Пещерный город Тепе-Кермен.
Тепе-Кермен — гора-останец пирамидальной формы в Бахчисарайском районе Крыма.
Расположена в 7 км на юго-восток от Бахчисарая, и в 2 км на северо-восток от городища Кыз-Кермен.
Когда-то это была часть гряды, но в результате геологических преобразований гора откололась и теперь возвышается на 540 м над уровнем моря, а над окружающими долинами — до 250 м.
Тепе-Кермен возвышается над долиной реки Кача в 2-х км от с. Машино. Высота обрывов с юга и запада достигает 12 м.
Очертания Тепе-Кермена относятся к тем формам, которые неизбежно воспринимаются человеческим сознанием в качестве архетипов независимо от особенностей той или иной культурной традиции (можно вспомнить картину «Алтари в пустыне»).
Алтари в пустыне
Плато, на котором находится Тепе-Кермен, занимает площадь не более 1 га, тем не менее здесь насчитывается до трехсот искусственных пещер, расположенных в несколько ярусов.
Здесь существовал укрепленный средневековый город. В верхней части горы Тепе-Кермен и приютился оригинальный пещерный городок, в котором насчитывают до 300 пещер, высеченных в скале и расположенных ярусами. Сохранилось 250 пещер, вырубленных в 6-7 ярусов на склонах и на вершине горы.
Те, что доступны только снизу, очевидно, использовались в хозяйственных целях – в основном, для содержания скота. В XII-XIV веках Тепе-Кермен был одним из самых многолюдных «пещерных городов» Крыма.
Название Тепе-Кермен имеет тюркское происхождение: в переводе с крымскотатарского оно означает «холм-крепость», «крепость на вершине» (t?pe — холм, вершина, kermen — крепость).
Тем же именем называют и остатки средневекового города-крепости (по другим источникам — монастыря) Тепе-Кермен, в несколько ярусов покрывающего верхнюю часть горы.
О происхождении пещерного города было высказано несколько гипотез. Дюбуа де Монпере, Г.Караулов считали, что Тепе-Кермен, как и все пещерные города, создан первобытными обитателями Крыма (троглодитами); П. Паллас приписывал сооруженные здесь пещеры спасавшимся от гонений христианам-иконопочитателям (VIII – IX вв.), другие исследователи – арианам.
Существует гипотеза, что Тепе-Кермен – древнее кладбище или монастырь. В последнее время утверждается мнение, что это – небольшое городище, прошедшее, вероятно, развитие от убежища раннего средневековья до феодального замка.
Первое детальное исследование городища проводилось в 1912 г. Крымским обществом естествоиспытателей и любителей природы.
Позже, уже после революции, здесь (предположительно) работала ещё одна экспедиция. Но результаты её врядли когда-нибудь будут опубликованы.
Всё что известно, так это то, что в 1926 году по личному распоряжению Ф. Дзержинского было профинансировано исследование пещер в районе Бахчисарая. Экспедицию Спецотдела ОГПУ возглавил Александр Барченко, профессор, научный консультант по оккультизму, эксперт по парапсихологии. Цель экспедиции — поиски остатков древних цивилизаций, владевших универсальным Знанием.
Археологические исследования, проводимые здесь Д.Л. Талисом в конце 60-х начале 70-х гг. ХХ в. выяснили, что городище существовало с VI до конца XIII – середины XIV вв. Однако подавляющее большинство культурных напластований относятся ко времени после Х в., а плотная застройка появляется только в XII –XIII вв. Гибель города связывают с походом золотоордынского темника Ногая на Крым в 1299 г.
С прекращением жизни на Тепе-Кермене в конце XIII – XIV в. пещерные церкви в какой-то мере продолжают использоваться жителями соседних долин и отдельными отшельниками.
Здесь, вероятно поселяются отдельные христианские монахи отшельники, следы которых фиксируются и в XVI в.
Теперь более детально об этих исследованиях Тепе-Кермена.
Некоторые путешественники, посещавшие Крым в XVIII столетии (их мнение передает немецкий географ Тунманн), полагали, что Тепе-Кермен — не что иное как огромный некрополь, а его искусственные пещеры — «колумбарии древних». Утверждению подобной точки зрения, вне всякого сомнения, способствовало обилие обнаруженных склепов-костниц, и она всерьез рассматривалась еще в начале XX века. Так, в 1914 г. А. Гидалевич на основании сохранившейся на стене явно христианской пещерной часовни надписи, состоявшей из четырех букв древнееврейского алфавита, сделал вывод о том, что Тепе-Кермен представлял собой еврейское кладбище. Конечно, эта интерпретация сейчас способна лишь вызвать улыбку, учитывая то, что отнюдь не погребальное, а безусловно хозяйственное назначение подавляющего большинства искусственных пещер Тепе-Кермена вполне очевидно, также не вызывает никаких сомнений христианская атрибуция присутствующих здесь храмов и провинциально-византийский характер всего поселения в целом — еврейская же надпись, скорее всего, могла быть оставлена на стене заброшенной к тому времени пещерной церкви каким-нибудь караимом из общины расположенного неподалеку Чуфут-Кале («иудейская крепость»), процветавшего в эпоху Крымского ханства, когда Тепе-Кермен уже был известен как «мертвый город», истинное имя которого давно позабыто.
