Пещерный город Качи-Кальон
Пещерный город Качи-Кальон расположен южнее Бахчисарая в долине реки Кача, между селениями Предущельное и Баштановка.
Этот пещерный город находится в отвесных скалах над дорогой Бахчисарай-Синапное.
Высота Качи-Кальона около 140 метров.
В скальном массиве множество пещер, а на самом верху в большом гроте источник святой Анастасии, воды этого источника считаются целебными. В VIII—X веках у святого источника был основан большой монастырь. Сохранились остатки пяти церквей, множество келий и хозяйственных помещений, надгробные плиты и остатки оборонительных стен.
Качинский каньон обжит человеком давно. В начале нашей эры эти земли населяли готоаланы и потомки тавроскифов. Занимаясь в основном земледелием, и находясь на древнем торговом пути, они основали ряд сельских поселений, в которых разрослись крупные винодельческие комплексы. Из одного такого поселения и выросло городище Качи-Кальон.Самые ранние следы пребывания человека датируются IV веком. Позже появился и небольшой монастырь, остатки которого сосредоточены в Анастасиевском Гроте. Древнее поселение было основано на перекрестке торговых дорог, служа приютом для путников и торговцев. Путь шел через перевал Кибит-богаз и соединял юго-западную часть полуострова с Южным берегом Крыма.
Здесь во множестве сохранились винодавильни (тарапаны) того времени, их даже без раскопок, насчитывается около 120-ти, что говорит об основном занятии его жителей. Они могли сразу обработать 250 тонн винограда. Видимо местное вино пользовалось большим спросом. Внизу у дороги было обнаружено гончарное производство, где производили амфоры, кувшины, фляги, пифосы и черепицу. Заливая вино в керамическую тару, виноделы продавали и обменивали его у соседей и проезжих купцов.
Над поселением в большом гроте с родником в VIII—X веках возникает монастырь. Возможно, он был основан выходцами из Византии. Это были времена иконоборчества, когда многие иконопочитатели бежали в Таврику, основывая монастыри и неся с собой культуру своей родины. С годами монастырь разрастался, расстраивался. Появилось несколько церквей и часовен.
После захвата Крыма татарами монастырь был разрушен, жизнь в поселении начинает постепенно замирать. Забрасываются гончарные мастерские, слабеет виноградарство и виноделие. Но местное христианское население все же сохранило свою религию. В трудные времена ряд монастырей и храмов сохранял связи с русской православной церковью и получал из Москвы помощь. Из грамоты царя Бориса Годунова (1598 г.) известно, что в числе получивших такую помощь была и церковь Св. Анастасии, которой была оказана денежная поддержка, а также пожалованы образа и свечи.
Монастырь и поселение вокруг него просуществовали до 1778 года, когда произошло массовое переселение христиан в Приазовье. Из деревни Качи Кальон было вывезено 77 человек.
После присоединения Крыма к России начинается восстановление старых церквей. Отремонтировал церковь помещик Г. Хвицкий, которому в 19 веке принадлежала эта земля. Возобновилась служба. У дороги была построена новая церковь, тоже названная в честь святой Анастасии. Указом Синода «О восстановлении церквей и святых мест в Крыму» церковь св. Анастасии и верхняя церковь в обломке скалы объявлены «киновией» и приписаны к Успенскому Скиту. После смерти Г. Хвицкого, церковь по завещанию отошла Успенскому скиту.
Источник в гроте стал местом паломничества, его считали целебным. По описанию Г. Москвича в «Путеводителе по Крыму» раньше над ним находилась «крыша на железных столбах». Рядом стояла «убогая хижина, в которой помещается полусломанная кровать для женщин, разрешающихся от бремени».
Церковь считает, что святая, в честь которой назван источник, Анастасия Узорешительница.
