Грот Замиль-Коба. Гора Керменчик.

По мотивам статьи «В тени Эски-Кермена».
Маршруты Игоря Белянского.

Находясь под впечатлением от прочитанной статьи Игоря Белянского «В тени Эски-Кермена» (опубликованной в сборнике «Топонимика Крыма 2010) я решил более детально исследовать данный район, тем более, что глядя на 500 метровку Горного Крыма, в этом районе можно обнаружить гору под названием Керменчик. А как мы помним, Керменчик в переводе означает Крепость.

Итак, решено. В путь.

И вот в один из майских выходных дней 2011 года я отправился в путешествие. Правда, в отличии от Игоря Белянского я начал свое движение от села Красный Мак (бывшее Биюк-Каралез), которое прошел под аккомпанемент капель дождя, стучащих по зонту над моей головой.

 В тени Эски-Кермена

Далее вдоль долины между селом и горой Баш-Кая, на которую непременно забрался для любования живописными краевидами.

 В тени Эски-Кермена

Попил горячего чая из термоса и полюбовался на проглядывающую сквозь пелену туманного дождя скалу Кызык-Кулак-Кая — Щавелевая.

 В тени Эски-Кермена

 В тени Эски-Кермена

 В тени Эски-Кермена

Затем путь лежал по дороге в направлении бывшего села Крепкого и пещерного города Эски-Кермен, куда меня подвез человек, продающий сувениры и фотографии посетителям этого пещерного города.
Причем, предложение подъехать исходило от него – еще раз выражаю свою благодарность.

 В тени Эски-Кермена

Выгрузившись из машины я забросил за плечи рюкзак, оглянулся на остающейся за спиной северный дозорный комплекс Эски-Кермена

Слово Игорю Белянскому:

Без малого полторы тысячи лет назад первые каменотесы взялись за обработку этой неповторимой скульптуры природы. Несколько веков труда жителей города,
позднее упомянутого как Кут-Телей, завершились созданием одного из самых изящных исторических ландшафтов Крыма.
Ближе к нашему времени лишенное жизни обиталище получило название Эски-Кермен, и уже не вспомнить, когда перестала зарастать сюда тропа народного интереса. Пройдем по
этим местам, избегая утомленных посетителями маршрутов.

 В тени Эски-Кермена

и отправился по проселочной дороге к зеленеющим впереди небольшим горам.

 В тени Эски-Кермена

К этому времени дождь полностью прекратился, но небо было все еще затянуто тучами.

 В тени Эски-Кермена

Вскоре дорога вывела к старому заросшему ставку, плотина которого перегородила небольшую долину.

 В тени Эски-Кермена

И. Белянский:

Еще одну группу курганчиков повстречаем у вершины Яйля-Баша, а там, не доходя следующей лесистой горы Ташлых, спуск по накатанной дороге влево между оврагами Чотаман-Дересы и Земиль. В последнем — он справа по ходу — стоит осмотреть гроты Куртлу-Коба с вырубленными в средние века пазами для деревянных конструкций и Земиль-Коба (мезолитическая стоянка). Ниже — каскада прудов — откуда олько вода берется —, в устье Земиля, а сюда же сходятся долины Эски-Кермена, Черкез-Кермена и главные дороги, местность Сарайлар. Дворцы.Неукротимая в наши дни тяга хозяйственников к прекрасному помогла воплотить в жизнь и русское значение этого слова. Оправу для своих творений они выбрали достойную: палеогеновые пласты окружающих гор —
великолепний художественный материал. Невозможно привыкнуть к бесконечному разнообразию ликов этого небольшого даже по крымским масштабам уголка.

Над ней возвышаются скалы Бор-Огы с чернеющими провалами гротов Замиль-Коба.

 В тени Эски-Кермена

Здесь в районе гротов находятся мезолитические стоянки Замиль-Коба I и II. На стоянке I человек жил в период мезолита 10-8 тысяч лет назад, на стоянке II-в период мезолита и неолита 10-6 тысяч лет назад.

Грот Замиль-Коба

 В тени Эски-Кермена

 В тени Эски-Кермена

Культура этого периода получила название Азильская. Находки относящееся к ней обнаружены в Европе, но аналогичные находки найдены в слоях Замиль-Кобы. Имиоказались крупные и довольно грубые сегментовидные орудия из массивных широких пластин, резцы, кремнёвые острия, скребки, отбойники, гальки для растирания краски и другие изделия, близкие по общему их облику к азильским орудиям Западной Европы, а также сравнительно многочисленные, но столь же грубые костяные орудия.

