Мегалитические реминисценции.Черноморская зона. (Автор – Уваров Ю.Р.).

  

Часть 2.


- Гипотезы о появлении дольменов на Кавказе; – Фантазии о дальнейших странствиях по миру дольменной идеи; -Крымские мегалиты;-Вместо литературы; -Мегалитословарь.

  
  

Гипотезы о появлении дольменов на Кавказе

  
  

Графиня Прасковья Уварова продолжила дело мужа по изучению дольменов, она и высказала первой мысль о прибытии на кавказские берега мегалитостроителей из Средиземного моря. В ХХ веке настали новые времена, когда стали считать, что обойдёмся без заграницы, а раньше тем более всё сделали сами. Вот на радость горским народом сочли дольмены результатом их творчества. Сами же горцы ничего толком не помнили о дольменах, кроме сказки про Испун – домики для карликов. Археологи понемногу копали и помалкивали. Наконец Л.И. Лавров предложил компромиссный вариант, что героические кавказские аборигены во время морских походов в Средиземное море заимствовали там навыки сооружения дольменов. Позднее «оперуполномоченный по дольменам» Марковин не раз занимал противоположные взгляды по данному вопросу. Одно время он считал, что дольмены Кавказа произошли от новосвободненских плиточных гробниц, те же в свою очередь зародились в недрах майкопской культуры Северо-западного Кавказа. Потом он всё же пришел к заключению:
«За последние годы нами сделаны попытки сравнить дольмены Западного Кавказа с дольменами мира. По нашему мнению, наиболее близки западнокавказским сооружения Средиземноморья, конкретнее – Пиренейского п-ова и прилегающих островов. Дольменные памятники, располагаясь вдоль побережья, следуют как бы за морским течением, проходящем в Средиземном море вдоль Северной Африки, описывая дугу у малоазийского побережья Турции, оно затем заходит в Чёрное море. Таким образом, мы связываем происхождение западнокавказских построек с возможной миграцией средиземноморских строителей дольменов на Западный Кавказ».

 

Дольмены

 

Карта-схема распространения дольменов на Западном Кавказе

 

Вот те раз, сто лет исследований понадобилось, чтобы вернуться к предположению графини Уваровой. Главное как всё красиво получилось, прямо как у Тура Хейердала. Связали плоты и поплыли по течениям, создавать мегалитическую империю, подобную римской, от Испании до Кавказа. Даже можно и не обращать внимание на такую мелочь, что в восточной части Средиземного моря дольменов не видно, за исключением одного местечка в Палестине. Автор очень уважает Тура Хейердала и восхищается его смелыми теориями и путешествиями, но автор сам моряк, о Средиземном море не понаслышке знает, и изучением течений занимался, поэтому считает, что не всё так просто насчёт морских течений и способностей древних мореплавателей. На Камышевых плотах можно было плавать разве что по Нилу и эстуариям Междуречья. На главном неолитическом плавсредстве – лодке долблёнке отважные мореплаватели совершали переходы по морям в десятки миль и это немало. Настоящее мореплавание по Средиземному морю началось со II т.д.н.э., когда в Финикии изобрели корабли из досок и паруса, тогда и в Палестину занесло дольмены.
Отвлекаясь от темы, нужно признать изобретательность древнего человека. На рубеже нашей эры, в застоявшемся неолите экваториальной зоны Тихого океана люди смогли приспособить лодки-долбленки для океанских плаваний, соорудив из них катамараны, оснащённые парусом. В Океании появились вдобавок свои оригинальные мегалитические произведения.
Если морской путь из Западной Европы на Кавказ отпадает, тогда остаётся континентальная дорога. Водил же Моисей евреев 40 лет по пустыне. Вот и семитоязычные майкопцы, считается, притопали на Кавказ аж из Месопотамии вместе с баранами, бабами и высокой культурой. Человек непоседливое существо!
Когда на атлантическом побережье мегалитостроители ворочали колоссальные глыбы, в Поволжье древние индоевропейцы догадались из обрубков брёвен сделать колёса и впрягать в телегу быков, тихоходный транспорт получился, но позволил им перебираться с коровами по Европе, от полянки до полянки, потихоньку обучая малочисленное аборигенное население своему языку. Следствием этих процессов стало появление в Центральной Европе, III т.д.н.э, протоиндоевропейской общности любившей овальные горшки, и возникла культура шаровидных амфор (КША). На западе КША достигла территорий мегалитостроителей, которые начали пользоваться колоколовидными кубками, по английской терминологии – стаканами. Стаканы оказались весьма кстати, начали в то время пиво употреблять. Весёлые времена настали в Европе, новые общения, товарообмен оживился. Пообщаться как раз приятно за стаканчиком пивка, обменять мегалитические идеи на новые топоры. Для топоров тогда нужна была бронза, а её так не хватало. Вот и подались предприимчивые ребята из КША в черноморские края, на Кавказ где находился один из древнейших центров прозводства бронзы. В средине III т.д.н.э. на смену трипольским хатынкам в Причерноморье появились новые культуры: Усатовская, Кеми-обинская с явными мегалитическими элементами. Курганные погребения этих культур дополнялись каменными конструкциями в виде кромлехов, обкладок, каменных ящиков, над которыми даже устраивали ступенчатые своды. Самые отчаянные из этих переселенцев добрались до бронзового «эльдорадо» – территории майкопской культуры, и занялись рэкетом среди богатенького населения. Но земная жизнь скоротечна, и атаманы пришельцев, уходя в мир вечный вместе с награбленными сокровищами, пожелали, что бы вместо банальных ящиков из плитняка, им сторили бы домики с сенями. Так и появилась в станице Новосвободная группа курганов с камерами похожими на домики с двухскатными крышами.

