Аю-Даг. Средневековый монастырский комплекс.

Горный массив Аю-Даг является одним из наиболее заметных геологических образований Южного берега Крьма. Высота горы -570,8 м над уровнем моря. Она представляет собой лакколит, сложенный диабазовыми породами, выступающий в море на 2-2,5 км. На его обрывистых склонах во многих местах видны следы разновременных, иногда грандиозных обвалов. Некоторые из них, возможно, явились следствием древних сейсмических событий. В настоящее время значительная по площади поверхность этого горного массива большую часть года безводна. Более или менее постоянные источники воды имеются лишь у подножия лакколита, в зоне контакта диабазов со сланцами таврической серии. Не исключено, однако, что еще в недалеком прошлом средняя часть восточных склонов горы была обводнена.
В силу особенностей своего географического положения, Аю-Даг служит естественной границей между Партенитской и Гурзуфской долинами. Выдаваясь далеко в море, он обеспечивает безопасную стоянку судов в береговых изгибах. Господствующее положение над прибрежной полосой делает его удобным наблюдательным пунктом, с которого в ясную погоду просматривается побережье от мыса Меганом на востоке до мыса Ай-Тодор на западе, основные возвышенности вдоль Бабугана и Никитской яйлы, а также все подходы к горе. На средневековых и более поздних латиноязычных картах-портоланах Аю-Даг обозначен под названием Саттеїіо (Верблюд).

 Аю-Даг

Археологические памятники Аю-Дага привлекли внимание ученых еще в конце XVIII — начале XIX вв. Остатки крепостных сооружений на Аю-Даге атрибутировались первыми исследователями как памятники эпохи тавров.
Последующие исследователи выявили принадлежность археологических памятников к средневековому и частично античному временам.

Аю-Даг

К настоящему времени в пределах этого горного массива локализовано 39 археологических комплексов, 4 из которых относятся к античному времени, 26 — к средневековью, 3 -к ХVІІ-ХVIII вв. Датировка еще 6 обьектов пока не ясна. Кроме того, выявлены 3 местонахождения древних артефактов эпохи мезо-неолита и 1 — поздней бронзы — раннего железа.

 Аю-Даг

Памятники античного времени сосредоточены в нижней части западного склона горы. Особый интерес представляет один из них, расположенный в урочище Осман. В 1947 г. при земляных работах здесь или где-то поблизости были найдены античные монеты (21 шт.), выпущенные в период с IV в. до н. з. по III в. н. з. Монеты, обнаруженные в обрезах дорог, представляют собой деградированные боспорские статеры, чеканенные от имени Савромата IV (275/276 гг. н. з.) и Фофорса (285/6-309-310 гг. н. з.). Исходя из состава находки, выдвинуто предположение, что на месте его обнаружения могло находиться святилище античной поры. В 1963 г. в урочище зафиксированы разбросанные по склону террасовидные площадки с каменньми крепидами и остатками других строений. При разведочных раскопках ниже отложений VIII(?)-Х вв. н. з. был вскрыт культурный слой, содержащий многочисленные обломки лепной керамики, а также фрагменты чернолаковой и краснолаковой столовой посуды, амфор эллинистического и римского времени. В целом исследователи датировали материал IV—І вв. до н.э. Значительная часть объекта, видимо, уничтожена каменным карьером и подходящими к нему дорогами.

 Аю-Даг

Первоисследователи памятника соотносили его с находящимися неподалеку некрополями из «каменных ящиков» на территории бывшего имения «Артек» и на холме Тоха-Дахыр.
 Аю-Даг

Принимая во внимание это соседство, а также наличие большого количества обломков лепной керамики во вскрытых культурных отложениях, они атрибутировали обьект как позднетаврское поселение.

Однако эти выводы по ряду причин вряд ли следует считать окончательными. Упомянутые могильники, оставленные, видимо, историческими таврами, раскопкам не подвергались и об их хронологии ничего не известно, а одной территориальной близости для синхронизации двух памятников явно не достаточно.
Таврские некрополи Южного берега по мнению большинства специалистов, датируются VI-V вв. до н. з. Достоверно более поздних погребений на них пока не обнаружено.