Также в пещере Замиль-Коба обнаружены остатки захоронения черепов, при котором оказались украшения из рыбьих зубов — вырезуба. Такие погребения известны также в Европе и на Кавказе (в Абхазии) и по этнографическим материалам. Они связаны с почитанием духов умерших сородичей.

Внутри грота Замиль-Коба

 В тени Эски-Кермена

 В тени Эски-Кермена

 В тени Эски-Кермена

 В тени Эски-Кермена

Населявших гроты людей относят к Сурско-днепровской культуре. Поселения обнаружены на островах Сурский, Шулаев, Стрелецкая Скала близ Днепропетровска, острове Виноградный к северу от Запорожья и др. Отдельные памятники данной культуры известны в Приазовье (Каменная Могила), на реке Орель и на Северском Донце.

Антропологические исследования мезолитических могильников в Крыму и в районе Днепровских порогов привело ученых к выводу о проникновении в эти районы групп населения их Передней Азии и с Кавказа. В то же время часть потомков древнейших насельников Крыма покинуло его, уйдя в северном направлении, вероятно за стадами диких лошадей, сайгаков и оленей. В целом миграции мезолитического населения происходили в направлении с юга на север. И основная масса пришельцев попадала в Крым через Керченский пролив. Но иногда люди шли в обратном направлении. Так в пещере Сюрень-II изучена стоянка с кремневыми орудиями, характерными по типу для Польши, Белоруссии и Верхнего Приднепровья.

При расселении мезолитических людей в Крыму и прилегающей к нему территории происходит обособление одних групп от других, группирование родственных общин в одном районе. Археологи прослеживают это явление, выделяя локальные варианты материальной культуры эпохи мезолита. При этом степные стоянки Левобережной Украины, Крыма и Кавказа объединяют в одну группу. В таком объединении, одном из многих на территории Европы и Азии, которые по изученному культурному слою имели заметные отличия друг от друга, можно видеть отражение складывающегося племенного группирования населения, более характерного для нового каменного века, или неолита.

Долина под гротом заросшая луговыми травами

 В тени Эски-Кермена

Итак, осмотрев это примечательное место я снова вернулся на дорогу и пошел в направлении села Холмовка.

 В тени Эски-Кермена

Переодически сходил в сторону, что бы осмотреть встречающиеся на пути невысокие горы под интригующими названиями – Той-Тепе и Орта –Тепе.

 В тени Эски-Кермена

Несмотря на входящие в название гор Тепе следов укрепления обнаружить я не смог, хотя это и не удивительно: местность легко доступна для хозяйственной деятельности да и прошлая война нанесла сильный урон средневековым памятникам.

 В тени Эски-Кермена

Кстати, на поросших лесом склонах этих гор встречаются раскопки, в которых видны остатки следов войны.

Мой путь продолжался.

 В тени Эски-Кермена

Вскоре с распаханных полян

 В тени Эски-Кермена

дорога пересекла овраг Куюн-Дереси и свернула в лес, где начала подниматься вверх среди деревьев урочища Бор-Огы.

 В тени Эски-Кермена

По пробитой среди леса дороги поднимаюсь на невысокие возвышенности

 В тени Эски-Кермена

 В тени Эски-Кермена

и обнаруживаю поляны поросшие весенними травами

 В тени Эски-Кермена

Сквозь ароматные травы направляюсь к возвышающейся немного правее вершине – по моим расчетам, это должна быть гора – Керменчик.

И. Белянский:

    За крайними южными домиками Верхнесадовой проселок взбирается на седловину волнистой гряду Карши-Баир.
    Впереди широкое поле — зто Аст, или Асытун-Тарлагы (Нижние Поля), за ними дачные участки, миновав которые дорога
    у основания стройной куполовидной горы Кара-Тепе поступает умно — раздваивается и обходит ее по бокам. А нам
    в лоб, по зарослям, к вершине. С севера и северо-востока ее охватывает стена. Общей протяженностью 50 м, развалины
    имеют прерывистый характер, в раскате камней с внешней стороны угадываются очертания 4-5 пристроек. На защищен-
    ном пятачке следов фундаментов нет. Скудный керамический материал, разбросанный на крутом юго-западном склоне,
    позволяет отнести время жизни убежища в интервал между VIII и XIII веками, то есть к эпохе существования Кут-Телея (Эски-Кермена).
    Если зто сторожевой пункт, то вот она, граница владений города, в шести километрах от него по прямой.