Великомученица Анастасия родилась в Риме и рано приняла веру Христову. Переодевшись нищенкой, в сопровождении служанки она посещала темницы: кормила, лечила, а часто и выкупала узников, страдавших за веру Христа. В Иллирии Анастасия была схвачена и передана в руки жреца Ульпиана. Разложив перед ней с одной стороны золото, драгоценные одежды, а с другой — страшные орудия пыток, жрец предложил ей сделать выбор. Отвергнув богатства, Анастасия выбрала орудия пыток. Тогда решил жрец осквернить ее чистоту, но ослеп, лишь протянув к ней руку. Выйдя на свободу, Анастасия вместе со своей помощницей Феодотией снова отдалась служению страждущим христианам. Анастасия приняла мученическую смерть в 304 году. Церковь чтит ее память 4 января.
Но среди местных жителей сохранилась легенда о местной девушке — несчастной Анастасье, записанная М. Чорефом в 1976 году: «Давным-давно, в пещерах Качи-Кальона прятались мерзкие чудовища. Люди их боялись и с наступлением ночи прятались в хижинах, загнав скот в хлев. На краю деревни жила вдова с дочерью Анастасией. Мать пасла ягнят и козлят, дочь ей помогала. Однажды вечером, когда их стадо спускалось к селу, выскочило многолапое чудовище и, схватив одну из овец, потащило ее к пещерам. Не испугалась девочка зверя, бросилась было спасать овцу, на камне поскользнулась и, хромая, стала медленно спускаться к дому. Тем временем стемнело. Окружили и до смерти замучили ее страшилища. Кричала она так громко и жалобно, что не выдержали скалы, попадали со сводов пещер камни, похоронив под собой и девочку, и мерзких чудищ. А утром поднялись жители деревни в Большой грот и видят: скала плачет, сочится из нее вода, как слезы. Прошли века. Ныне на том месте шелестит листьями дикая черешня, корни которой пьют воду источника, воркуют голуби, живущие в трещинах скалы. Однако чуткое ухо может различить и какие-то таинственные звуки, рождаемые ветром в гроте. И кажутся они отзвуками легенды о юной Анастасии».
Несколько веков паломники толпами приходили к святому источнику с дикой черешней. И не было разницы ни в вероисповедании, ни в национальности. К нему приходили греки и караимы, татары и русские — христиане, иудеи и мусульмане.
Свято-Анастасьевская киновия просуществовала довольно долго. В 1921 году Успенский монастырь был закрыт, но Анастасьевская киновия, оказавшись в стороне от бурных политических событий, оставалась действующей до 1932 года.
Во времена коллективизации, ее закрыли, а монахов выселили за пределы Крыма. Земли отошли совхозу «Коммунар». Качи-Кальон перестал существовать как населенный пункт.
Части пещерного города Качи-КАльен:
Первый грот; Тарапаны; Второй грот; Третий (Церковный) грот; Средний выступ; Башенный выступ; Четвёртый (Большой) грот; Малый выступ; Волосяной мост; Пятый грот.
План Качи-Кальона
В начале северного мыса Качи-Кальонской скалы находится Первый грот, заваленный огромными обломками.
В гроте нет пещер, но в стенах его и на полу множество вырубок и гнезд для укрепления стояков и балок деревянных прискальных построек.
Здесь видны остатки оборонительной стены, сложенной из больших хорошо обработанных блоков известняка. Следы ее прослеживаются до церкви святой Софии. Храм высечен с северо-западной стороны от пещерного города в огромном отдельно стоящем валуне, размерами 6 х 3 м. В него ведут два входа один в наос, другой в полукруглую аспиду. Над входом в нише вырезан крест. Помещение овальной формы, длиной чуть больше пяти метров, шириной около двух с половиной, потолок выше двух метров. Вдоль стен высечены в скале скамьи для молящихся. В одной из них с южной стороны вырублена могила, в полу под ней гробница. В подковообразной апсиде одноступенчатый синтрон (скамья для священнослужителя). В полу аспиды углубление для престола. В стене сохранились пазы для иконостаса и ниши для икон и жертвенника. Изучив надписи над имеющимися в храме гробницами, специалисты утверждают, что храм действовал уже в XVI–XVII вв. Известно, что в XIX в. этот храм реставрировался.
