу мечети. Пока что ученные не могут объяснить их назначение.

 Мечеть-могила

Кроме того, раньше, в 2005 г., два археолога нашли у местных жителей верхнюю часть колонны, украшенную восточными орнаментами. Она очень похожа на колонны мечети хана Узбека в Старом Крыму.

 Мечеть-могила

Из экспозиции Запорожского краеведческого музея.

На сегодняшний день история города ресконструируется так:

городище было основано в начале XIII в. – в то время данная территория находилась под властью Золотой Орды. Монголы построили свое поселение в очень удобном месте: тут Великий Шелковый путь из Азии в Европу (III-XVI века нашей эры) пересекался с дорогой из России на Крым, что давало возможность осуществлять торговлю, давать приют караванам, а также контролировать главные стратегические направления. Главная задача существования города – это был своеобразный постоялый двор для иностранных купцов, которые направлялись по Большому Шелковому пути из Крыма в Западную Европу. Населяли город жители, которые были согнаны монголами с разных покоренных территорий. Это и славянские территории, и территории Северного Кавказа, Средней Азии, у каждых из которых были строительные традиции и которые как раз здесь и прослеживаются. Таким образом территория так называемого «Дикого поля» была обжита не только кочевниками, но и оседлыми племенами.

Мечеть-могила

Город прекратил свое существование сразу после того, как Шёлковый путь пришёл в упадок, разрушились торговые связи – подобные поселения стали не нужны. Также город трижды подвергался разрушению завоевателями.

Татаро-монгольский правитель Тамерлан повелел разрушить все города в степи, так как по завету Чингисхана монголы не должны были жить в подобных поселениях. Тогда впервые был разрушен Семь мечетей.

Второй набег на Мёртвый город относят к XVIII веку – тогда то, что ещё оставалось, разнесли на кусочки солдаты Российской армии.

Третье и последнее нашествие, после которого о городе окончательно забыли, случилось относительно недавно – в 30-е и в послевоенные годы прошлого столетия. Тогда местные жители просто разобрали растаскивали древние стены на стройматериалы, и, наконец, в итоге на этой территории высадили лес. Сейчас от города осталось лишь то, что было скрыто под землёй.

Постройки в селе из добытого на средневековом городище кирпича

Мечеть-могила

Вид с вершины поселения:

Мечеть-могила

Мечеть-могила

Говорить что-то более определенное о найденном поселении можно будет в том случае, если ученным удастся обнаружить монеты, чеканившиеся в то время. Как правило, на деньгах содержится информация о названии города.
По предположениям ученных, в данном регионе могли существовало до десятка городов Золотой Орды.

Видео

Долина реки Конка

Конка

“В московском архиве ученые наткнулись на рисунок 1769 года с изображением мавзолея XIV – XV веков, который располагался на берегах реки Конские воды – сейчас эта территория Ореховского района Запорожской области. Именно здесь некогда проходил знаменитый Муравский торговый путь, давший начало богатому ордынскому городу. Здесь же велись сражения армий Российской империи и Османской. Автор рисунка – один из царских инженеров-картографов, которые наносили на карту поселения, курганы, чтобы найти наиболее выгодное и удобно место для строительства крепостей. В свое время это даже послужило конфликтом между ними и казаками. Специальные подразделения разбирали старые кирпичные строения, ну а наши деды-прадеды считали эти постройки своей собственностью, которую могли использовать как материалы для строительства церквей или хозяйственных помещений.

Эту находку археологи без лишней скромности называют уникальной именно потому, что во время русско-турецкой войны все старые (и старинные в том числе) сооружения были уничтожены, представлявшие мусульманскую культуру – так и подавно.

- Увы, по этой причине сейчас в нашем распоряжении остались лишь фундаменты. А вот работа в архивах – как раз то, что еще может преподнести неожиданные открытия. Так и случилось, – рассказывает руководитель “Новой археологической школы” Олег Тубольцев. – Кстати, частично город Конские воды исследовал профессор Запорожского национального университета Михаил Ельников, помогал нам и Центр творчества учащейся молодежи, студенты и преподаватели Мелитопольского национального университета.

Мавзолей

Изображение, не смотря на свой почтенный возраст, отлично сохранилось, оно цветное и в деталях показывает нам сооружение овальной формы с восточными орнаментами, арабской вязью.

- Мы впервые можем увидеть не только внешнее убранство строения, но и его высоту (7 метров), ширину… Это место было погребением для очень знатной особы, – добавляет Олег Тубольцев.

Естественно, когда речь заходит о подобных находках, сразу же фантазия рисует пышное убранство комнаты, мозаики из самоцветов, золотые блюда полные жемчугов и драгоценных камней. Однако, ничего подобного здесь и в помине нет – мусульмане, в отличии от наших скифских предков, никаких драгоценностей в гробницы усопшим не сносили.

Уникальный рисунок, хранившийся в московском архиве с царских времен, там и останется. В украинские музеи попадут лишь его копии, тем не менее, археологи не унывают и не покидают надежды когда-нибудь найти остатки древнего мавзолея.”

Оригинал статьи

Использованы интервью Михаила Ельникова, ученого, руководителя экспедиции «Новая археологическая школа» и ресурсы сети Интернет.

2

  • М.Ельников замечательный ученый. Я был на раскопках, где он принимал участие- на Мамай-горе, что под Каменкой. Вы, кстати, еще не были в том районе? Если нет, рекомендую посетить и оглядеть Мамай-гору и валы скифского каменского городища под Каменкой. Еще Миша написал научно-популярную книгу “Золотоордынские времена на украинских землях”, посвященную нашему региону.

    Алексей 28.Апр.2013 17:58
  • [...] фотографії розкопок та інформацію дякуємо цей сайт: Исары Горного Крыма. Поделиться ссылкой:TwitterFacebookGoogleLike this:Like [...]

Ваш отзыв