Бумажная фабрика немца-колониста Валла
Из серии: Немцы-колонисты Приазовского края.
При въезде в нынешний Пологовский район со стороны Запорожья в долине реки Конка привлекает внимание высокая желтая труба, царапающая своей верхушкой облака, проносящиеся над ней.
Вид на фабричную трубу с дороги от села Инженерное-2 (Шевченки).
* Для увеличения фотографий щелкайте на них левой клавишей мышки
Эта труба является историческим памятником – чудом сохранившимся первым промышленным предприятием на территории района. Находится она в современном селе Богатое.
Ворота и проходная на территорию фабрики Валла.
На стене здания проходной сохранились старые вывески.
Таким предприятием была бумажная фабрика, построенная немецким (по другой версии — голландским) колонистом Яковом Петровичем Валлом (Вальманом).
Общий вид на старые корпуса бумажной фабрики.
Фабрику начали строить приблизительно в 1910 году, на земле расположенной на правом берегу реки Конка. На то время эта земля была арендована графом Франкельштейном как и еще более трех тысяч десятин пахотных земель, расположенных по обоим берегам Конки.
Центральный вход в старый фабричный корпус.
В августе 1913 году фабрика была введена в эксплуатацию, и на кромке трубы под самыми небесами была обозначена эта дата. К сожалению, всего несколько лет назад окончание трубы в связи с высокой вероятностью самообрушения было принудительно разрушено вместе с указанным на ней годом. Уже тогда предприятие получило название «Новокарловская бумажная фабрика».
Старые рамы, оконные проемы и подвесы на дверях.
Первоначально место для постройки фабрики планировалось с северной стороны железнодорожной станции Новокарловка, которая находится на территории очень старого населенного пункта, современного села Новокарловка, в прошлом — селения Карловка. О истории Карловки наш рассказ еще впереди.
Планировалось что для нужд фабрики будет использоваться насосная станции, принадлежащая железной дороги и служащая для заправки паровозов водой. Также хотели снизить себестоимость доставки продукции, ведь загрузка вагонов могла проходить практически прямо из цеха. Но помещик Гессен, владелец земли в Новокарловке не сошелся с условиями Валла, и последнему было выделено 19 гектар на пустынной земле в нескольких километрах от станции на северном берегу Конки.
Для местных крестьян уходящая в небеса кирпичная громадина казалась диковинкой, и посмотреть на нее съезжались жители окрестных сел и хуторов.
Cогнутая временем верхушка трубы .
На фабрике наладили производство картона из соломы, который отправляли в Александровск и Бердянск. Солома измельчалась соломорезкой, заваривалась в варочном котле (автоклаве) и проваривалась с помощью пара. После этого сваренную солому давили на бегунах и молили с водобавлением. Потом подавали на картоновыробатывающую машину.
Кирпичные причелки первых домов.
Картонновыробатывающая машина была предназначена для для круглосуточной работы на выпуск картона и бумаги и в год могла производить до 2500 тонн продукции. Картонновыробатывающая машина приводилась в действие двумя паровыми машинами: одна была мощностью 45 лошадиных сил, вторая — 90. Паром обеспечивали два котла, топливом для которых служил каменный уголь. Сырье — солома — завозились конным транспортом, который нанимался в окрестных хозяйствах, а уголь привозили по железной дороге на вышеупомянутую станцию Новокарловка, а с нее лошадьми — на предприятие. Обратно на станцию везлась готовая продукция. Расчет с рабочими проходил каждую субботу.
Но с началом Первой мировой войны и ростом антигерманских настроений Валл был вынужден бросить свое предприятие и вместе с семьей эмигрировать в Канаду.
Труба видела все перипетии Гражданской войны: и вольные Махновские отряды, и кайзеровских оккупантов, и сверкающих золотом белогвардейцев, и победивших в итоге всех – буденовцев – красноармейцев.
Вот и сами еще сохранившиеся дома.
После революции фабрика была национализирована и на ней продолжили производить картона и упаковочной бумаги, для производства которых использовали солому и известь. Бывало, что в год производили до 2,5 тысяч тонн продукции.
Один из производственных корпусов и его архитектурные элементы.
Но вот наступил черный военный 1941 год. Еще в августе оборудование фабрики было демонтировано и подготовлено к эвакуации вглубь СССР, однако в связи с неожиданным прорывом немцев сделать это не удалось. Во время оккупации немцы пытались восстановить производство, но без особого успеха.
Сюрреализм деревянных сарайчиков. В них хранили свои вещи работники фабрики, проживавшие в рядом стоящих коммунальных домах.
Снова фабрика по своему профилю заработала в 1946 году, ее послевоенное восстановление проводили женщины и подростки.
Призраки социализма.
Золотое время для бумажной фабрики настало в 1970-е года, когда были построены новые корпуса и другие промышленные и бытовые объекты. Тогда фабрика получила название «Новоселковская бумажная фабрика».
Клуб, в котором мы когда то смотрели «Самоволку» с Ван Даммом.
В настоящее время фабрика не работает, производственные помещения частично разрушены, оборудование демонтировано.
Но от полного разрушения ее пока спасает то, что владельцем является местная агрофирма, которая пытается вдохнуть жизнь в столетние корпуса.