 

Дольмены

 

Станица Новосвободная. Погребальная камера

 

Автор попытался обычными словами пересказать, серьёзное исследование историков В.А. Софронова и Н.А. Николаевой о миграциях эпохи бронзы и появлении новосвободненского комплекса. По поводу этого исследования появилось много критиков из ортодоксальной части археологов вместе с В.И. Марковиным. По горшкам, понимаешь, нестыковки имеются. Ох, непростое дело керамика, во времена смешения племён и народов, разберись, попробуй, у кого горшки побились, кто взамен чужие позаимствовал.
Благоденствие новосвободненской группировки было недолговечным, с запада братва постоянно наваливала, с севера соседи из ямного сообщества на телегах наезжали. От такого беспредела майкопцы исчезли вместе со своими богатствами. Пришельцам пришлось жизнь по-своему обустраивать. Как это происходило, автор сам попробовал догадаться.
Пришельцам приглянулись для дальнейшей жизни на Западном Кавказе приморские районы, защищенные высоким горным хребтом от надоедливых северных соседей, и вдоль морского берега через бесчисленные горные отроги на телегах никто не приедет. Зато вдоль моря на лодках можно было добраться от Тамани до Абхазии. Водный путь из Европы на Кавказ тоже сыграл свою роль. Помимо постепенного переселения племён из Центральной Европы была и миграция в виде стремительного проникновения на Чёрное море различных групп. Была и магистраль известная археологам под названием Дунайского коридора. По Дунаю на лодках, даже за летний сезон, из Западной Европы могли приплывать на Чёрное море любители добычи и приключений. От устья Дуная и Болгарию проверить можно (упоминалось о группе дольменов в Болгарии), и вдоль побережья до Азовского моря добраться, а там Тамань и Кубань рядом. И следов никаких от таких миграций не осталось. Вначале пути парни пиво выпили, стаканы разбили и в Дунай выбросили. На новом месте свиней для хозяйства и девок украли у соседей. Девки стаканов никогда не видели, обустраивая домашний быт, горшки лепили, как могли. От того у археологов от черепков сплошная головная боль. А мужики, расковыряв участки для посевов, занялись возрождением духовных идеалов. Вот в мегалитических сооружениях Кавказа и проявляются свидетельства о миграциях. Быстрый расцвет дольменной культуры с её многообразием форм на первоначальном этапе наводит на мысль, что сюда прибывали люди не только слышавшие о мегалитических сооружениях, но и непосредственно принимавшие участие в их создание.
В.А. Софронов отмечал, что генетические истоки оформления и архитектуры дольменов Западного Кавказа ведут к архитектурной традиции мегалитов северо-западных провинций Европы. Даже не специалист, рассматривая изображения мегалитов на сайтах Интернета, может заметить, что кавказские дольмены не похожи на мегалиты солнечной Испании, а больше всего напоминают камеры коридорных гробниц из Германии туманной.

 

Дольмены

 

 

Дольмены

 

Германия. Коридорные гробницы

 

 

Дольмены

 

Германия. Дольмен из Верхнедунайских земель

 

На прилагаемых схемах показано распространение мегалитов, видно, что территория культуры «стаканов», захватывая территорию Германии, достигает Среднего Дуная. А вот хромосомная группа R1b, характерная для населения Западной Европы, обнаруживается нынче и у населения обитающего вдоль дунайского и в Черноморском регионе.

 

Дольмены

 

Распространение мегалитов в Европе и на севере Африки, на позднем этапе — конец 3 тыс. до н. э.

 

 

Дольмены

 

Распространение гаплогруппы R1b; убывание частоты от эпицентра в Бретани примерно соответствует истории распространения мегалитов

 

 

Дольмены

 

Распространение культуры колоколовидных кубков также по очертаниям напоминает распространение мегалитов.

 

  

Фантазии о дальнейших странствиях по миру дольменной идеи

  

Хочется отметить, что в этих фантазиях автор обходится без НЛО, космических пришельцев, атлантов, и прочей эзотерики. Его предположения основываются на современных представлениях о миграциях племён и народов.
В средине II тыс. до н.э. иссякла мегалитическая традиция в Европе и на Кавказе, умами людей овладели новые идеи, новые события сотрясали, перемешивали племена и народы. Племена, построившие кавказские дольмены, исчезли полностью, погибнув из-за вторжения новых племён, или частично примкнув к движениям других племён, тогда их предки могли добраться до Индии.
В начале II тыс. до н.э. неугомонные индоевропейцы из Поволжья, которых для краткости, в соответствии с той эпохой уже можно, называть ариями, усовершенствовали колесо, изготовив его в виде лёгкого обода со спицами. Изобрели двухколесную тележку, впрягли в неё прирученных лошадей. И полетели по всем степным пространствам лихие арийские колесницы, наводя повсюду ужас и восхищение. С того времени в мифах разных народов колесницы стали непременным атрибутом героев и богов. За пару веков арийцы не только достигли Индии, но и добрались до восточной окраины Великих Евразийских Степей. Несомненно, побывали арийцы и на Кавказе и впервые увидели там самые монументальные сооружения – дольмены. Вид дольменов, услышанные о них легенды могли войти в предания ариев. Во время своих странствий ариям было не до монументального строительства. Всё же отголосок мегалитической культуры отразился в завершающем этапе курганных культур – срубной культуре. Тогда подкурганные ямы стали обустраивать бревенчатыми срубами, в степях обкладывать сырцовым кирпичом, а в горах – каменными плитами. Не исключено, что арийские вожди отметили достижение пределов ойкумены установкой памятников напоминающих дольмены, вспомнив предания о чудесных сооружениях своей далёкой прародины. Крылатые колесницы, божественные кони, вознёсшиеся над землёй глыбы, вызывали восхищение у народов восточной Азии. Со средине II тыс. до н.э. появились дольмены в Манчжурии. Особенно эти сооружения понравились впечатлительным корейцам. В древней Корее было построено самое большое количество дольменов, свыше 30 тысяч. Из Кореи дольмены попали в Японию.

