Пещерный монастырь Чилтер-Коба
Возле села Малое Садовое, что расположено у реки Бельбек, возвышаются несколько скалистых мысов.
Мыс Куле-Бурун (в переводе с крымскотат. «Башенный Мыс») занимает знакомая нам Сюйреньская крепость, а на мысе Ай-Тодор (мыс св. Феодора) расположен небольшой пещерный монастырь Челтер-Коба (по другому написанию, Чилтер), появившийся на этом месте в средние века.
Здесь проходила северная граница княжества Феодоро, которую была призвана защищать крепость. За ее высокими стенами в случае опасности укрывались жители окрестных поселений и монахи.
Когда-то все помещения, пещеры и гроты монастыря Челтер-Коба были соединены между собой деревянными лестницами и переходами. Именно такая особенность и дала название этому пещерному монастырю. На татарском языке «челтер» означает «решетка», а «коба» означает «пещера».
Второй, так же уже знакомый нам пещерный монастырь Челтер–мармара, находится в Крыму перед въездом в село Терновка Севастополького района.
Под третим мысом Джаниче Бурун (приятный, душевный) сохранились вырубленные в камне тарапаны.
Появление их датируется 8-9 веками.
Некоторые исследователи связывают его с существовавшим в названный период селением, находившимся на месте нынешнего села Малого Садового.
Другие же полагают, что винодельня принадлежала монастырю. Детальные исследования еще не проводились, потому вопрос остается открытым.
Несомненным фактом остаётся лишь то, что виноделием в этих местах занимались серьезно. На юго-восточных склонах Ай-Тодора, Куле-Буруна, Джаниче-Буруна и Серого лба, обнаружены остатки террас и кусты одичавшего винограда.
Одичавший виноград можно так же встретить в балке Хор-Хор и в других местах. На противоположной стороне долины реки Бельбек видна балка Терень-Джалга.
В свое время здесь было 17 тарапанов.
Эти тарапаны обслуживать около 63 га виноградников и производить до 300 000 литров вина в год.
В конце 1970-х — начале 1980-х годов на территории монастыря проводились археологические раскопки. Благодаря этим исследованиям учёные смогли установить приблизительный период основания монастыря – с VIII по XIV века.
Одни считают, что монастырь возник в 8-9 в., другие (Ю. Могоричев, А. Герцен) называют другую дату — 13-14 век. Последней точки зрения придерживался, археолог Даниленко. Выводы его основываются на отсутствии следов перестроек и переделок, которые могли бы свидетельствовать о долгой жизни комплекса.
Точно установленно, что пещерный монастырь Челтер-Коба просуществовал до 1475 года, пока турецкая армия Кедук-Ахмет-паши, не вторглась на крымские земли , захватила Феодосию, и не разгромила княжество Феодоро.
В то время пещерный монастырь был известен как монастырь Святого Федора, чье имя носит скала. Неизвестно, правда, в честь кого из трех святых Феодоров был назван монастырь Челтер-Коба, Тирона, Студита или Стратилата. Скорее всего, в честь Святого Феодора Студита.
Св. Феодор Студит был рожден в Константинополе в далеком 758 году. Этот святой был известен благодаря тому, что он восстановил и после обустроил Студийский монастырь. При этом количество монахов, проживающих в нем, увеличилось до тысячи человек. Преподобным Феодором был составлен строгий устав монастыря, который был принят также и в Киево-Печерской Лавре. Данный устав получил название Студийский. В период правления такого императора, как Лев Пятый Армянин был начат новый виток гонения почитателей икон.
Святому Феодору Студиту пришлось вместе с братией совершить крестный ход вместе с иконами вокруг своего монастыря. Этим он проявил мужество в защиту собственной веры. Этот ход привел к тому, что святого отправили в ссылку. Там его подвергли истязаниям, которые преподобный Феодор переносил с молитвой и кротостью. Через время императора Льва Пятого Армянина убили восставшие воины. Новый же император освободил почитателей икон из заточения. Феодор Студит умер в 826 году.