Кстати, именно в окрестностях Чуфут-Кале находится древнее иудейское (но не еврейское, а караимское) кладбище, известное под названием Балта-Тиймез.
В середине прошлого века формируется реалистический научный взгляд на историческую сущность городища, что не исключает, впрочем, дискуссионных моментов. Так, например, видный историк-византинист А. Якобсон на основании собственной интерпретации текста Прокопия Кесарийского «О постройках» считал Тепе-Кермен наряду с другими «пещерными городами» византийской крепостью, возведенной на дальних подступах к Херсонесу, этому важнейшему форпосту влияния империи ромеев в Таврике, по повелению василевса Юстиниана I. Эту точку зрения оспаривал известнейший исследователь «пещерных городов» Крыма Е. Веймарн, убежденный в том, что «раннесредневековые крепости и города горного Крыма создавались в первую очередь проживавшим здесь населением, но не повелениями императоров». Исходя из этих предпосылок, Е. Веймарн рассматривал Тепе-Кермен как «крепость-замок», построенный местными жителями «в условиях разложения рабовладельческого строя и зарождения феодальных отношений» отнюдь не для решения сложных стратегических задач обороны Херсонеса от набегов кочевников, а в целях элементарной защиты «своих постоянных обитателей и их имущества от внешних врагов и внутренней опасности».
Археологические раскопки, которые проводил на Тепе-Кермене в 1969 — 1972 гг. Д. Талис, позволили определить хронологические рамки существования поселения, возникшего, очевидно, в качестве крепости-убежища в VI в., пережившего период интенсивной застройки в XII — XIII вв., подвергшегося разрушениям на рубеже XIII — XIV вв. и, несмотря на предпринимавшиеся попытки возрождения, заброшенного около середины XIV столетия.
План пещерного города Тепе-Кермен
Собственно феодальный замок в более или менее классическом понимании появился здесь не ранее X — XI вв., причем его развитие проходило в два этапа, поскольку «весь культурный слой на исследованных участках разделяется на два хронологически разных напластования, относящиеся ко времени после X в.»
У главного входа на северо-востоке среднего уровня посетителя встречают десятки больших и высоких пещерных помещений, вырубленных в два яруса.
Правильные дверные проемы, лестница, очаги, выемки в полах, ниши и крепежные пазы в стенах говорят о том, что в этом месте был большой жилой и хозяйственный комплекс с пристроенными к скале деревянными конструкциями.
Археологи насчитали в пещерном городе Тепе-Кермен 250 различных помещений в скалах.
Помещения расположены на шести уровнях. Здесь попадаются помещения в одну и несколько комнат, имеющих прямоугольную, квадратную и круглую форму и высоту от 1,3 до 5 метров.
Помещения имели разное предназначение: для обороны, для дозора, для жилья, хозяйства, склада, для погребения и культа. Верхний ярус – это, в основном, помещения для жилья и цистерны для воды, нижний ярус – помещения для хозяйственных дел.
Хозяйственная специализация города видна сразу – большинство пещер были предназначены для всесезонного содержания скота, который выпасали на безлесом в те времена пологом северном склоне и в прилегающих долинах.
В пещерах, большинство из которых хлева и загоны, насчитывается 77 вырубленных в скальных стенах и в полах разнотипных кормушек – такого количества кормушек и близко не может предъявить ни один другой пещерный город за исключением Эски-Кермена.
Интересно наблюдать характерные особенности своеобразных жилищ скотоводов, проживавших тут же, в одних и тех же помещениях с животными. Большие и просторные загоны с кормушками и каменными петлями привязи очень часто продолжаются небольшими прямоугольными нишами или овальными комнатками с аккуратными входными проемами в тыльных стенах.
Многие входы находятся прямо за кормушками, они оснащены подрубками под деревянные рамы и пазами для засовов. Описанные ниши и комнатки ни что иное как спальни для людей. Жители города закрывались на ночь в этих укромных уголках, а животные теплом своих тел дополнительно защищали их от холода с улицы.
Здесь также можно наблюдать пристенные и напольные каплевидные углубления для очагов, где готовили пищу и поддерживали огонь для обогрева помещений.