Артекский перевал
 Аю-Даг

Прямых достоверных сведений о политической принадлежности окрестностей Аю-Дага в эпоху эллинизма в известных современным исследователям исторических источниках пока не обнаружено. В этот период Южный берег Крыма представлял собой своеобразную периферию, расположенную между центрами Херсонеса Таврического, Боспорского государства и территории, занимаемой скифскими, а впоследствии «позднескифскими» племенами. Античные географы этого и более позднего времени (Скимн Хиосский, Арриан Флавий) упоминают лишь один населенный пункт на побережье вблизи Аю-Дага — Лампад. Большинство исследователей локализуют его в районе современного поселка Малый Маяк или, точнее, на мысе Плака. В краткой сводке по античной географии Северного Причерноморья, составлен-ной М.В.Агбуновым, данные о всем побережье Южного Крыма, в том числе и о Лампаде, а ргіогі помещены в раздел, посвященный Херсонесскому государству. Однако этот памятник не изучен и для каких-либо однозначных выводов пока нет оснований.
 Аю-Даг

Более конкретные предположения могут быть сформулированы лишь для позднеантичного периода истории Таврики, когда она была вовлечена в сферу военно-политического влияния Римской империи. Во II—III вв. н. з. эпиграфически засвидетельствованы успешные войны боспорских царей со скифами (или «тавро-скифами»): Савромата І ; Котиса II ; Савромата II . Не исключено, что в ходе этих конфликтов боспорские войска иногда пользовались поддержкой контингентов римских войск. Есть основания полагать, что после окончательной победы над «тавро-скифами», где-то в конце II в. н. з., произошел раздел территории Таврики, часть которой оказалась под контролем римской военной администрации и Херсонеса, а часть перешла к боспорским правителям.

Пытаясь наметить границы этих «сфер влияния» в северной (предгорной) части региона, исследователи, основываясь на многочисленном археологическом материале, считают приграничным римский военный пост на городище Алма-Кермен. На Южном берегу граница между владениями Боспора и Херсонеса в античный период пролегала в районе г. Чатыр-Даг. По другой версии анализируя монеты І—IV вв. н. з. из Ауткинского святилища, (Ялтинская долина) и сопоставляя их с монетами Харакса (середина І—II — середина III н. э.), было обнаружено, что на крепости найдены исключительно римские и херсонесские монеты, в то время как в капище в десятке километров восточнее еще и боспорские, втрое превышавшие по численности херсонесские. Исходя из этого был сделан вывод о том, что Харакс с дня своего основания служил пограничным пунктом владений Херсонеса, а восточнее простиралась зона влияния Боспорского государства.

Единственный эпиграфический памятник, относимый к античному времени, обнаруженный на этой территории (у северного подножия Аю-Дага), представляет собой посвящение боспорского правителя Савромата II в честь римской императрицы. Известно, что Савромат II проводил проримскую политику и активно боролся с пиратами на морских коммуникациях. Это, а также наличие здесь в то же время большого количества римских монет, не игравших существенной роли в денежном обращении собственно Боспора наводит на предположение о том, что контроль над частью побережья, на которой расположен и Аю-Даг, мог осуществляться боспорскими правителями с помощью варварских контингентов, возможно, частично оплачиваемых за счет римских субсидий.

Аю-Даг

Средневековые памятники составляют абсолютное большинство археологических обьектов Аю-Дага. Уверенно атрибутировать и датировать многие из них довольно сложно. средневековые древности Аю-Дага можно разделить на две основные хронологические группы –VIII (?)-Х и ХІV-ХVІ вв.
 Аю-Даг

Эти памятники включают в себя следующее: четыре линии заградительных стен, кольцеобразное укрепление на вершине горы, семь поселений, пять крупных, отдельно стоящих (в пределах или вблизи поселений) сооружений, назначение которых без специальных исследований определить сложно. В X в. функционировал также монастырь св. Апостолов Петра и Павла и существовали постройки на территории монастырского комплекса в бухте Панаир.