 

Дольмены

 

Корея. Дольмен

 

Стали строить дольмены и в завоёванной ариями Индии. Обычай хоронить своих раджей в дольменах, кстати, очень похожих на кавказские, сохранялся в джунглях Индии до XVII века. Индия страна духа, её культура оказывала значительное влияние на многие страны. Из Индии вместе с различными духовными и культурными заимствованиями дольмены могли попасть на Тибет. На Тибете поныне покланяются дольменам, мажут их жиром. Несомненно, из Индии дольмены попали на Цейлон и в Индонезию.

 

Дольмены

 

Индия. Дольмен и менгир

 

Мореплаватели из Индонезии заселили Мадагаскар, занеся туда обычай сооружать дольмены. А в Индонезии до нашего времени сохранилась традиция сооружения дольменообразных гробниц.
«Вот такая картина маслом получается», как любил говорить герой популярного телесериала.

 

Дольмены

 

Индонезия. Современные дольмены

 

Крымские мегалиты

Мегалитическими сооружениями в Крыму нередко называют остатки древних укреплений, вроде усадеб Гераклейского полуострова или римской крепости Харакс. Внушительно выглядят уложенные рядами глыбы, наследие античных времён, но к нашей теме они отношения не имеют. Настоящим мегалитическим памятником являются менгиры в селе Родниковом. Неизвестно когда и кто их установил, не обнаружено археологами никаких следов возле менгиров. Менгиры могли быть сооружены в III-II тыс. до н.э., во времена кеми-обинской культуры, для которой характерно наличие мегалитических элементов. Культура эта названа по кургану Кеми-оба раскопанному и исследованному археологом А.А. Щепинским в Крыму, но памятники этой культуры в Крыму малочисленны, особенно в его горной части. В эпоху бронзы Крым был для мигрантов, малопривлекательным местом, месторождения меди отсутствовали, обильных пашен как в триполье не было, местное население, застрявшее на уровне неолита, подкармливалось сбором мидий у морских берегов.
Другой мегалитический элемент кеми-обинской культуры – подкурганные каменные ящики сейчас увидеть можно только в симферопольском музее.

 

Дольмены

 

Село Родниковое. Менгир

 

Остатком кромлеха кеми-обинского кургана, возможно является круг из камней возле Алушты, называемый любителями-краеведами «Стоунхенджем». Очень красиво и романтично звучит это слово, что употребляют его часто и не заслуженно. Ещё один крымский «Стоунхендж» ставший культовым местом уфологов и доморощенных друидов находится в балке возле Бахчисарая. На склоне балки стоит одинокая каменная плита, а на противоположной восточной стороне в скале видно сквозное отверстие, вот вам и древнейшая обсерватория.

 

Дольмены

 

«Менгирная» балка

 

При осмотре видно, что плита обломок вышерасположенного карниза, поставленная вертикально может давним оползнем, а может люди пытались её использовать для хозяйственных целей. Совершенно точно, что хозяйственное назначение имел грот, под скалой с отверстием, приспособленный под кошару. По вырублены в скале пазам видно, что грот закрывался деревянной перегородкой, а в тонкой скальной стенке была для удобства вырублена калитка. Сооружение не древнее средневековых времён. И плита-менгир из непрочного известняка тысячи лет простоять не могла, от выветривания бы рассыпалась.
О прочих менгирах открываемых туристами и экскурсоводами упоминать не стоит, за менгиры принимают фрагменты скал отколовшихся от основного массива и сползших на несколько метров по склону, и даже конгломератовые столбы на горе Демерджи.
Наконец о таврских дольменах распространенных по территории горного Крыма. Представляют они собой прямоугольные ящики из известняковых плит с размерами сторон около метра, поставленных на ребро и частично врытых в грунт, сверху перекрытых массивными плитами. Над ящиками насыпались невысокие грунтовые насыпи, иногда огороженные оградками из камня. Сооружались эти ящики гораздо позднее дольменов, в средине I тыс. до н.э. По происхождению таврские ящики генетически связаны с погребальными сооружениями срубной культуры железного века. Таврами и являются потомками племён срубной культуры просуществовавшими на территории горного Крыма до конца I тыс. до н.э. Большей частью от таврских погребений остались только выступающие из грунта торцовые части плит, верхние плиты давно исчезли. В немногих местах, таких как возле кордона Мекензи, сохранились ящики с перекрытиями из толстых плит, размеры сторон которых достигают полутора метров, вдобавок лесники очистили их от излишнего грунта и корней, привлекая туристов к своему кемпингу. Выглядят эти ящики очень монументально, напоминая настоящие дольмены.

 

Дольмены

 

Таврский ящик возле кордона Мекензи

  

Вместо литературы

 

О главном труде о дольменах «Испун» Марковина В. И. упоминалось многократно. Всё остальное можно отыскать в Интернете. Кого тема заинтересовала, даю ключевые слова: Мегалиты. Менгтры. Дольмены.

 

Приложение: Мегалитословарь

 

АЛЛЕЯ МЕНГИРОВ (англ. alignment, нем. Steinreihe), ряд камней, вкопанных в землю вертикально. На Британских о-вах они располагаются на плоскогорье и чаще всего связаны с каменными курганами, кромлехами или хенджами. Ряды камней, как правило, не содержат находок, которые могли бы быть датированы, однако они, вероятно, были возведены во 2-м тысячелетии до н. э; в конце неолита и в бронзовом веке. Знаменита своими А. м. также Бретань (см. Карнак), памятники которой датируются также концом неолита – началом бронзового века.
 