В Третьем гроте церковно-погребальный комплекс. В одной из пещер остатки небольшой церкви в скале вырублена лишь северная стена и апсида, южная стена сложена из камня. Алтарное возвышение разрушено, в стене сохранилась ниша для запрестольного образа. В полу вырезаны гробницы, на стенах остатки греческих надписей. С юга примыкает галерея, которая соединяет этот храм с небольшой церковью. Северная ее часть также вырублена в скале, а южная была деревянной.
На стенах часовен красной краской выведены кресты.
По всему следованию пути в скалах вырублено большое количество пещер.
В полах пещер выдолблены виноградодавильни и хозяйственные ямы. Всюду встречаются высеченные на камне кресты. Большинство из них довольно ранние, вписанные в круг, равноконечные с расширяющимися концами. Другие более поздние стилизованы под виноградную ветвь. Прямо под открытым небом жернов, для помолки пшеницы.
На открытой площадке следы древнего монастырского кладбища, кругом встречаются остатки каменных двускатных надгробий, покрытых резьбой.
Здесь была стена с башней и воротами, защищающая подходы к поселению с северо-запада.
Время не пощадило ее, и теперь она сильно разрушена.
На каменном обломке выбит церковный алтарь, это все что осталось от главной святыни городища — храма Святой Анастасии. Церковь была построена в византийскую эпоху и существовала вплоть до 1778 года. В XIX веке она была восстановлена местным помещиком Г. Хвицким и освящена во имя св. Анастасии. Рядом с церковью, в соседнем скальном обломке, вырублена усыпальница, на стене которой высечен символизирующий вечность крест в круге.
Вверху за выступом скалы открывается Четвертый грот — удивительное по грандиозности и величию творение природы. Его каменные стены высотой 70 метров напоминают свод готического собора.
В центре обложенный камнями источник в углублении похожем на крестильню. Над ним высечен большой крест с расширенными концами и три ниши, в которых стояли иконы Богоматери, Св. Анастасии и евангелиста Матвея.
Перед ним причудливой формы вековое черешневое дерево. Вокруг множество пещер, расположенных в три яруса. Все они имели деревянные пристройки, соединялись мостиками и переходами, от которых в камне до сих пор сохранились пазы.
Юго-восточная сторона Четвертого грота завалена огромными глыбами, некоторые из них повисли над обрывами.
За ними узенький карниз ведет к Пятому гроту.
Место это называется Кыл Копыр (Волосяной мост), без специального снаряжения по нему не пройти. В гроте с десяток пещер, в восточном краю большое углубление, для воды.
От грота крутая тропинка приведет к церкви святой Анастасии, расположившейся у дороги. Эта церковь пещерная лишь наполовину: алтарь высечен в скале, а основная часть выстроена из камня, купол деревянный.
С высоты открывается вид на всю Качинскую долину, на юго-западе ущелье — Алимова балка,
а на юго-востоке вдали виднеются вершины заснеженных гор.
Видеопрогулка по пещерному городу Качи-Кальон. Январь 2014 года.
При написании использовались ресурсы сети Интернет.
Также можно прочесть на сайте Пещерные города Крыма пещерный город Качи-Кальон
и Оникстуре Корабль на Каче
———————————————————————————————————————————————————————————
Знакомясь с многочисленными природными и историческими памятниками Крыма стоит выбирать наилучшие места для пополнения своих сил. И как нельзя лучше для этой цели подходит самая середина Южного берега Крыма — прибрежная Алупка. Приглашаю Вас остановиться на отдых в комфортабельных номерах, расположенных у парковой зоны этого живописнейшего места Черноморского побережья.