 Аю-Даг

Крепостные стены первых трех рубежей в соединении с естественными особенностями рельефа Аю-Дага, видимо, создавали единую оборонительную систему, защищавшую подходы к поселениям на северо-восточном, восточном и юго-восточном склонах горы. Четвертая стена и кольцеобразное укрепление, возможно, преграждали подступы с северо-запада и запада. Последнее также, в случае военной опасности, могло служить кратковременным убежищем для населения и скота из незащищенных северо-западных и других селищ.
Поселения различны по размерам — от небольших, хуторского типа, не более 5-6 жилищ до значительных, включавших не менее 30 построек.
 Аю-Даг

Таким образом, во второй половине VIII(?)-Х вв. на Аю-Даге формируется крупный культурно-хозяйственный комплекс, названный исследователями церковно-феодальньм, который состоял из серии поселений с христианскими храмами, 2 монастырей, защищенных единой оборонительной системой. Появление его, видимо, связано с развитием и подъемом торжища в Партенитах, и также, возможно, с образованием и становлением самостоятельной Готской епархии, религиозно-полический центр которой первоначально располагался, вероятно, в «эмпории Партениты». Прекращение существования комплекса может быть связано с катастрофическими событиями второй четверти X в., приведшими к массовой гибели сельских поселений и подрыву сложившейся системы зкономики в Таврике в целом.
 Аю-Даг

Для более позднего времени в пределах массива зафиксировано только одно поселение с храмом и железоделательными мастерскими на юго-западном «плече» Аю-Дага, жизнь на котором не прерывалась с раннего средневековья до XV в.
 Аю-Даг

В ХІV-XV вв. продолжал функционировать монастырский комплекс в бухте Панаир. По мнению С.Б. Адаксиной, в 50-х годах XIV в. он подвергся значительной реконструкции, предпринятой после масштабных разрушений, сопровождаемых пожаром. При этом практически полностью перестраивается храм, на стенах которого уже не восстанавливается фресковая роспись, украшавшая церковь ранее. Причиной разрушений автор считает сильное землетрясение 1341 г. В первой половине XV вв. производятся масштабные строительные работы и на территории монастыря св. Апостолов Петра и Павла. Здесь в 1427 г. митрополитом Дамианом восстановлена трехапсидная лика с гробницей преподобного Иоанна Готского. Отстроенные в ХІУ-ХУ вв. на Аю-Даге культовые комплексы продолжают посещаться до конца XVI в., о чем свидетельству нумизматический материал, обнаруженный на памятниках.

Христианские кресты с Аю-Дага

 Аю-Даг

 Аю-Даг

Аю-Даг
— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —

Первая (нижняя) оборонительная стена. Возможно, впервые она упоминается у Н.И.Репникова. Обследована О.И.Домбровским в 1973 г.

 Аю-Даг

 Аю-Даг
 Аю-Даг

Сложена из необработанных диабазовых глыб без использования вяжущего раствора. Ширина кладок — 1,5-2 м, сохранившаяся высота — до 1,5 м. Датирована VIII(?)-Х вв. Вторая оборонительная стена. Известна, видимо, с ХVIII-ХІХ вв. К этому объекту, вероятно, относится описание, приведенное в XIV т. «России» (под общей редакцией Семенова-Тянь-Шанского): «На полпути до вершины Аю-Дага тропа достигает остатков древней стены, местами хорошо сохранившейся…». Обследована Л.В.Фирсовым в 1963-66 гг. В 1969 г. изучалась экспедицией О.И.Домбровского. Датирована исследователями УШ(?)-Х вв. По сведениям Л.В.Фирсова, общая протяженность этого оборонительного пояса — 1350 м.

 Аю-Даг

 Аю-Даг

 Аю-Даг

Стена сложена из необработанных диабазовых глыб без использования вяжущего раствора. Ширина кладок — 1,5-2 м, сохранившаяся высота — до 3 м.