БРАХМАГИРИ (Brahmagiri), поселение и могильник, раскопанные М. Уилером в 1947 г. в северном Майсуре (Южная Индия). Различаются три слоя: 1-й – энеолитический, с многочисленными микролитами, полированными каменными топорами и бедной керамикой. Радиоуглеродные датировки материала близких поселений – 2200 – 1000 гг. до н. э. 2-й – железного века с изделиями из железа и черно-красной керамикой 1-го тысячелетия до н. э. К этому периоду принадлежат 300 могил, кромлехи окружают 6-футовые (1,83 м) квадратные цисты с амбразурами, оссуарии для костей. Родственные памятники в Южной Индии включают дольмены с терракотовыми саркофагами на ножках, “камни-зонты”, напоминающие гигантские грибы. 3-й – 1 в. н. э., по керамике и другим признакам можно судить о контактах с Римом.
 
ГАЛЕРЕЙНАЯ ГРОБНИЦА (англ. gallery grave, франц. allee couverte или galerie couverte, нем. Galeriegrab), форма камерной гробницы, в которой входной коридор и сама камера не имеют выраженных отличий. Поэтому конструкция напоминает мегалитический коридор под продолговатой насыпью. Многие локальные варианты Г. г. встречаются в Каталонии, Франции (культура Сены — Уазы — Марны), на Британских о-вах (корт-каирн, северн-котсволдские гробницы, клиновидные галерейные гробницы), на севере вплоть до Швеции, на востоке — до Сардинии (“гробницы гигантов”), в Южной Италии. Большинство гробниц построено в неолите (3-е тысячелетие до н. э.), они продолжали использоваться в медном веке. когда появляются колоколовидные кубки. Сардинские образцы принадлежат к развитому бронзовому веку.
 
“ГРОБНИЦЫ ГИГАНТОВ” (англ. giants’ graves, итал. tomba di giganti), местное название для одного из типов мегалитических камерных гробниц, строившихся на Сардинии в середине 2-го тысячелетия до н. э. Погребальная камера относится к типу галерейных гробниц, имеет продолговатые очертания и подпорную стену. Некоторые “Г. г.” имеют изогнутый фасад, обозначающий дворик, и напоминают ирландские корт-каирны. Архитектура этого периода представлена нурагами.
 
“ГРОБНИЦЫ СО ВХОДОМ” (англ. entrance grave), тип камерной гробницы, в которой соединяются черты коридорных и галерейных гробниц. Над ней насыпался круглый холм, но выраженной разницы между входным коридором и погребальной камерой нет, отсюда второе название – “недифференцированная коридорная гробница”. Встречается в Южной Испании, Бретани, а также на о-вах Ла-Манша. В Юго-Восточном Корнуэлле, о-вах Силли и Юго-Восточной Ирландии зафиксированы небольшие “Г. с. в.”, силлийские гробницы (Силли-Трэмор) с инвентарем бронзового века, которые датируются 1500—1000 гг. до н. э. 
ДОЛЬМЕН (англ. dolmen), в первых археологических трудах термин использовался как собирательное название для мегалитических камерных гробниц. В английском языке является устаревшим, но широко используется во французском и русском языках. В английской археологической литературе термин Д. применяется для гробниц, первоначальная конструкция которых не поддается определению, или нестандартных типов, не входящих в категорию галерейных или коридорных гробниц (см. Портальный дольмен).
 
ДОЛЬМЕННОЕ БОЖЕСТВО (англ. dolmen deity), таинственное существо (божество), изображенное на мегалитических и скальных гробницах, культовой керамике и в виде различных идолов Западной Европы. В наиболее примитивных произведениях выделяются только пара глаз или бровей (глазковый мотив). Другие общие признаки – груди и ожерелье – позволяют предположить, что изображалась богиня. Наиболее детальную картину дает статуя-менгир из Франции. По мнению ученых, это изображение Матери – Земли, подземной богини смерти и, возможно, плодородия. 
ДОЛЬМЕН МОНОЛИТ , ритуально – погребальное сооружение относящиеся к категории камерных гробниц, фасад, конструктивные детали и камера которого высечены в едином цельном блоке (скале, валуне) горной породы. С фасадной части Д.м. имеет амбразуру – отверстие (см. плита с амбразурой).
 
ДРОМОС (dromos), коридорный проход, через который осуществляется доступ к погребальной камере коридорной гробницы или толоса.
 
ДЮСС (dyss), мегалитическая гробница финальной стадии датского раннего неолита (фаза С культуры воронковидных кубков). Древнейшие Д. представляют собой цисты из плит, перекрытые камнями, и содержат от 1 до 6 скелетов. Погребальная камера перекрыта насыпью, в основании обложена камнями. Аналогичные цисты меньших размеров строили другие группы культуры воронковидных кубков в Северной Европе. Д., по-видимому, являются чисто местным изобретением, они не связаны с коридорными гробницами, которые появляются в этом районе лишь в среднем неолите (фаза D культуры воронковидных кубков). Некоторые Д. совпадают по времени с наиболее ранними коридорными гробницами, оба типа сооружений использовались одним и тем же народом.
 
КАИРН (англ. cairn, нем. Steinhaufen), груда камней, насыпанная над погребением. Термин часто используется как синоним слова “курган” в областях, где насыпи состояли из камня.
 