Теодор Стратилат
Феодор Стратилат родом из Евхаит, в начале IV-го столетия прославился добродетелью, мудростью и храбростью. Императором Констанином он был назначен воеводой и правителем города Гераклея близ Черного моря. За свои добрые дела, кротость, правосудие, за веру Христову Федор подвергся гонениям и был распят на кресте. После снятия с креста и чудесного излечения по приказу царя Ликиния он принял мученическую смерть от рук палачей.
На сегодняшний день в пещерном монастыре Челтер-Коба насчитывается 22 пещеры разного размера и разного назначения. Комплекс монастыря состоит из пещерного главного храма, келий и трапезной, соединённых между собой прорубленными в скальном монолите тропами.
Сразу возле лестницы импровизированная звонница – живописно развешанные на ветвях дерева колокольчики.
Есть тут монашеские кельи, имеющие очень маленькие размеры и низкие потолки, большая трапезная, складские помещения, грот эконома и пещерный храм.
Храм находится в естественном гроте площадью почти 150 квадратных метров.
Грот имеет округлую форму и слегка сужается к востоку и к западу. Под алтарь была вырублена ниша, имеющая прямоугольную форму. В ее стенах есть несколько углублений. На северо-востоке храмового грота имеется купель.
Южную и северную стены храма украшают скамьи, а в стенах выдолблены усыпальницы. Даже в полу здесь находятся 4 могилы. Вполне возможно, что одна была предназначена для ребенка, поскольку имеет маленький размер. Еще несколько могильных углублений есть и в другой части храма. Это наводит на мысль, что в пещерном монастыре Челтер-Коба хоронили не только монахов, но павших воинов, защищавших крепость. Одновременно в пещерном монастыре проживало не более 14-16 монахов. По этой причине на молитву в большой храм Челтер-Коба собирались воины из соседней крепости и жители близлежащих деревень.
Для алтаря здесь вырубили специальное прямоугольное углубление, в стенах которого разместили ниши. Невысокая алтарная преграда отделяла апсиду от остальной части храма. В северо-восточной части церкви следы разрушенной купели. Вдоль северной и южной стены тянутся скамьи, в стенах вырублены усыпальницы, в полу — четыре могилы, одна из них маленькая, поэтому ее часто принимают за детскую. Навряд ли это так, скорее, в нее был помещен ковчежец с частицей мощей святого подвижника.
Обычно монастыри с трапезными, к которым относится и Челтер-Коба, были особо почитаемыми, в их храмах находились мощи святых и другие реликвии. Такие монастыри посещались большим числом паломников. Еще пять могил находятся в западной части храма. Такой монастырский комплекс мог вмещать максимум 25 человек обитателей, а по мнению археолога Даниленко, исследовавшего комплекс в 1970-80-х г, и того меньше — около 14-16.
Этот древний храм, разоренный при турецком нашествии 1575г, опустошившем весь Крым, пустовал более 5 веков.
Местные жители использовали его как загон для скота (некоторые вырубки в стенах сделаны ими в стремлении получше приспособить помещение для нужд овцеводства.).
Проходя далее по краю обрыва, мы видим следы пещерных келий и глубокий, длинный 140-метровый грот, ведущий к живительному водному источнику.
На юг от монастырского комплекса находится источник, расположенный в начале балки Хор-хор.
При написании использовались ресурсы сети Интернет.
Также можно прочесть на сайте Пещерные города Крыма монастырь Чилтер-Коба
———————————————————————————————————————————————————————————
Знакомясь с многочисленными природными и историческими памятниками Крыма стоит выбирать наилучшие места для пополнения своих сил. И как нельзя лучше для этой цели подходит самая середина Южного берега Крыма — прибрежная Алупка. Приглашаю Вас остановиться на отдых в комфортабельных номерах, расположенных у парковой зоны этого живописнейшего места Черноморского побережья.