 Аю-Даг

— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —

Кольцеобразное укрепление на вершине горы. Известно еще с XVIII в., однако первое
более или менее вразумительное описание памятника и его план принадлежат П.И.Кеппену. Второй схематичный план составлен А.Л.Бертье-Делагардом и опубликован Н.И.Репниковым. В 1945 и 1950 гт. укрепление посещал П.Н.Шульц.

 Аю-Даг

В 1959-1964 гг. крепость изучал Л.В.Фирсов, а в 1969 г. — О.И.Домбровский. В разное время взгляды на датировку и зтническую атрибуцию памятника значительно различались.
 Аю-Даг

Практически до начала 60-х гг. XX в. существовало три точки зрения по этому поводу. П.И.Кеппен считал сооружение средневековым.
 Аю-Даг

Ряд авторов сходились на том, что здесь располагалось римское укрепление первых веков нашей эры. Другие исследователи склонялись к тому, что на вершине Аю-Дага находилось позднетаврское убежище І в.до н. з. — IV в. н. з.
 Аю-Даг

Лишь после разведочных работ середины 60-70-х гг. стало ясно, что стены кольцеобразного укрепления являются остатками укрепленного убежища, возведенного на случаи военной опасности в VIII(?)-ІХ вв. и сохранявшего свое значение, видимо, до X в.
 Аю-Даг

В плане укрепление представляет собой сложный многоугольник. Размеры его 180 х 230 м, площадь — 3,25 га, длина оборонительного периметра — 693 м.
 Аю-Даг

Стены сложены из бута насухо, в сечении трапециевидные (сужаются кверху), имеют двух- или трех-панцирную структуру. Ширина их составляет 1,8 м -2,8 м. Высота сохранившейся части -от 0,5 до 2,5-3 м. На юго-западной стороне укрепления в периметре имеется проем шириной 2 м.
 Аю-Даг

Вдоль стены видны остатки построек, расположенных с внутренней стороны. Это в большинстве своем однокамерные сооружения размером от 2×3 до 2,5 х 4,5 м при толщине стен 0,7-0,9 м, не перевязанные с кладкой внутреннего панциря куртины.

 Аю-Даг

С наружной стороны к оборонительной стене примыкают монолитные «башенные» выступы.
 Аю-Даг

У Л.В.Фирсова учтено 9 оснований «башен» прямоугольных очертаний, размером в среднем 2 х 4 м. О.И.Домбровский указывает на 14 прямоугольных и 4 полукруглых «башни» по внешнему периметру куртины.
 Аю-Даг

Культурный слой внутри крепости отсутствует. Вероятно, она никогда не была заселена. Основной причиной разрушения кладок кольцеобразного укрепления могло бить сильное землетрясение.

— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —

Монастырский комплекс с храмом на естественной прибрежной террасе над бухтой Панаир, на высоте около 40 м над уровнем моря. Открыт в 1969 г. экепедицией О.И.Домбровского. И.А.Баранов сообщает о найденных здесь остатках большого строения на известко-вом растворе, ориентированного по линии 3-В, в завале которого обнаруженн мнгочисленнне обломки черепицн, поливной керамики ХІІ-ХШ вв., туфовне архитектурнне детали клинчатой форми (Баранов, 1972: 252).

 Аю-Даг

Значительная часть монастыря и поселения оказалась погребенной под обвалом, произошедшим в XV в. или во второй половине XVI в. Часть памятника, видимо, уничтожена оползнями. Сохранность стен до 0,80 м. Назначение помещений определить сложно, возможно, это трапезная и внутренний двор.
Ограда монастырского комплекса длиной (по периметру) 45,4 м. Сохранившаяся высота — 2,70 м. Ширина — 0,80-1,40 м. Сложена из местного камня на известковом растворе.

 Аю-Даг

В процессе раскопок исследованы остатки храма XII-XV вв. с примыкающими к нему помещениями №№ 3 и 4, монастырская ограда, отдельные кладки более ранних построек и часть кладбища (16 могил, содержавших останки 51 погребенного).