КАМЕННОЕ КОЛЬЦО (англ. stone circle, нем. Steinkreis), в Европе распространение этой формы ритуальной сооружения ограничено Британскими о-вами с двумя нетипичными примерами в Бретани. Вертикально поставленные камни, составляющие кольцо, встречаются часто, но во многих случаях они включены в кольцевой вал из камней меньших размеров, замкнутый, но с проходом. Валы, в которых вертикальные камни отсутствуют, по-видимому, представляют собой копии более совершенных сооружений. Локальным вариантом является кольцо из лежащих валунов в Абердиншире, вход в которое отмечен большим горизонтальным камнем, окаймленным высокими портальными камнями. Лежащие камни служат также признаком колец в Юго-Западной Ирландии, но здесь два самых высоких камня размещены диаметрально противоположно по отношению к горизонтальному, а не по его сторонам. В двух шотландских кольцах обнаружены фрагменты кубков, захоронения в урнах – в “типичных кольцах” – относятся к бронзовому веку. К. к. часто связаны с каирнами, менгирами, аллеями менгиров.
 
КАМЕРНАЯ ГРОБНИЦА (англ. chamber tomb, нем. Kammergrab), погребальное сооружение из камня, часто мегалитическое по конструкции, длительное время служившее склепом для последовательных захоронений. Термин используется также для скальных гробниц, особенно шахтокамерного типа, со сходным погребальным обрядом. К. г. строились в различных странах и относятся к различным эпохам (см. также Дольмен, Ступенчатый свод, Корт-каирн, Дюсс, Галерейная гробница, “Гробницы гигантов”, Коридорная гробница, Портальный дольмен, Толос).
 
КАРНАК (Саrnас), Морбиган, Франция. Местонахождение наиболее замечательных памятников типа аллеи менгиров. Сохранилось около 3000 менгиров, объединенных в три группы; каждая состоит из многочисленных рядов (от 10 до 13), которые заканчиваются у полукругов вертикально поставленных камней. В этой области отмечены также серии длинных каменных курганов (каирнов), перекрывающих погребальные камеры и цисты; они относятся к средненеолитическому – раннебронзовому периоду. Погребальный инвентарь включает прекрасные полированные топоры из редкого камня, жадеита и фибролита.
КЕРБ (англ. kerb), опорная стена, построенная по длине окружности каирна или кургана.
 
КЛИНОВИДНАЯ ГАЛЕРЕЙНАЯ ГРОБНИЦА (англ. wedge-shaped gallery grave, нем. Keilformige Galeriegrab), ирландская форма мегалитической камерной гробницы. Погребальная камера имеет форму галереи, слегка сужающейся вовнутрь, доступ к ней осуществляется через портал. Место захоронений отделяется плитой или каменным косяком. В некоторых гробницах стены дублируются снаружи, перед входом они соединяются с фасадом из камней, расположенным под прямым углом к оси камеры. Каменная засыпка (каирн) может иметь округлые, овальные или D-o6разные очертания, иногда – опорную стену. Наиболее ранний инвентарь представлен цилиндрическими сосудами позднего неолита, преобладает кубковая керамика. Некоторые гробницы продолжали использоваться даже в позднебронзовом веке.
 
КОРИДОРНАЯ ГРОБНИЦА (англ. passage grave, нем. Ganggrab), одна и основных категорий мегалитически камерных гробниц. Характерной чертой является круглая насыпь над погребальной камерой (часто ступенчатый свод), доступ к которой открывается через узкий входной коридор (см. Голос) конструктивно выделенный (ср. голерейные гробницы). В некоторых гробницах (но не во всех) проявляются другие черты: перисталиты вокруг кургана, дополнительные ниши в основной камере и входные дворики. В Бретани, Ирландии (Нью-Грейндж, другие гробницы культуры Бойн) и Энглси на ортостатах или камнях керба выбиты абстрактные рисунки. Известны локальные варианты основной планировки (“гробницы со входом”, “гунебед). К. г. распространены на западе, обычно в приморских районах, часто группируются в могильники. Хотя по архитектурным особенностям можно заключить, что К. г. связаны между собой и происходят из единого центра, погребальный инвентарь всегда состоит из местных типов. Это позволяет предположить распространение религиозного культа, не сопровождавшегося изменениями в населении. В Иберии К. г. относятся к медному веку (Лос-Мильярес), но дальше к северу (атлантическое побережье Франции, Западная и Северная Британия, Нидерланды, Дания и Швеция), где металл был неизвестен, – к неолиту. Происхождение К. г. до сих пор неясно, радиоуглеродный анализ позволяет датировать их в диапазоне от 3000 г. до н. э. до середины 2-го тысячелетия до н. э.
 
КОРТ-КАИРН (англ. court cairn), гробница с двориком, разновидность мегалитических камерных гробниц, встречающаяся в Юго-Западной Шотландии, а также в Северной Ирландии, отсюда альтернативное название “Клайд-Карлингфордская гробница”. Характерными чертами являются продолговатая прямоугольная или трапециевидная гробница с полукруглым, не имеющим крыши двориком с одной стороны (рис. 68). Через этот дворик открывается доступ к самой гробнице, которая обычно представляет собой галерею с двумя или более камерами, разделенными стенками и порогами. Основная форма, иногда именуемая “рогатой гробницей”, имеет несколько вариантов. Тип “клешня омара” или “замкнутый двор” предусматривает почти смыкающиеся перед гробницей крылья ограды, которые образуют двор округлых или овальных очертаний. Иногда гробница содержит несколько камер. Несколько гробниц в графстве Мейо имеют боковые камеры и могут быть причислены к трансептным галерейным гробницам. В Ирландии доминирующим обрядом является кремация, в Шотландии она встречается наряду с ингумацией. В обеих областях погребальный инвентарь позволяет датировать К.-к. ранним неолитом (после 3000 г. до н. э.), однако они использовались (если не строились) до конца неолита (около 1800 г. до н. э.). К.-к. имеют много общих черт с северн-котсволдскими гробницами в Юго-Западной Британии, а также трансептными галерейными гробницами бассейна р. Луара, но детали этих связей остаются непроясненными.
 