 В тени Эски-Кермена

 В тени Эски-Кермена

 В тени Эски-Кермена

У подножия горы виднеется груда камней

 В тени Эски-Кермена

После недолгого подъема я взбираюсь на вершину Керменчика. Здесь обнаруживается скальный выступ протянувшийся на достаточно большее расстояние. Прохожу по нему, периодически осматривая окрестности. Все покрыто лесом – обнаружить остатки старых укреплений среди них будет проблематично.

 В тени Эски-Кермена

Над самой вершиной высится геодезический репер.

 В тени Эски-Кермена

Немного дальше натыкаюсь на раскоп, из которого выглядывает вроде как каменный фундамент.

 В тени Эски-Кермена

Впереди постепенно высота горы начинает уменьшаться, но все также покрыто зарослями. Где то там внизу расположено село Верхнесадовое и дорога ведущая из Бахчисарая в Севастополь. Но я гляжу на часы и понимаю, что пора возвращаться обратно. Время начинает свой обратный отсчет. Тем более что обратный путь будет пролегать несколько другим маршрутом.

 В тени Эски-Кермена

Разворачиваюсь, и вновь продираюсь сквозь заросли. Вскоре деревья и кустарники несколько редеют и я выхожу на практически чистый склон, по которому тянется достаточно ровный ряд камней.

 В тени Эски-Кермена

И. Белянский:

Пересекаем длинную ложбину Йыланы, которая вблизи оказывается цепью замкнутых котловин. Горизонтальная поверхность «террас» самой природой оборудована для какой-нибудь хозяйственной затеи.

Возможно – это остатки стены преграждавшей доступ на вершину, на которой находилась постройка, фундамент от которой обнаружился в раскопе.

 В тени Эски-Кермена

 В тени Эски-Кермена

Поднимаюсь на соседнюю вершину и на ней встречаю следы раскопов – значит здесь что-то все таки было.

 В тени Эски-Кермена

 В тени Эски-Кермена

 В тени Эски-Кермена

Немного дальше в месте, с которого открывается чудесный вид на Качинские и Бельбекские ворота и ближние высоты горы Яйла-Баш, устраиваю обед.

Слово Игорю Белянскому:

«Продолжаясь на юго-восток, Кая-Баш сменяется малозаметным возвышением плато — Яйля-Баш. Скучноватый по прямой отрезок пути можно наполнить содержанием, если свернуть по третьей просеке ЛЗП на юго-запад и через километр уйти по лесной дороге влево. Здесь, по обе ее стороны, зеленеют мшистыми камнями десятки курганчиков. Крупнеишие — в рост человека и метров до десяти в диаметре, кое-где с грабительскими раскопами. Внешне аналогичный могильник исследовался Эски-Керменской зкспедицией 1932 года в урочище Шуланда (3,5 км на юго-востоке). В единственном раскопанном кургане обнаружены кромлех, очаг, антропоморфная стела, сильно поврежденный костяк и никакого инвентаря — датировка оказалась невозможной.»

 В тени Эски-Кермена

Слева открывается простор долины реки Бельбек и междуречья Бельбека и Качи, немного правее показываются крайние домики сел Фронтового и Холмовки.

 В тени Эски-Кермена

По правую сторону покрытые лесом небольшие возвышенности чередуются с полянами.

 В тени Эски-Кермена

Двигаюсь дальше, любуясь пейзажами, и с удивлением узнаю вершину Тепе-Кермена вдали на горизонте.

 В тени Эски-Кермена

Снова раскоп

 В тени Эски-Кермена

И вот лес заканчивается, я выхожу на поляны, бросая взгляд назад

 В тени Эски-Кермена

Идти становиться веселее – шаги по траве легче, чем продирание сквозь заросли, да и тучи постепенно расходятся, пропуская солнышко.

 В тени Эски-Кермена

Сзади открылся простор Бельбекской долины, белеют домики Пироговки и Верхнесадового. Над ними высятся горы Внешней Гряды – исконный край позднескифского царства. За Верхнесадовым в районе села Красная Заря и Фурмановка тоже есть гора Керменчик, в ее районе обнаружены следы поселения датируемого I тысячелетием до н.э. – I тыс. н.э. Когда-нибудь я добирусь и туда))).

 В тени Эски-Кермена

И. Белянский:

Станция Верхнесадовая, прежде — Бельбек, — на левом берегу одноименной реки. В старину последняя называлась Бельбеком лишь в нижнем течении, а в глубине полуострова — Кабарды, Кабарта-Су (Вздувшаяся). Еще у Палласа встречаем урочище Черкез-Тюз между верховьями Бельбека и Качей. Отаркойские старожилы (напомним — из Фронтового) Черкез-Тюз показали, не о нем ли Паллас? Зто к северу от железной дороги, на восток в пяти километрах от станции, бугры запаханные. Река имеет и местное собственное имя — Караман-Узень. Караман в переводе «герой», но в содержании топонима — проза: неподалеку владел садами некто Караманов, участок долину у Пироговки и поныне зовется Караман.