Надгробные камни

 Аю-Даг

Храм прямоугольный в плане с полукруглой апсидой. Ориентирован по линии восток-запад (с незначительными смещением к югу — 15°). Кладки сохранились на высоту до 2,20 м. Размер здания — 3,8 х 7,2 м. Стены сложены из диабазово-порфиритового бута средней величины на известковом растворе с соблюдением порядовки.

 Аю-Даг

В кладках отмечено значительное количество архитектурных деталей вторичного использования из травертина, нуммулитового и мраморовидного известняка, ракушечника. Церковь подвергалась капитальной реконструкции. Пол на заключительном этапе существования храма был выложен плитами, которые к моменту раскопок сохранились фрагментарно.
 Аю-Даг

Алтарная часть строения ограничена с двух сторон выступами, сложенными из прямоугольных блоков известняка. В алтаре возвышается престол шириной 0,61 м. Его поверхность выложена плоскими каменными плитами с зачеканкой швов фрагментами черепицы. Алтарная преграда удалена от престола на 1,30 м. В настоящее время она разобрана до основания. В центре северной стены церкви, на высоте 1,36 м от пола, имеется ниша, ограниченная плоскими плитами. Ее размер — 0,40 х 0,50 м, глубина — 0,29 м. Вход в здание устроен в западной части северной стены. Ширина проема — 0,80 м. Уцелели три каменные ступени, ведущие внутрь храма.

 Аю-Даг

Помещения № 3 и № 4 примыкают к храму с юга. Их размеры — 2,8 х 5,9 и 3,4 х 6,8 м. XV вв. — перепланировка монастырского комплекса в связи с частичным разрушением помещений, вероятно, в результате землятресения, повлекшего за собой камнепад.
 Аю-Даг
Изначально предполагалось что монастырь прекратил свое существование в XV в., но затем, на оснований находок Доулат Гирея І (1551-1577) и Муха Гирея II (1577-1584), нижняя дата функционирования монастыря была отодвинут до конца XVI в. Стоить отметить, что на территории монастыря комплекса жители пгт. Партенит неоднократно находили монеты Крымского ханства.
 Аю-Даг

В ХVII-ХVIII вв. здесь также существовали какие-то сооружения неясного назначения.

— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —

Поселение на южном склоне горы. Здесь выявлено около 30 строений, расположенных у верхней части русла временного водотока. Здания в основном одно- или двухкамерные, прямоугольной формы.

 Аю-Даг

Сохранность стен в некоторых случаях превышает 1,2 м. Размеры отдельных построек достигают 5 х 8 м.
 Аю-Даг

Подъемного материала не обнаружено, однако О.И.Домбровский сообщает, что им здесь били найдены обломки керамики VIII(?)-Х вв.

 Аю-Даг

— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —

Постройка на мысе Аю-Даг (Монастырском).
 Аю-Даг

Сложена на известковом растворе с применением травертиновых архитектурных деталей. Известна, видимо, еще с ХУШ-ХІХ вв.
Исследователи пришли к выводу, что здесь располагался небольшой храм-маяк.
 Аю-Даг

Указаны размеры постройки — 2×4 м, при толщине стен 10-0,7 м. Кладки сохранились фрагментарно, в высоту не более 0,50 м.
 Аю-Даг

О.И.Домбровский датировал постройку XV в. На мысу жителями Ялты Г.И.Макотрой и А.К.Чехолиньта был собран подьемный материал представленньй обломками поливных сосудов.
 Аю-Даг

Отсюда же происходит фрагмент красноглиняной поливной плитки с росписью белым ангобом в виде эснцентрических кругов и обломок оселка. «Много человеческих костей» могло происходить из погребений, практически всегда сопутствующих христианским средневековым храмам. Также в данном месте обнаружены местонахождения лепной керамики «таврского» облика.

 Аю-Даг
 Аю-Даг

 Аю-Даг

 Аю-Даг
 Аю-Даг

По устному сообщению В.Л.Мьща, на одной из площадок над юго-восточным обрывом мыса в отвалах грабительского шурфа им были найдены обломки стенок лепных сосудов с черным черепком и примесью толченых ракушек в тесте. Подобная керамика характерна для эпохи поздней бронзы — раннего железа.