Пещеры соединены между собой, почти во всех высечены ясли и проушины для привязи животных.
Некогда в эти каменные проушины были вставлены железные кольца. По одной из смелых, насколько и фантастических, гипотез французского посла при хане барона Тотта, кольца служили для привязи… лодок, причаливающих к островкам во Внутреннем море во времена Библейского Потопа. По мнению Бертье-Делагарда кольца служили для провязывания верёвочных перил между пещерами.
Встречаются комплексы пещер, состоящие из двух, трех и четырех помещения. Пещеры на западной стороне плато носили, в основном, оборонительный характер. Это были боевые казематы с амбразурами для стрельбы из лука и сбрасывания камней. В верхние пещеры можно попасть только с территории замка; служили они в целях обороны и для проведения культовых обрядов.
Позднее многие из них тоже использовались в хозяйственных целях.
Сами пещеры довольно велики, причем в них проделаны окна и двери, лестницы и галлереи. Во втором ярусе пещеры обширнее и почти во всех них высечены скамьи.
В одной из пещер видны следы иконостаса, высечены кресты и пр., а близ этой церкви находится пещера, заполненая человеческими костями, но черепов нет.
Чтобы не упустить ни капли дождевой воды и для пополнения ее запасов, на плато созданы специальные цистерны. Вся скала испещрена желобками для стока воды.
Оборонительные стены Тепе-Кермена сохранились плохо. Они представляли собой две линии. Внешняя стена защищала посад и располагалась несколько ниже по склону, сейчас она выглядит как заплывший землей вал. Главная крепостная стена тянулась вдоль кромки обрывов и преграждала потенциальному неприятелю доступ на плато. В настоящее время обзору доступны разве только вырубленные в скале «постели» для укладки квадров — впрочем, их вполне достаточно для того, чтобы определить здесь характерную строительную технику юстиниановской эпохи, общую для оборонительных сооружений едва ли не всех раннесредневековых крепостей юго-западного Крыма, впоследствии прозванных «пещерными городами».
На территории Тепе-Кермена находилось еще несколько пещерных и наземных церквей. Остатки небольшой часовни с полукруглой алтарной абсидой расположены у южной оконечности городища. Многочисленность культовых христианских сооружений Тепе-Кермена дает повод некоторым исследователям считать, его монастырем.
На Тепе-Кермене выделяют три пещерных храма и одну наземную однонефную часовню, фундамент которой сохранился у южного мыса плато. У главного входа на втором ярусе можно увидеть комнату с тремя полукруглыми нишами – это предполагаемая церковь, бывшая частью многокомнатного комплекса, куда входил выступ с нишами и четырьмя могилами.
Метрах в пятидесяти к северу, неприметная с тропы, на втором ярусе вырублена церковь с ризницей. Ее хорошо обработанные стены явно отличаются качеством отделки от стен остальных пещер города. В восточной стене храма устроена полукруглая алтарная апсида, вдоль стен тянется скамья, в полу и в нише стены три могилы. В южной стене вход в скругленное помещение – ризницу, давшую название храму. Считается, что эти церкви появились на последнем этапе жизни города в XIII — XIV веках. Но еще раньше, около XI века, был сооружен самый знаменитый храм города – церковь с крещальней.
Визитной карточкой храма является его внутренняя алтарная преграда с колоннами, увенчанными капителями, и рельефными изображениями процветших византийских крестов. В углу у восточной стены возвышается купель с крестообразной ванной, где и осуществлялся обряд крещения.
В храм ведут два параллельных входа — один из них позволял прихожанам оказаться непосредственно в наосе, то есть центральной части храма, где во время богослужения находились верующие; второй открывал доступ в баптистерий (крещальню).
Собственно храм и крещальня располагались в одном помещении, высеченном в толще скалы, размерами 10,5 на 4,5 м. и высотой около 2,6 м., однако были символически разделены ступенькой в 15-20 см., причем пол крещальни возвышается над наосом.
Еще выше приподнят пол алтарной части храма, выступающий в данном случае внутрь помещения и отделенной от наоса высеченной из цельной скалы алтарной преградой, которая в верхней части представлена шестью фигурными колоннами (полностью сохранились три) со своеобразным орнаментом на капителях, а в нижней — тонко выделанными стенками, украшенными двумя крупными рельефными изображениями крестов.
Эти кресты особенно интересны характерной «тевтонской» формой.
Кресты подобной формы отмечены также на некоторых архитектурных деталях раннесредневекового Херсонеса. Что это — «германский след», традиция крымских готов или простое совпадение? Пока что — загадка, равно как и редкостная, уникальная планировка этого пещерного храма.