Поляна покрыты цветущим Крымским разнотравием.

 В тени Эски-Кермена

Но вот одну из вершинок опоясывает каменная стена. Возможно, название горки Яянын-Тау.

 В тени Эски-Кермена

Что здесь было? Это загадка, которую хранять замшвелые камни…

 В тени Эски-Кермена

Бытро осматриваю это место и снова вперед.

 В тени Эски-Кермена

 В тени Эски-Кермена

И. Белянский:

Границы территории слева направо окаймлены возвышенностями Карши-Ба-ир, Караман-Баир, Байрак-Баир, Черплык-Баир, Узун-Сырт; сзади, на юге и западе, нетронутый подвижкой коренной массив с сарматскими обнажениями. С севера его фланкирует отчлененная балочкой Кунтыймес-Дересы (Овраг, Куда Солнце Не Попадает) Кымыр-Кая. Южное ее про-должение, благодаря заметным скальным поясам еерхних ступеней оседания, получило название Кая-Баш (Скалистая Верхушка).

Под ногами крутяться разноцветные бабочки,

Бабочки

но нужно торопиться, и потому – шире шаг

 В тени Эски-Кермена

Под ногами пролетают все новые и новые поляны

 В тени Эски-Кермена

 В тени Эски-Кермена

Начинается новый подъем, теперь на гору Кучук-Каш-Коба

 В тени Эски-Кермена

Вдали пасется стадо барашек – навевая фантазии о этих краях до революции

 В тени Эски-Кермена

Оглядываюсь… Картина гор Внешней гряды открывается во всей своей красе.

 В тени Эски-Кермена

Снова недолгое продирание сквозь чагарник и вот я на вершине Каш-Кобы. Снова прекрасный Крымский пейзаж.

 В тени Эски-Кермена

По краю обрыва видны заплывшие следы траншеи — молчаливые следы прошлой войны

 В тени Эски-Кермена

 В тени Эски-Кермена

Вдали высится Баба-Даг, пещерный город Мангуп – центр средневекового княжества Феодоро.

 В тени Эски-Кермена

И. Белянский:

Пора осмотреться: на востоке и юго-востоке одушевленный средними веками горизонт — полоска Чуфут-Кале,
косая трапеция Тепе-Кермена, торжественное плато Баба-Дага с Мангупом — Доросом. На переднем плане — нагромождение лесистых холмов. Натренированный типичным водно-зррозионным пейзажем крымского предгорья взгляд улавливает в окружающей композиции какой-то беспорядок.
Начнем издалека, с левого берега Западного Булганака, с того места, где у села Камышинка он прорывается сквозь внешнюю гряду. Логика формирования речной долины нарушена здесь ступенями древнего оползня. Следующая по порядку Альма украшена уже богаче, а вот на Каче, между Долинным и Некрасовкой правый и, особенно, левый берега «штормит» — волнистые складки в широком ложе долины наглядны как нигде в Крыму. По нарастающей, картину, возникшую на Бельбеке, самой западной во взаимоотношении с третьей грядой реке, глазом уже не обьять, разве что с воздуха. Если на противоположном берегу сползшие с крутого склона Кара-Тау горки Ак-Баир, Одаман-Кыр, Чардак-Кая вполне типичны, то наш левый — зто три на пять километров пространства с россыпью больших и малых холмов, среди которых можно насчитать свыше двух десятков бессточных впадин. До распашки в одной из самых крупных порой набиралось миниатюрное озерцо.

Допиваю чай, налегке сбегаю вниз … Сзади нависает Каш-Коба.

 В тени Эски-Кермена

Но мне негкогда задерживаться, ведь предстоит марш-бросок до Красного Мака, что бы успеть на автобус в Ялту.

До свидания, этот уголок удивительного Крыма!

 В тени Эски-Кермена

При написании использованы фрагменты статьи Игоря Белянского «В тени Эски-Кермена» и ресурсы сети Интернет.

———————————————————————————————————————————————————————————

Знакомясь с многочисленными природными и историческими памятниками Крыма стоит выбирать наилучшие места для пополнения своих сил. И как нельзя лучше для этой цели подходит самая середина Южного берега Крыма — прибрежная Алупка. Приглашаю Вас остановиться на отдых в комфортабельных номерах, расположенных у парковой зоны этого живописнейшего места Черноморского побережья.

 

2

Ваш отзыв