Вид с мыса
 Аю-Даг

— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —

Поселение на северо-восточном «плече», видимо, с X столетия. В 1905-1907 гг. его, вероятно, видел Н.И.Репников, назвавший это место поляной «Ай-Констант». В новейшей литературе практически не упоминается. Обозначено на схеме на форзаце книги О.И.Домбровского.
Одноапсидный христианский храм в предалах поселения на северо-восточном «плече» Аю-Дага .

 Аю-Даг

Памятник находится на большой биополяне, на пологом участке части северо-восточного склона горы.
 Аю-Даг

Церковь была построена не ранее XIV в. (возможно, второй его половины) на остатках фундамента храмового сооружения ІХ-Х вв. и с некоторыми перестройками просуществовала до конца XVI в. Исследованное культовое строение относится к типу малых одноапсидных храмов с прямоугольным планом. Ориентировано по линии ЮЗ-СВ. Кладки здания сохранились на высоту до 1,05 м. Северная, южная и западная стена в плане слегка вогнуты вовнутрь.

Аю-Даг
 Аю-Даг

Длина храма — 7,40 м, ширина -3,80-3,85 м, толщина стен — 0,60-0,70 м. Апсида внутри и снаружи полукруглая. Снаружи — правильных очертаний, внутри — немного заужена у основания. За линию стены она выступает на 1 м. Ширина плеч храма -0,70 м (северо-западное) и 0,57 м (юго-восточное). Вход в здание один, находится в западной части южной стены постройки. Его ширина со стороны помещения — 0,88 м, в свету — 0,70 м. Проем по фасаду облицован тесанными блоками известняка, имеет четверти размером 0,075 х 0,10 м. Внутрь вели две каменные ступени. Пол земляной, с незначительным (не более 3°) уклоном к востоку.
 Аю-Даг

Стены сложены в перевязь из подобранного необработанного камня на известковом растворе с зачеканкой швов каменными плитками и фрагментами керамики. Кладка двухлицевая с забутовкой, велась рядами.
 Аю-Даг

Основанием стен частично служат остатки кладок на глине, возможно, относящихся к более раннему храмовому сооружению ІХ-Х вв., а также культурные отложения, связанные, вероятно, с функционированием этого здания. При исследовании культурных напластований вокруг храма в одном метре от входа в здание в слое ХIV-ХМ веков найдена вислая свинцовая печать. На аверсе — крестообразная инвокативная монограмма с тетраграммой по углам, на реверсе -трехстрочная надпись (отпечаталась неполностью) с характерними знаками сокращения в виде изогнутой линии во всю высоту строки. По мнению. Н.А.Алексеенко, печать датирует-ся первой половиной IX в. и, возможно, принадлежит архонтам Херсона.
 Аю-Даг

В один комплекс с культовым зданием входят: помещение № 1, пристроенное к северо-западной стене церкви, каменная ограда у восточного плеча храма и некрополь, функционировавший с начала строительства церкви до XVI в.
Никаких прямых доказательств (как-то: обломков колони зеленого и белого мрамора, каких-либо надписей и пр.), свидетельствующих о том, что это сооружение является храмом во имя св. Константина и Елены, не найдено. Однако раскопки обьекта еще не завершены и исключать такую возможность пока преждевременно.

— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —

Базилика св. Апостолов Петра и Павла. Расположена в южной части Партенитской долины у северной подошвы г. Аю-Даг.

 Аю-Даг

Памятник обнаружен в 1869 г. во время прокладки дороги по северному склону горн с Артекского перевала к берегу моря. Многолетние археологические исследования памятника проводились в три этапа. 1. Работы под руководством художника кремлевской Оружейной палаты Д.М.Струкова при участии алуштинского священника Н.Клопотовича, 1871 г. 2. Раскопки члена-сотрудника Императорского Археологического Института Н.И.Репникова, 1907 г. 3. Исследования Южно-Крьмской археологической зкспедиции Государственного Зрмитажа совместно с Крьмским Филиалом ИА НАНУ под руководством С.Б.Адаксиной, 1998-2001 гг.