Обычно в христианских церквях, в том числе и средневековых, расположение нефа продольное, здесь — поперечное: внутреннее пространство храма не вытянуто от входа к далекому и неотмирному алтарю, но окружает его, словно стремится принять активное участие в священнодействии, совершающемся в узорчатой клети алтарной преграды прямо посреди обступивших ее молящихся.
Кто знает — не вторглись ли здесь в незыблемые каноны христианской архитектуры подспудные эстетические принципы языческих ритуалов?
Алтарь ориентирован, разумеется, на восток — в восточной стене вырублено световое окно, под ним — жертвенник.
В крещальне привлекает внимание тщательно вырубленная в камне крестообразная купель, стенки которой поднимаются над полом почти на 40 см., причем общая глубина купели 1,25 м., ее размеры явно ориентированы не столько на младенца, сколько на взрослого человека — на такового же несомненно расчитаны две ступеньки для спуска в купель.
Таким образом, эта архитектурная деталь совершенно недвусмысленно свидетельствует о том, что храм был сооружен в тот исторический период, когда местное население, еще в массе своей языческое, начинает активно обращаться в христианство.
Как говорилось ранее, в горном Крыму такая ситуация складывается во второй половине X — XI вв., когда после гибели Хазарского каганата здесь вновь усиливается влияние христианской Византии — вероятно, именно этим временем и следует датировать сооружение на Тепе-Кермене храма с баптистерием.
В полу крещальни и храма вырублены могилы, закрывавшиеся каменными плитами — плитовые гробницы, ими же испещрена терраса перед входом в баптистерий. Могилы окаймлены хорошо заметными пазами для укладки и крепления плит.
Позаимствованный из восточных провинций Византии погребальный обряд, бытовавший в горном Крыму с X в. до турецкого завоевания в 1475 г., ныне может показаться весьма экзотическим, однако верующим христианам той эпохи, живущим ожиданием Страшного Суда и мистического «восстановления мертвых из праха» он представлялся единственно разумным и спасительным. Умершего по выполнении положенных ритуалов помещали в плитовую гробницу, а через несколько лет, когда плоть истлевала, его кости извлекались, под чтение молитв омывались вином (в русском языке эта традиция отражена в известной идиоме «перемывать косточки») и затем аккуратно складывались в склеп-костотеку, где они должны были ожидать исполнения древних пророчеств.
При этом надо понимать, что склеп был отнюдь не индивидуальный, в него без разбора помещались останки многих умерших, однако анатомический порядок костей, равно как и их принадлежность никого не беспокоили — считалось, что Господь разберется, а вот вином омыть — это обязательно. Что же до плитовой гробницы — она не пустовала, ее уже занимал следующий: дело было поставлено на поток.
На плато Тепе-Кермене сохранились следы довольно густой наземной застройки, пока еще слабо изученной.
Как и в большинстве средневековых горных поселений Таврики, жилые постройки в небольших и довольно тесных усадьбах были двухэтажными, их окружали хозяйственные пристройки и навесы.
Во время раскопок обнаружены фрагменты черепиц, пифосов, амфор, поливных тарелок, датируемых XII–XIV вв.
При раскопках встречались и отдельные находки VI–VI вв., дающие основание полагать, что плато осваивалось человеком с V в.
А на самом кончике копьеобразного южного мыса словно символ Тепе-Кермена стоит одинокий камень, оставшийся от рухнувших вниз стен бывшей здесь просторной пещеры. Современники дали ему название Солнечный, и говорят, что в Солнечном камне посредством властного заклинания запечатлел свою бессмертную душу один из здешних архонтов, последний великий кудесник Готии, строитель Тепе-Керменского пещерного храма, привнесший в архитектуру этого сооружения все странное, необъяснимое и завораживающее — он не захотел воскреснуть в ином мире и предпочел остаться здесь, превратившись в гения места.
С тех пор он глядит на убегающие вдаль волны куэстовых гряд, на раскинувшуюся внизу долину Качи, и осеняет этот прекрасный пейзаж неуловимым очарованием древней магии.
С Тепе-Кермен в хорошую погоду открывается чудесная панорама и хорошо видно Симферополь и Бахчисарай, соседний пещерный город Кыз-Кермен.
С вершины плато Тепе-Кермена открывается замечательный вид на долину реки Кача и соседние горы.
При написании использовались ресурсы сети Интернет.
Также можно прочесть на сайте Пещерные города Крыма пещерный город Тепе-Кермен
———————————————————————————————————————————————————————————
Знакомясь с многочисленными природными и историческими памятниками Крыма стоит выбирать наилучшие места для пополнения своих сил. И как нельзя лучше для этой цели подходит самая середина Южного берега Крыма — прибрежная Алупка. Приглашаю Вас остановиться на отдых в комфортабельных номерах, расположенных у парковой зоны этого живописнейшего места Черноморского побережья.