КОРЫТООБРАЗНЫЙ ДОЛЬМЕН , ритуально – погребальное сооружение относящиеся к категории камерных гробниц, внутренняя и внешняя части которого изготовлены из единого блока горной породы и перекрыты сверху горизонтальной плитой (см. покровная плита ). Одна из сторон К.д. чаще всего имеет амбразуру – отверстие круглой, подовальной или квадратной формы (см. плита с амбразурой ).
 
КРОМЛЕХ (англ. cromlech, нем. Steinkreis), слово валлийского происхождения, используется в широком смысле для всех категорий мегалитических камерных гробниц. В советской археологической литературе К. означает кольцо из камней вокруг кургана.
 
“КРЫТЫЕ ГАЛЕРЕИ” (франц. allee couverte), см. Галерейные гробницы.
 
КУРГАН (англ. barrow, нем. Hugelgrab), округлая или продолговатая насыпь, воздвигнутая над одним или несколькими захоронениями. Насыпь окружена рвом, захоронение могло совершаться в цистах, погребальных оградках, “домиках мертвых” или камерных гробницах. В Англии земляные (бескамерные) длинные К. принадлежат к раннему и среднему неолиту (уиндмиллхиллская культура). Длинные К. сооружались также над мегалитическими могилами типа галерейных гробниц. Большиство британских круглых К. (часто заключавших в себе кольцо из столбов) принадлежит к бронзовому веку, хотя захоронения под круглой насыпью иногда встречаются в римском, англосаксонском и норманнском периодах. Из разновидностей К. бронзового века с уэссекской культурой связаны колоколовидные, дисковидные, блюдцевидные, возможно также “вогнутые”. Чашевидные распространены шире и существуют на протяжении всего бронзового века. Русский термин К. обозначает насыпь, перекрывающую захоронение в яме, домике мертвых или катакомбе. Наиболее ранние К. появляются в 3-м тысячелетии до н. э., в медном веке Кавказа (майкопская культура), затем в южнорусских и украинских степях. После 2500 г. до н. э. влияние курганных культур проявляется на большей части Восточной, Центральной и Северной Европы. В позднем неолите и медном веке местное население заимствует новые признаки -шаровидные амфоры, шнуровую керамику, каменные боевые топоры, одомашненных лошадей и одиночные захоронения (часто посыпанные охрой) в яме или “домике мертвых” под К. Высказывалось предположение (принятое не всеми), что эти признаки были принесены пришельцами из Причерноморья, народом, распространившим в Европе индоевропейские диалекты. С начала 2-го тысячелетия до н. э. это единство распалось и возникло несколько региональных субкурганных культур (культуры одиночных погребений). Курганный обряд в России существовал дольше и, видоизменившись, практиковался в степях до исторического периода скифами, сарматами и саками (Пазырык).
 
ЛОЖНОПОРТАЛЬНЫЙ ДОЛЬМЕН , плиточный, составной или корытообразный дольмен, основной фасад которого не имеет амбразуры (см. плита с амбразурой, ложный вход), т.е. круглого или квадратного отверстия, которое, чаще всего, расположено в задней или боковых частях памятника.
 
ЛОЖНЫЙ ВХОД (англ. false entrance) , иногда связан с внешним двориком, устраивался в длинном кургане, перекрывающем гробницу в том месте, где обычно находится вход. Доступ в погребальную камеру открывается со стороны насыпи (северн-котсволдские гробницы, трансептные галерейные гробницы).
 
МЕГАЛИТЫ {англ. megalithic, нем. Steinsetzungen), сооружения из больших камней, к их числу относятся менгиры и аллеи менгиров, каменные кольца, определенные виды хенджей и различные типы камерных гробниц. Термин “мегалитическая гробница” часто применяется в более широком смысле для любого надземного склепа независимо от размеров камней, использованных при его постройке.
МЕНГИР (англ. menhir), отдельно стоящий камень, устанавливался вертикально. М. с трудом поддаются датировке, но некоторыми образцами (Ирландия и Юго-Западная Англия) отмечены захоронения, начиная с периода кубков до средне- и позднебронзового века. Предполагается, что часть бретонских М. относится к тому же или чуть более раннему времени. Некоторые камни этих территорий украшены чашевидными знаками. Другие М., несомненно, более позднего времени, камни устанавливались многими народами в самые различные периоды (см. Аллеи менгиров, Статуи-менгиры).
 
НАВЕТА (naveta), тип мегалитической камерной гробницы, известный на о. Менорка, датируется раннебронзовым веком (1800—1200 гг. до н. э.). Форма Н. напоминает перевернутую лодку, в плане выглядят как удлиненная буква “U”, крыша склепа образована ступенчатым сводом, фасад плоский или слегка вогнутый. К галерейной погребальной камере ведет коридор, иногда перед входом устанавливалась плита с амбразурой.
 
НУРАГА (nuraghe), тип башни, характеризуется циклопической кладкой, распространен на о. Сардиния с середины 2-го тысячелетия до н. э. до захвата острова Римом. Башни расширяются книзу, обычно имеют, по меньшей мере, 2 этажа. Каждый ярус представляет собой круглую комнату, иногда с боковыми помещениями, потолок образуется ступенчатым сводом. Более сложные постройки состоят из нескольких башен, дворов и перегородок, многие Н. (Барумини) окружены домами. Архитектура корсиканских торре и болеарских талайотов обнаруживает много общих признаков с Н.
 