 Аю-Даг

Раскопками 1871 и 1907 гг. били открыты остатки трехапсидной, трехнефной базилики с нартексом и галереей, окружавшей здание с трех сторон. Храм ориентирован по линии ЮЗ-СВ. Боковые нефы отделялись от центрального рядами четырехгранных в сечении столбов (по четыре с каждой стороны). Нартекс имел два наружных входа и три проема, ведущие в нефи. К северо-западной стене галерей примыкало сообщавшееся с ней четырехугольное помещение.
 Аю-Даг

В стене южного нефа базилики в оштукатуренной нише обнаружена гробница (размером 0,40-0,55 х 2,20 м, глубиной 0,55 м), сооруженная из мраморных плит и не содержащая остатков захоронения. Предполагалось, что это могло бить мемориальное погребение святого Иоанна Готского. Длина храма с апсидой — чуть более 17 м, ширина по внешнему контуру — около 12 м. Ширина галерей — около 1,8 м. В нефах, нартексе и галереях сохранялись мозаичные поли из разных по величине плиток песчаника, мрамора, керамики и обломков кальцита.
 Аю-Даг

На 1907 г. высота сохранившихся стен храма составляла до 2,5 м. В годы советской власти кладки были частично разрушены. В начале 70-х гг., при строительстве на этой территории санатория Министерства Обороны СССР, остатки археологического памятника засыпали, а на их месте устроили площадку для отдыха.
 Аю-Даг

В 1998-1999 гг. исследовались юго-восточная е юго-западная части базилики в пределах раскопа Н.И.Репникова. При этом удалось выяснить современное состояние объекта и уточнить архитектонику первоначального здания, которая, по мнению исследователей, существенно отличается от введенной в научный оборот Н.И.Репниковым. Обьемно-плановая структура постройки позволяет отнести ее к так назнваемым «типовым» базиликам, обьгчно датируемым ІХ-Х вв. К настоящему времени максимальная высота руин храма едва достигает 0,50 м. На отдельных местах от несущих конструкций строения остались только кладки нулевого цикла. Частично уцелела: гробница во внешней продольной стене базилики. Ее стены облицованы цельными плитами белого мрамора, из которых зафиксирована только одна — в юго-западном торце ямы. Сохранились остатки мозаичных полов, состояние которых с 1907 г. существенно не изменилось.

 Аю-Даг

За период своего существования храм претерпел несколько перестроек, связанных с значительными повреждениями или разрушениями здания. Изначально он представлял собой трехапсидную, трехнефную базилику с нартексом и галереей, окружавшей здание с трех сторон. К северо-западной стене галерей примыкало сообщавшееся с ней четырехугольное помещение. Первое строение погибло в пожаре. При восстановлении храма, произошедшем, видимо, в начале XV в., были использованы фундаменты и основания стен ранней базилики. После разрушений 1475 г., в XVI в. на развалинах церкви возводится небольшая часовня.

— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —

Остатки казармы Раевского
 Аю-Даг

Артекский перевал
 Аю-Даг

Вид на Куркулет
 Аю-Даг
Вид на гору Кастель
 Аю-Даг
На Гурзуф, Никитскую яйлу, и Ялтинский залив
 Аю-Даг
Партенитская долина
 Аю-Даг
Дорога в Партенит. Видны укрепления на мысе Плака, Кале-Поти в Партените, мыс Медвежонок.
 Аю-Даг
Гурзуф с укреплением
 Аю-Даг

Всего на данное время современные исследователи насчитывают в районе горы Аю-Даг 39 разновременных археологических объектов.

