Нижняя Фоти-Сала и кладбище Френк-Мазарлык.
Историческое название села Нижняя Фоти-Сала (Ашагы-Фоти-Сала), по преданию, восходит к ещё более древнему Ай-Фотий — Святой Фотий, но есть вариант, что оно происходит от крымскотатарского слова арабского происхождения fatih (фатих — завоеватель).
История села очень запутана, что вызвано особенностями исторического заселения местности.
Если прочие горные сёла юго-западного Крыма в средние века представляли собой своего рода бурги, то здесь имеется случай разрозненного поселения с несколькими отдельными хуторами, объединявшимися общим названием Фоти-Сала.
Древнейшие следы поселения в округе, согласно материалам археологических раскопок, датируются первыми веками до н. э.
В более позднее время местность населяли крымские греки-христиане, свидетельство чему — древнейший эпиграфический памятник — надпись на христианском надгробии кладбища на холме Кильсе-Баир (Церковный холм), обнаруженная в 1914 году историком и археологом Р.Х. Лепером, датируемая 1271 годом.
В округе обнаружены (археологом Н. И. Репниковым) остатки ещё нескольких храмов и кладбища примерно того же времени. Определить, к истории какого из сёл они относятся, не представляется возможным, но можно предположить что территория села входила в состав княжества Феодоро со столицей на Мангупе. В джизйе дефтера Лива-и Кефе (османские налоговые ведомости) 1652 года записано селение мба Фота на ханской земле и 7 фамилий домовладельцев — османских подданных, перебравшихся на жительство в Бахчисарай.
После падения Мангупа в 1475 году село, вместе с землями бывшего княжества, входило в Мангупский кадылык Кефинского эялета (провинции) Османской империи. Около 1604 год а в селе (и в окрестных сёлах) османы поселили католиков из захваченной ими Кафы, переселив последних из Сююр-Таша. Генуэзцы, знавшие латынь, служили у хана послами в европейских государствах. Последнее итальянское надгробье старого кладбища (местное название Френк-мезарлык — кладбище франков) датировано 1685 годом. К концу XVII века потомки генуэзцев растворились среди местного христианского населения, переняв язык и религию и через век были выселены как крымские греки (румеи и урумы), после русско-турецкой войны 1768—1774 годов, в Приазовье.
Со временем христианского населения в деревне не осталось и в «Ведомости о выведенных из Крыма в Приазовье христианах» А. В. Суворова от 18 сентября 1778 года Фоти-Сала не значится.
В последний период Крымского ханства, согласно Камеральному Описанию Крыма 1784 года, деревня относилась к Бахчисарайскаго каймаканства Мангупскому кадылыку, причём записано 4 деревни Феттах Сала (возможно — маале — мусульманские приходы-кварталы одного поселения).
К западу от поселения в урочище Аяс-су»Вода святого Иоанна», у одноименного родника, при нагорной дороге в деревню Отарчик находятся остатки старого кладбища которое местные жители называли Френк-Мезарлык или «Франкское кладбище».
Лесные тропы
На поляне у источника на поверхности были обнаружены остатки 4 католических памятника, представляющие собой надгробные плиты, размерами в среднем 2,25х0,80х0,30м.
На одной из них неразборчивая латинская надпись из 8 букв и дата 1635г.
На двух — одинаковые монограммы имени IHSVS и даты 1613 и 1685 гг.
На четвертой одно лишь обозначение 1631 г. без монограммы.
Современное состояние кладбища
По указаниям доминиканца Эмиллио Дортели д’Аско в этих краях находилось поселение черкесов — франков. «Они являлись потомками эмигрировавших к хану, после падения Каффы генуэзцев».
В 1936 году в поселении была случайно открыта линия старинного трубопровода. Во дворе местного жителя Асана Измаила Н.И. Репниковым было установлено наличие трубопровода, подававшего воду от источника Аян-Су к разобранному фонтану у бывший мечети. Гончарные трубы заложены на глубине 0,25-0,30 м., непосредственно в грунте. Длина колена трубы 0,43м., наибольший диаметр 0,13м. На стыке колено трубопровода вправлено на известковом растворе.
К югу от поселения Нижняя Фоти-Сала в урочище Нурла-бай-мале (в дореволюционное время этот чаир принадлежал Кадыр-эфенди) среди дубового леса находилось еще одно христианское кладбище с развалинами церкви.
Местное население называло его Гяур-мезарлык. Проводившим разведку М.И. Скубетовым были найдены десять однорогих памятников, из которых четыре украшены красивой орнаментацией.
Около церкви находился старательно выделанный памятник, на передней стороне которого, под рогом, была надпись, которая к моменту находки была разбита. Скубетову удалось найти 6 кусков этой надписи, в том числе два крупных (один с верхней розеткой и концом 1-й строки надписи, другой — с концом трех нижних строк) и 4 очень маленькие, с остатками 2-3 букв. К сожалению, восстановить надпись по этим остаткам не удалось.
В 30 годы прошлого века при проведении повторной разведки этих мест дубовый лес уже был вырублен, надгробия сильно побиты, сдвинуты со своих мест и заплыли землей.
В наше время от кладбища практически ничего не сохранилось.
Теперь перейдем Бельбек и направимся в сторону холма Кильсе-Баир, где нас будет ждать встреча с церковью и христианским кладбищем.
Использованы следующие материалы:
Н.И. Репников. Материалы к археологической карте Юго-Западного нагорья Крыма.
В.В. Латышев. Вновь найденные в Крыму христианские надписи.
А.Л. Бертье-Делагард. Описание Черного моря и Татарии составил доминиканец Эмиддио Дортели д’Асколи, префект Каффы, Татарии и пр. в 1634г.
Информация с сайтов:
———————————————————————————————————————————————————————————
Знакомясь с многочисленными природными и историческими памятниками Крыма стоит выбирать наилучшие места для пополнения своих сил. И как нельзя лучше для этой цели подходит самая середина Южного берега Крыма — прибрежная Алупка. Приглашаю Вас остановиться на отдых в комфортабельных номерах, расположенных у парковой зоны этого живописнейшего места Черноморского побережья.