НЬЮ-ГРЕЙНДЖ (Newgrange), одна из знаменитейших коридорных гробниц Ирландии (рис. 109), является частью могильника на берегу р. Войн в 25 милях (40,2 км) к северу от Дублина. Над погребальной камерой находится ступенчатый свод, она имеет три дополнительных помещения. На стенах камеры и коридора выдолблены различные рисунки, в т. ч. необычная тройная спираль. При раскопках обнаружено, что на внешней поверхности перекрытия находились канавки для стока воды и чашевидные знаки, до сих пор скрытые насыпью. Сама насыпь состояла из слоев камней и торфа, она была окружена опорной стеной – кербом из орнаментированных плит. По обе стороны от входа зеленые камни керба увенчаны стеной из белого кварца. На некотором расстоянии от первоначального основания насыпи расположено концентрическое кольцо из камней. В дополнительных камерах присутствовали следы кремации, щели в перекрытии коридора замазаны землей из поселения, которое найдено рядом с гробницей. Анализ угольков, содержащихся в почве, позволил датировать памятник 2500 г. до н. э. После того как строители гробниц покинули это место, и насыпь стала оплывать, здесь поселились люди, пользовавшиеся поздненеолитической керамикой и кубками.
 
ОССУАРИЙ (англ. ossuary, нем. Ossuarium), вместилище для человеческих костей, устроенное с целью погребения. К О. относятся небольшие переносные объекты для одиночного захоронения (ларнак, пифос, урна), а также пещеры или постройки для нескольких захоронений (камерная гробница, толос).
 
ПЕРИСТАЛИТ (англ. peristalith), кольцо или ограда из камней, окружает каирн или курган.
 
ПЛИТА С АМБРАЗУРОЙ (англ. porthole slab), каменная плита с круглым отверстием, часто образует вход в камерную гробницу. Иногда отверстие квадратное; известны входы в гробницу, составленные из двух плит с выемками на прилегающих сторонах.
 
ПЛИТОЧНЫЙ ДОЛЬМЕН, ритуально – погребальное сооружение относящиеся к категории камерных гробниц и сложенное, чаще всего, из четырёх вертикально поставленных плит и перекрытое пятой горизонтальной плитой ( см. покровная плита ). Одна из плит чаще всего имеет амбразуру – отверстие круглой, подовальной или квадратной формы (см. плита с амбразурой ).
ПОКРОВНАЯ ПЛИТА (англ. capstone), или глыба, положенная горизонтально и перекрывающая мегалитическую камерную гробницу (цисту, дольмен).
 
ПОРТАЛЬНЫЙ ДОЛЬМЕН (англ. portal dolmen), форма мегалитической камерной гробницы, встречается главным образом в Ирландии (рис. 126), но отдельные памятники известны в Уэльсе и Корнуолле. Прямоугольная погребальная камера обычно делается уже и ниже к задней части, доступ к ней открывается между двумя высокими плитами, образующими небольшой портик. Вход в камеру часто закрыт плитой, которая может доходить до перекрытия. Редкий погребальный инвентарь аналогичен инвентарю корт-каирнов, оба типа сооружений относятся к неолиту (примерно 3000 г. до н. э.). В архитектурном отношении П. д. родственны корт-каирнам, но какой тип является исходным пунктом развития, остается неясным. В советской археологической литературе к П. д. относятся мегалитические гробницы, имеющие дополнительные плиты, подогнанные к выступающим концам боковых плит и снабженные особым перекрытием. Передние плиты П. д. имеют отверстия различных очертаний (прямоугольные, круглые и т. д.), которые закрывались особыми каменными втулками. П. д. распространены в Прикубанье и Причерноморье.
 
СЕНЫ-УАЗЫ-МАРНЫ КУЛЬТУРА (Seine-Oise-Marne culture), или СУМ, культура финального неолита — медного века в Парижском бассейне (2400—1600 гг. до н. э.), наиболее известна мегалитическими гробницами типа галерейных, в которых погребальная камера отделяется от входа плитой с амбразурой. Аналогичные гробницы высекались в меловой местности Марны, в некоторых случаях на стенах вырезаны изображения топоров или схематизированных “богинь” (рис. 48). В инвентаре выделяются поперечнолезвийные наконечники стрел, роговые муфты, грубые плоскодонные сосуды цилиндрической формы. Благодаря торговле в регион попадали медь, каллаит, кремень из Гран-Прессиньи. Культура СУМ, по-видимому, имеет сложное происхождение, некоторые её элементы встречаются в других культурах за пределами региона. Тип мегалитических гробниц СУМ распространен от Бретани до Бельгии, Вестфалии, Швеции, сходная грубая керамика встречается в Бретани, Западной Франции (около 2600 г. до н. э.), Швейцарии (горгепская культура) и Дании.
 
СКАЛЬНАЯ ГРОБНИЦА (англ. rock-cut tomb), камерная гробница, высеченная в скале.
 
СОСТАВНОЙ ДОЛЬМЕН, ритуально – погребальное сооружение относящиеся к категории камерных гробниц, одна или более конструктивных деталей которого состоят из отдельных блоков и перекрыты сверху горизонтальной плитой (см. покровная плита ). Одна из сторон С.д. чаще всего имеет амбразуру – отверстие круглой, овальной или квадратной формы (см. плита с амбразурой ).
 
СТАТУЯ-МЕНГИР (англ. statue menhir), плита или колонна, на которой вырезаны, часто схематически, признаки человеческой фигуры, иногда включающие детали одежды или оружия. В Европе встречено множество локальных групп, которые могли быть независимы друг от друга и, хотя датировка затруднительна, в большинстве относились к позднему неолиту и эпохе раннего металла. Основная часть памятников сосредоточена в Южной и Западной Франции, на Корсике (Филитоза) и в Италии (Апулия и Северо-Западная Тоскана), на границе со Швейцарией и Австрией. В Северной Италии также имеется более поздняя группа С.-м., воздвигнутых лигурийскими народами в железном веке.
 
СТЕЛА (stela), каменная колонна или вертикально поставленная плита, часто украшенная резьбой или надписями.
 
СТОНХЕНДЖ (Stonehenge), наиболее знаменитый британский хендж, уникальный в архитектурном отношении, расположен близ Эмсбюри (Уилтшир), в центре равнины Солсбери, окружен целым комплексом курганных могильников и ритуальных памятников.
 