Использованы фрагменты статьи
А.В.Лысенко, И.Б.Тесленко «АНТИЧНЫЕ И СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ПАМЯТНИКИ ГОРЫ АЮ-ДАГ»,
Материалы работы О.И. Домбровского «Средневековые поселения и «исары» Крымского Южнобережья»

Экспонаты Алуштинского краеведческого музея

3

  • Сообщение:Спасибо за Ваш исследовательский труд! Но порыв этот не полноценный только лишь по двум критериям.
    1.Ни где в отчёте не указаны предполагаемые места родников. А ведь подобные святилища строились в первую очередь возле, или над источниками воды. И это немаловажный факт существования любого скопления людей(будь то монастырь, или поселение) В настоящее время на поверхности Аю-Дага есть 3 заброшенных колодца. Их кто-то исследовал? Почему ни кто об этом не пишет? Что за табу?! А ведь, источник воды по своему рУслу приводит к более древним подземным пустотам, где могли быть более тщательно спрятаны укрытия от катаклизмов и от врагов;
    2.Исходя из первого пункта под горой есть древнее мегалитическое укрепление,которое было быть обязано перестроено и дооборудовано в продвинутые античные времена каменного зодчества. Входы в такие подземелья наверняка драпировались от посторонних глаз, но, с другой стороны, если в этих местах находилась большая крепость (Биюк-кастель), то наоборот — входы в подземелья могли охраняться именно в таких мини помещениях, как повсеместные базилики-сторожевые посты с водой для омовения после выхода из крепостных катакомб.

    Игорь 8.Мар.2020 11:14
  • Сообщение:И почему ни кто не углубляется в своих исследованиях, что монашество — это полутайное сообщество религиозных ремесленников и земледельцев, защищающих себя от антагонистических тайных сообществ?
    Я это к тому, что выпячивать себя на поверхности монолитной горы Аю-Даг ни каким тайным сообществам не пришло бы в голову. Монахи в первую очередь своих оборонительных нужд селились на местах более древних капищ, как правило выискивая и восстанавливая эти подземные комплексы. ЛИБО РЫЛИ НОВЫЕ . На Аю-Даге зафиксировано 4 общины монастырских поселений. Это могло быть одно, кочующее с места на место и во времени (в разное время после тех, или иных знаковых катаклизмов, прекращающих здешнее обитание).
    Так вот, — те стены, что туристам представляют крепостными при подъёме с Юго-Восточного склона этой горЫ — это смех и грех! Я сам лично исследовал их. Это подпорные заграждения от осыпей плодородного грунта в сезоны дождей! Т.е. там и сейчас выше каждого подобного парапета видны взором любого дилетанта старые заброшенные сады и цветники. Тут были просто горизонтальные площадки для колумбариев!
    Вы когда- нибудь видели последствия любого сильного дождя внизу санаторного входа из Партенита ?! Там дождевой водой вместе с грязевой сЕлью приносит такие каменюки и глину, что по неделям очищают дорогу Раевского и основную туристическую тропу в гОру! С обрывистых склонов почему-то подобного не наблюдается — там лысые скалы и дождевой воде нЕчего нести — вся каменная скала устаканилась для незначительных потоков сверху, выжерживает и задерживает камнесходы (потому, что они без липкой и тяжёлой глинистой грязи). По пологому спуску — это всегда катастрофа — ветки, опавшая листва, камни и глина превращаются в лавину жидкого бетона. стекающего по желобам тропинок вниз — к подножию»Медведицы».
    Вот от подобных явлений и строили во все времена подпорные заградительные стены из местного бИтого камня и толшина их увеличивалась с каждой осыпью новых камней. Не уже ли это не понятно историкам и краеведам с экскурсоводами??? Ищите внутреннюю крепость, а не на поверхностных залысинах горы!

    Игорь 8.Мар.2020 11:50
  • …И начните с колодцев, осушенных родников и воздуховодов под каменными геополимерными блоками, лежащими локально в местах разрушения супер.древних мегалитических памятников — они есть бывшие стилизованные скульптуры, указывающие на сокральные места и ихможно собрать обратно воедино — благо они все на своём месте по причине огромных габаритов.

    Игорь 8.Мар.2020 12:00

Ваш отзыв