СТУПЕНЧАТЫЙ СВОД (англ. corbelling, нем. Kraggewolbe), техника перекрытия каменных сооружений. В верхней части стен каждый следующий ряд плит или камней отступает от края, пока очередные ряды не сомкнутся или не останется небольшое пространство для покровной плиты (см. Толос). Тот же метод употребляется в “ложных сводах” или склепах, например в архитектуре майя.
 
ТОЛОС (tholos), камера в форме улья, строилась из камня и перекрывалась ступенчатым сводом. В археологии Эгейского бассейна термин употребляется для гробниц аналогичной формы (например, сокровищница Атрея в Микенах), кроме того, так называются погребальные камеры некоторых коридорных гробниц сходной планировки и конструкции (нурага, сесе, талайот).
 
ТРАНСЕПТНАЯ ГАЛЕРЕЙНАЯ ГРОБНИЦА (англ. transepted gallery grave, нем. Galeriegrab mil Querschiff), вариант мегалитической галерейкой гробницы, в которой боковые камеры, или трансепты, открываются из основной погребальной камеры. Такие гробницы встречаются только в трех областях: устье р. Луара во Франции, Бристольском канале (северн-котсволдские гробницы, Вест Кеннет) и Северо-Западной Ирландии (корт-каирн). Три группы гробниц каким-то образом связаны между собой, все они группируются вокруг западных морских путей, связывающих атлантическое побережье Франции с Британскими о-вами.
 
ТРИЛИТ (trilithon), сооружение, состоящее из двух вертикально поставленных камней и третьего, положенного сверху в качестве перемычки. Т. входят в число элементов Стонхенджа.
 
ФИКТИВНАЯ ПРОБКА, представляет собой выпуклость на ложном фасаде дольмена (см. ложнопортальный дольмен ) имитирующую реальную пробку (втулку) дольмена, зачастую рельефно оформленую.
 
ХЕНДЖ (англ. henge), вид ритуальных памятников, встречающийся только на Британских о-вах (рис. 190). X. состоит из округлого пространства — от 150 до 1700 футов (от 45,7 до 518,16м) в поперечнике, — ограниченного рвом, с внешней стороны которого насыпан вал. X. I типа имеют единственный вход в земляных сооружениях, тогда как у X. II типа – два входа, один напротив другого. Многие X. имеют дополнительные черты, такие, как погребения, ямы, кольца из вертикально поставленных камней (Эвбюри, Стонхендж), столбы (Даррингтон Уоллз, Вудхендж). X. обычно связаны с поздненеолитической керамикой типа Райнио-Клэктон, Пи-терборо и кубков, датируемой временем после 2000 г.до н. э. Некоторые вторичные постройки Стонхенджа относятся к раннебронзовому веку (см. Уэссексская культура).
 
ХТОНИЧЕСКИЙ (англ. chthonic) принадлежащий к подземному миру.
 
ЦИСТА (лат. cista), каменный ящик для захоронения, состоящий из тонких плит.
 
ЧАШЕВИДНЫЙ ЗНАК (англ. сuр mark, cup-and-ring mark, нем. Schalcher), вырезанное в камне чашевидное углубление, часто окруженное концентрическими кругами, которые в свою очередь могут быть разделены радиальными линиями. Такой орнамент встречается на природных валунах в нагорной Британии, на менгирах, плитах цист культуры фуд вессел, часто в комплексе с каменными кольцами. Классические Ч. з. принадлежат к бронзовому веку, но встречаются на коридорных гробницах (например, Клэйва), а также в Нью-Грейндже, где аналогичная резьба находит параллели в Северо-Западной Испании.
 
ЭВБЮРИ (Аvеburу), один из самых замечательных британских хенджей, расположен в 5 милях (8,1 км) к западу от Марлборо (Уилтшир). Представляет собой одну из крупнейших ритуальных построек в Европе. Площадь Э. около 28,5 акра (11,5 га), окружен рвом и внешней насыпью, в которых имеется четыре входа, расположенных симметрично. Вдоль внутреннего края рва установлен ряд плит из песчаника, в центральной части памятника имеются два кольца из камней, каждое чуть больше 300 футов (91,4 м) в диаметре. Северное кольцо содержит кладку из трех больших камней, в плане напоминающую букву “U”, кладка имеется также и в южном кольце. На дне рва обнаружены фрагменты неолитической керамики типов Уиндмиллхилл, Питерборо, Райнио-Клэктон, а в заполнении фрагменты южнобританских кубков (с длинным горлом) и керамики бронзового века. У южного входа в хендж начинается Кеннет-Авеню, аллея менгиров, состоящая из двух параллельных рядов камней и протянувшаяся при ширине 50 футов (15,2 м) на 1,5 мили (2,4 км), заканчивается у ритуальной постройки (т. н. “святилища”) на Овертон-Хилле. Все эти памятники одновременны и образуют единый архитектурный комплекс. У снования некоторых камней раскопаны погребения, сопровождавшиеся кубками и керамикой типа Райнио-Клэктон. Недалеко от южного конца аллеи обнаружено поселение с неолитической и кубковой керамикой. “Святилище” имело сложную историю с несколькими этапами перестройки; относится к тому же периоду.

Автор – Уваров Ю.Р. Все права защищены. Перепечатка с согласия Автора. 
 

Также можно ознакомится с каменными ящиками и менгирами, обнаруженными на территории Крыма:  

Скельские менгиры

Таврские ящики в Верхней Массандре

Таврские ящики Таш – Кой над Байдарской долиной

На руинах деревни Стилия

Бахчисарайский Менгир

Ваш отзыв

Statistical data collected by Statpress SEOlution (blogcraft).